Литература 9 класс - Планы-конспекты для 105 уроков - Галина Фефилова 2016
Русская литература первой половины ХХ века
Александр Сергеевич Пушкин
Урок внеклассного чтения. А. С. Пушкин. Цыганы Как романтическая поэма
Цели: актуализировать знания учащихся о романтизме как литературном направлении, его отличительных чертах, об особенностях пушкинского романтизма; показать особенности поэмы «Цыганы» как романтической поэмы (приёмы раскрытия характера героев, своеобразие разрешения проблемы человеческой свободы в поэме, изобразительно-выразительные средства); используя фрагменты оперы С. В. Рахманинова «Алеко», показать приёмы создания характера Алеко в музыкальном произведении; развивать интеллектуально-образное и эмоциональное восприятие художественного произведения; способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся.
Оборудование: текст поэмы «Цыганы», аудиозапись фрагментов оперы С. В. Рахманинова «Алеко», музыка Е. Д. Доги из кинофильма «Табор уходит в небо», иллюстративный материал по теме урока.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают о романтизме как литературном направлении, его отличительных чертах, об особенностях пушкинского романтизма; раскрывают особенности поэмы «Цыганы» как романтической поэмы (приёмы раскрытия характера героев, своеобразие разрешения проблемы человеческой свободы в поэме, изобразительно-выразительные средства).
Ход урока
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
Анализ контрольной работы
III. Мотивация учебной деятельности
Учитель. Наряду с лучшими образцами романтической лирики важнейшим творческим достижением Пушкина-романтика стали созданные им в годы южной ссылки поэмы «Кавказский пленник» (1821), «Братья-разбойники» (1822), «Бахчисарайский фонтан» (1823) и завершённая в Михайловском поэма «Цыганы» (1824). Наиболее полно и ярко воплотился в них образ героя-индивидуалиста, разочарованного и одинокого, недовольного жизнью и рвущегося к свободе.
И характер демонического бунтаря, и сам жанр романтической поэмы сложились в творчестве Пушкина под несомненным влиянием Байрона, который, по словам Вяземского, «положил на музыку песню поколения», Байрона — автора «Паломничества Чайльд Гарольда» и цикла так называемых восточных поэм. Идя по пути, проложенному Байроном, Пушкин создал оригинальный русский вариант байронической поэмы, оказавший огромное воздействие на отечественную литературу.
Содержание поэмы «Цыганы» — критическое разоблачение романтического героя и романтического идеала свободы.
IV. Работа над темой урока
1. Вводно-ориентировочная беседа: погружение в тему урока
• Что такое романтизм? Когда развивалось данное направление?
• Кто был наиболее видным представителем романтизма?
• Какие исторические события послужили причиной для развития романтизма на Западе?
• Каковы отличительные особенности романтизма? Как развивался романтизм в России?
• В чём отличие русского романтизма от западноевропейского?
2. Вступительное слово учителя
— В поэме отражается сильнейший кризис романтического мировоззрения, который переживал поэт в это время (1823 — 1824). Он разочаровался во всех своих романтических идеалах: свободы, высокого назначения поэзии, романтической вечной любви.
Основной конфликт поэмы «Цыганы» заключается в противостоянии представлений о жизни двух миров — мира города, цивилизации и мира кочевой первобытности, обременённой сложными условиями выживания. Цивилизация даёт человеку определённую стабильность и внешнее многообразие жизни, но в значительной мере ограничивает изначальную свободу человека сложными правилами — не только писаными законами, но и ритуалами, выйти за пределы которых фактически нельзя.
3. Словарная работа (запись на доске и в тетрадях)
Эгоизм — поведение, целиком определяемое мыслью о собственной пользе, выгоде, когда индивид ставит свои интересы выше интересов других. Противоположностью эгоизма традиционно считается альтруизм.
Индивидуализм — особая форма мировоззрения, подчёркивающая приоритет личностных целей и интересов, свободу индивида от общества.
Базовыми признаками индивидуализма называют следующие два: главенство личных целей, самостоятельность действий личности.
4. Аналитическая работа с текстом поэмы «Цыганы»
а) Заслушивание сообщения учащегося об истории создания поэмы
— «Цыганы» — последняя южная романтическая поэма Александра Сергеевича Пушкина. Проведя несколько дней в таборе бессарабских цыган, стихотворец работал над поэмой с января по октябрь 1824 г., сначала в Одессе, потом в Михайловском. Окончательная редакция датирована последними месяцами того же года. На сюжет поэмы С. В. Рахманинов написал в 1892 г. свою единственную оперу «Алеко».
В отрывках поэма была опубликована в передовом альманахе «Полярная звезда» в одном из номеров за 1825 г., а следом за первой фрагментарной публикацией последовала вторая — в альманахе Дельвига «Северные цветы» за 1826 г. В этих литературных периодических изданиях отдельные отрывки поэмы «Цыганы» были напечатаны самим Пушкиным, а первый полный вариант этого поэтического текста вышел в свет отдельным изданием в 1827 г.
Последняя из южных поэм Пушкина не имела такого успеха у русской публики, как две предыдущие. Однако пушкинская трактовка цыганской темы, вообще востребованной романтиками (до Пушкина к ней обращались Иоганн Гёте и Вальтер Скотт), вызвала живой интерес за рубежом. Именно пушкинская поэма навела Проспера Мериме на мысль написать повесть о цыганах «Кармен».
б) «Под сенью дружных муз...»: прослушивание аудиозаписи музыки Е. Д. Доги из кинофильма «Табор уходит в небо»
в) Аналитическое чтение фрагментов поэмы
• Какие картины возникли в вашем воображении после прослушивания музыки? Совпадают ли они с описанием Пушкина в первых строках поэмы?
• Какие изобразительно-выразительные средства использует Пушкин для того, чтобы показать нам живописность, романтическую приподнятость описания?
• Как развивается сюжет поэмы?
• Как Алеко оказался в цыганском таборе?
Выразительное чтение по ролям отрывка «О чём жалеть?..»
• Какова жизнь цыган? В чём её привлекательность?
• Как появляется в таборе Алеко? Что заставляет Алеко присоединиться к цыганскому табору?
• Что за страсти кипели в душе молодого человека?
Выразительное чтение учащимся отрывка «Подобно птичке беззаботной...»
• Какая отличительная черта романтизма здесь проявляется?
• Почему старик рассказывает Алеко о своей жизни?
Чтение в лицах отрывка «Однажды близ кагульских вод...»
• Что Алеко ищет, а что находит в цыганском таборе? От чего бежит? Найдите в тексте.
• Что привлекает и что отталкивает в личности Алеко?
• Каково значение образа цыгана в раскрытии идеи поэмы?
• Совпадает ли позиция автора и Алеко в осуждении «неволи душных городов»?
• Каково значение песни «Птичка божия не знает...» для понимания характера Алеко, его конфликта с обществом?
• Как намечается конфликт между Алеко и Земфирой?
• Каково понятие свободы у Земфиры?
Выразительное чтение учащимся отрывка «Умираю, любя...»
• Сопоставьте образы Алеко и старого цыгана. Какими качествами наделён старик цыган?
• Как понимает человеческую свободу Алеко и старый цыган? Подтвердите текстом.
г) «Под сенью дружных муз...»
Учитель. В Малом зале Московской консерватории имеются мраморные доски, на которые занесены имена выпускников, закончивших консерваторию с золотой медалью. Среди этих имён — С. В. Рахманинов, имя которого вписано в год 1892-й. Он окончил консерваторию с отличием как композитор. И его дипломной работой была опера «Алеко». Рахманинову было 19 лет. Опера была создана за поразительно короткий срок — 17 дней, что свидетельствует о необычайном таланте молодого композитора и его страстной увлечённости этой работой. Это юношеское произведение Рахманинова привлекло к себе пристальное и восторженное внимание П. И. Чайковского, содействовавшего постановке оперы.
Выдающимся исполнителем роли Алеко был Ф. И. Шаляпин, друг Рахманинова. Но с первым его выступлением в этой партии связан странный эпизод: исполнение оперы состоялось в рамках 100-летнего юбилея со дня рождения А. С. Пушкина, и Шаляпин, исполняя партию Алеко, загримировался. самим Пушкиным (певец несколько раз высказывался в том смысле, что видит некое сходство между Пушкиным и Алеко).
Прослушивание аудиозаписи арии Алеко из оперы С. В. Рахманинова «Алеко»
Комментарий учителя к прослушанному музыкальному фрагменту. Ария Алеко — одно из высших достижений Рахманинова. В 19 лет он сумел понять всю сложность судьбы своего героя, возвысил его драму до трагедии. Композитор использует здесь разнообразные выразительные средства. Сдержанный речитатив («Весь табор спит») переходит во взволнованную исповедь («Я без забот и сожаленья веду кочующие дни»): любовь, которая очистила и укрепила силы изгнанника, вселила надежды — напрасные! — кончилась, он обманут, его не любят. В оркестре рождается широкая, безбрежная мелодия — Алеко вспоминает о былом счастье («Как нежно преклонясь ко мне...»). Оркестр подхватывает мелодию, и после горестных слов: «Моя Земфира охладела» — развитие темы воспоминаний в оркестре приводит к грандиозной кульминации.
Падает, сражённый рукой Алеко, молодой цыган. Неизбывно горе Земфиры, но ещё сильнее её ненависть к убийце. Выпрямившись во весь рост, с пылающими глазами она бросает в лицо Алеко:
Твои угрозы презираю,
Твоё убийство проклинаю!
Алеко наносит ей смертельный удар ножом. Грозно интонируется роковой мотив героя, звучность оркестра достигает кульминации. Затем во внезапно наступившей тишине слышен нежный голос Земфиры: «Умираю любя» ...
Алеко осуждён — и теперь навсегда! — на одиночество. Сливаясь с музыкой траурного шествия, звучит голос Алеко: «Опять один, один!». В оркестре возникает восточный наигрыш, которым начиналась опера, но теперь он интонируется в низком регистре, сумрачно и печально.
Со дня премьеры «Алеко» [1893] прошло более 100 лет, на протяжении которых опера Рахманинова постоянно была в репертуаре музыкальных театров. И в наше время творение великого русского композитора живёт, утверждая идеалы красоты и жизненной правды.
Беседа
• Сопоставимы ли литературный и музыкальный образы?
• Какую развязку получает сюжет?
• Что вы можете сказать об образе Алеко, сравнив начало поэмы и конец?
• Какой приговор выносит старый цыган Алеко? От чьего имени? Прочитайте.
• Чем подчёркнут в языке поэмы коллективный характер этого приговора?
• Как проявляется авторская позиция в поэме?
Работа с иллюстрациями к поэме «Цыганы»
(На доске размещены иллюстрации К. А. Клементьевой к поэме: 1) «Цыганский табор»; 2) «Алеко и Земфира приходят к шатру».)
• Как вы думаете, почему художница занимает всё пространство иллюстрации, не оставляя на ней пустого места?
• Соответствуют ли эти иллюстрации поэме А. С. Пушкина именно как романтической поэме?
V. Подведение итогов урока
Обобщающее слово учителя
— Итак, герой поэмы — романтический изгнанник — в поисках свободы бежит из культурного общества, из «неволи душных городов» к свободным, живущим простой, близкой к природе жизнью цыганам. Пушкину нужно было создать своему герою такую обстановку, в которой он мог бы полностью удовлетворить своё страстное желание абсолютной, ничем не ограниченной свободы. И тут обнаруживается, что Алеко, требующий свободы для себя и пользующийся ею в цыганском обществе, не желает признавать её для других (для Земфиры), если эта свобода затрагивает его интересы, нарушает его мнимые права. Поэт развенчивает романтического героя, показывая его подлинную сущность эгоиста и убийцы.
Развенчав в своей поэме и романтический идеал свободы, и романтического героя, Пушкин ещё тогда, в 1826 г., не знал, чем заменить эти идеалы. Поэтому и заключение поэмы звучит трагически безнадёжно:
И всюду страсти роковые,
И от судеб защиты нет.
Эти выстраданные Пушкиным глубокие мысли и чувства облечены в «Цыганах» в совершенную поэтическую форму. Свободная и в то же время чёткая и ясная композиция поэмы, яркие картины жизни и быта цыган, драматические диалоги, в которых раскрываются конфликты и противоречия, составляющие содержание поэмы, — всё это делает поэму «Цыганы» одним из лучших произведений молодого Пушкина.
VI. Домашнее задание
1. Прочитать роман в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин».
2. Творческое задание. Написать сочинение-рассуждение (миниатюру) «В чём художественный смысл заключительной сцены поэмы “Цыганы”?».
3. Индивидуальные опережающие задания (3 — 4 учащихся). Подготовить сообщения об истории создания, замысле, композиции, сюжете романа «Евгений Онегин».