Литература 9 класс - Планы-конспекты для 105 уроков - Галина Фефилова 2016
Русская литература первой половины ХХ века
Александр Сергеевич Пушкин
А. С. Пушкин. Раздумья о смысле жизни, о поэзии. Бесы: обучение анализу одного стихотворения
Цели: ознакомить учащихся с лирикой А. С. Пушкина, отражающей раздумья о смысле жизни, о поэзии; раскрыть глубину и проникновенность чувств поэта, запечатлённых в этих лирических произведениях; формировать практические умения и навыки анализа поэтического текста; совершенствовать навыки осмысленного выразительного чтения, анализа поэтического текста; способствовать духовному развитию учащихся, формированию нравственных ценностей.
Оборудование: учебник, раздаточный материал, тексты стихотворений.
Тип урока: урок — анализ художественных произведений.
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают лирику А. С. Пушкина, отражающую раздумья о смысле жизни, о поэзии; раскрывают глубину и проникновенность чувств поэта, запечатлённых в этих лирических произведениях; умеют выразительно читать стихотворения, находить в них ключевые образы и образы-символы, выявлять авторскую позицию; анализируют поэтический текст на примере стихотворения «Бесы».
Пушкин есть явление чрезвычайное...
Это русский человек в его развитии, каким он, может быть, явится через двести лег.
Н. В. Гоголь
Ход урока
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
Заслушивание нескольких творческих работ (см. домашнее задание предыдущего урока)
III. Мотивация учебной деятельности
Учитель. В своё время В. Г. Белинский писал об Александре Сергеевиче: «Пушкин принадлежит к вечно живущим и движущимся явлениям, не останавливающимся на той точке, на которой застала их смерть, но продолжающим развиваться в сознании общества. Каждая эпоха произносит о них своё суждение, и как бы неверно поняла она их, но всегда оставит следующей за ней эпохе сказать что-нибудь новое и более верное, и ни одна никогда не выскажет всего...». Гоголь утверждал: «Пушкин есть явление чрезвычайное... Это русский человек в его развитии, каким он, может быть, явится через двести лет...» (Обращение к эпиграфу урока.)
Определяя многогранность творчества поэта, он с восхищением писал: «Что ж было предметом его поэзии? Всё стало её предметом, и ничто в особенности. Немеет мысль перед бесчисленностью его предметов...».
Образ Пушкина-поэта, воедино слитый в нашем сознании с образом Пушкина-человека, остаётся для каждого из нас светлым идеалом, яркой звездой добра и истины, к которой стремятся разум и душа человека. Он приходит к нам лукавым и добрым сказочником, проникает в детское сердце незатейливым стихом и напевом и остаётся на всю жизнь. Пушкин — наша первая, ещё детская, поэтическая любовь.
Читая и перечитывая лирику Пушкина, каждый русский человек, наверное, думает: «Мой Пушкин». Это вполне объяснимо. «У нас ведь всё от Пушкина...», — сказал Достоевский, имея в виду главную идею русской культуры и основные черты русской души: гуманизм, отзывчивость, веру в жизнь. Именно это привлекает нас в лирике Пушкина, богатой, несомненно, и другими темами.
IV. Работа над темой урока
1. Вступительное слово учителя
— Пожалуй, один из самых важных вопросов, стоящих перед художниками, писателями, поэтами, — это осмысление ими роли искусства, литературы в жизни общества. Нужна ли поэзия людям? Какова её роль? Достаточно ли обладать стихотворным даром, чтобы стать поэтом? Эти вопросы глубоко волновали Пушкина. Его размышления на эту тему нашли полное и глубокое воплощение в стихах. Видя несовершенство мира, поэт задумывается над тем, можно ли изменить его средством художественного слова. Вся творческая жизнь Пушкина явилась ярким свидетельством верности его мыслей. В поздних произведениях Пушкина всё чаще звучат раздумья о бренности человеческой жизни, о её быстротечности, предчувствии близкой гибели. Наступает время подвести итог своей творческой деятельности, объективно оценить значение поэзии.
2. Аналитическая работа с текстом стихотворения «Если жизнь тебя обманет...»
а) Заслушивание сообщения учащегося об истории создания стихотворения
— Стихотворение напечатано в «Московском телеграфе» в 1825 г. Это стихотворение Пушкин написал во время ссылки (1824 — 1826) в альбом пятнадцатилетней Зизи, как звали её домашние. Зизи (Евпраксия Николаевна Вульф) была младшей дочерью П. А. Осиповой, владевшей соседним с Михайловским имением Тригорское.
Это лирическое произведение поэта можно отнести к философской лирике. Здесь мы видим раздумья автора над вечными вопросами, которые волнуют каждого человека: о радости и горе, о смысле жизни, о настоящем и будущем.
б) Выразительное чтение стихотворения наизусть заранее подготовленным учащимся
в) Обобщение учителя
— «Если жизнь тебя обманет...» Всего лишь восемь строк, но в них вся жизнь. Жизнь, которая прожита миллионами людей и которая ещё будет прожита миллиардами. Жизнь, которую прожил и сам автор этих восьми строк — Александр Сергеевич Пушкин. А. С. Пушкин воплотил в своём поэтическом слове мировую гармонию, в нём, страстном поэте, было так много непосредственности и любопытства к жизни.
Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись!
Какое жизнелюбие! Сколько веры, надежды и любви к человеку! Какая великая жизнеутверждающая сила! Поистине вся жизнь Александра Сергеевича является оправданием Жизни. И это её назначение сказывается и в самой форме, в самих звуках его стихотворений. Не только определённые сюжеты и общий строй его песен, но и сами они как песни, даже отдельные тона их, ласкающие сердце, уже примиряют с природой и жизнью.
3. Аналитическая работа с текстом стихотворения «Воспоминание»
а) Заслушивание сообщения учащегося об истории создания стихотворения
— Стихотворение «Воспоминание» было написано 19 мая 1828 года в Петербурге. Это не была рядовая поездка заядлого поэта-путешественника. Он возвращался в северную столицу после 7 лет скитаний и ссылок — в город своей юности, первых литературных успехов, борьбы, поражений, и стихотворение 1828 г. отмечает годовщину возвращения Пушкина в Петербург. Воспоминания в нём носят как бы телескопический характер, наслаиваясь одно на другое.
б) Выразительное чтение стихотворения наизусть заранее подготовленным учащимся
в) Беседа
• Каким предстаёт Петербург с его «стогнами» в первых четырёх строках стихотворения?
• Что тревожит поэта в «часы томительного бденья»? Можно ли слова «угрызенья», «мечты», «думы», «воспоминание» выстроить в один ряд как оттенки одного поэтического переживания?
• Какие метафоры использует поэт, последовательно воссоздавая разные лики переживания?
• Перечитайте заключительные четыре строки. Почему воспоминание о прошедшей жизни вызывает у поэта горькое, мучительное чувство?
• В какой мере повторяющиеся союзы «и» и противительный союз «но» усиливают это чувство?
г) Обобщение учителя
— Читатель представляет Петербург накануне белых ночей. Город с его площадями и улицами («стогнами») виден в полупрозрачной тени, вслед за шумным днём наступает молчание ночи. К людям приходит сон («дневных трудов награда»).
В то время, когда другие спят, поэт погружён в «томительное бденье». И в этом состоянии его терзают и «сердечные угрызенья», и «тяжкие думы», и мечты, и воспоминания. Каждое из этих состояний передаётся метафорой: «горят во мне змеи сердечной угрызенья; мечты кипят; теснится тяжких дум избыток; воспоминание... свой длинный свиток развивает».
В заключительных строках стихотворения поэт проклинает своё прошлое и четыре раза повторённый союз «и» подчёркивает силу открывающего последнюю строку союза «но», как бы суммируя все оттенки пережитого.
4. «Практикум начинающего литературоведа»: обучение анализу одного стихотворения на примере стихотворения «Бесы»
а) Вступительное слово учителя
— Как огромное обобщение переживаний Пушкина того времени, переведённых на специфический образный язык искусства, возникло стихотворение «Бесы» (1830) — своеобразный итог пушкинских раздумий о жизни. «Бесы» — чрезвычайно сложное произведение пушкинской лирики. Это — и реалистическая картина метели, в которой кружит сбившийся с дороги одинокий путник. Это — и итог горьких раздумий Пушкина о путях современной ему России. Это, в конечном счёте, и стихотворение о самом себе, о своём месте в жизни, о своём отношении к окружающей действительности. Всё стихотворение — сложнейший сплав самых разнообразных элементов пушкинского отношения к жизни, к своей судьбе, к окружающей действительности; и всё это — единое целое, обусловленное определёнными общественными сторонами русской жизни и жизни самого Пушкина, без чего стихотворение не может быть понято до конца во всей его глубине.
б) Самостоятельная аналитическая работа с текстом стихотворения с использованием памятки «Схема анализа стихотворного текста», анализ (работа в парах с раздаточным материалом).
Комментарий для учителя. Задача формирования читательской культуры предполагает знание наиболее общих возможных аспектов анализа стихотворения, умение его интерпретировать. Предложенная в схеме последовательность разбора стихотворения условна, хотя и обладает определённой логикой, сложившейся в практике анализа. Создание свободного аналитического или строго исследовательского текста о нём можно начинать с любого из предложенных в схеме направлений анализа. При этом отправной пункт анализа, как и логику дальнейших рассуждений, следует искать в самом тексте стихотворения.
Схема анализа стихотворного текста
1. Историко-биографический материал. Глубокое понимание стихотворения порой требует знания даты его написания, истории публикации, фактов биографии автора, которые связаны с лирическим сюжетом или имеют отношение к истории создания художественного текста.
2. Место стихотворения в творчестве поэта. При определении места стихотворения в творчестве автора требуется отнести произведение к тому или иному периоду творчества поэта, понять контекст, в котором оно создавалось, что невозможно без знания творческого пути художника хотя бы в общих чертах.
3. Ведущая тема. Темы составляют основу любого произведения (в том числе и лирического). Существует тематическая классификация лирики, которая в наиболее общем виде обозначает традиционные для лирики темы: интимная (любовная) лирика, пейзажная лирика, лирика дружбы, гражданская и патриотическая лирика, философская (медитативная) лирика, тема поэта и поэзии. Выделение этих групп в значительной степени условно, однако позволяет начать разговор о стихотворении, то есть может служить отправной точкой анализа произведения.
4. Лирический сюжет. Сюжет всегда связан с каким-то событием. Воспоминание или случайная встреча, сюжетная сценка или созерцание природы, посетившая поэта мысль, становятся импульсом к лирическому переживанию, порождают особое эмоциональное состояние героя.
5. Проблематика. Определяется постановкой вопросов в тексте или подтексте произведения. Поэты задаются этическими и социальными вопросами, дают свой отклик на вечные философские проблемы.
6. Композиция. Деление стихотворения на смысловые части позволяет проследить развитие темы, увидеть смену настроения, вычленить поэтическую мысль, отметить композиционную стройность стихотворения, гармоничную соотнесённость всех его частей.
7. Лирический герой. Содержание и границы понятия «лирический герой» спорны, но, понятие, это необходимо, так как оно ведёт к постижению образа поэта.
8. Преобладающее настроение, его изменение. Восприятие поэтического текста предполагает подключение к настроению, которым проникнуто произведение, умение чувствовать переливы душевных состояний героя, объяснять их мотивы.
9. Жанр. Чаще всего отнесение стихотворного произведения к какому-либо жанру невозможно, но деление на жанры сохраняется, хотя и является условным.
10. Строфа. Деление стихотворения на строфы — один из способов создания ритма, придания стихотворению композиционной целостности, смысловой законченности. Строфа играет важную роль в выразительности стиха, помогает раскрыть поэтическую мысль, почувствовать эмоциональный строй произведения, его мелодию.
11. Основные образы. Образ — это любое явление, творчески воссозданное в произведении. Образ создаётся при активном участии воображения автора и читателя. Он обобщает действительность, раскрывая в единичном закономерное, вечное, концентрирует существенные для автора стороны жизни.
12. Лексика. Анализ лексики стихотворения поможет проникнуть в своеобразие поэтического языка конкретного текста и раскрыть особенности поэтической манеры художника. Слово в стихотворении всегда приобретает дополнительный смысл, особую эмоциональную окраску.
13. Изобразительные средства. Тропы и стилистические фигуры помогают добиваться особого эффекта выразительности. В отличие от стилистических фигур, тропы строятся на преобразовании единиц языка, однако иногда это разделение художественных средств условно.
14. Поэтический синтаксис. Понятие «поэтический синтаксис» не имеет терминологического статуса, к нему прибегают, чтобы осмыслить такие особенности синтаксического строения художественного текста (обращение, восклицания, риторические вопросы, инверсии и пр.), которые связаны с мелодией стиха, с передачей настроения, с заострением поэтической мысли.
15. Звукопись — один из видов инструментовки стиха, система звуковых повторов с целью создания особого эффекта соответствия фонетического состава фразы изображённой картине.
16. Ритм и рифма. Мелодия стиха определяется размером, повторами, особой песенной интонацией. Музыкальность стиха связана с ритмом, то есть с равномерным повторением каких-либо однородных явлений. Особую роль играет в стихотворении рифма.
в) Презентация результатов аналитической работы, их комментирование, рецензирование учителем
V. Рефлексия. Подведение итогов урока
VI. Домашнее задание
Творческое задание. Проанализировать одно из стихотворений А. С. Пушкина, относящихся к теме свободы.