Литература 9 класс - Планы-конспекты для 105 уроков - Галина Фефилова 2016

Русская литература первой половины ХХ века
Александр Сергеевич Грибоедов
Человек необыкновенный (А. С. Пушкин). Жизнь, судьба, творчество А. С. Грибоедова

    Цели: ознакомить учащихся с личностью, трагической судьбой и творчеством А. С. Грибоедова; раскрыть процесс духовного становления личности А. С. Грибоедова, его нравственные и общественные идеалы; развивать умение составлять хронологическую таблицу на основе биографических сведений о писателе; расширять и углублять предметную компетенцию учащихся; формировать активную жизненную позицию.

    Оборудование: учебник, запись на доске, музыкальный и иллюстративный материал по теме урока.

     Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

    Прогнозируемые результаты: учащиеся знают о личности, трагической судьбе и творчестве А. С. Грибоедова; раскрывают процесс духовного становления личности А. С. Грибоедова, его нравственные и общественные идеалы; составляют хронологическую таблицу на основе биографических сведений о писателе; участвуют в беседе.

Ход урока

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

1. Выполнение интерактивного упражнения «Займите позицию!»

Учитель. «Неизвестный Жуковский...». Казалось бы, по меньшей мере странно называть неизвестным одного из столпов литературы XIX в., основателя русского романтизма, которого сам Пушкин считал своим учителем. Но Василий Андреевич Жуковский современному читателю практически неизвестен. Перед вами — афоризмы Жуковского (запись на доске). Выберите высказывание, которое вам ближе и понятней, прокомментируйте его. Итак, займите позицию! (По каждому высказыванию — комментарии 2 — 3 учащихся.)

Афоризмы В. А. Жуковского

    • Кто втёрся в чин лисой, тот в чине будет волком.

    • При мысли великой, что я человек, всегда возвышаюсь душою.

    • Глупые мысли бывают у всякого, только умный их не высказывает.

    • Человек таков, каково его представление о счастье.

    • Всем людям свойственно грешить. Различие между людьми бывает в степени угрызений совести после греха.

2. Заслушивание нескольких творческих работ (см. домашнее задание предыдущего урока)

III. Мотивация учебной деятельности

Учитель. Говорят, талантливый человек талантлив во всём. Именно к Грибоедову это высказывание подходит как нельзя лучше. Умница, блестящий дипломат, поэт, драматург — он был ещё и прекрасным музыкантом-пианистом. Некоторые из вас, возможно, помнят «Вальс Грибоедова», который играют до сих пор. И хотя Грибоедов написал много музыкальных произведений, наиболее известны два вальса. Но это ведь тоже немало, согласитесь.

Прослушивание аудиозаписи вальса А. С. Грибоедова

У каждого человека своя, особенная судьба. Одним суждено пройти жизненный путь спокойно и уверенно, без каких-либо потрясений, срывов, волнений. Другим — пережить множество испытаний. Сама жизнь Александра Сергеевича Грибоедова напоминала роман — с приключениями, с острыми сюжетными поворотами, с загадочными страницами. Нам сложно сейчас представить, что можно в 11 лет поступить в Московский государственный университет, да ещё окончить три факультета, один из которых (философский) закончить через два года, стать автором многих научных трудов, владеть французским, немецким, английским, итальянским языками, самостоятельно изучить латынь и греческий, а впоследствии и персидский, арабский, турецкий, не защитить диссертацию только по причине войны с Наполеоном и ходом его войск в Москву, служить в гусарском полку, жить настоящей гусарской жизнью — кутить, озорничать. И это всё — о Грибоедове!

Давайте познакомимся с основными вехами жизни и творчества великого русского писателя и дипломата, чтобы попытаться разрешить хотя бы часть тех загадок, которые порождают всё новые и новые недоразумения вокруг имени Александра Сергеевича Грибоедова.

IV. Работа над темой урока

1. Вступительное слово учителя (с элементами беседы)

— «Я познакомился с Грибоедовым в 1818 г. Его меланхолический характер, его озлоблённый ум, его добродушие, самые слабости и пороки, неизбежные спутники человечества, — всё в нём было необыкновенно привлекательно. Рождённый с честолюбием, равным его дарованиям, долго был он опутан сетями мелочных нужд и неизвестности. Способности человека государственного оставались без употребления; талант поэта был не признан. Несколько друзей знали ему цену и видели улыбку недоверчивости, эту глупую, несносную улыбку, когда случалось им говорить о нём как о человеке необыкновенном...

Он простился с Петербургом и с праздной рассеянностью, уехал в Грузию, где провёл восемь лет в уединённых неусыпных занятиях. Возвращение его в Москву в 1824 г. было переворотом в его судьбе и началом беспрерывных успехов. Его рукописная комедия «Горе от ума» произвела неописанное действие и вдруг поставила его наряду с первыми нашими поэтами. Не знаю ничего завиднее последних годов бурной его жизни. Самая смерть, постигшая его посреди смелого, неравного боя, не имела для Грибоедова ничего ужасного, ничего томительного. Она была мгновенна и прекрасна.

Как жаль, что Грибоедов не оставил своих записок! Написать его биографию было бы делом его друзей; но замечательные люди исчезают у нас, не оставляя по себе следов».

(А. С. Пушкин «Путешествие в Арзрум»)

    • Какие черты человека и поэта отмечает А. С. Пушкин в А. С. Грибоедове?

    • Что, по-вашему, означает фраза А. С. Пушкина: «…но замечательные люди исчезают у нас, не оставляя по себе следов»?

2. Заслушивание «Литературных визиток» (см. домашнее задание предыдущего урока)

(Учащиеся составляют тезисы для последующего конструирования опорной схемы «А. С. Грибоедов. Жизненный и творческий путь».)

а) Жизнь и творчество А. С. Грибоедова

б) Грибоедов и декабристы

3. Сообщение учителя (устный журнал) «Александр Грибоедов и Нина

Чавчавадзе» (с показом иллюстративного материала, размещённого на доске)

— Лишь несколько счастливых мгновений выпало на долю писателя и дипломата Александра Сергеевича Грибоедова и юной грузинской княжны Нины Чавчавадзе. Их счастье было коротким, но любовь стала бессмертной!..

    16 июля 1828 года. Тифлис. Дом Прасковьи Николаевны Ахвердовой. Обед. Много гостей. За столом — крестница Прасковьи Николаевны, дочь генерал-майора русской армии, крупнейшего грузинского поэта и литератора, губернатора — наместника Нахичеванской и Эриванской областей Александра Герсевановича Чавчавадзе — Нино. Ей неполных 16 лет. Напротив — её учитель музыки, давний друг её отца, очень умный и образованный человек, знающий более 5 языков, недавно (15 апреля 1828 года) назначенный министром- резидентом в Персию — Сандро, а точнее — Александр Сергеевич Грибоедов. Ему — 35.

22 августа 1828 года. Тифлис. Запись в метрической книге Сионского кафедрального собора: «Полномочный министр в Персии Его Императорского Величества статский советник и Кавалер Александр Сергеевич Грибоедов вступил в законный брак с девицею Ниною, дочерью генерал-майора Александра Герсевановича Чавчавадзе...». Накануне у поэта были жестокие приступы малярии. Один из них случился во время самого венчания — выпавшее из дрожавшей руки кольцо всех смутило.

После венчания молодые отправились в имение князя Чавчавадзе в Цинандали и счастливо прожили очень короткое время. После отправились в Персию, к месту службы. Передвигались с продолжительными остановками в пути, поэтому дорога отняла много времени. На персидской земле выяснилось, что Нина ждёт ребёнка. Учитывая тревожную обстановку в чужой стране, Грибоедов принял решение следовать в Тегеран без жены. Супруги расстались, но почти каждый день Александр пишет любимой письма: «Бесценный друг мой! Грустно без тебя как нельзя больше...». Тревожные предчувствия продолжали терзать сердце Грибоедова. Въезд в столицу пришёлся на воскресенье пятого дня месяца, когда солнце стоит в созвездии Скорпиона. По мнению персов, это было дурным знамением и сразу вызвало неприязнь населения к посланнику. Обстановка же и без того была угрожающей. Оберегая интересы России, посланник, однако, настаивал, чтобы не давили на Персию так сильно с уплатой контрибуций (платежей, налагаемых на побеждённое государство в пользу государства-победителя; во время войны оплачивается населением занятой территории) ... Но в Петербурге были другого мнения и требовали, чтобы Грибоедов держался как можно твёрже. Он так и делал, не угождал, не льстил и, что для персов было особенно обидно, не давал и не брал взяток. В январе 1829 г. в Тегеране вспыхнул бунт, толпа персов захватила дом русской миссии. Горстка русских сражалась отчаянно, возглавлял этот маленький отряд Грибоедов. Его мужество и хладнокровие позволили русским продержаться некоторое время, но наступающих было слишком много. Русский посол и охранявшие его казаки были жестоко убиты. Бесчинствующая толпа таскала его изуродованный труп по улицам несколько дней, а потом бросила в общую яму, где уже лежали тела его товарищей.

Страшную весть о гибели мужа тщательно скрывали от Нины. Уже на родине в случайном разговоре молодая жена узнала об участи, постигшей её любимого мужа. «Свыше моих сил выразить, что я тогда испытала... Моё бедное дитя прожило только час и уже соединилось со своим несчастным отцом в том мире, где, я надеюсь, найдут место и его добродетели, и все его жестокие страдания. Всё же успели окрестить ребёнка и дали ему имя Александр, имя его бедного отца.» Останки Грибоедова перевозили в русские пределы крайне медленно. Только 2 мая гроб прибыл в Нахичевань. А 11 июня, неподалёку от крепости Гергеры, произошла знаменательная встреча, описанная Пушкиным: «Я переехал через реку. Два вола, впряжённые в арбу, подымались по крутой дороге. Несколько грузин сопровождали арбу. «“Откуда вы?” — спросил я. — “Из Тегерана”. — “Что вы везёте?” — “Грибоеда”».

Официальная миссия, возглавляемая внуком персидского шаха Хосров- Мирзой, принесла не только официальные извинения России за смерть её посланника, но и преподнесла Николаю I один из самых знаменитых драгоценных камней мира — алмаз «Шах». В некотором смысле то была цена крови поэта.

Нина Грибоедова-Чавчавадзе прожила 45 лет, замуж больше не выходила, хотя многие достойные поклонники добивались её руки. Она знала, что не сможет более испытать ни к одному мужчине чувств, какие испытывала к своему Сандро. Её сердце откликалось на чужие беды, огромные суммы из личного состояния она тратила на благотворительность. Не чуралась развлечений и балов, с удовольствием посещала музыкальные вечера, сопровождала отца и сестру на приёмах, но повсюду появлялась в трауре. Роскошные — выписанные из Парижа — бархатные, шелковые, пахнущие терпкими ароматами — эти вдовьи платья вытеснили из гардероба все светлые. Её называли «Чёрною розой Тифлиса». Нина Грибоедова не снимала чёрное платье 28 лет. В 1857 г. в Тифлисе вспыхнула холера. Нина отказалась уехать из города и, ухаживая за своими родственниками, сама заболела и умерла.

Высоко над Тбилиси, в монастыре Св. Давида, что на горе Мтацминда, покоится их прах. Сюда, к увитой плющом нише с двумя могилами, приходит много людей. На одном из надгробий, обхватив распятье, рыдает коленопреклонённая женщина, отлитая из бронзы. Всё своё великое и трепетное чувство вложила Нина в слова, горящие на холодном и тяжёлом чёрном камне: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя!»

    4. Коллективная работа по составлению опорной схемы (запись на доске и в тетрадях)

Опорная схема «А. С. Грибоедов. Жизненный и творческий путь»

1794 / 95 (?) г.

Быт и нравы старинной дворянской семьи

1803 г. Благородный пансион

Удивительные способности к иностранным языкам; серьёзные занятия музыкой; любовь к литературе, истории

1812 г. Служба в армии

Впечатления от народной войны

1817 — 1822 гг.

• Коллегия иностранных дел.

• Замысел комедии.

• Пушкин, Кюхельбекер, Рылеев, А. Бестужев и др. будущие декабристы.

• «Всё в нём было необыкновенно привлекательно...» (А. С. Пушкин)

Дипломатическая служба в Персии

«Горе уму» (1823)

«Горе от ума» (1824)

Секретарь по иностранным делам в штабе генерала А. П. Ермолова

1825 г. «Мучение быть пламенным мечтателем в краю вечных снегов» (А. С. Грибоедов)

Семья Чавчавадзе

«В члены же его не принимал» (А. Бестужев)

1826 г. Политическая ссылка в Персию


1829 г. «.смерть постигла его посреди смелого, неравного боя» (А. С. Пушкин)


V. Рефлексия. Подведение итогов урока

1. Обобщающая беседа

    • Что дало В. Г. Белинскому основание утверждать, будто А. С. Грибоедов «принадлежит к самым могучим проявлениям русского духа»?

    • Какие факты биографии Грибоедова роднят его судьбу с судьбой декабристов? Почему революционеры считали его своим единомышленником?

    • Большинство деятелей декабризма были людьми разносторонней одарённости: они оставили свой след не только в общественной жизни, но и в науке, искусстве, литературе. К числу таких людей принадлежал и Грибоедов. Докажите это.

2. Чтение учителем наизусть стихотворения Д. Б. Кедрина «Грибоедов»

VI. Домашнее задание

    1. Знать содержание комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».

    2. Индивидуальные опережающие задания (3 учащихся). Подготовить сообщения о возникновении замысла, истории создания и особенностях композиции комедии «Горе от ума».