Литература 9 класс - Планы-конспекты для 105 уроков - Галина Фефилова 2016

Русская литература первой половины ХХ века
Василий Андреевич Жуковский
Романтизм в русской литературе. В. А. Жуковский: жизнь, творчество (обзор). Элегия Море

    Цели: углубить у учащихся понятие о романтизме; ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В. А. Жуковского, со своеобразным художественным миром поэта: тончайшим психологизмом, неудовлетворённостью действительностью, элегической грустью, мечтательностью; развивать умение проникать в мир чувств лирического героя; совершенствовать навыки выразительного чтения, анализа поэтического текста; способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся.

    Оборудование: портрет В. А. Жуковского работы О. А. Кипренского, аудиозапись оперы П. И. Чайковского «Пиковая дама», тексты стихотворений, иллюстративный материал по теме урока.

    Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

    Прогнозируемые результаты: учащиеся знают основные факты жизни и творчества В. А. Жуковского; раскрывают своеобразие его поэтического мира; на примере анализа поэтического текста показывают особенности художественных средств, способствующих раскрытию авторского замысла.

Без Жуковского мы не имели бы Пушкина...

Без Жуковского Пушкин был бы невозможен и не был бы понят.

В. Г. Белинский

Ход урока

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Заслушивание нескольких творческих работ (см. домашнее задание предыдущего урока)

III. Мотивация учебной деятельности

Учитель. Его называли первым русским романтиком. Пушкин считал его своим учителем и другом. Он сделал много доброго для своих современников. Велик его вклад в русскую литературу. (Обращение к эпиграфу урока.) Нам с вами скоро предстоит открыть великую книгу с названием «А. С. Пушкин». И мы не сможем по-настоящему понять его творчество, если не познакомимся с человеческой и литературной судьбой его предшественника и современника — В. А. Жуковского.

Певец и поэт В. С. Высоцкий однажды, отвечая на вопрос, что такое, по его мнению, счастье, сказал: «Счастье — это путешествие. Необязательно с переменой мест. Путешествие может быть в душу другого человека — в мир писателя, поэта». И мы сейчас с вами совершим путешествие в мир В. А. Жуковского. О своём раннем творчестве поэт писал:

...для меня в то время было:

Жизнь и поэзия — одно.

Эти слова с полным правом можно отнести ко всей поэзии Жуковского. Значит, чтобы понять стихи поэта, нужно познакомиться с его жизнью.

IV. Работа над темой урока

1. Объяснение учителя (устный журнал с прослушиванием музыкальных фрагментов, показом иллюстративного материала)

— Начнём мы наше заочное путешествие с села Мишенского, что находилось неподалёку от города Тулы, где в 1783 г. родился Василий Андреевич Жуковский. Отцом его был богатый помещик Афанасий Бунин, матерью — пленная турчанка. Мальчик получил фамилию своего крёстного отца Жуковского, бедного дворянина, который жил в усадьбе из милости. Горечь своего положения будущий поэт начал осознавать рано. «Я не был оставлен, брошен, имел угол, — вспоминал впоследствии Жуковский, — но не был любим никем, не чувствовал ничьей любви». Он получил хорошее образование, знал несколько иностранных языков, увлекался литературой, с благоговением читал сочинения Н. М. Карамзина.

С очень серьёзными нравственными требованиями к себе вступал в жизнь молодой поэт. Его понимание долга поэта — возвышая собственную душу, сделать всё, чтобы помочь другим понять драгоценность свободы, унизительность рабства, помочь сделаться человеком.

Первые стихотворения Жуковского были посвящены родной природе, которую поэт любил и тонко чувствовал. Давайте посмотрим несколько рисунков Жуковского (он был не только поэтом, но и талантливым художником), изображающих его родные тульские места.

Ознакомление с копиями рисунков Жуковского (размещены на доске)

Учитель. В стихах Жуковского прекрасная русская природа живёт своей особой жизнью, постоянно меняясь. Современники, зачитывавшиеся стихотворениями поэта, упивались, как тогда говорили, их сладкозвучием, музыкой стиха. Стихи Жуковского как будто просились быть положенными на музыку, и русские композиторы XIX в. нередко обращались к стихам поэта. Пётр Ильич Чайковский, создавая оперу «Пиковая дама», включил в неё дуэт Лизы и Полины, слова которого являются отрывком элегии Жуковского «Вечер».

Прослушивание фрагмента «Вечер» из оперы П. И. Чайковского «Пиковая дама»

Учитель. Прекрасная и чуть грустная мелодия. Грустна и любовная лирика поэта. А причина тому — сильная, разделённая любовь. Жуковский полюбил Машу Протасову (обратите внимание на рисунок поэта), которая была его родственницей. Чувство это было взаимным. Но мать девушки не хотела, чтобы мужем дочери стал Жуковский, не занимавший высокого положения в обществе. Мечты и надежды поэта были разрушены. Только в стихах он мог выразить и любовь, и своё горе: вскоре после замужества Маша Протасова умерла.

Всё большую известность приобретает Жуковский как поэт и переводчик. В дневнике его появляется запись: «Итак, цель моей жизни должна быть деятельность, но такая деятельность, которая мне возможна: деятельность в литературе». Он становится редактором одного из лучших журналов, где помещает свои статьи, стихи и переводы, лучшие произведения своих современников. Патриотический подъём 1812 г. заставляет его идти в ополчение.

Итак, и воин, и борец. Миролюбивый по природе, только что издавший свою знаменитую «Светлану», Жуковский в 1812 г., после вторжения Наполеона в Россию, счёл своим долгом вступить в ряды защитников Родины. Он был зачислен добровольцем в московское ополчение. «А записался под знамёна потому, что в это время всякому должно было быть военным», — пишет Жуковский Александру Тургеневу.

После Бородинской битвы Жуковский переведён в штабную канцелярию Кутузова. Он составлял сводки о военных действиях и продолжал поэтическое творчество. Обогащённый впечатлениями, Жуковский перестраивает свою мечтательную лиру на военный лад. Военные стихи Жуковского волнуют соотечественников, которые только что отстояли свободу и независимость Отечества, так же, как волновали бессмертные строки лермонтовского «Бородина», написанного годы спустя. В таком военном и патриотическом настроении создаётся стихотворение «Певец во стане русских воинов» (1812).

    2. Аналитическая работа с текстом стихотворения «Певец во стане русских воинов»

а) Комментарий учителя

— Певец, находящийся в стане русских воинов, провозглашает славу русскому воинству, солдатам и командирам, всему народу, победившему врага.

Завершился кровавый бой, а завтра будет новый, но, пока «на поле бранном тишина», певец пытается вдохновить воинов на новую битву, подбодрить их и вселить уверенность в победе, для чего вспоминает русскую историю с древнейших времён.

    б) Выразительное чтение заранее подготовленными учащимися отрывков (по выбору учителя) из стихотворения «Певец во стане русских воинов»

в) Беседа

    • Что вы знаете о князе Святославе, Дмитрии Донском, Петре I, Суворове?

    • Какие особенности характера каждого из них поэт называет, какие заслуги отмечает?

    • Обратимся к строфам, объединённым темой Родины. Озаглавим их: «Отчизне кубок сей, друзья!».

    • «Хвала тебе, наш бодрый вождь, // Герой под сединами!» Как вы догадались, что речь идёт о М. И. Кутузове?

    • «Хвала сподвижникам-вождям!» Как рисуются образы полководцев в стихотворении?

    • «Вождям, сражённым в бое...» Кого из павших в боях называет певец и что говорит о каждом их них?

    • Что говорит певец о врагах, их предводителе и необходимости мщения?

    • Какой приём использует В. А. Жуковский, чтобы показать, что воины понимают певца и согласны с ним? Какие мысли певца они повторяют?

    • «Обетам — вечность; чести — честь.» Можно ли сказать, что в этой строфе сформулированы нравственные принципы, объединяющие певца и воина?

    • Почему это стихотворение было горячо принято русскими читателями разных сословий? Какие национальные чувства и идеи удалось уловить Жуковскому и суметь их выразить в своём стихотворении?

г) Обобщение учителя

— Жуковский не только воздаёт славу предкам и современникам за их ратный подвиг, но затрагивает и ряд других тем, свойственных его творчеству в целом. Его речь звучит афористично, когда он пишет о высоких человеческих идеалах, о любви, чести, дружбе, правде, сострадании:

Обетам — вечность; чести — честь;

Покорность — правой власти.

Неправде — грозный правды глас;

Заслуге — воздаянье...

В этих строках изложен своеобразный моральный кодекс гражданина, патриота и борца.

3. Продолжение рассказа учителя (устный журнал)

— А теперь перенесёмся мысленно в Петербург и Царское Село, где в 1815 г. произошла встреча Жуковского с Пушкиным. Пушкин тогда ещё учился в Царскосельском лицее, но стихи его уже появлялись в журналах. Талантливый поэт Жуковский заметил юное дарование. И вот он в лицее. Пушкину было 16 лет. Жуковскому — вдвое больше. Посмотрите на гравюру с портрета Жуковского кисти художника-романтика О. А. Кипренского. (Обращение к портрету, размещённому на доске.) Примерно таким увидел Жуковского юный Пушкин: высокий, худой, тёмноглазый, с чёрными длинными волосами, небрежно рассыпанными по высокому лбу, он даже внешне напоминал романтического героя своих стихов — задумчивого, мечтательного, меланхоличного.

Не раз с тех пор приезжал Жуковский в Царское Село, привозил из Петербурга книги и журналы, рассказывал о писателях, общественных деятелях, ненавязчиво вводил юного поэта в атмосферу литературных споров, борьбы. И окончивший лицей Пушкин сразу становится полноправным участником литературной жизни столицы, членом литературного общества «Арзамас». «Арзамас» во главе с Жуковским сделал большое дело: открыл путь следующему поколению литераторов — Пушкину и его школе.

Элегия, песня, романс, баллада, дружеское послание — основные жанры поэзии Жуковского.

Всё, что создаёт Жуковский, проникнуто особыми романтическими мотивами, в которых находят отражение чувства, мысли, настроения, переживания его лирического героя. Их можно выделить и в балладах, и в любовной лирике, но, пожалуй, наиболее отчётливо эти романтические мотивы проявляются в пейзажной лирике, к которой относятся стихотворения «Вечер» (1806) и «Море» (1822).

4. Аналитическая работа с текстом элегии В. А. Жуковского «Море»

а) Комментарий учителя

— Всё стихотворение «Море» пронизано мотивом противоречия между идеалом и действительностью, их несоединимости. Оно насыщено романтическими темами, образами, настроениями, мотивами. Для романтика мир природы — это ещё и тайна, которую он пытается разгадать. Есть ли такая тайна в этом стихотворении Жуковского? Чтобы ответить на вопрос, надо проследить, как развиваются художественные образы, созданные здесь поэтом, как переплетаются разнообразные мотивы.

    б) Выразительное чтение стихотворения наизусть заранее подготовленным учащимся

в) Беседа

    • Чем очаровывает лирического героя стихотворения картина морской стихии? Какую скрытую сторону он открывает в этой картине?

    • Определите антитезу, на основе которой в стихотворении строится образ моря?

    • Выпишите в тетрадь цитаты, иллюстрирующие разные состояния моря. Прокомментируйте свои записи.

    • Раскройте символический смысл связи моря и неба, над которой размышляет лирический герой. В каких строках образ моря очеловечивается?

    • Охарактеризуйте цветовую гамму, используемую поэтом в этом стихотворении.

    • Чем представленный в стихотворении образ моря родствен романтической душе?

г) Обобщение учителя

— В этом стихотворении мы увидели черты, свойственные романтизму: неудовлетворённость действительностью, стремление к мечте, идеалу, близость героя и автора, красоту, выразительность языка, обилие эпитетов и метафор, передающих внутреннее состояние героя. Всё это было новым в русской литературе первой четверти XIX в. Всё это открыл ей В. А. Жуковский.

V. Подведение итогов урока

Заключительное слово учителя

— Итак, не только утончённый лирик, придворный деятель, литературный теоретик, не только певец слёз и печали. Но мужественный воин, блестящий знаток русского языка, гуманист, эрудит (более 15 лет был воспитателем наследника престола — будущего царя Александра II, при этом сохранив независимость взглядов, чувство собственного достоинства и чести); благодаря влиянию при дворе Жуковский неоднократно добивался смягчения участи деятелей передового общественного движения — А. С. Пушкина, декабристов, М. Ю. Лермонтова, А. И. Герцена, содействовал освобождению из крепостной неволи Т. Г. Шевченко.

По мнению В. Г. Белинского, Жуковский дал русской поэзии «душу и сердце». Хочется ещё раз напомнить проникновенную надпись Пушкина, адресованную непобеждённому учителю:

Его стихов пленительная сладость

Пройдёт веков завистливую даль,

И, внемля им, вздохнёт о славе младость,

Утешится безмолвная печаль

И резвая задумается радость.

VI. Домашнее задание

    1. Ознакомиться с текстом баллады В. А. Жуковского «Светлана».

    2. Творческое задание (по выбору учащихся). Написать сочинение-эссе (миниатюру) «“Его стихов пленительная сладость...” (Лирический герой поэзии В. А. Жуковского)».