Литература 9 класс - Планы-конспекты для 105 уроков - Галина Фефилова 2016

Русская литература первой половины ХХ века
Александр Сергеевич Пушкин
А. С. Пушкин: жизнь, творчество, судьба. Лицейская лирика, лирика дружбы в творчестве поэта

    Цели: вспомнить с учащимися основные этапы жизненного и творческого пути А. С. Пушкина; расширить знания о жанре оды, послания; развивать умения и навыки выразительного чтения, целостного анализа поэтических произведений; развивать логическое и аналитическое мышление посредством художественного воображения; пробуждать интерес и прививать уважение к творчеству А. С. Пушкина.

    Оборудование: учебник, раздаточный материал, тексты стихотворений, портрет А. С. Пушкина, иллюстративный материал по теме урока. Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

    Прогнозируемые результаты: учащиеся рассказывают о лицейских годах А. С. Пушкина; участвуют в беседе; выполняют аналитический разбор стихотворного текста; выразительно читают стихотворения.

Ход урока

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

    1. Заслушивание нескольких творческих работ (см. домашнее задание предыдущего урока)

2. Вводно-ориентировочная беседа: погружение в тему урока

    • Нравится ли вам поэзия А. С. Пушкина? Чем именно?

    • Какие произведения А. С. Пушкина помимо программных вы читали?

    • Какие мысли и чувства выражены в стихотворениях А. С. Пушкина, изученных вами в 5-8-м классах: «Зимнее утро», «Няне», «Узник», «Цветок», «И. И. Пущину»?

III. Мотивация учебной деятельности

Учитель. Пушкин! Это солнечное имя сопровождает нас всю жизнь. Мы впервые слышим его в самом раннем детстве и, ещё не умея читать, уже повторяем наизусть со слов мамы: «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет». Мир пушкинских сказок: о царе Салтане, о мёртвой царевне, о попе и его работнике Балде — сопровождает нас и позже, в школьные годы?

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей...

Но важнее всего то, что писатель учит нас чувствовать запах и вкус поэзии родного русского народа: «Там русский дух... там Русью пахнет!».

Добрый и умный спутник, он напоминает нам о великих богатствах русской души, о её свободолюбии, благородстве, о мужественной борьбе за счастье, мир и справедливость.

В редкую эпоху личная судьба человека была так тесно связана с историческими событиями — судьбами государств и народов, — как в годы жизни Пушкина.

IV. Работа над темой урока

1. Выразительное чтение учащимися их любимых стихотворений поэта

2. Заслушивание сообщений о детских, юношеских и лицейских годах А. С. Пушкина (с показом фотоиллюстраций или с медиапрезентацией)

Предполагаемое сообщение

— Личность А. С. Пушкина как поэта не может быть правильно понята вне связи с жизнью людей, которые были ему близки и дороги. Определяющими факторами для выбора Пушкиным друзей были прежде всего глубина взаимного духовного воздействия, а также близость душевных побуждений и сокровенных мыслей. Друзья поэта были не только людьми, с которыми он щедро делился мыслями и чувствами, неисчерпаемыми богатствами своего гения, но и людьми, от которых он получал постоянный отклик, импульсы к творчеству и обыкновенную человеческую поддержку. Дружба и любовь для Пушкина — спутники юности, они возникают в «вихре жизни молодой» и сопровождают человека всю жизнь.

Дружба и любовь — это те идеалы, которым поклонялась молодёжь первой четверти XIX в. Общительный, умевший понимать и ценить людей, Александр Сергеевич всегда имел много друзей. Дружба для поэта всегда была той силой, которая объединяет людей в крепкий союз на всю жизнь. Чувство товарищества, преданность друзьям, братским узам — все эти качества воспитал в Пушкине Царскосельский лицей, ведь именно там он обрёл верных и искренних настоящих друзей.

Двенадцатилетнего Сашу отдали в Царскосельский лицей. Царскосельский лицей был открыт 19 октября 1811 года. В присутствии царской семьи с государем был прочитан Манифест об учреждении Лицея, а также Устав, в котором было записано, что в этом учебном заведении телесные наказания запрещены. Это было совершенно необычно по тем временам.

Лицей создавался как место воспитания будущих сановников государственной службы. Пушкин, сын небогатого дворянина, должен бы был себя чувствовать там не совсем в своей тарелке. Но товарищество юных лет сгладило неравенство происхождения. Чувство равенства создавалось в Лицее той общей свободой, которую учащимся предоставляли преподаватели.

В Лицее Пушкин познакомился с И. И. Пущиным, ставшим его ближайшим другом. По окончании Лицея Пущин определился в гвардейскую конную артиллерию, а в 1823 г. перешёл на гражданскую службу в Московский надворный суд, где занял место судьи. Вспоминая свою первую встречу с А. С. Пушкиным, И. И. Пущин в своём письме к Е. И. Якушкину писал: «Вошёл какой-то чиновник с бумагой в руке и начал выкликать по фамилиям, — Я слышу: Ал. Пушкин! — выступает живой мальчик, курчавый, быстроглазый, тоже несколько сконфуженный. По сходству фамилий или по чему другому, несознательно сближающему, только я его заметил с первого взгляда. Между тем, когда я достоверно узнал, что и Пушкин вступает в Лицей, то на другой же день отправился к нему, как к ближайшему соседу. С этой поры установилась и постепенно росла наша дружба, основанная на чувстве какой-то безотчётной симпатии».

Подружился Пушкин в Лицее и с А. А. Дельвигом, ставшим впоследствии издателем альманахов «Северные цветы», «Подснежник» и «Литературная газета», и с В. К. Кюхельбекером, преподававшим в послелицейские годы российскую словесность в Главном педагогическом институте. А. С. Пушкин познакомился и с А. М. Горчаковым, который по окончании Лицея был определён в Коллегию иностранных дел, а позднее стал министром иностранных дел и государственным канцлером. Горчаков последним из живых лицеистов будет праздновать годовщину открытия этого учебного заведения.

В Лицее у Пушкина начал крепнуть поэтический талант: «Являться муза стала мне...» — напишет он позже. В стихотворениях лицейского периода (1811 — 1817) есть особая группа произведений — послания друзьям, обращения к конкретным лицам: «Моё завещание друзьям», «К Дельвигу», «Друзьям», «Воспоминание (К Пущину)», «В альбом Илличевскому», «Товарищам» и другие. Жанр дружеского послания — один из типично пушкинских.

3. Словарная работа (запись на доске и в тетрадях)

Послание — произведение, написанное в форме письма или обращения к реальному или воображаемому адресату. В Древней Руси послание обычно не адресовалось одному человеку, а служило обращением к обществу. Жанр поэтического послания сформировался ещё в древнеримской литературе. В древнерусской литературе жанр послания использовался для обращения к деятелям по политическим или общественным вопросам. Формальным жанровым признаком послания является то, что оно в большей или в меньшей степени имитирует письмо, то есть основным признаком данного жанра является обращение к конкретному лицу, а также наличие таких элементов, как пожелания, просьбы, увещевания.

Дружеское стихотворное послание — один из самых распространённых в первой трети XIX в. жанров лирики. Это вариация древнего жанра послания. В русской поэзии начала XIX в. дружеское послание было весьма распространённым жанром (послания В. А. Жуковского, Н. М. Карамзина, И. И. Дмитриева, К. Н. Батюшкова, А. С. Пушкина).

Пушкин придаёт жанру послания особое значение, так как он открывает поэту путь свободы. В этом жанре меньше всего действуют литературные влияния и традиции. И поэтому именно здесь Пушкину было легче всего идти собственным путём. Послание у Пушкина жанр не только свободный, но и наиболее лирический: оно полно искренних признаний — признаний души.

4. «Под сенью дружных муз...»: сообщение учителя с опорой на репродукцию картины И. Е. Репина «Пушкин на лицейском экзамене в Царском Селе 8 января 1815 года», 1911 (размещена на доске)

— В январе 1815 г., когда лицеисты переходили на старший курс, состоялся публичный экзамен. Пушкин читал своё новое стихотворение — «Воспоминания в Царском Селе».

На лицейском экзамене присутствуют вельможи, крупные чиновники, военные, представители высшего духовенства, столичная знать. За столом, в центре, прославленный поэт Г. Р. Державин. Ему 72 года. Он превозмогает усталость. Экзамен тянется долго. Все утомлены. Державин начал дремать.

— Александр Пушкин! — вызывают следующего лицеиста.

Живой курчавый юноша бойко подходит к столу, просит разрешения прочитать свои стихи «Воспоминания в Царском Селе». Ему разрешают. И юный поэт вдохновенно читает:

...Страшись, о рать иноплеменных!

России двинулись сыны;

Восстал и стар и млад; летят на дерзновенных.

Сердца их мщеньем зажжены...

— Прекрасно, великолепно, — проносится среди присутствующих. Державин приподнимает седую голову.

— Господа, да это истинная поэзия! — слышится его голос. И он со всей страстью поэтической души ловит каждое слово, весь во власти пленительных стихов.

«Я прочёл мои “Воспоминания в Царском Селе”, стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах описать состояния души моей: когда дошёл я до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой отроческий зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом... Не помню, как я кончил своё чтение; не помню, куда убежал. Державин был в восхищении; он меня требовал, хотел меня обнять... Меня искали, но не нашли...», — вспоминал позднее Пушкин.

К 100-летию императорского Лицея его профессора и воспитанники заказали художнику И. Е. Репину картину «Пушкин на лицейском экзамене...». Причём для наилучшего воплощения замысла художником лицеисты устроили специально для него инсценировку знаменитого лицейского экзамена 8 января 1815 года.

Репин глубоко изучал материал для каждой своей картины. Когда он писал эту картину, то для одной только фигуры Державина проштудировал и двухтомную «Жизнь Державина», и обширные «Записки» поэта, и многотомное собрание его сочинений. К. И. Чуковский пишет об этом периоде жизни Репина: «Приходя по воскресеньям ко мне, он просил читать ему Державина и готов был часами слушать. В ту пору у него в Пенатах стали часто бывать пушкинисты, особенно Семён Афанасьевич Венгеров и Николай Осипович Лернер, снабжавшие его грудами книг, и он по прошествии нескольких месяцев приобрёл такую эрудицию во всём, что относится к лицейскому периоду биографии Пушкина, что, слушая его беседы с учёными, можно было и его счесть пушкинистом» ...

    5. Аналитическая работа с текстом стихотворения «Воспоминания в Царском Селе» (в парах, с раздаточным материалом)

    а) Выразительное чтение стихотворения заранее подготовленным учащимся

б) Анализ стихотворения по предложенным учителем заданиям

    • Истолкуйте название стихотворения; в какой форме оно написано?

    • Какое начало данная форма привносит в поэтический текст?

    • Найдите в предложенном фрагменте описание Царскосельского парка.

    • С помощью какого приёма показан пейзаж?

    • Какие чувства и мысли рождают у лирического героя пейзажи парка?

    • Установите, о каких событиях XVIII — XIX вв. вспоминает лирический герой? Презентация результатов работы

    6. Самостоятельная аналитическая работа с текстом стихотворения «Товарищам» (в группах)

а) Вступительное слово учителя

— 1817 г. — последний год пребывания Пушкина в Лицее. Май 1817 г. Газета «Санкт-Петербургские ведомости» приглашает публику и родителей на выпускные экзамены Царскосельского лицея. Прощаясь с товарищами, Пушкин думает о том, с какими мыслями каждый смотрит на дорогу, послушайте одно из его размышлений.

б) Выразительное чтение учителем стихотворения «Товарищам»

в) Анализ стихотворения по плану

План

    1) Какие чувства вызывает стихотворение? Какие именно ключевые слова формируют эти чувства? Как меняются чувства от начала к финалу стихотворения? В чём причины этих изменений?

    2) Какие картины рисуются при чтении этого стихотворения? Сколько: одна, две, несколько? Опишите их. Обратите внимание на детали прорисовки картин, их цветовую гамму. Какие слова в стихотворении подсказали вам перечисленные особенности изображения?

    3) Каким вы представляете себе лирического героя?

    4) В каких словах автор прямо выражает своё отношение к изображаемому? В чём особенность авторской позиции?

Презентация результатов работы

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Обобщающая беседа

    • Белинский писал: «Пушкин явился именно в то время, когда только что сделалось возможным явление на Руси поэзии как искусства. Двенадцатый год был великой эпохой в жизни России». Как вы понимаете эти слова? Почему Белинский связывал поэзию Пушкина с 1812 г.?

    • Кто из лицейских учителей Пушкина оказал особенно большое влияние на формирование вольнолюбивых убеждений поэта? Что вы знаете об этих учителях?

    • Как относился Пушкин-лицеист к войне 1812 г., к порядкам в самодержавно-крепостнической России, к тогдашним русским писателям и поэтам?

    • С кем из лицеистов был дружен Пушкин? Что сблизило поэта с ними? В каких стихотворениях поэт воспел товарищество, возникшее в лицейские годы?

VI. Домашнее задание

    1. Ознакомиться с лирикой А. С. Пушкина петербургского периода.

    2. Индивидуальные опережающие задания. Подготовить сообщения об истории создания стихотворений «К Чаадаеву», «Анчар», «Сказки: Noel» (3 учащихся). Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворений «К Чаадаеву», «Анчар» (2 учащихся).