Литература 9 класс - Планы-конспекты для 105 уроков - Галина Фефилова 2016
Русская литература первой половины ХХ века
Александр Сергеевич Пушкин
А. С. Пушкин. Лирика Петербургского периода. Проблема свободы, служения Родине
Цели: ознакомить учащихся с лирикой петербургского периода А. С. Пушкина на примере текстового изучения, восприятия и истолкования стихотворений «К Чаадаеву», «Анчар», «Сказки: Noel»; помочь учащимся понять гражданские идеалы А. С. Пушкина, его поколения; совершенствовать навыки осмысленного выразительного чтения, анализа поэтического текста; способствовать духовному развитию учащихся, формированию нравственных ценностей.
Оборудование: учебник, раздаточный материал, тексты стихотворений, аудиозапись песни А. Н. Пахмутовой и Н. Н. Добронравова «Как молоды мы были».
Тип урока: урок — анализ художественных произведений.
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают о лирике А. С. Пушкина петербургского периода; участвуют в беседе; выразительно читают и комментируют стихотворения; умеют анализировать стихотворное произведение с точки зрения его жанра, темы, идеи, композиции.
Ход урока
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
1. Заслушивание нескольких творческих работ (см. домашнее задание предыдущего урока)
2. «Умники и умницы»: постановка и решение проблемного вопроса
• В последнее время всё чаще упоминается крылатая фраза, сказанная 1859 г. одним из ведущих литературных критиков XIX в. Аполлоном Александровичем Григорьевым: «Пушкин — наше всё: Пушкин — представитель всего нашего душевного, особенного, такого, что остаётся нашим душевным, особенным после всех столкновений с чужим, с другим миром...». Что это, собственно, означает: «всё»? Ответьте на этот вопрос.
III. Мотивация учебной деятельности
Учитель. Чрезвычайно любопытную характеристику пушкинского гения полсотни лет тому назад дал французский критик Э. М. де Вогюэ в своей книге о русском романе. В главе, посвящённой русскому романтизму и пушкинской поэзии, Э. М. де Вогюэ пишет: «Надо признать, что творчество Пушкина, взятое в целом, не обнаруживает никаких этнических черт. Это романтик, проникнутый духом, воодушевлявшим в то же самое время его собратьев в Германии, Англии и Франции; он выражает всеобщие чувства и влагает их в русские темы; но национальную жизнь он созерцает извне, как и все из его мира, глазами художника, свободного от всякого влияния расы... Случайность, заставившая его родиться в России, могла бросить его в любую другую страну; его творчество от этого нисколько бы не изменилось. Эти же стихи, воспевающие русскую природу, русскую любовь, русский патриотизм, если в них изменить некоторые слова, будут воспевать те же предметы для англичанина, француза или итальянца…» В плане европейском Пушкин — первый великий европейский поэт русской нации, на новом языке, в новых образах и звуках отразивший новый российский участок европейской действительности своей эпохи. И всё-таки особое, неофициальное значение этого поэта состоит в том, что его творчество являло собой образец непревзойдённой в отечественной словесности гармонии, стройности и ясности. Убедимся же в этом!
IV. Работа над темой урока
1. Объяснение учителя
— Второй период творчества А. С. Пушкина — петербургский: 1817 — весна 1820 г. Петербургский период начинается в жизни Пушкина по окончании Лицея в июне 1817 г. Этот этап жизни и творчества Пушкина отличается его стремлением к содружеству, сообществу, братскому единению. В этом сказалась не только инерция привычки к лицейскому братскому союзу, но особенная черта тех лет в русской истории вообще. Счастливое окончание войн с Наполеоном разбудило в обществе чувство собственной силы, право на общественную активность, именно в те послевоенные годы возникают «вечера» у Жуковского, «русские завтраки» у Рылеева, где сообща думали, спорили, пили, обсуждали новости; даже чтение книг — занятие, традиционно связанное с уединением — становится формой дружеского общения. В столице поэт ведёт активную светскую и литературную жизнь, посещает театры, балы, становится участником литературных кружков «Арзамас» и «Зелёная лампа». Мировоззрение Пушкина складывается в особой атмосфере ожидания общественных перемен. Большое влияние на поэта оказывают П. Я. Чаадаев, будущий декабрист Н. И. Тургенев, идеи французских просветителей.
Новаторство Пушкина, поиски новых художественных решений особенно проявляются в политической лирике. Идеал свободы создаётся разными поэтическими средствами в оде («Вольность»), в сатирическом жанре (рождественская песенка «Сказки»), в преобразованной элегии («К Чаадаеву», «Деревня»). Лирический герой — не элегический мечтатель, а полный сил и мужества человек, верный идеалам товарищества. В отличие от современников-романтиков, для Пушкина любовь не противоречит свободе, а является её синонимом. Эти стихотворения были названы Александром I «возмутительными», за что поэт и был сослан в мае 1820 г. на юг Российской империи.
2. Аналитическая работа с текстом стихотворения «К Чаадаеву»
а) Заслушивание сообщения учащегося об истории создания стихотворения
Стихотворение написано в 1818 г. — в петербургский период творчества Пушкина. Оно получило широкую известность, особенно в декабристских кругах, и стало распространяться в списках. Именно за такие стихи Пушкина постигла опала — он оказался в южной ссылке. Много позже, в 1829 г., без ведома поэта это стихотворение в искажённом виде было опубликовано в альманахе «Северная звезда».
Стихотворение адресовано конкретному человеку: Петру Яковлевичу Чаадаеву (1794 — 1856), одному из близких друзей Пушкина ещё с лицейских лет. Кроме этого стихотворения к нему же обращены послания Пушкина «Чаадаеву» (1821), «Чаадаеву» (1824). Чаадаев, как и многие лицейские друзья поэта, был членом тайного декабристского общества «Союз благоденствия», хотя впоследствии отдалился от этого движения, заняв свою весьма своеобразную позицию в вопросе о государственной власти и дальнейшей судьбе России. За публикацию «Философического письма», в котором были изложены эти взгляды, Чаадаев был объявлен правительством сумасшедшим — так самодержавие боролось с инакомыслием и свободолюбием. Не всегда позиции Пушкина, особенно в зрелые годы, совпадали с мыслями Чаадаева, но в 1818 г. юный поэт видел в старшем друге человека, умудрённого жизненным опытом, наделённого острым и порой саркастическим умом, а главное — свободолюбивыми идеалами, столь отвечающими настроению Пушкина.
Заключительное пятистишие содержит мысль о том, что России не нужно «самовластье»: самодержавие должно быть ограничено конституцией. Так понимали будущие декабристы благо России и ради этого будущего готовы были на самые решительные поступки.
б) Выразительное чтение наизусть стихотворения заранее подготовленным учащимся
в) Беседа
• Как вы думаете, почему любовь, надежду, тихую славу поэт называет «юными забавами», а мечты об этом — обманом?
• Теперь уже иные чувства владеют поэтом. Какие?
• Подумайте, почему власть названа «роковой»?
• Какое слово повторяется в стихотворении? Почему? (Пока...)
• Как вы думаете, почему А. С. Пушкин сравнивает ожидание «минуты вольности святой» с ожиданием любовного свидания?
• Как же движется пушкинская мысль в стихотворении?
• Почему поэт ставит рядом слова «Отчизна» и «свобода»?
• Почему свободу Пушкин называет «звездой пленительного счастья»?
• Определите ключевые образы каждой части стихотворения, основные художественные средства их создания.
г) «Под сенью дружных муз...»: прослушивание аудиозаписи песни А. Н. Пахмутовой и А. Н. Добронравова «Как молоды мы были...» с выполнением дополнительного задания
• Слушая песню, найдите в ней самые главные для вас слова, которые были бы созвучны пушкинским мыслям. («Ничто на Земле не проходит бесследно, // И юность ушедшая всё же бессмертна...» или «Чтоб тебя на Земле не теряли, // Постарайся себя не терять...»).
д) Обобщение учителя
— Главная идея стихотворения — призыв к единомышленникам обратиться к гражданским проблемам. С ней связана вера поэта в то, что свободолюбивые мечты будут реализованы и «отчизна вспрянет ото сна». В концовке стихотворения звучит весьма редкая в творчестве Пушкина идея слома всей государственной системы, который, по мысли поэта, произойдёт в ближайшем будущем («И на обломках самовластья // Напишут наши имена!»). Общий пафос стихотворения — гражданский, но в нём есть элементы романтического и элегического пафоса, особенно в первой части, что отражается в специфике ряда образов.
Стихотворение стало этапным для творчества Пушкина, обозначив важнейшую для его поэзии тему свободы, а также её особую интерпретацию. В истории русской литературы оно явилось началом традиции соединения гражданской, свободолюбивой и интимной тематики, что подтверждается творчеством Лермонтова, Некрасова, романистикой второй половины XIX в., а затем переходит к таким поэтам XX в., как А. А. Блок.
3. Аналитическая работа с текстом стихотворения «Сказки: Noel»
а) Заслушивание сообщения учащегося об истории создания стихотворения
Стихотворение «Сказки: Noel» («Ура! в Россию скачет...») написано (вероятно, в декабре 1818 г.) в традиционной во Франции форме сатирических рождественских куплетов, называвшихся «ноэль» (от фр. Noel — рождество). Куплеты эти, осмеивающие чаще всего государственных сановников и их деятельность за истёкший год, непременно облекались в евангельский рассказ о рождении Христа. В подобных сатирах делалось обозрение событий минувшего года. А. С. Пушкин имеет в виду открытие Польского сейма 15 марта 1818 года, на котором Александр I произнёс речь, обещая распространить конституционные формы правления на всю Россию. В сентябре состоялся Аахенский конгресс, на котором присутствовали Александр I, австрийский император и прусский король. Здесь же была подписана декларация о будущей политике в духе Священного союза о поддержании существующего порядка и об охранении народов от «увлечений».
«Сказки» — единственный ноэль Пушкина, который сохранился до нашего времени (известно, что он создал их несколько). Это сатира на царя Александра I.
б) Выразительное чтение наизусть стихотворения заранее подготовленным учащимся
в) Беседа
• На что нацелена в этом стихотворении обличительная критика поэта?
• В каких строках этого сатирического стихотворения звучат критические оценки российской государственно-общественной жизни?
4. Аналитическая работа с текстом стихотворения «Анчар»
а) Выполнение интерактивного упражнения «Ассоциативный ряд» (работа в парах)
• Создайте из названия стихотворения «Анчар» новые слова, добавляя, убирая или переставляя слоги. (Учащиеся записывают свои варианты. Возможные варианты: чары, очаровать, начало и т. п.)
• Какие ассоциации вызывают у вас эти слова? (Ощущение колдовства, чего- то жуткого и т. п.)
б) Заслушивание сообщения учащегося об истории создания стихотворения
— Стихотворение было написано в 1828 г. После возвращения из ссылки в 1826 г. Пушкин некоторое время надеялся на то, что теперь его мечты о свободном творчестве воплотятся в жизнь. Но царь и его слуги не оставляют поэта в покое. Тайные агенты следят за каждым шагом поэта, его произведения подвергаются жестокой цензуре. В 1828 г. против поэта возбуждается дело по обвинению в создании противоправительственного произведения «Андрей Шенье» и безбожной поэмы «Гавриилиада». Видимо, эти обстоятельства личной жизни и послужили поводом для создания аллегорического стихотворения «Анчар».
Жанр традиционно определяется как лирическое стихотворение, но событийный сюжет позволяет назвать его балладой.
В основу сюжета этого произведения Пушкин положил полулегендарные сведения о существовании на острове Ява ядовитого дерева анчар. Путешественники рассказывали, что это дерево отравляет окрестный воздух, а сок его смертелен. В своём стихотворении Пушкин создаёт очень яркий и выразительный образ смертельно ядовитого дерева, символизирующий абсолютное зло.
в) Чтение стихотворения молча с выполнением дополнительного задания
• Прочитайте про себя стихотворение «Анчар». Выделите при чтении композиционно-тематические части и определите, какие образы являются главными в каждой из них.
Предполагаемые ответы
• 1-я часть (строфы 1 — 5) — это описание, содержащее главные образы: анчар, природа, древо смерти.
• 2-я часть (строфы 6 — 8) — это сюжет, главными образами которого являются владыка, раб, человек.
• 3-я часть (9 строфа) - развязка: гибель.
г) Беседа
• Какие два мира противопоставляются в сюжете стихотворения?
• Подберите 3 — 4 слова, которыми можно охарактеризовать образ зла.
• Что, на ваш взгляд, в пафосе, в основной мысли стихотворения связано с современными для поэта событиями в обществе?
• Во второй части стихотворения повторяются слова: послушный, послушно, послушливые. Является ли это, по вашему мнению, призывом к послушанию?
д) Обобщение учителя
— В «Анчаре» поднимается тема гибельности неограниченной власти. Пушкин сопоставляет зло природы и зло владыки, который отправляет человека к дереву, несущему смерть. Всё живое избегает прикосновения к анчару, он — «один во всей вселенной». Царь нарушает закон природы.
Стихотворение состоит из двух частей. В первой даётся описание ядовитого дерева. Во второй рассказывается о всесильном владыке, пославшем на смерть своего раба. При изображении анчара Пушкин использует эпитеты, направленные на раскрытие основного качества — губительности для всего живого. Образы царя и слуги контрастны: в первом поэт подчёркивает его всевластие, безжалостность, во втором — покорность. При этом образы анчара и царя, наоборот, сопоставлены: и тот и другой несут смерть. Идейный смысл этого стихотворения — губительность неограниченной власти для общества.
V. Рефлексия. Подведение итогов урока
«Умники и умницы»: постановка и решение проблемного вопроса
• Почему понятие «свобода» является для Пушкина основополагающим? Покажите разносторонность этого понятия на примере лирики петербургского периода.
VI. Домашнее задание
1. Выучить наизусть стихотворение «К Чаадаеву»
2. Подготовить выразительное чтение стихотворений А. С. Пушкина о любви.
3. Индивидуальные опережающие задания (2 учащихся). Подготовить сообщения об истории создания стихотворений А. С. Пушкина «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил...».