Литература 9 класс - Планы-конспекты для 105 уроков - Галина Фефилова 2016

Русская литература первой половины ХХ века
Александр Сергеевич Грибоедов
А. С. Грибоедов Горе от ума. Чацкий в системе образов комедии

    Цели: продолжить с учащимися работу по раскрытию идейно-художественного содержания комедии; раскрыть образ Чацкого в системе образов комедии; осознать основной смысл комедии; научить строить ответ на вопрос о художественном произведении с опорой на теоретико-литературные знания; развивать интеллектуально-образное и эмоциональное восприятие художественного произведения; способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся; формировать активную жизненную позицию.

    Оборудование: текст комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», раздаточный и иллюстративный материал по теме урока.

Тип урока: урок — анализ художественного произведения.

Прогнозируемые результаты: учащиеся знают содержание комедии; характеризуют образ Чацкого в системе образов комедии; осознают основной смысл комедии; выразительно читают и анализируют сцены; дают собственную оценку героям; делают выводы об идейно-художественном содержании пьесы.

Ход урока

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

    1. Заслушивание нескольких творческих работ (см. домашнее задание предыдущего урока)

    2. Аналитическая беседа «Вспоминая прочитанное...» (бал в доме Фамусова, его сюжетно-композиционная роль в комедии)

    • Чем отличаются сцены описания бала от предыдущих сцен?

    • Почему так одинок Чацкий на балу?

    • Почему его конфликт с отдельными лицами перерастает в конфликт с обществом?

    • За что московское барство ненавидит Чацкого?

    • Почему разговор о нём переходит в рассуждения о просвещении?

    • Наталья Дмитриевна говорит о своём муже: «Мой муж — прелестный муж...». Почти эта же фраза повторена Молчалиным: «Ваш шпиц — прелестный шпиц...». Случайно ли это совпадение?

    • Какие черты типичны для гостей Фамусова? Почему вымысел о сумасшествии Чацкого получил среди этих людей всеобщую поддержку?

III. Мотивация учебной деятельности

Учитель. Первая четверть XIX в. Победоносно закончена война 1812 г. Но русский народ — победитель Наполеона и освободитель Европы — по- прежнему скован цепями крепостничества, позорным рабством, тормозившим развитие России. Это положение народа не оставляет равнодушными многих прогрессивно настроенных людей — атмосфера российского общества проникнута настроениями ожидания, перемен, реформ, которые никак не может осуществить нерешительное правительство Александра I. Новые настроения и идеи вылились в создание тайных революционных обществ. Наступила эпоха декабризма, так трагически завершившаяся 14 декабря 1825 года на Сенатской площади.

Главный герой комедии «Горе от ума» Александр Андреевич Чацкий — представитель этой эпохи, впитавший в себя её идеи и настроения.

В «Горе от ума» столкновение героев происходит на идейной почве. Даже ставший традиционным конфликт двух соперников, которые стараются добиться взаимности от героини, здесь подчинён борьбе персонажей за своё понимание смысла жизни. Молчалин тоже высказывает своё мнение о правилах поведения, чинопочитания как об общепринятых моральных нормах. Чацкий же долго и упорно не хочет признавать его своим соперником, отказываясь верить в то, что Софья способна полюбить такого человека, так как они слишком разные по интеллектуальному и нравственному развитию. Автор полностью разделяет позицию Чацкого, заканчивая пьесу его моральной победой над противниками.

Чацкий — это характер сложный, отчасти противоречивый и — бесконечно привлекательный! Давайте же убедимся в этом!

IV. Работа над темой урока

1. Вводно-ориентировочная беседа: погружение в тему урока

    • Что узнал, понял и в чём разобрался Чацкий за день, проведённый в Москве?

    • Какого человека, по вашему мнению, называют передовым, прогрессивным?

    • Можно ли, по вашему мнению, согласиться с общепринятым мнением, что Чацкий — передовой человек своего времени?

    2. «Практикум начинающего литературоведа» (работа в мини-группах): выразительное чтение, аналитическая работа

    а) Чтение финального отрывка из комедии «Горе от ума», в котором Чацкий, узнав о двойной измене Софьи (о её тайном романе с Молчалиным и о распущенных ею слухах о безумии Чацкого) произносит заключительный монолог (действие четвёртое, явление 14)

Задания для анализа

    • Прочитайте выразительно монолог Чацкого. Какими эмоциями окрашен этот монолог? Кого герой в нём обличает?

    • Укажите художественные средства, используемые автором комедии для передачи чувств героя.

    • Сравните заключительную часть монолога Чацкого с монологами, которые он произносит в течение беседы с Фамусовым. Что у них общего? Чем отличаются друг от друга?

Презентация результатов работы.

б) «Умники и умницы»: постановка и решение проблемного вопроса

    • Как, по вашему мнению, можно истолковать финал пьесы — как поражение главного героя в борьбе с «фамусовским обществом» или как его победу? Аргументируйте свою точку зрения. При подготовке ответа обратите внимание на последние реплики Чацкого и Фамусова.

    в) Практическая работа с литературно-критическим материалом (раздаточный материал)

    • Вы уже много знаете о главном герое комедии «Горе от ума»: о его происхождении, воспитании, взаимоотношениях с другими действующими лицами. Чтобы сделать окончательные выводы, ответить на вопрос, кто же он, проделайте самостоятельную работу. Прочтите внимательно отзывы Пушкина и Гончарова о Чацком и ответьте на поставленные вопросы.

А. С. Пушкин о Чацком

Всё, что говорил он, очень умно.

Но кому говорит он всё это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно. Первый признак умного человека — с первого взгляда узнать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловым и тому подоб.

(Из письма А. А. Бестужеву, январь 1825 г.)

И. А. Гончаров о Чацком

Он чувствовал свою силу и говорил уверенно. Но борьба его истомила <...> Он <...> и наносит удар всем, — но не хватило у него мощи против соединённого врага <...>

Пушкин, отказывая Чацкому в уме, вероятно, всего более имел в виду последнюю сцену 4-го акта, в сенях, при разъезде. Конечно, ни Онегин, ни Печорин, эти франты, не сделали бы того, что проделал в сенях Чацкий. Те были слишком дрессированы «в науке страсти нежной», а Чацкий отличается и, между прочим, искренностью и простотой, и не умеет и не хочет рисоваться. Он не франт, не лев. Здесь изменяет ему не только ум, но и здравый смысл, даже простое приличие. Таких пустяков наделал он! <...>

Если б у него явилась одна здоровая минута, если б не жёг его «мильон терзаний», он бы, конечно, сам сделал себе вопрос: «Зачем и за что наделал я всю эту кутерьму?» И, конечно, не нашёл бы ответа <...> Чацкий больше всего обличитель лжи и всего, что отжило, что заглушает новую жизнь, «жизнь свободную» <...>

Он очень положителен в своих требованиях и заявляет их в готовой программе, выработанной не им, а уже начатым веком <...> Он требует места и свободы своему веку: просит дела, но не хочет прислуживаться, и клеймит позором низкопоклонство и шутовство. Он требует «службы делу, а не лицам», не смешивает «веселья или дурачества с делом», как Молчалин, — он тяготится среди пустой праздной толпы «мучителей, предателей, зловещих старух, вздорных стариков», отказываясь преклоняться перед их авторитетом дряхлости, чинолюбия и прочего. Его возмущают безобразные проявления крепостного права, безумная роскошь и отвратительные нравы «разливания в пирах и мотовстве» — явления умственной и нравственной слепоты и растления.

(Из статьи «Мильон терзаний»)

    • В чём упрекает Чацкого А. С. Пушкин?

    • Что отвечает на этот упрёк А. И. Гончаров? С чьим мнением вы согласны?

И как вы сами думаете?

    • Прав ли Гончаров, утверждая, что «борьба истомила Чацкого»?

    • Против чего выступает Чацкий, а главное — что утверждает он?

г) Обобщение учителя

— Итак, только Александр Андреевич Чацкий — единственный в комедии представитель новой жизни, её главный герой, её движущая сила. Принадлежа к высшему свету, имея великолепное образование, богатство, влиятельных покровителей, Александр Чацкий мог бы сделать блестящую карьеру, выгодно жениться. Но молодой человек не хотел учиться жить, «на старших глядя», и открыто это высказывал. Удел, который уготовил герою А. С. Грибоедов, есть вечная борьба за новую свободную жизнь со всеми её идеалами. Чацкий любил Россию, хотел ей послужить, ненавидел «пустое, рабское, слепое подражанье» его современников всему иностранному. Он выступал против крепостного строя, хотел учиться наукам или «искусствам творческим, высоким и прекрасным». Он и других призывал к такой жизни без лицемерия и угодничества, без стремления к безмятежно-праздному существованию, без безумной роскоши и варварских обычаев. «Служить бы рад, прислуживаться тошно»,— говорит Чацкий Фамусову. Острый ум Чацкого сразу раскусил Молчалина, открыл глаза Софье. Чацкий обличал всю московскую жизнь, его остроты постепенно превратились в едкий сарказм, который нелегко было слушать. Поражённый стрелой Амура, он не видел того, с кем говорил. Чацкий не мог понять, что говорить с современниками он будет с таким же успехом, как с глухими.

Он является первым, кто открыто объявил московским дворянам наболевшие вопросы того времени. Конфуций сказал: «Лучше зажечь одну свечу, чем вечно клясть темноту». Чацкий является тем человеком, который зажёг первую свечу, чтобы осветить хотя бы маленький кусочек окружающей темноты. Но Чацкий не одинок, таких людей, как Чацкий, много в то время, и все они старались внести свет в окружающую их темноту, освободить крестьян и принести истинную пользу своей Родине. В «Горе от ума» упоминается несколько таких людей: князь Фёдор, племянник княгини, и брат Скалозуба. Мне кажется, что в будущем Чацкий мог пойти одним из двух путей. Первый путь — выйти в декабре 1825 г. на Сенатскую площадь вместе с декабристами. Второй путь — пойти на государственную службу, верой и правдой послужить отечеству, как и автор бессмертной комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедов.

Автор же оставил героя на историческом перепутье, «на очередной смене эпох и поколений» ...

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

    1. Викторина «Характеристика персонажей» (обобщающий смысл образов комедии)

    • Кто и о ком говорит в комедии?

Ответы: 1) Софья об отце. 2) Лиза о Скалозубе. 3) Лиза о Чацком. 4) Фамусов о Скалозубе. 5) Наталья Дмитриевна о муже Платоне Михайловиче. 6) Репетилов о себе. 7) Софья о Молчалине. 8) Софья о Молчалине. 9) Фамусов о Лизе. 10) Софья о Чацком.

    2. «Под сенью дружных муз...»: сообщение учителя о современных постановках комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» с показом фотоиллюстраций

— Долгие годы неустанной работы над сценическим воплощением «Горя от ума» позволили достигнуть великолепных результатов. В настоящее время постановщики, актёры, театральные художники располагают богатейшим наследием. Прежде всего — подлинным, достоверным, бесспорным текстом «Горя от ума». Путём кропотливой работы в течение многих десятилетий, после тщательных поисков авторских и авторизованных текстов, после скрупулёзной текстологической работы над каждым словом и знаком препинания, после споров и дискуссий мы получили подлинный авторский текст, освобождённый от дописок и искажений...

«Горе от ума» — «Горе уму» — «Горе ума». Три названия, которые пробовал Грибоедов для своей пьесы, три смысла самой разобранной на цитаты и пословицы пьесы, объединены в блестящем спектакле (2007) Театра на Таганке Юрия Петровича Любимова. Постановка мастера — современная, лёгкая, изысканная. Она воздушная, парящая, юная. Быстрое движение белых полотен занавесей мгновенно преображает пространство. Светлые, с ноткой сюрреализма костюмы художника Рустама Усмановича Хамдамова — и вся эта прозрачность, ставшая сценическим образом, не условность, а безусловность, сквозь которую остро видны узнаваемые нравы, характеры, личности — одни на все времена. Люди, как и мы, без пафоса и напыщенности, притянутой карикатурности, как есть. Не прозвучит в конце и надоевшее, затёртое «А судьи кто?», ибо кто — мы все уже хорошо знаем.

VI. Домашнее задание

    1. Перечитать комедию А. С. Грибоедова. Подготовить ответ на вопрос: «Когда комедия произвела на вас более сильное впечатление — при первом чтении или при повторном?».

    2. Индивидуальные опережающие задания. Подготовить сообщения на темы: «Язык Чацкого», «Язык Фамусова» (2 учащихся).