Литература 9 класс - Планы-конспекты для 105 уроков - Галина Фефилова 2016
Русская литература первой половины ХХ века
Александр Сергеевич Пушкин
Любовь как гармония душ в интимной лирике А. С. Пушкина. Адресаты любовной лирики поэта
Цели: ознакомить учащихся с любовной лирикой А. С. Пушкина; углубить представления об интимной лирике, психологизме пушкинских стихотворений; развивать умение анализировать лирические произведения и факты биографии поэта; совершенствовать навыки аналитической работы с поэтическим текстом; способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся; воспитывать культуру читательского восприятия, высокие эстетические чувства.
Оборудование: тексты стихотворений, иллюстративный материал по теме урока, аудиозапись романсов М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся имеют представление об интимной лирике А. С. Пушкина, её адресатах; участвуют в беседе; определяют мысли и чувства автора, запечатлённые в стихотворениях о любви; выполняют аналитический разбор стихотворного текста; выразительно читают стихотворения.
Ход урока
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
Чтение наизусть стихотворения А. С. Пушкина «К Чаадаеву» (несколько учащихся)
III. Мотивация учебной деятельности
Учитель. Самым прекрасным чувством издревле считается любовь. Любовь и красота являются мощными двигателями прогресса. Человечество хранит в своей памяти имена людей, жизнь которых была отмечена высокой любовью к родным людям, к Родине, к человечеству.
А. С. Пушкин — русский писатель, один из тех людей, которые удостоились этой самой драгоценной памяти человечества. Любовь в поэзии Пушкина — это глубокое, нравственно чистое, бесконечно нежное и самоотверженное чувство, облагораживающее и очищающее человека. Любовь предстала в лирике Пушкина в таком присущем ей естественном сочетании духовного и физического счастья, в такой своей подлинной земной сущности, предстала такою светлой, какой она ещё не являлась в мировой поэзии, склонной нарушать это единство, отделяя то одну, то другую сторону любви.
Натура глубоко эмоциональная, впечатлительная, Пушкин обладал способностью пылко отдаваться порывам сердца, поэтому часто влюблялся. Но если в раннем творчестве он воспевал любовь как чувство мимолётное, хотя и радостное, украшающее жизнь, то в более зрелом возрасте у поэта иное отношение к любви. Теперь это — глубокое чувство, в котором переплетаются и восторг, и страдание...
Прикоснёмся же и мы к этому великому чувству с помощью лирики Пушкина!
IV. Работа над темой урока
1. Вступительное слово учителя
— Любовную лирику Пушкина не следует рассматривать как поэтический аналог его «донжуанского списка». В лирике говорится о чувствах поэта, а не об отношениях, связывавших его с возлюбленными. Любовь для Пушкина — предмет высокой поэзии. Она словно вынесена за пределы быта, «житейской прозы». Стихи Пушкина — это не только психологическая правда любовных переживаний, но и выражение философских представлений поэта о Женщине как об источнике красоты, гармонии, неизъяснимых наслаждений. Пушкин любил женщин, он воспевал Женщину.
«На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь ещё, быть может...», «Я помню чудное мгновение...» — эти стихотворения в единый цикл объединяют высокое чувство любви, преклонение перед женщиной, возлюбленной, чувство, переполняющее душу полнотой бытия, обострённым восприятием мира. Вместе с тем каждое стихотворение — свой неповторимый мир, в каждом из них свой эмоциональный колорит, свои оттенки развития чувства любви.
2. Заслушивание сообщений учащихся об истории создания стихотворений «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил...»
а) «На холмах Грузии лежит ночная мгла.» было написано А. С. Пушкиным в 1829 г. во время поездки поэта на театр военных действий в Закавказье. Тогда Пушкин был безнадёжно влюблён в Наталью Николаевну Гончарову. Он не надеялся на брак с ней, но никто не мог запретить ему любить Наталью, восхищаться ею, посвящать ей стихи. «На холмах Грузии лежит ночная мгла.» — это лирическое произведение, написанное в жанре элегии. Описание природы служит автору способом выражения чувств лирического героя, размышлений о любви. Автор передаёт только свои мысли, причём не окрашивая их эмоционально. В стихотворении только одна метафора — «сердце горит», но и она настолько привычна для читателя, что даже не воспринимается как метафора. А. С. Пушкин достиг «нагой простоты», что делает произведение более искренним и понятным. Лирическое произведение написано ямбом с перекрёстной рифмой.
б) В том же году, что и стихотворение «На холмах Грузии...», А. С. Пушкин написал стихотворение «Я вас любил...»
Литературоведы по сей день спорят о том, кому именно было адресовано это послание, так как ни в черновиках, ни в чистовом варианте поэт не оставил ни одного намёка на то, кто же является той таинственной незнакомкой, которая вдохновила его на создание этого произведения. По одной из версий литературоведов, стихотворение «Я вас любил: любовь ещё, быть может...», написанное в форме прощального письма, посвящено польской красавице Каролине Сабаньской, с которой поэт познакомился в 1821 г. во время южной ссылки.
По другой версии, это произведение адресовано Анне Алексеевне Олениной, в замужестве — графине де Ланжерон, с которой поэт познакомился в Санкт- Петербурге. Поэта пленили не столько её красота и изящество, сколько острый и пытливый ум, а также находчивость, с которой она парировала шутливые реплики Пушкина, словно бы дразня его и искушая. Многие люди из окружения поэта были убеждены в том, что у него с прекрасной графиней — бурный роман.
Стоит также отметить, что в 1829 г. Пушкин знакомится со своей будущей женой Натальей Гончаровой, которая произвела на него неизгладимое впечатление. Поэт добивается её руки, и на фоне нового увлечения рождаются строки о том, что любовь «в душе моей угасла не совсем». Но это — лишь отголосок былой страсти, которая доставила поэту массу возвышенных и мучительных минут.
Впервые это стихотворение, датированное самим автором 1829 г., опубликовано в альманахе «Северные цветы на 1830 год». Более 20 романсов написано на эти стихотворные строки.
3. «Под сенью дружных муз...»: прослушивание аудиозаписи романса «Я вас любил...» (музыка А. С. Даргомыжского, в исполнении И. С. Козловского)
4. Аналитическая беседа
• Как в каждом из стихотворений показано развитие чувства?
• Какие свойства души поэта, его мировосприятие раскрыто в стихотворении?
• Как эволюционирует лирическое чувство в стихотворении «На холмах Грузии лежит ночная мгла...»?
• Какую роль в нём играет описание природы?
• При помощи каких поэтических средств во второй строфе выражается нарастание светлого чувства любви, переполняющее душу поэта?
Стихотворение «Я вас любил: любовь ещё, быть может...» — признание поэта в угасании любви, невозможности возврата прежнего чувства, неизбежности расставания.
• Почему нельзя сказать, что оно с начала до конца развития лирического сюжета окрашено элегическим чувством грусти?
• Как вы восприняли его заключительную строку?
5. Обобщение учителя
— Оба стихотворения замечательны и по художественному, и по нравственному своему уровню. В своих стихах на любовную тему Пушкин не только рассказывает о любви, но и учит нас тому, что есть настоящая любовь.
6. Устный журнал (рассказ учителя)
Страница «Я помню чудное мгновенье...»
— Это одно из самых замечательных творений Пушкина, оно может быть названо визитной карточкой поэта, оно вместе с именем Пушкина отпечатывается в каждом сердце, оно ещё до чтения в классе знакомо как популярный романс М. И. Глинки.
Это было летом 1825 г. А. С. Пушкин шёл по дороге в Тригорское, помахивая своей массивной чёрной тростью и иногда с силой вонзая её в твёрдую ленту тропинки. На душе было спокойно, чисто и задорно. Дышалось необыкновенно легко, и всё, на что падал взгляд, — всё радовало его.
Вот и три холма, три горы — Тригорское. На правах старого и желанного друга Пушкин без предупреждения вошёл в дом и остановился в дверях залы. Сидевшая за столом дама, очевидно гостья, подняла голову и спокойно посмотрела на Пушкина (демонстрирует портрет А. П. Керн).
Милое, нежно-округлое лицо, девственно-спокойное в очертаниях, мягкие голубые глаза, волосы, спадающие на виски и зачёсанные назад.
Во всей фигуре — спокойствие и непринуждённость. «Анна Петровна Керн», — представила её тётушка. Анна Петровна молча наклонила голову. Пушкин очень низко поклонился, но не сказал ни слова. Анна Петровна тоже не нашлась что сказать, но с удивлением отметила, что робость видна была в его движениях. Возбуждённость и весёлость его пропали, и весь этот день потом он был странно молчалив...
Он возвращался домой той же дорогой, но теперь окружающее не занимало его. Другой мир, где теснились воспоминания, надежды, мечты, думы, целиком завладел им. И странно: воспоминания об Анне Керн невольно коснулись какой-то струны вдохновения, и теперь музыка поэзии звучала в нём, может быть, незаметно для него самого, но она, эта музыка, была чудесным аккомпанементом к мыслям о Керн.
Мелодия поэзии звучала теперь и в воспоминаниях о первой их встрече.
...Анна Петровна Керн, в 16 лет насильно выданная замуж за пожилого генерала Ермолая Фёдоровича Керна, гостила тогда в Петербурге: отец вывозил её в свет. Пушкин увидел юную жену генерала Керна на одном из вечеров у Олениных. Весь вечер он старался привлечь её внимание, заслужить хотя бы улыбку, взгляд. Но ему так и не удалось приблизиться к ней. А когда она уезжала и брат садился с нею в экипаж, Пушкин стоял на крыльце и мучительно ему завидовал.
И вот прошло шесть лет. Многое изменилось с тех пор; жизнь даровала ему и мрачные, и светлые минуты, тусклые будни и ослепительные праздники. Но теперь это пространство в шесть лет показалось ему тёмной бездной, по краям которой горели две светлых точки, две встречи с Керн.
Пушкин стал бывать в Тригорском чаще. Однажды Прасковья Александровна предложила всем отправиться на прогулку из Тригорского в Михайловское. Пушкин очень обрадовался. Заложили экипажи и поехали.
Приехав в Михайловское, пошли прямо в сад с длинными прямыми аллеями старых деревьев, корни которых, сплетаясь, вились по дорожкам. Тётушка, приехавшая чуть позже, обратилась к Пушкину: «Милый Пушкин, покажите же, как любезный хозяин, ваш сад госпоже».
Он быстро подал Анне Петровне руку и пошёл скоро, скоро, как ученик, неожиданно получивший позволение прогуляться.
В ту ночь они долго гуляли по липовой аллее, вспоминали первую встречу у Олениных.
А потом, когда все уехали, Пушкин закрылся у себя в кабинете. Тёмная июньская ночь дышала в окно и доносила шелест лип; камень, о который она споткнулась, лежал на столе рядом с листами бумаги, на которых быстрое перо Пушкина выводило женский профиль... И кажется, сама эта ночь, полная трепета далёких и недавних воспоминаний, напевала:
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты...
Пушкин словно переживал второе рожденье: он в этот момент как-то особенно ясно и глубоко ощутил полноту жизни, сердце его забилось сильно и трепетно. Пушкин вздохнул и отбросил перо. Затем вновь схватил его, сжимая в руке, прочитал только что написанное. Нет, всё было так, как надо. Ему удалось выразить гармонию чувств в гармонии строк.
На следующий день утром Анна Петровна уезжала из Тригорского в Ригу. Экипаж мерно покачивался, а она вспоминала Пушкина. Сегодня утром Пушкин пришёл в Тригорское и подарил ей на прощанье вторую главу «Онегина» в неразрезанных листах, между которыми она нашла вчетверо сложенный листок почтовой бумаги.
Анна Петровна раскрыла книгу, лежащую у неё на коленях, и развернула листок.
(Учитель читает стихотворение полностью.)
Прошло 15 лет. Пушкина уже три года как не было в живых. Но удивительная история этого стихотворения продолжалась, строки его горячо и беспокойно звучали в другом сердце, молодом и любящем! Только теперь не слова, а ноты записывает торопливая рука, и музыка, заключённая в пушкинских стихах, но ещё не угаданная никем, наконец обретает звучание. Грустная и нежная вначале, она словно осторожно прикасается к самым чистым и глубинным свойствам души. Затем волнение, тревога проникают в музыку — гармония исчезла из жизни.
Михаил Иванович Глинка посвятил этот романс женщине, которую любил, — дочери Анны Петровны Керн.
(Звучит романс М. И. Глинки «Я помню чудное мгновенье...»)
7. Аналитическая беседа
• Проследите за развитием лирического чувства во времени в стихотворении «Я помню чудное мгновенье...».
• Какие сквозные темы и образы проходят через всё стихотворение?
8. Выразительное чтение стихотворений Пушкина о любви (по выбору учащихся и учителя)
V. Подведение итогов урока
Обобщающее слово учителя
— Пушкин... Его короткая жизнь вместила в себя столько душевных бурь, что их хватило на полтора века русской жизни. И хватит ещё на столетия.
Три темы в пушкинской лирике стоят рядом, сплетаясь друг с другом так плотно, что, кажется, невозможно одну отделить от другой. Они и образуют основу нравственного мира этой поэзии: Воля, Дружба, Любовь. Уберите одну из них — поэзия померкнет, а то и вовсе исчезнет. В самом деле, к какой тематической рубрике отнести «К Чаадаеву»? О чём бессмертное стихотворение «Я помню чудное мгновенье.» — о любви к женщине, или о тоске заточенья, или о полноте бытия, в котором «и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слёзы, и любовь»? Может быть, эта удивительная целостность ощущения жизни и есть тот секрет всеобъемлющей пушкинской гениальности, которая делает его поэтом всех поколений, людей разных темпераментов, различных политических, философских и религиозных взглядов?
VI. Домашнее задание
1. Творческое задание. Написать сочинение-рассуждение (миниатюру) «Что вас больше всего поразило в любовной лирике А. С. Пушкина?».
2. Индивидуальные опережающие задания (4 учащихся). Подготовить сообщения об истории создания стихотворений А. С. Пушкина «Если жизнь тебя обманет...», «Воспоминание», выразительное чтение этих стихотворений.