Литература 9 класс - Планы-конспекты для 105 уроков - Галина Фефилова 2016

Русская литература первой половины ХХ века
Александр Сергеевич Пушкин
А. С. Пушкин Евгений Онегин. Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути

Цели: расширить представление учащихся об эпохе, в которой жил и создавал свои произведения А. С. Пушкин; раскрыть типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского; совершенствовать навыки аналитической работы с поэтическим текстом, исследовательские, аналитические способности; способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся; воспитывать культуру читательского восприятия.

Оборудование: учебник, раздаточный материал, таблица, текст романа «Евгений Онегин».

Тип урока: урок — анализ художественного произведения.

Прогнозируемые результаты: учащиеся имеют представление об эпохе, в которой жил и создавал свои произведения А. С. Пушкин; раскрывают типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского; выполняют аналитическую работу с поэтическим текстом.

Ход урода

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

1. Беседа «Повторяем изученное...»

    • А. С. Пушкин называл свой роман «собраньем пёстрых глав», «свободным романом». Как вы понимаете эти оценки?

    • Какие русские писатели — современники Пушкина упоминаются на страницах романа? В каком контексте и с какой художественной целью вводятся эти упоминания?

    • После появления романа «Евгений Онегин» в русском стихосложении и стиховедении утвердилось понятие «онегинская строфа». Какова формула онегинской строфы?

• «Роман требует болтовни», — заметил в одном из своих писем Пушкин. Как этот принцип художественной организации романа реализован в «Евгении Онегине»? Как для создания эффекта «болтовни» организуется ритмическая и интонационная структура текста?

    • Эпиграфы к главам романа даются на пяти языках: французском, латинском, итальянском, английском и конечно же русском. Вспомните, какие европейские писатели цитируются Пушкиным на страницах «Евгения Онегина». Как связано значение эпиграфа с содержанием каждой главы пушкинского романа? С какими литературными эпохами благодаря эпиграфам связан пушкинский роман?

    2. Заслушивание нескольких творческих работ (см. домашнее задание предыдущего урока)

III. Мотивация учебной деятельности

Учитель. Особое значение романа в стихах «Евгений Онегин» состоит в том, что А. С. Пушкин дал в нём концентрированное описание всех сторон русской действительности того времени. «В своей поэме он умел коснуться так многого, намекнуть о столь многом, что принадлежит исключительно к миру русской природы, к миру русского общества! ”Онегина“ можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением»,— писал В. Г. Белинский.

В образе Евгения Онегина наиболее полно отразились черты, которые являлись отличительными для молодёжи начала XIX в. В светской обстановке лицемерия, неверной дружбы и игры в любовь, где жизнь «однообразна и пестра, и завтра то же, что вчера», не могли быть счастливы люди с совестью и острым умом. Разочарование толкает Онегина на бегство в деревню, подальше от светской суеты, к «уединённым полям, прохладе сумрачной дубравы, журчанью тихого ручья», но и здесь он не находит дела, которое увлекло бы его, и очень скоро убеждается в том,

Что и в деревне скука та же,

Хоть нет ни улиц, ни дворцов,

Ни карт, ни балов, ни стихов.

А рядом с Онегиным не менее ярко выписан образ другого представителя молодёжи начала XIX в. — Владимира Ленского. Пылкий и восторженный романтизм Ленского — явление в своём роде не менее характерное для передовой молодёжи пушкинского времени, чем охлаждение и скептицизм Онегина.

IV. Работа над темой урока

    1. Коллективная сопоставительная работа: типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского (запись на доске и в тетрадях)

Учитель. По характеристике самого Пушкина, эти два человека абсолютно противоположны: «лёд и пламень», — так пишет о них автор. Тем не менее, они становятся неразлучными друзьями, хотя Пушкин отмечает, что таковыми они становятся от «делать нечего».

    • Сравните Онегина и Ленского. Настолько ли они разнятся между собой? Почему они «сошлись»?

    • Сравнение героев представьте в виде таблицы.

Евгений Онегин

Владимир Ленский

Образование и воспитание

Традиционное дворянское воспитание и образование — в детстве за ним смотрит мамзель, затем мосье, затем он получает неплохое образование. Пушкин пишет: «Мы все учились понемногу // чему-нибудь и как-нибудь», а ведь поэт получил, как известно, прекрасное образование в элитном Царскосельском лицее

Учился в Германии. О том, кто занимался его воспитанием в более раннем возрасте, автор ничего не говорит. Результатом такого образования становится романтическое мировосприятие, неслучайно Ленский — поэт

Состояние души, отношение к человеческим ценностям

Онегин чувствует себя уставшим от жизни, разочаровавшимся в ней, для него нет никаких ценностей: он не ценит любовь, дружбу, вернее, не верит в искренность и силу этих чувств.

Нет: рано чувства в нём остыли Ему наскучил света шум.

И далее автор ставит диагноз состоянию своего героя — «Короче: русская хандра // Им овладела понемногу...»

Вернувшись на родину, Ленский ждёт от жизни счастья и чуда — поэтому его душа и сердце открыты для любви, дружбы и творчества:

Цель жизни нашей для него

Была заманчивой загадкой,

Над ней он голову ломал

И чудеса подозревал

Жизнь в деревне, отношения с соседями

Приехав в деревню, Онегин ищет приложения своим силам, выхода из бесцельного существования — он пытается заменить барщину «оброком лёгким», стремится найти людей, близких ему по взгляду и духу. Но не найдя никого, Онегин сам отделил себя резкой чертой от окрестных помещиков. А те, в свою очередь, сочли его «чудаком», «фармазоном» и «дружбу прекратили с ним». Скоро им вновь овладевают скука и разочарование

Ленского отличают восторженно-мечтательное отношение к жизни, душевная простота и наивность.

Он не успел ещё увянуть «от хладного разврата света», он «сердцем милый был невежда»

Представление о цели и смысле жизни

Не верит ни в одну высокую цель

Уверен, что есть какая-то высшая цель в жизни, только он пока не знает её

Поэтическое творчество и

отношение к нему героев

Онегин «не мог... ямба от хорея... отличить», не имел ни способности сочинять, ни желания читать стихи; к сочинениям Ленского, как и А. С. Пушкин, относится с лёгкой иронией

Ленский — поэт.

Он с лирой странствовал на свете; Под небом Шиллера и Гёте Их поэтическим огнём Душа воспламенялась в нём.

Ленский вдохновляется творчеством немецких поэтов-романтиков и себя тоже относит к романтикам. В чём-то он похож на друга Пушкина Кюхельбекера. Стихи Ленского сентиментальны, а содержанием их являются любовь: «он пел разлуку и печаль, // и нечто, и туманну даль, // и романтические розы.»

Истори

я любви

Онегин не верит в искренность женской любви. Татьяна Ларина при первом знакомстве не вызывает в душе Онегина никаких эмоций, кроме разве жалости и сочувствия. Только по прошествии нескольких лет изменившийся Онегин понимает, от какого счастья он отказался, отвергнув любовь Татьяны. Жизнь Онегина не имеет смысла, так как в ней не нашлось места для любви

Ленский, как поэт-романтик, влюбляется в Ольгу. Для него идеал женской красоты, верности — всё в ней. Он не просто любит её, он страстно ревнует Ольгу к Онегину. Он подозревает её в измене, но как только Онегин уезжает с вечера, посвящённого именинам Татьяны, Ольга вновь проявляет свою привязанность к Ленскому и влюблённость в него

Дружба

    При всём различии характеров, темпераментов и психологических типов между Онегиным и Ленским нельзя не заметить и целый ряд сходств:

    • они противопоставлены дворянству — как в городе, так и в деревне;

    • они стремятся найти смысл жизни, не ограничиваясь «радостями» круга светской молодёжи;

    • широкие умственные интересы — и история, и философия, и моральные вопросы, и чтение литературных произведений

Дуэль

    Трагической страницей в отношениях между Онегиным и Ленским становится дуэль. Оба героя прекрасно понимают всю бессмысленность и бесполезность этого поединка, но ни один не смог переступить через условность — общественное мнение. Именно боязнь осуждения со стороны других заставила двух друзей встать у барьера и нацелить дуло пистолета в грудь своего недавнего приятеля. Онегин становится убийцей, хотя по правилам он не совершает убийства, а всего лишь защищает свою честь. А Ленский идёт на дуэль для того, чтобы наказать всеобщее зло, которое в тот момент, по его мнению, сосредоточилось в Онегине.

    После дуэли Онегин уезжает, отправляясь путешествовать по России. Он не в силах больше оставаться в том обществе, законы которого заставляют его совершать поступки, противоречащие его совести. Можно предположить, что именно эта дуэль стала той точкой отсчёта, с которой начинаются серьёзные изменения в характере Онегина

    2. «Умники и умницы»: сопоставительная работа (в парах)

    • Использовав в качестве эпиграфа к седьмой главе цитату из «Горя от ума» (вспомните, какую и в каком контексте), Пушкин открыто обозначил присутствие в романе Грибоедова. Найдите в романе скрытые отсылки к грибоедовской комедии и объясните, какова в «Евгении Онегине» роль реминисценций из «Горя от ума».

    • Сопоставьте образы Чацкого и Онегина. В чём их сходство и различие?

    Презентация результатов работы

    Предполагаемый ответ

    Чацкий — герой комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», а Онегин — герой романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Писатели изобразили в своих

произведениях разные, подчас противоположные характеры. Онегин — образованный человек, но «лишний» для общества, а Чацкий — передовой человек своего времени и тоже лишний.

У этих героев мы найдём не только различие в характерах, но и сходство в происхождении, воспитании и образовании. И Чацкий, и Онегин учились и воспитывались под руководством иностранцев-гувернёров. О Чацком мы узнаём, что он образованный человек, который занимался литературным трудом, был на службе у министров, жил за границей. Но пребывание там расширило его умственный кругозор, а не сделало поклонником всего иностранного.

В характере Чацкого можно заметить дерзость, непримиримость к равнодушным или консервативно настроенным людям. Чацкий — человек умный, горячий, но у него под маской иронии скрыто чуткая, отзывчивая натура. Горячий и пылкий, он удивительно похож на молодого Пушкина.

Онегин — собирательный образ, в его жизни нет любви и привязанности. Онегин критически относится к укладу жизни дворянского общества, но не предпринимает серьёзной попытки что-либо изменить, он далёк от декабристских прогрессивных идей.

Чацкий активно отстаивает свободу мыслей, мнений, признаёт за каждым человеком иметь собственные мнения и убеждения и открыто их высказывать. Его возмущают преклонение русских дворян перед французскими модами, языком, их оторванность от своих национальных корней.

В основе любви Онегина к Татьяне лежат себялюбие и эгоизм. В своём первом объяснении с ней он признаётся, что ему чужды сильные, глубокие чувства. Чацкий же любил Софью серьёзно, видя в ней будущую жену. Любовь для него не «наука страсти нежной», как для Онегина.

Чацкий смело и отважно борется за всё новое, передовое, за новую Россию, но его нельзя поздравить с победой. Он уезжает из Москвы, чтобы «искать по свету, // Где оскорблённому есть чувству уголок!». Но мы уверены, что он останется борцом, который будет и дальше продолжать свою деятельность ради свободы Отчизны. Онегин в конце романа тоже испытывает крах своих надежд на счастье, но, в отличие от Чацкого, он сломлен этим горем. Если у грибоедовского героя кроме любви была общественно-полезная деятельность на благо Родины, то у Онегина такого дела нет.

Грибоедов и Пушкин создали в своих произведениях яркие реалистические образы, вобравшие в себя типические черты людей 20-х гг. XIX в.

3. «Под сенью дружных муз...»: устное словесное рисование

    • Перед вами литературные портреты, созданные А. С. Пушкиным. Какие трудности могут встать перед художником-иллюстратором романа в воссоздании визуального облика пушкинских персонажей? Составьте словесный портрет каждого персонажа.

1) Острижен по последней моде, // Как dandy лондонский одет...

2) Красавец, в полном цвете лет, // Поклонник Канта и поэт.

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Постановка и решение проблемных вопросов (работа в парах)

    • Подумайте, почему описание дуэли Онегина и Ленского литературоведы считают вершиной художественного мастерства? А вы согласны с таким утверждением? Обоснуйте своё мнение.

    • А. И. Герцен считал: «Ленский — последний крик совести Онегина, ибо это он сам, это — его юношеский идеал». Согласны ли вы с этим мнением? Аргументируйте свою точку зрения.

VI. Домашнее задание

    1. Подготовить цитатный материал к характеристике образов Татьяны и Ольги Лариных.

    2. Творческое задание (по выбору учащихся). Написать сочинение-рассуждение (миниатюру) «Дружба Онегина и Ленского».

    3. Индивидуальное опережающее задание (2 учащихся). Подготовить выразительное чтение фрагмента третьей главы — разговора Онегина и Ленского после посещения Лариных.