Литература 9 класс - Планы-конспекты для 105 уроков - Галина Фефилова 2016

Русская лирика XX века
Итоговый урок. В ожидании новой встречи с искусством слова

    Цели: выявить уровень литературного развития, читательские интересы, литературный кругозор обучающихся на конец учебного года; систематизировать и обобщить полученные теоретические знания; расширять и углублять предметную компетенцию учащихся; воспитывать эстетический вкус и творческие способности.

    Оборудование: учебник, раздаточный материал, выставка произведений, изученных в 9-м классе, иллюстративный материал по теме урока.

Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков.

Прогнозируемые результаты: учащиеся знают содержание и героев прочитанных произведений; понимают роль изобразительно-выразительных средств в произведениях, отношение авторов к изображаемому, пафос произведений; умеют пересказывать сюжеты и отдельные эпизоды произведений, строить развернутые высказывания на основе прочитанного, аргументировать свою точку зрения; классифицируют основные этапы развития русской классической литературы, эволюцию литературных направлений и жанров; участвуют в беседе, привлекая знания, приобретённые в 9-м классе.

Идущий в дороге и скучающий в одиночестве пусть возьмёт себе в спутники книгу — нет спутника лучше её,

болеющий и страдающий пусть берёт себе в помощь книгу — в мире нет лекарства её сильнее.

Древняя восточная мудрость

Ход урока

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Заслушивание нескольких творческих работ (см. домашнее задание предыдущего урока)

III. Мотивация учебной деятельности

Учитель. Книги. Тихий шелест бумаги, напоминающий шёпот ветра, аромат книжных страниц, соединяющий в себе нотки древесины, краски и прикосновений человека. Маленькие чёрные буковки, словно бисер, рассыпанные по белому небу страниц. В этих буквах — вечность.

Что значат книги для человека? Ответить на этот вопрос гораздо сложнее, чем представляется на первый взгляд, ведь людей вокруг так много и невозможно заглянуть в их головы, чтобы прочесть их мысли. Но можно попробовать.

Кто-то ищет в книгах знания, как, например, тот седеющий мужчина в очках, который сидит на соседнем с тобой сидении автобуса. Его проницательные блёкло-голубые глаза запоминают каждый новый психологический термин, который попадается ему в книге. Книги, которые он читает, не имеют ярких, кричащих обложек, но в них содержится точная информация о количестве населяющих планету людей, о привычках австралийских опоссумов или о том, из каких деталей состоит двигатель машины. С таким же упоением внук этого седеющего мужчины в этот же самый момент читает дома учебник по истории, с жадностью запоминая всё, что происходило в прошлые века, когда его ещё и в помине не было.

А вон там, в углу, сидит милая девушка с каштановыми волосами и отрешёнными серыми глазами. Она читает постоянно. Куда бы она ни направлялась, она берёт с собой книгу. Читает она много и любит разные жанры. Она не обращает внимания на обложку, лишь бы написано было увлекательно и со смыслом. Она — книжная путешественница. Человек, который проживает сотни жизней в сотнях миров. Она мечтатель, словно Питер Пен в юбке, который не хочет взрослеть и не признаёт жёстких реалий.

Так какую же роль играет литература в жизни человека? Вы ещё не поняли? Самую главную роль. Книжные страницы хранят знания, мечты, секреты, тайны, иллюзии. Книги помогают понять себя и понять мир вокруг. Книги связывают нас с прошлым, предвидят будущее и делают лучше настоящее.

Книги — бумажные двери в огромные новые миры, которые умещаются на маленькой книжной полке. (Обращение к эпиграфу урока.)

IV. Работа над темой урока

    1. Вводно-ориентировочная беседа: выявление уровня читательского развития

• Что нового вы почерпнули для себя из курса литературы 9-го класса? Являются ли актуальными и сегодня проблемы, поднятые в художественных произведениях, которые вы прочитали в этом учебном году?

    • Какие из произведений запомнились вам больше всего и почему? Повлияли ли уроки литературы на ваши читательские интересы?

    • Расскажите, какие вечные образы предстали перед вами благодаря страницам учебника.

    • Расскажите о роли книги и художественной литературы в вашей жизни.

    • Выскажите своё мнение о том, что может сегодня повлиять на формирование читателя XXI в. Помогали ли вам в этом задания под рубрикой «Умники и умницы»?

2. Теоретическая разминка

    • Дайте определение следующих понятий: «мировая литература»; «историко-литературный процесс», «сонет», «ода», «высокая комедия», «вечные образы», «романтичсская поэма», «мотив».

    • Укажите эпохи (или столетия), к которым относятся следующие произведения: «Недоросль» Д. И. Фонвизина, «Гамлет» У. Шекспира, «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина, «Светлана» В. А. Жуковского, «Евгений Онегин» А. С. Пушкина, «Фауст» И. В. Гёте, «Мёртвые души» Н. В. Гоголя, «Божественная комедия» Данте.

    • Представителями каких литературно-художественных направлений являются И. С. Тургенев, Ж.-Б. Мольер, В. А. Жуковский, Дж. Г. Байрон, А. С. Пушкин?

3. «Практикум начинающего литературоведа» (работа в группах по вариантам)

1-й вариант

    • Определите литературную эпоху по перечню её признаков.

    1) Вера в человеческий разум и социальный прогресс; задача просвещения и воспитания общественного мнения с целью его подготовки к преобразованию действительности; содействие распространению научных знаний и передовых идей.

    2) Утверждение христианского вероучения; представление о том, что мир — это книга, написанная перстом Божьим; жизнь — напряжённая борьба двух высших сил — воли Бога, желающего человеку блага, и воли дьявола, стремящегося человека погубить; человеческая судьба — результат Божьего промысла; развитие религиозных жанров в литературе.

    3) Мифологический фундамент культуры, повышенное внимание к материальному миру, созерцательно-философская направленность, попытки осмыслить общие законы бытия и гармонию мироздания; представление о человеке как о «мере всех вещей».

    4) Мировоззренческий переворот, обусловленный возрождением широкого интереса деятелей культуры к наследию античности и увенчавшийся открытием ценности земного человека и его земной жизни; утверждение гуманистической системы представлений, основанной на ценности прав и свобод личности.

    5) Двойственное отношение к научно-техническому прогрессу и историческим потрясениям; кризис гуманистической системы ценностей; смелые художественные эксперименты и новации; стремление сохранить преемственную связь с культурным наследием прошлого.

    2-й вариант

    • Определите литературно-художественное направление по перечню его признаков.

    1) Ориентация на античное искусство как на образец; принципы «подражания природе», соблюдения чувства меры, стремления к гармонии; свод законов и правил, регулирующих художественное творчество; чёткое разделение жанров, тем и стилей; расцвет жанров оды, трагедии, комедии; правило «трёх единств».

    2) «Культ чувств», противопоставляемый «культу разума»: исследование мира «чувствительного» и «чувствующего» человека; отказ от жёстких норм и правил литературного творчества; развитие жанров дневниковых и путевых записок, романа в письмах, воспоминаний.

    3) Причудливое сочетание «несочетаемых» элементов, например, античных и христианских мотивов, реалистических и фантастических образов, загадочных метафор и натуралистических деталей; усложнение художественной формы и затемнение смысла художественного изображения; мотивы власти судьбы, непрочности и иллюзорности мира, быстротечности и хрупкости жизни, ничтожности деяний и порывов человека.

    4) Остро критическое и жизненно достоверное изображение социальной действительности; анализ общественной жизни и внутреннего мира человека; воплощение в героях не только индивидуальных характеров, но и типичных чёрт; создание галереи социально-психологических типов; подробные описания повседневной жизни.

    5) Конфликт незаурядной личности, одержимой тоской по идеалу, с миром, в котором этот идеал невоплотим; изображение ситуаций бунта героя против действительности или бегства героя в царство мечты, фантазии и красоты (природы, поэзии, одухотворённой любви): персонажи, наделённые «неистовыми» страстями, стремлением к внутренней свободе, тягой ко всему необычному — героическому, таинственному, фантастическому, экзотическому.

    4. «Умники и умницы» (работа в парах)

    • Обсудите следующие высказывания известных русских литераторов и объясните, о каких принципах романтизма (А) и реализма (Б) в них идёт речь.

    1) «Романтизм есть не что иное, как внутренний мир души человека, сокровенная жизнь его сердца... Сфера его — вся задушевная жизнь человека, та таинственная почва души и сердца, откуда поднимаются все неопределённые стремления к лучшему и возвышенному, стараясь находить удовлетворение в идеалах, творимых фантазией» (В. Г. Белинский).

    2) «[Нужно] стараться не только уловить жизнь во всех её проявлениях, но и понимать её, понимать те законы, по которым она движется и которые не всегда выступают наружу; нужно сквозь игру случайностей добраться до типов — и со всем тем всегда оставаться верным правде, не довольствоваться поверхностным изучением, чуждаться эффектов и фальши» (И. С. Тургенев).

    5. «Играя — обучаемся!»

    • Узнайте автора по штрихам его портрета.

    Этот автор...

    • всю жизнь мечтал о славе автора трагедий, а прославился своими комедиями;

    • в своей поэзии под видом прославления главы государства поучал монархов, как надлежит править страной;

    • впервые ввёл в драму второго актёра;

    • будучи английским лордом и пэром, отправился воевать за свободу греческого народа, где его настигла смерть;

    • опираясь на личный опыт, изображал в своих произведениях Вторую мировую войну с точки зрения побеждённых;

    • вошёл в историю мировой поэзии как вдохновенный певец прекрасной донны Лауры;

    • считается первым посланником русской литературы в Европе;

    • вступил в полемику с императрицей на страницах популярного журнала и, победив в ней, попал в немилость;

    • был создателем серии томов первой основательной истории Российского государства и инициатором реформы русского литературного языка, имевшей своей целью максимальное его приближение к повседневной речи.

6. «В творческой мастерской» (работа в группах)

    • На основе изученных в 9-м классе прозаических произведений подготовьте творческий проект-презентацию «Русская проза XIX века». Предложите иллюстрации для данного проекта.

    • На основе изученных в 9-м классе стихотворений подготовьте творческий проект-презентацию «Мир поэтической души». Предложите иллюстрации для данного проекта.

    • Подготовьте рекламный проект на одно из прочитанных в этом учебном году произведений. Обоснуйте свой выбор.

    • Подготовьте инсценировку отрывка одной из пьес, изученных в 9-м классе. Презентация результатов работы

7. Мини-дискуссия

    • Поделитесь своими мыслями на тему «В ожидании новой встречи с искусством слова...».

    • Чего вы ждёте от уроков литературы в следующем учебном году?

V. Подведение итогов урока

Обобщающее слово учителя

— А. С. Пушкин говорил, что писателя следует судить лишь по законам, им самим над собою признанным. Осуществление этих законов в основном и совершается в форме развития литературных (художественных) направлений. И наша с вами задача на уроках литературы — познавать эти законы, их изменчивость, а не постоянство. Гибкость читательского восприятия и умение получать благодаря ему максимум эстетического наслаждения — это и есть культура чтения. А культуру нельзя знать, можно только иметь. Точно так же и литературу: читая, вы приобретаете определённый опыт, он уже ваш, и никто не может его у вас его отнять.

Обычно думают, что чтение доступно всякому грамотному. Но, к сожалению, это совсем не так. Почему? Потому что настоящий читатель отдаёт книге своё свободное время, все свои душевные способности и своё умение вызывать в себе ту верную духовную установку, которая необходима для понимания этой книги. Настоящее чтение не сводится к бегу напечатанных слов через сознание; оно требует сосредоточенного внимания и твёрдого желания верно услышать голос автора. Одного рассудка и пустого воображения для чтения недостаточно. Надо чувствовать сердцем и созерцать из сердца, в нежном лирическом стихотворении надо внять всем вздохам, взглянуть во все глуби и дали, а великая идея может потребовать не более и не менее как всего человека.

Читать — значит искать и находить: ибо читатель как бы отыскивает скрытый писателем духовный клад, желая найти его во всей полноте и присвоить себе. Это есть творческий процесс, ибо воспроизводить — значит творить. Это есть борьба за духовную встречу.

До новых встреч в мире Литературы!