Литература 9 класс - Планы-конспекты для 105 уроков - Галина Фефилова 2016

Русская литература первой половины ХХ века
Александр Сергеевич Грибоедов
А. С. Грибоедов. Комедия Горе от ума: возникновение замысла, история создания, особенности композиции, жанровое своеобразие

    Цели: ознакомить учащихся с историей создания, с сюжетом, композицией, своеобразием конфликта комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»; показать посредством анализа драматического произведения новаторство писателя; совершенствовать навык аналитической работы с текстом, способность обобщать и делать выводы; создать проблемную ситуацию и помочь учащимся решить её; формировать активную жизненную позицию; способствовать развитию навыков логического мышления.

    Оборудование: учебник, текст пьесы «Горе от ума», раздаточный материал, таблица, иллюстративный материал по теме урока.

Тип урока: урок — анализ художественного произведения.

Прогнозируемые результаты: учащиеся знают об истории создания, сюжете, композиции и своеобразии конфликта комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»; знают содержание пьесы; показывают новаторство писателя посредством анализа драматического произведения; раскрывают смысл названия пьесы; участвуют в беседе.

Ход урока

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Беседа «Повторим изученное»

    • Какие события русской жизни и как повлияли на формирование взглядов А. С. Грибоедова?

    • Чьим современником из известных вам русских писателей и поэтов был Грибоедов?

    • Назовите важнейшие события биографии Грибоедова. Что в нём привлекало умы и сердца современников?

    • Какие чувства вызывают у вас человеческие качества и вся жизнь Александра Сергеевича Грибоедова?

III. Мотивация учебной деятельности

Учитель. Александр Сергеевич Грибоедов для России — писатель поистине хрестоматийный. Его пьеса «Горе от ума» до сих пор является одной из наиболее популярных театральных постановок в России и источником многочисленных крылатых фраз. Вряд ли найдётся в наше время человек, который, даже ухитрившись не прочитать «Горе от ума», не употреблял бы в разговоре грибоедовских афоризмов, давно превратившихся в пословицы и поговорки. Грибоедов остался в памяти потомков автором одной пьесы, созданной почти за два года до восстания 14 декабря 1825 года. Он был одним из тех немногих, кого привлекли к следствию по делу заговорщиков, но выпустили на свободу.

«Горе от ума» — удивительное переплетение двух литературных направлений, реализма и классицизма. Несмотря на наличие типичных черт классицизма — единства времени, места и действия — перед нами реалистическая картина жизни московского дворянского общества.

IV. Работа над темой урока

1. Самостоятельное ознакомление с памяткой «О драматическом произведении» (работа в парах с раздаточным материалом)

О драматическом произведении

Перед изучением комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» необходимо вспомнить основные особенности драматических произведений.

Драма как один из родов художественной литературы существенно отличается от эпоса и лирики уже тем, что предназначена для исполнения на сцене. Содержание её составляют речи, разговоры действующих лиц в форме диалога (разговора двух или нескольких персонажей) и монолога (речи, рассказа, раскрытия мыслей и чувств от первого лица). Речь действующих лиц сопровождается ремарками — авторскими указаниями об обстановке действия, о внутреннем состоянии и поведении героев, их мимике и жестах.

Чтение не может дать полного представления о жанре драмы, потому что во время исполнения на сцене искусство слова дополняется искусством актёрской игры: мы слышим героев, видим их действия, являемся свидетелями протекающей на наших глазах жизни персонажей драмы. Сценическая обстановка (декорации, костюмы, свет, бутафория), музыка дополняют, усиливают впечатление от спектакля.

Греческое слово «драма» (drama) означает «действие». В драматическом произведении движение событий, столкновение и борьба противоположных сил, характеров протекают особенно остро и напряжённо. Сами события могут быть очень просты и обыкновенны, но каждое слово, каждое действие раскрывают характер персонажа, его побуждения, его общественное лицо, его место в жизни и социальной борьбе.

Основные виды драматических произведений — трагедия, драма (в узком смысле слова, как вид, жанр, а не род художественной литературы) и комедия.

Комедия — жанр художественного произведения, характеризующийся юмористическим или сатирическим подходом, а также вид драмы, в котором специфически разрешается момент действенного конфликта или борьбы антагонистичных персонажей.

Аристотель определял комедию как «подражание худшим людям, но не во всей их порочности, а в смешном виде» («Поэтика», гл. V). В комедии высмеиваются отдельные стороны общественной жизни, отрицательные черты и свойства в характерах людей. Замечательные образцы комедии дала русская классическая драматургия. Фонвизин, Грибоедов, Гоголь, Островский, Чехов создали произведения высокого идейного содержания, где ставились и решались с передовых позиций самые острые, злободневные общественные вопросы.

«Горе от ума» — комедия в стихах А. С. Грибоедова — произведение, сделавшее своего создателя классиком русской литературы. Она сочетает в себе элементы классицизма и новых для начала XIX в. сентиментализма и реализма. «Горе от ума» — сатира на аристократическое московское общество первой половины XIX в.— одна из вершин русской драматургии и поэзии; фактически завершила «комедию в стихах» как жанр. Афористический стиль способствовал тому, что она буквально разошлась на цитаты.

2. Заслушивание сообщений «Творческая история создания комедии “Горе от ума”» (см. домашнее задание предыдущего урока)

(Учащиеся составляют тезисные записи в тетрадях.)

Творческая история создания комедии «Горе от ума»

О начале работы Грибоедова над комедией «Горе от ума» существуют разные свидетельства его современников. Наиболее авторитетным представляется воспоминание одного из ближайших друзей драматурга, С. Н. Бегичева, который писал: «...известно мне, что план этой комедии был сделан у него ещё в Петербурге 1816 года, и даже написаны были несколько сцен; но не знаю, в Персии или в Грузии, Грибоедов во многом изменил его и уничтожил некоторые действующие лица, а между прочим жену Фамусова, сентиментальную модницу и аристократку московскую (тогда ещё поддельная чувствительность была несколько в ходу у московских дам), и вместе с этим выкинуты и написанные уже сцены». Близкий друг Грибоедова Ф. Д. Булгарин вспоминал: «Будучи в Персии в 1821 году, Грибоедов мечтал о Петербурге, о Москве, о своих друзьях, родных, знакомых, о театре, который он любил страстно, и об артистах. Он лёг спать в киоске, в саду, и видел сон, представивший ему любезное отечество, со всем, что осталось в нём милого для сердца. Ему снилось, что он в кругу друзей рассказывает о плане комедии, будто им написанной, и даже читает некоторые места из оной. Пробудившись, Грибоедов берёт карандаш, бежит в сад и в ту же ночь начертывает план “Горя от ума” и сочиняет несколько сцен первого акта».

Так описываются варианты начала написания комедии «Горе от ума». В конце 1821 г. Грибоедов приезжает в Тифлис на службу «по дипломатической части» при генерале А. П. Ермолове, где и складывается у него план комедии и пишутся первые два акта.

В начале 1823 г. Грибоедов получает длительный отпуск и приезжает в Москву. О первом впечатлении от комедии рассказал в своих воспоминаниях С. Н. Бегичев: «Из комедии его “Горе от ума” написаны были только два действия. Он прочёл мне их, на первый акт я сделал ему некоторые замечания, он спорил, и даже показалось мне, что принял их нехорошо. На другой день приехал я к нему рано и застал его только что вставшим с постели: он неодетый сидел против растопленной печи и бросал в неё свой первый акт по листу. Я закричал: “Послушай, что ты делаешь?!” — “Я обдумал, — отвечал он, — ты вчера говорил мне правду, но не беспокойся: все уже готово в моей голове”. И через неделю первый акт уже был написан».

В автографе ранней редакции комедии действительно отсутствуют страницы, на которых содержалось несколько сцен первого акта. Очевидно, Грибоедов согласился с замечаниями С. Н. Бегичева. Свежие московские впечатления позволили ему развернуть новые картины в своей комедии.

В конце июля 1823 г. Грибоедов уехал в имение С. Н. Бегичева, где закончил работу над двумя последними актами «Горя от ума». В это же время комедия получила и своё окончательное название вместо первоначального «Горе уму». Перед последним отъездом из Петербурга в 1828 г. Грибоедов на булгаринском списке «Горя от ума» сделал надпись: «Горе моё поручаю Булгарину...», в надежде, что тот сможет пробить комедию в печать. Но первое отдельное издание «Горя от ума» появилось уже после гибели Грибоедова, в 1833 г., а полное, не искажённое цензурой издание вышло только в 1862-м.

Предполагаемая тезисная запись

Этапы создания комедии «Горе от ума»

1821 г. — Тифлис — возникает идея и складывается план написания пьесы, написаны первые два акта.

1823 г. — Москва — С. Н. Бегичев становится первым слушателем и критиком первых двух действий комедии.

1823 г., июль — имение Бегичева — Грибоедов заканчивает работу над двумя последними актами. В это же время комедия получает своё окончательное название: «Горе от ума», а не «Горе уму».

1824 г. — Петербург — автор корректирует ранее написанное, о чём сообщает С. Н. Бегичеву: «Представь себе, что с лишком восемьдесят стихов или лучше сказать рифм переменил, теперь гладко, как стекло. Кроме того, на дороге мне пришло в голову приделать новую развязку.».

1824 г., середина октября — Грибоедов стал поощрять распространение рукописных копий пьесы. Как считают исследователи, таких копий ходило по рукам около 40 тысяч (по тем временам это огромный тираж).

1824 г., 15 декабря — в альманахе «Русская Талия» напечатаны с цензурными сокращениями и исправлениями 7 — 10-е явления первого акта и третье действие.

1833 г. (после гибели Грибоедова) — первое отдельное издание пьесы.

1862 г. — полное, не искажённое цензурой издание.

    3. Коллективная работа по составлению таблицы «Особенности жанра комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”» (запись на доске и в тетрадях)

Особенности жанра комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Пьеса Грибоедова сочетает в себе признаки классицистической и реалистической комедии:

Признаки комедии классицизма

Признаки комедии реализма

Правила трёх единств:

• единство времени (действие происходит в течение одних суток);

• единство места (действие происходит в доме Фамусова);

• единство действия (основой для развития сюжета является приезд Чацкого в Москву)

• герои представлены разносторонне, лишены односторонности, присущей комедиям классицизма

Для дополнительной характеристики отрицательных героев автор использует «говорящие» фамилии: Хрюмины, Молчалин, Тугоуховские и пр.

Автор свободно обращается с рифмой и ритмом, пропускает метрическое ударение, сохраняя разговорную форму слова

    4. Беседа по выявлению первичного читательского восприятия

    • Печальной или смешной показалась вам история, рассказанная Грибоедовым в комедии?

    • Кто из героев вызвал у вас симпатию, а кто — антипатию и почему?

    • Какую сцену комедии вы представляете себе особенно живо?

    • Когда вы поняли, что Софья не любит Чацкого, и почему он так долго об этом не догадывался?

    • Какие вопросы возникли у вас после чтения пьесы?

    • Объясните смысл названия комедии «Горе от ума». Как вы думаете, почему Грибоедов отказался от первоначального названия комедии — «Горе уму»?

    5. «Умники и умницы»: постановка и решение проблемных вопросов (работа в парах)

    • Как вы понимаете слово «ум», входящее в название комедии? Декабрист Ф. Н. Глинка писал об уме своих единомышленников:

И молодые офицеры,

Давая обществу примеры,

Являлись скромно в блеске зал.

Их не манил летучий бал

Бессмысленным кружевным шумом:

У них чело яснелось думой,

Из-за которой ум сиял...

Влюбившись от души в науки

И сбросив шпагу, спать в ножнах,

Они в их дружеских семьях

Перо и книгу брали в руки,

Сбираясь, по служебном дне,

На поле мысли, в тишине.

    • Можно ли утверждать, что автор «Горя от ума» и Ф. Н. Глинка вкладывали в понятие «ум» один и тот же смысл?

    • В чём заключается художественное новаторство этой пьесы? Объясните, как в ней отразился сформулированный А. С. Грибоедовым принцип: «Я как живу, так и пишу, свободно и свободно».

    • С какими литературными направлениями и как связана комедия «Горе от ума»?

V. Подведение итогов урока

Обобщающее слово учителя

— Итак, пьеса А. С. Грибоедова «Горе от ума» объединяет в себе лучшие достижения предшествующей драматургии и открывает собой новый этап развития русской и мировой драматургии критического реализма. В ней — сатирическое обличение тогдашней социально-политической системы, начиная с крепостничества, и положительного героя в лице Чацкого, знаменосца будущего прогресса. В пьесе ставятся самые жгучие вопросы тогдашней поры: положение русского народа, крепостное право, взаимоотношения между помещиками и крестьянами, самодержавная власть, безумное расточительство дворян, состояние просвещения, принципы воспитания и образования, независимость и свобода личности, национальная самобытность и т. п. «Горе от ума» названо автором первоначально «сценической поэмой», «драматической картиной», а окончательно комедией. Комедийная сущность этой пьесы, как правило, подчёркивалась и современной ей критикой (Бестужевым-Марлинским, Кюхельбекером, Надеждиным, Вяземским) и при последующем её изучении (Герценом, Чернышевским, Добролюбовым, Гончаровым, Горьким). В качестве «серьёзной» или «высокой» комедии эта пьеса воспринимается по преимуществу и в наши дни.

VI. Домашнее задание

    1. Знать содержание комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».

    2. Индивидуальные задания. Подготовить чтение по ролям (с элементами театрализации) действия первого, явления 7 (разговор Чацкого с Софьей), действия второго, явления 2 (беседа Чацкого и Фамусова).

    3. Подготовить выразительное чтение наизусть монологов Фамусова «Петрушка, вечно ты с обновкой.» (действие второе), «Вкус, батюшка, отменная манера» и Чацкого («А судьи кто?..»).