Литература 9 класс - Планы-конспекты для 105 уроков - Галина Фефилова 2016

Русская литература первой половины ХХ века
Александр Сергеевич Пушкин
Контрольная работа за I четверть по комедии А. С. Грибоедова Горе от ума, лирике А. С. Пушкина (Тестовые задания)

    Цели: научить учащихся обобщать и использовать полученные на предыдущих уроках знания — самостоятельно давать оценку изученным произведениям; иметь собственное суждение о поступках действующих лиц; опираясь на содержание и форму художественного произведения, совершенствовать навыки письменной речи; воспитывать литературно-компетентную личность, способную на самостоятельную деятельность.

    Оборудование: тестовые задания (2 варианта).

Тип урока: урок контроля и коррекции знаний.

    Прогнозируемые результаты: учащиеся показывают уровень литературного развития, начитанность, умения и навыки литературоведческого анализа и степень развития письменной монологической речи, уровень знания и глубины понимания изученных произведений, умение сжато и логично излагать собственную точку зрения.

Ход урока

I. Организационный этап

II. Мотивация учебной деятельности

Учитель. Александр Сергеевич Грибоедов вошёл в русскую литературу фактически одним произведением — комедией «Горе от ума», но поставленные в ней проблемы до сих пор вызывают споры. Писатель разглядел и на маленьком пятачке комедии изобразил специфические черты русского общества и общие гуманистические черты прогрессивно мыслящего человека.

Отличие творческого развития Грибоедова от современников — в отказе от романтизма. А. С. Грибоедов первым в ХIХ в. заговорил о необходимости иной, не романтической литературы: «Ныне в какую книжку ни заглянешь, что ни прочтёшь, песнь или послание, везде мечтания, а натуры ни на волос».

Образ Чацкого — главное открытие Грибоедова. В русской литературе именно с Чацкого начинается линия героя-борца, героя-бунтаря.

В письмах Вяземскому, а затем Бестужеву из Михайловского в 1825 г. Пушкин ум Чацкого понимает иначе, чем Грибоедов. Но близость Чацкого и Грибоедова Пушкин почувствовал и оценил сразу: «В комедии “Горе от ума” кто умное действующее лицо? Ответ: Грибоедов. А что такое Чацкий? Пылкий, благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями».

Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» вместе с творчеством Пушкина середины 1820-х гг. свидетельствовала об утверждении реализма в русской литературе. Творчество Пушкина было тем поворотным пунктом, когда русская культура сделалась голосом, к которому вынужден был прислушаться весь культурный мир. Хотя мировая культура узнала сначала Достоевского, Л. Толстого и Чехова, в начале их дороги находится именно Пушкин.

III. Контроль знаний, умений и навыков учащихся

Выполнение тестовых заданий

I вариант

Начальный и средний уровни

    1. К какому идейно-эстетическому направлению, художественному методу можно отнести комедию А. С. Грибоедова «Горе от ума»:

а) реализм;

б) романтизм;

в) классицизм?

    2. Как первоначально называлась редакция комедии:

а) «Горе уму»;

б) «Горе от ума»;

в) «Горе умному»?

    3. Афоризм — это...

а) художественное обоснование поступков персонажей;

    б) краткое изречение, содержащее в себе законченную философскую мысль, житейскую мудрость или нравоучение;

    в) часть лексики, слова и обороты, употреблявшиеся в прошлом для обозначения каких-либо предметов, для создания исторического колорита.

    4. Кому из героев комедии принадлежат следующие высказывания, ставшие афоризмами: «Свежо предание, а верится с трудом», «А судьи кто?», «Дома новы, а предрассудки стары»:

а) Софье;

б) Чацкому;

в) Молчалину?

    5. У Чаадаева и Пушкина является общим:

а) мечты о свободе, революции, свержении самодержавия;

б) учёба в Лицее;

в) членство в тайном обществе.

    6. Какова основная мысль стихотворения «Анчар»:

а) жизнь человека отдана ради смерти других людей;

б) страшное дерево анчар губит всё живое;

в) протест против неограниченной власти одного человека над другим?

    7. Какая дата, связанная с Лицеем, не раз встретится в лирике Пушкина:

а) 21 октября;

б) 1 января;

в) 19 октября?

    8. Кто из названных поэтов не был лицейским товарищем А. С. Пушкина:

а) И. Пущин;

б) П. Чаадаев;

в) А. Дельвиг?

Достаточный уровень

    9. Что такое «конфликт»? Кратко охарактеризуйте конфликтующие стороны комедии «Горе от ума».

    10. Дайте развёрнутый ответ на вопрос.

Режиссёр Г. А. Товстоногов так писал о финале «Горе от ума»: «...Никто не умирает, Чацкий уезжает в собственной карете, есть все основания думать, что он найдёт в себе силы жить и бороться дальше. Но это будет другой Чацкий...». Как вы понимаете эти слова? Согласны ли вы с ними?

Высокий уровень

    11. Напишите сочинение-рассуждение (миниатюру) на одну из предложенных тем: «Мастерство и новаторство Грибоедова-драматурга (по комедии ”Горе от ума“); «Адресаты любовной лирики А. С. Пушкина».

II вариант

Начальный и средний уровни

    1. В каком году комедия «Горе от ума» была опубликована полностью без цензурных искажений:

а) в 1826 г.;

б) в 1833 г.;

в) в 1862 г.?

    2. Жанровое своеобразие произведения А. С. Грибоедова выражено в определении жанра:

а) комедия;

б) трагедия;

в) трагикомедия.

    3. А. С. Грибоедов писал: «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека, и этот человек, разумеется, в противоречии с обществом, его окружающим». Кого имел в виду писатель:

а) Молчалина;

б) Чацкого;

в) Софью?

    4. Кому из героев комедии принадлежат следующие высказывания, ставшие афоризмами: «Счастливые часов не наблюдают», «Не человек, змея», «Герой не моего романа»?

а) Софье;

б) Чацкому;

в) Молчалину.

    5. Кому посвящено стихотворение «Я помню чудное мгновение...»:

а) Н. Олениной;

б) А. Керн;

в) Н. Гончаровой?

    6. У Пушкина пять стихотворений «19 октября». Почему?

а) Это день открытия Лицея;

б) это день рождения А. С. Пушкина;

в) это день встречи с Аной Керн.

    7. Какое стихотворение читал А. С. Пушкин перед Г. Р. Державиным на экзамене в Лицее:

а) «Лицинию»;

б) «Деревня»;

в) «Воспоминания в Царском Селе»?

    8. Из какого стихотворения строки: «Мы ждем с томленьем упованья // Минуты вольности святой…»?

а) «К Чаадаеву»;

б) «Воспоминание»;

в) «Анчар».

Достаточный уровень

    9. Как вы понимаете слова Чацкого: «Служить бы рад — прислуживаться тошно»? Что в эти слова сообщают читателю о герое?

    10. Дайте развёрнутый ответ на вопрос.

В драматургии классицизма соблюдались «три единства». Соблюдены ли классицистические «три единства» в комедии «Горе от ума»?

Высокий уровень

    11. Напишите сочинение-рассуждение (миниатюру) на одну из предложенных тем: «”Любовь и дружество“ в лирике Пушкина»; «Как можно понимать заглавие комедии ”Горе от ума“»?

Критерии оценивания. При проверке заданий начального и среднего уровней (№ 1 — 8) оцениваются в 0,2 балла; задания достаточного уровня (№ 9, 10) — в 0,5 балла; задание высокого уровня (№ 11) — в 1 балл. Итого: 5 баллов.

IV. Домашнее задание

    1. Прочитать поэму А. С. Пушкина «Цыганы».

    2. Индивидуальное задание. Подготовить сообщение об истории создания поэмы «Цыганы».

Приложение «В методическую копилку учителя...»

Афоризмы и крылатые выражения А. С. Грибоедова

Афоризмы — неоспоримое достоинство пьесы Грибоедова «Горе от ума». Даже для современного читателя крылатые выражения составляют значительную часть пьесы, а в январе 1825 г. Пушкин написал А. А. Бестужеву: «О стихах я не говорю, половина — должны войти в пословицу».

Крылатые фразы А. С. Грибоедова, приведённые ниже, соотнесены с действующими лицами пьесы.

Фамусов

Вот то-то, все вы гордецы!

Ей сна нет от французских книг,

А мне от русских больно спится.

Друг, нельзя ли для прогулок

Подальше выбрать закоулок?

А все Кузнецкий мост, и вечные французы.

Не надобно иного образца,

Когда в глазах пример отца.

Ужасный век! Не знаешь, что начать!

Ах! матушка, не довершай удара!

Кто беден, тот тебе не пара.

Упал он больно, встал здорово.

Что за комиссия, Создатель,

Быть взрослой дочери отцом!

Читай не так, как пономарь,

А с чувством, с толком, с расстановкой.

Пофилософствуй — ум вскружится.

Что за тузы в Москве живут и умирают!

Именьем, брат, не управляй оплошно,

А, главное, поди-тка послужи.

    Чацкий

А судьи кто?

Чуть свет уж на ногах! и я у ваших ног.

И вот за подвиги награда!

Ах! тот скажи любви конец,

Кто на три года вдаль уедет.

Когда ж постранствуешь, воротишься домой

И дым Отечества нам сладок и приятен!

Господствует ещё смешенье языков:

Французского с нижегородским?

Свежо предание, а верится с трудом.

Велите ж мне в огонь: пойду как на обед.

Служить бы рад, прислуживаться тошно.

А впрочем, он дойдёт до степеней известных

Ведь нынче любят бессловесных.

Кто служит делу, а не лицам...

Когда в делах — я от веселий прячусь,

Когда дурачиться — дурачусь,

А смешивать два эти ремесла

Есть тьма искусников, я не из их числа.

    Лиза

Минуй нас пуще всех печалей

И барский гнев, и барская любовь.

Не спи, покудова не скатишься со стула.

Грех не беда, молва не хороша.

И кто влюблён — на всё готов.

    София

Герой не моего романа

Я гнева вашего никак не растолкую...

Шёл в комнату, попал в другую.

Счастливые часов не наблюдают.

Ни беспокойства, ни сомненья...

А горе ждёт из-за угла.

Да эдакий ли ум семейство осчастливит?

Благодарю вас за билет,

А за старанье вдвое.

А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить,

Угодно ль на себя примерить?

    Молчалин

Ах! злые языки страшнее пистолета.

Не повредила бы нам откровенность эта.

В мои лета не должно сметь

Своё суждение иметь.