Литература 9 класс - Планы-конспекты для 105 уроков - Галина Фефилова 2016

Русская литература первой половины ХХ века
Александр Сергеевич Грибоедов
А. С. Грибоедов Горе от ума. Молодое поколение, разные его представители: Молчалин, Софья, Чацкий

    Цели: продолжить работу с учащимися по раскрытию идейно-художественного содержания комедии; дать характеристику представителям молодого поколения в пьесе (Софьи, Молчалина, Чацкого); показать сущность нравственного столкновения Чацкого с Молчалиным; осознать основной смысл комедии; совершенствовать навыки выразительного чтения, устного словесного рисования; развивать интеллектуально-образное и эмоциональное восприятие художественного произведения; формировать активную жизненную позицию.

    Оборудование: текст комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», раздаточный и иллюстративный материал по теме урока.

Тип урока: урок — анализ художественного произведения.

Прогнозируемые результаты: учащиеся знают содержание комедии; дают характеристику молодого поколения в пьесе; показывают сущность нравственного столкновения Чацкого с Молчалиным; осознают основной смысл комедии; выразительно читают и анализируют сцены; дают собственную оценку героям; делают выводы об идейно-художественном содержании пьесы.

Ход урока

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

    1. Заслушивание ответов нескольких учащихся (см. домашнее задание предыдущего урока)

2. Беседа «Повторим изученное»

    • Каким представлено московское дворянство 10 — 20-х гг. XIX в. в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»? Сформулируйте жизненные принципы этих людей.

    • Каковы ваши первые впечатления о Молчалине? Обратите внимание на ремарку в конце 4-го явления первого действия. Как вы можете её объяснить?

    • Как Софья и Лиза оценивают Чацкого?

    • Как вы считаете, можно ли героев комедии считать личностями?

III. Мотивация учебной деятельности

Учитель. Как и во всяком произведении искусства, содержание комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» выражается в образной форме. На сцене (или при чтении комедии) мы видим людей, столкновения между ними, влечения их друг к другу и отталкивания — и через людей и их отношения воспринимаем авторскую мысль, скрытый авторский посыл. При этом сила мысли автора и сила её воздействия на читателя-зрителя во многом зависят от того, насколько хорошо, живо, достоверно изображены писателем его герои. Источник бессмертия комедии Грибоедова не только в богатстве её идейного содержания, но и в живой достоверности персонажей комедии. Этим героям веришь, они кажутся взятыми прямо из жизни, каждый из них неповторимая индивидуальность, живой характер. Характер никогда не бывает однозначным. Подобно живому человеку, литературный характер заключает в себе не одно определённое, а разные качества.

В умении создавать характеры Грибоедов очень похож на Шекспира. Герои его комедии (и положительные, и отрицательные) не идеальные схемы или карикатуры, а точное подобие живых людей. «Карикатуру ненавижу, в моей картине ни одной не найдёшь...», — писал драматург в письме к П. А. Катенину.

Вот поэтому нам хочется вновь и вновь читать или смотреть на сцене комедию Александра Сергеевича Грибоедова! Каждая встреча с ней — радость общения с живыми мыслями и живыми людьми.

IV. Работа над темой урока

1. Вступительное слово учителя

— С точки зрения общественного конфликта, система персонажей построена на антитезе «века нынешнего» и «века минувшего». Чацкий, единственный из сценических персонажей, противопоставлен фамусовскому обществу. Само появление Александра Андреевича в этой атмосфере низкопоклонства, самодурства и раболепия делает его конфликт с «веком минувшим» неизбежным. Он обличает пороки и недостатки фамусовского общества и является идеологом «века нынешнего».

Двадцатые годы ХIХ в. — это бурное время, время столкновения «века нынешнего» и «века минувшего», столкновения старых убеждений с современными идеями нового поколения молодых дворян, которое появилось после войны 1812 г. Именно в это время начали выясняться позиции личностей. Так, часть представителей молодого поколения боролась за новые, прогрессивные убеждения, а другая часть поддерживала старую, крепостническую точку зрения.

2. Проектная деятельность учащихся (работа в парах, по вариантам)

1-й вариант

По приведённому материалу подготовьте рассказ о Молчалине. (Карточки со вспомогательной информацией розданы группам.)

Высказывания действующих лиц

Софья

Вдруг милый человек, один из тех, кого мы

Увидим — будто век знакомы,

Явился тут со мной; и вкрадчив, и умён,

Но робок.

Кого люблю я, не таков:

Молчалин за других забыть себя готов,

Враг дерзости, — всегда застенчиво, несмело.

Чацкий

...Где он, кстати?

Ещё ли не сломил безмолвие печати?

Бывало, песенок где новеньких тетрадь

Увидит, пристаёт: пожалуйте списать.

А, впрочем, он дойдёт до степеней известных,

Ведь нынче любят бессловесных.

Скалозуб

...Ну жалкий же ездок.

Лиза

Скажите лучше, почему

Вы с барышней скромны, а с горничной повесы?

Чацкий

Молчалин прежде был так глуп!..

Жалчайшее создание!

Софья

А он?.. смолчит и голову повесит.

Смотрите, дружбу всех он в доме приобрёл:

При батюшке три года служит,

Тот часто без толку сердит,

А он безмолвием его обезоружит...

...Он, наконец, уступчив, скромен, тих,

В лице ни тени беспокойства.

Чацкий

Услужлив, скромненький, в лице румянец есть.

Вот он на цыпочках, и не богат словами.

Молчалин! — Кто другой так мирно всё уладит!

Там моську вовремя погладит,

Тут в пору карточку вотрёт.

Вспомогательные вопросы

    • Кто такой Молчалин? Каковы детали его биографии?

    • Почему Софья полюбила этого человека? Каков он в её представлении? А может быть, это только увлечение?

    • Какова цель жизни Молчалина? Какими средствами он хочет достигнуть её?

    • Как в речи Молчалина отражаются черты его характера?

    • Может ли Молчалин стать другим?

Литературно-критический материал

Вот как выдающийся русский писатель И. А. Гончаров описал Молчалина в статье «Мильон терзаний»:

«...Молчалин, хотя и бедный маленький чиновник, но он живёт в лучшем обществе, принят в первых домах, играет с знатными старухами в карты, следовательно, не лишён в манере и тоне известных приличий. Он “вкрадчив, тих”, говорится о нём в пьесе. Это домашний кот, мягкий, ласковый, который бродит везде по дому, и если блудит, то втихомолку и прилично!»

    • Обоснуйте эту оценку Молчалина. Могли бы вы добавить что-либо к характеристике, данной Гончаровым?

    • Чем особенно опасны молчалины?

2-й вариант

Вам предлагается отрывок из статьи И. А. Гончарова «Мильон терзаний». Обратите внимание на то, что характер Софьи в данном отрывке обрисован неполно, отдельные положения мало или совсем не аргументированы (это сделано в других частях статьи).

Читая текст, запишите в своих тетрадях логику рассуждений автора: мысли, доказательства, выводы, логические переходы. Там, где, по вашему мнению, доказательств нет или их не хватает, дополните своими. Со всеми ли выводами Гончарова вы согласны?

Характеристика Софьи

Софья Павловна.

Это — смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намёка на идеи и убеждения, путаница понятий, умственная и нравственная слепота — всё это не имеет в ней характера личных пороков, а является, как общие черты её круга. В собственной, личной её физиономии прячется в тени что-то своё, горячее, нежное, даже мечтательное. Остальное принадлежит воспитанию.

Французские книжки, на которые сетует Фамусов, фортепиано (ещё с аккомпанементами флейты), стихи, французский язык и танцы — вот что считалось классическим образованием барышни. А потом «Кузнецкий мост и вечные обновы», балы, такие, как этот бал у её отца, и это общество — вот тот круг, где была заключена жизнь «барышни». Женщины учились только воображать и чувствовать и не учились мыслить и знать. Мысль безмолвствовала, говорили одни инстинкты. Житейскую мудрость почерпали они из романов, повестей, и оттуда инстинкты развивались в уродливые, жалкие и глупые свойства: мечтательность, сентиментальность, искание идеала в любви, а иногда и хуже.

Ещё не опомнившись от стыда и ужаса, когда маска упала с Молчалина, она прежде всего радуется, что «ночью всё узнала», что нет укоряющих свидетелей в глазах!

А нет свидетелей, следовательно, всё шито да крыто, можно забыть, выйти замуж, пожалуй, за Скалозуба, а на прошлое смотреть.

Да никак не смотреть. Своё нравственное чувство стерпит, Лиза не проговорится, Молчалин пикнуть не смеет. А муж? Но какой же московский муж, «из жениных пажей», станет озираться на прошлое!

Это и её мораль, и мораль отца, и всего круга.

Но в Софье Павловне, спешим оговориться, то есть в её чувстве к Молчалину, есть много искренности.

Вглядываясь глубже в характер и обстановку Софьи, видишь, что не безнравственность (но и не Бог, конечно) свела её с Молчалиным. Прежде всего, влечение покровительствовать любимому человеку, бедному, скромному, не смеющему поднять на неё глаза, — возвысить его до себя, до своего круга, дать ему семейные права. Без сомненья, ей в этом улыбалась участь властвовать над покорным созданием, сделать его счастье и иметь в нём вечного раба. Не её вина, что из этого выходил будущий «муж-мальчик, муж-слуга — идеал московских мужей!». На другие идеалы негде было наткнуться в доме Фамусова.

Вообще к Софье Павловне трудно отнестись не симпатично: в ней есть сильные задатки недюжинной натуры, живого ума, страстности и женской мягкости. Она загублена в духоте, куда не проникал ни один луч света, ни одна струя свежего воздуха. Недаром любил её и Чацкий. После него она одна из всей толпы напрашивается на какое-то грустное чувство, и в душе читателя против неё нет того безучастного смеха, с какими он расстаётся с прочими лицами.

3. Презентация результатов творческих проектов представителями групп

4. «Умники и умницы»: постановка и решение проблемных вопросов

    • Что за бунт устроила Софья и кого же всё-таки она любит? Как, по-вашему, любовь Софьи — подлинное чувство или стремление осуществить свой «бунт против морали»?

    • Согласны ли вы, что в комедии «Горе от ума» место традиционного отрицательного героя в сюжете занимает Чацкий, а положительного — Молчалин? Докажите свою точку зрения, приводя цитаты из текста.

V. Подведение итогов урока

Обобщающее слово учителя

— Итак, наиболее яркий представитель консервативной части молодого поколения — Молчалин. Алексей Степанович настолько беден, что вынужден жить в доме своего начальника. Он умён, угодлив, изворотлив. Он проводит всё свободное время за работой и старается быть заметным как в доме своего покровителя, так и в обществе гостей Фамусова. Молчалин прилагает все силы и использует все возможные способы для того, чтобы выбиться в люди и занять местечко повыше. Одним из таких способов можно назвать ухаживание за Софьей Павловной, дочерью Фамусова. С большим искусством Молчалин ведёт любовную игру, притворяется нежным и влюблённым. В то же время этот малодушный подлец ухаживает за горничной Лизой и хочет «сорвать цветы её любви». Таких людей, вышедших из низов и стремящихся во что бы то ни стало подняться по служебной и жизненной лестнице, множество. Они полностью присоединяются к фамусовым, у которых чаще всего берут лишь худшие черты — подлость, лицемерие и приспособленчество.

И, что удивительно, внутренней сути тихого и бессловесного Молчалина не видит не только покровительствующий ему высокопоставленный Фамусов, но и его дочь. В то время девушек учили чувствовать больше, чем мыслить. Всю житейскую мудрость они, к сожалению, черпали из французских любовных романов. Девушки были очень наивными, сентиментальными и мечтательными. Они часто принимали желаемое за действительное, наделяли своих возлюбленных несвойственными им благородными чертами, ореолом мужества и романтики.

Софья Фамусова — типичная представительница таких знатных девушек. Ей стала интересна роль властительницы судьбы будущего покорного мужа, «мужа-мальчика, мужа-слуги». Мы видим, что Софья и другие представительницы прекрасного пола отлично приспособились к своему положению в семье и обществе. (Например, жена Горича, «безумно» опекающая своего мужа, вполне взрослого человека.) Они не мыслят себе другой жизни, кроме жизни, проложенной их отцами и матерями.

VI. Домашнее задание

    1. Творческое задание. Написать сочинение-миниатюру «Почему живучи и неискоренимы молчалины?».

    2. Опережающее задание. Подготовить цитатный материал к характеристике образа Чацкого.