Литература 9 класс - Планы-конспекты для 105 уроков - Галина Фефилова 2016
Русская литература первой половины ХХ века
Александр Сергеевич Пушкин
А. С. Пушкин. Роман в стихах Евгений Онегин: история создания, замысел, композиция, сюжет. Онегинская строфа
Цели: ознакомить учащихся с историей создания романа «Евгений Онегин», отзывами критиков о романе, онегинской строфой, лирическими отступлениями, своеобразием жанра, композиционным параллелизмом; формировать умения строить ответ на вопрос о художественном произведении с опорой на теоретико-литературные знания; совершенствовать навыки аналитической работы с поэтическим текстом, исследовательские, аналитические способности; способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся; воспитывать культуру читательского восприятия.
Оборудование: учебник, раздаточный материал, таблица, текст романа «Евгений Онегин».
Тип урока: урок — анализ художественного произведения.
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают теоретико-литературные определения, жанровые особенности стихотворного романа, композицию онегинской строфы, об идейно-художественном своеобразии романа; умеют анализировать ритмический рисунок стихотворного текста; участвуют в аналитической беседе.
Ход урока
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
Заслушивание нескольких творческих работ (см. домашнее задание предыдущего урока)
III. Мотивация учебной деятельности
Учитель. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин», написанный в 18231831 гг., отразил жизнь русского общества в один из интереснейших моментов его развития — в эпоху пробуждения самосознания в обществе после Отечественной войны 1812 г., в период появления в дворянской среде «лишних людей» и возникновения тайных обществ. Истинный писатель всегда отражает в своём творчестве то, что характерно для эпохи, в которую он живёт и творит. Листая страницы романа, погружаешься в неповторимый мир пушкинских 20-х гг. XIX в.: гуляешь по Летнему саду с Онегиным-ребёнком, наблюдаешь надменную скуку петербургской гостиной, слышишь разговоры поместных хозяев «о вине, о псарне, о своей родне», переживаешь с Татьяной её первую и единственную любовь, любуешься великолепными картинами русской природы.
В творчестве А. С. Пушкина роман «Евгений Онегин» занимает центральное место. За короткий срок это произведение, ставшее популярным и любимым среди читателей, оказало большое влияние на судьбу всей русской литературы.
IV. Работа над темой урока
1. Заслушивание сообщений учащихся об истории создания, замысле, композиции, сюжете романа «Евгений Онегин»
(Учащиеся составляют тезисные записи.)
История создания, замысел. Пушкин писал роман более 7 лет и публиковал его отдельными главами: первая глава романа появилась отдельной книжкой в 1825 г., вторая — в 1826-м, третья — в 1827-м, в начале 1828 г. появились четвёртая и пятая главы, а в марте 1828-го — шестая, седьмая вышла в марте 1830-го и последняя — восьмая — была опубликована в 1832 г. Первоначальный замысел романа за это время менялся. В набросках общего плана романа значилось девять глав.
Однако в первое полное издание «Евгения Онегина» (1833) А. С. Пушкин включил восемь глав и «Отрывки из путешествия Онегина». В предисловии поэт отметил, что он «выпустил из своего романа целую главу, в коей было описано путешествие Онегина по России». Таким образом, в сравнении с первоначальным планом романа место восьмой главы заняла девятая «Большой свет», а глава восьмая «Странствие» превратилась в «Отрывки из путешествия Онегина». Строфы «Путешествия...» писались в разное время: описание Одессы относится к 1825 г., первые пять строф опубликованного текста были написаны осенью 1829 г., а последние — 18 сентября 1830 года в Болдино, где Пушкин и завершил работу над романом.
Кроме того, тогда же в Болдино Пушкин писал и десятую главу «Евгения Онегина» — своеобразную историческую хронику преддекабристской эпохи. Однако рукопись десятой главы Пушкин сжёг, и до нас дошли только отдельные отрывки из черновиков (черновой текст поэт зашифровал, и литературоведам удалось расшифровать неполных 16 строф). Завершил работу над «Евгением Онегиным» 26 сентября 1830 года.
Сюжет и композиция романа «Евгений Онегин». Композиционно «Евгений Онегин» построен как «роман в романе». Это отвечало целям автора. Его роман — лиро-эпический. Эпическим является внутренний план повествования. Он включает в себя основной вымышленный сюжет. В нём Пушкин воспроизводит судьбу Онегина как представителя молодого поколения русского дворянства, «лишнего человека» в консервативном обществе, где невозможно применить свои силы. Как эпический создан и образ Татьяны Лариной. Это был первый сильный и глубокий женский русский характер. После него сложилась традиция изображения женских типов в русской литературе. К эпическому жанру относится и изображение двух столиц России — Петербурга и Москвы, русской деревни с её поместным укладом. Судьбы героев показаны на широком фоне истории и культуры страны.
Читатель, впервые обращающийся к пушкинскому «Евгению Онегину», вправе ожидать, что главный герой — Евгений Онегин — и будет центральным действующим лицом романа. Однако автор, едва представив своего героя, тут же о нём забывает и принимается беседовать с читателем. Взявшись рассказывать историю своего приятеля, автор постоянно сбивается то на воспоминания о «днях веселий и желаний», то на грустное размышление об уходящей молодости, то на рассуждение о превратностях творческого процесса.
Онегин же остаётся то безнадёжно забытым на балу, а автор в это время беззаботно разгуливает по берегу моря, элегически вздыхая: «Я помню море пред грозою...», то безвозвратно покинутым автором в петербургском доме Татьяны, где в «минуту злую» для героя Пушкин решил попрощаться с читателями.
Жанр. По жанровой природе роман очень сложен и оригинален. Это роман в стихах. Произведения такого жанра встречаются и у других авторов, например, роман в стихах Байрона «Паломничество Чайльд-Гарольда». Первая половина XIX в. была эпохой романтизма, а Байрон — любимым поэтом для многих русских художников слова. Не случайно образ Чайльд-Гарольда неоднократно упоминается в романе Пушкина, с ним сравнивается Евгений Онегин. По определению, роман в стихах — это крупное лиро-эпическое повествование. В романе Пушкина много места отводится авторским отступлениям, размышлениям, воспроизведению чувств. Это делает произведение лирическим. В то же время в романе широко изображены события в стране и обществе, изображение многоплановое, показан жизненный путь Онегина. Такие черты присущи прозаическому, эпическому роману. Сам Пушкин писал, что роман прозаический и роман в стихах — это «дьявольская разница», и определил жанр «Евгения Онегина» как «свободный роман».
При сложной композиции и многообразии жанровых составляющих Пушкин сумел создать законченное, цельное и уникальное для русской литературы произведение.
2. Беседа: первичное читательское восприятие романа учащимися
• Поделитесь своими впечатлениями о прочитанном романе.
• Выразительно прочитайте посвящение, которым открывается роман. Подумайте, какие важные для автора мысли заложены в нём.
• Какие мысли и чувства вызвало у вас обращение: «Друзья Людмилы и Руслана!»? Из чьих уст оно звучит?
• Расскажите, что мы узнаём о главном герое из первой главы романа.
• На основе истории воспитания Онегина восстановите круг учебных дисциплин, преподававшихся молодому дворянину того времени.
• Подумайте, почему А. С. Пушкин подробно описал лишь один день из жизни Онегина. Обоснуйте свой ответ.
• Как вы думаете, что объединяло Онегина с другими представителями молодёжи его времени и чем он отличался от них?
• Проследите по тексту, с кем автор сравнивает своего героя. Дайте своё объяснение таким сравнениям.
• По первоначальному замыслу А. С. Пушкина первая глава должна была называться «Хандра». Согласны ли вы с таким наименованием этой структурной части романа? Свой ответ аргументируйте цитатами из текста.
• Проследите, какую оценку даёт автор своему герою. С помощью каких художественно-выразительных средств автор передаёт своё отношение? Обоснуйте свой ответ с помощью конкретных примеров.
3. Составление опорной схемы-таблицы «Сюжет и композиция романа “Евгений Онегин”» (запись на доске и в тетрадях)
Учитель. Судьба и Пушкин приготовили встречу двух героев. Причём для Татьяны сразу стало ясно, что Онегин — тот самый желанный и единственный. Нельзя не заметить, что некоторые эпизоды в романе повторяются дважды, но словно в зеркальном отражении. С одной стороны, следует сюжетная линия, связанная с героем — Онегиным, а с другой стороны — с героиней — Татьяной. Давайте понаблюдаем вместе.
Сюжет и композиция романа «Евгений Онегин»
Первый виток — Онегин |
Второй виток — Татьяна |
• Знакомство читателя с Онегиным: происхождение и детство героя, воспитание, образование, образ жизни; |
• Отъезд Онегина из деревни; |
• описание кабинета Онегина в Петербурге; |
• описание кабинета Онегина в его деревенском доме, который посещает Татьяна; |
• переезд в деревню, что связано с двумя причинами (болезнь и смерть дядюшки, хандра героя, его неудовлетворённость тем образом жизни, который он ведёт в Петербурге); |
• болезнь Татьяны и отъезд семьи Лариных в Москву; |
• «реформаторская» деятельность в деревне; |
• замужество Татьяны; |
• знакомство и дружба с Ленским, встреча с Татьяной; |
• встреча Онегина и Татьяны в светском салоне; |
• письмо Татьяны Онегину; |
• письмо Онегина Татьяне; |
• объяснение в саду между Онегиным и Татьяной; |
• объяснение Онегина и Татьяны в её доме; |
• сон Татьяны; |
|
• именины Татьяны; |
|
• дуэль между Онегиным и Ленским. Этим эпизодом заканчивается первый виток в развитии событий в романе. Далее события как бы повторяются, но на другом уровне (см. «Второй виток») |
• некоторые эпизоды полностью повторяются. Это неслучайно. Такой приём позволяет автору показать своих героев в той же ситуации, но только другими, изменившимися |
4. «Из секретов литературоведения»: сообщение учителя
— Онегинская строфа — вид строфы, применённый А. С. Пушкиным в «Евгении Онегине» В основу строфы был положен сонет — 14-строчное стихотворение с определённой рифменной схемой. От сонета английского (шекспировского) типа Пушкиным было взято строфическое строение (три катрена и заключительное двустишие), от итальянского (петраркианского) сонета — принцип упорядоченности рифменной схемы. Однако, в отличие от сонетной традиции, в которой упорядочение рифмы шло по линии связывания катренов между собой рифменными цепями, Пушкин упорядочил саму систему рифмовки: в первом катрене она перекрёстная, во втором — парная, в третьем — опоясывающая (три четверостишия поочерёдно и завершающее двустишие: обозначение темы, развитие ее, кульминация, концовка).
Эта сложность делает онегинскую строфу чрезвычайно гибкой в смысле передачи самых различных оттенков мысли, самых различных интонационных
ходов и т. п. Онегинская строфа является чрезвычайно удачной композиционной единицей романа и может служить весьма показательным примером того, как новое идейное содержание определяет возникновение и новых форм его словесного воплощения.
5. «Умники и умницы»: постановка и решение проблемного вопроса (работа в мини-группах)
Сопоставьте поэму «Цыганы» с романом «Евгений Онегин», проследите в них общее и различное в чертах главных героев, специфике романтического и реалистического стиля.
Презентация результатов работы
Предполагаемый ответ
Параллельно с первыми главами «Евгения Онегина» А. С. Пушкин пишет последнюю свою романтическую поэму «Цыганы». Пушкин создаёт два образа героев, основанные на двух совершенно разных принципах их подачи. Алеко — романтический герой. Нам ничего о нём не известно, кроме того, что «его преследует закон». Но почему-то у нас и не возникает желания узнать все подробности его прошлой (до цыган) жизни. Нам достаточно того, что есть «послушная душа» и некие всемогущие страсти, играющие этой душой, как захотят. Кажется, что если человек что-то очень сильно ощущает, переживает, то окружающий мир организуется для него исключительно вокруг его чувства. Алеко кажется, что если он ушёл из «неволи душных городов», то тем самым отрёкся от всего бытового и, как ему кажется, совершенно ненужного и незначимого в жизни. Жизнь Алеко кажется фантастической для нас, излишне острой, неспокойной, концентрированной. Алеко влюблён, он любит Земфиру, а Земфира любит его — что ещё нужно для полного счастья? Но любовь — это взаимное самопожертвование. Земфира, говоря в самом начале «он будет мой» и не упоминая себя, свои чувства, сразу обрекает их на трагический и всё разрушающий финал.
Создавая образ Евгения Онегина, Пушкин приближает этого героя к реальной жизни. Ситуации в романе не наигранны, принципы ясны, и многое может взять для себя и читатель XXI в., хотя роман был написан почти двести лет назад. Евгений Онегин живёт в романе. Он живой человек со всеми своими недостатками и предрассудками. Все мелочи, описанные в романе, не показались мне лишними, так как без быта наша жизнь невозможна.
В начале романа «Евгений Онегин» кажется, что Онегин не способен испытать истинное чувство любви, но в финале мы читаем хоть и самонадеянное письмо, но всё же Онегин вверяет себя Татьяне. Оказывается, что и свобода, которой так ищет романтик в жизни, может быть ненужной человеку, если рядом с ним нет близкого человека, с которым можно поделиться ею. Романтик, отвергая общество, автоматически делает себя несчастным.
V. Рефлексия. Подведение итогов урока
Обобщающее слово учителя
— Значение романа «Евгений Онегин» не только в подробном и детальном раскрытии внутреннего мира главных героев — Евгения Онегина и Татьяны Лариной, но и в поиске причины трагедии, постигшей двух этих умных людей: они любят, но не понимают друг друга и не могут быть вместе. Пушкин подводит нас к мысли, что виновато в создавшемся положении общество 20-х гг. XIX в., которое, как и любое другое общество, воспитывает и изменяет людей, утверждает определённые ценности и приоритеты. Роман «Евгений Онегин» явился поэтической летописью времени, отражающей многие стороны русской жизни: нравы, вкусы, пристрастия, занятия не только петербургской «золотой молодёжи», но и провинциального дворянства.
VI. Домашнее задание
1. Подготовить цитатный материал к характеристике образов Онегина и Ленского.
2. Творческое задание (по выбору учащихся). В примечаниях к роману «Евгений Онегин» Пушкин писал: «Смеем уверить, что в нашем романе время расчислено по календарю». Восстановить (устно) внутреннюю хронологию романа и определить время действия в каждой главе.