Литература 9 класс - Планы-конспекты для 105 уроков - Галина Фефилова 2016

Русская литература первой половины ХХ века
Александр Сергеевич Пушкин
А. С. Пушкин Евгений Онегин. Татьяна Ларина нравственный идеал А. С. Пушкина. Ольга и Татьяна Ларины: сходство и различие

    Цели: рассмотреть с учащимися своеобразие женских образов в романе на примере Ольги и Татьяны Лариных; раскрыть глубину, цельность, поэтическую одухотворённость натуры главной героини — Татьяны Лариной; совершенствовать навыки аналитической работы с поэтическим текстом, исследовательские, аналитические способности; способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся; воспитывать культуру читательского восприятия.

    Оборудование: учебник, раздаточный материал, таблица, текст романа «Евгений Онегин».

Тип урока: урок — анализ художественного произведения.

Прогнозируемые результаты: учащиеся рассматривают своеобразие женских образов в романе на примере Ольги и Татьяны Лариных; раскрывают глубину, цельность, поэтическую одухотворённость натуры главной героини — Татьяны Лариной; выполняют аналитическую и сопоставительную работу.

...Татьяна — существо исключительное, натура глубокая, любящая, страстная...

В. Г. Белинский

Ход урока

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

1. Беседа

    • Какие персонажи романа представлены приведёнными ниже цитатами? Что их объединяет? На основании цитат опишите один день деревенского помещика.

    1) Онегин шкафы отворил: // В одном нашёл тетрадь расхода, // В другом наливок целый строй, // Кувшины с яблочной водой // И календарь осьмого года: // Старик, имея много дел, // В иные книги не глядел.

    2) ...А сам в халате ел и пил; // Покойно жизнь его катилась; // Под вечер иногда сходилась // Соседей добрая семья. // Там ужин, там и спать пора, // И гости едут со двора.

    3) Во многом он бы изменился. // В деревне счастлив и рогат, // Носил бы стёганый халат. // Подагру б в сорок лет имел, // Пил, ел, скучал, толстел, хирел.

    4) Их разговор благоразумный // О сенокосе, о вине, // О псарне, о своей родне, // Конечно, не блистал ни чувством, // Ни поэтическим огнём.

2. Заслушивание нескольких творческих работ (см. домашнее задание предыдущего урока)

III. Мотивация учебной деятельности

Учитель. Русская классическая литература отличалась глубоким интересом к женским характерам. Лучшие поэты и писатели пытались постигнуть и изобразить женщину не только как объект обожания, поклонения, любви, но прежде всего, как личность не менее значительную, нежели мужчина. И первым это сделал А. С. Пушкин. Белинский считал создание образа Татьяны Лариной, истиной русской женщины, подвигом поэта.

(Обращение к эпиграфу урока.)

Если первоначальный замысел романа «Евгений Онегин» свидетельствовал о том, что главной задачей поэта было рассказать о человеке с себялюбивою душой и с озлобленным умом, кипящим в действии пустом, то в окончательном варианте перед читателем — «страдающий эгоист», жестоко расплатившийся своей жизнью за грехи общества, его сформировавшего. В результате произведение приобретает эпическую широту, включая в себя всё новых и новых героев, новые картины русской жизни, столичной и провинциальной, наполняется взволнованным голосом автора, освещающего лирическим светом каждую строчку. У главного героя появляются серьёзные сюжетные «противовесы» — Татьяна, Ленский, автор-повествователь, — которые коренным образом меняют первоначально задуманную расстановку действующих лиц. Каждая глава — это вопрос, на который автор не даёт прямого ответа, вместе с читателем пытаясь понять и объяснить поступки своего героя. С третьей главы к решению этих вопросов подключается и Татьяна. Татьяна Ларина — любимая героиня поэта, один из известных женских образов русской литературы. Эта девушка нравственно безупречна, ищет глубокого содержания в жизни. Главной задачей поэта было показать тип простой, русской девушки, лишённой каких бы то ни было необычных, романтических черт, но в то же время удивительно привлекательной и поэтичной.

Вероятно, Александр Сергеевич, работая над романом «Евгений Онегин», увлёкся чудесной девушкой, оживающей под его пером. Татьяна и обликом, и душой близка музе поэта, именно поэтому она и была для него «милым идеалом». Характер Татьяны Лариной раскрывается перед нами и как неповторимая индивидуальность, и как тип русской девушки из провинциальной дворянской семьи.

IV. Работа над темой урока

1. Словарная работа (запись на доске и в тетрадях)

Нравственность — термин, чаще всего употребляемый в речи и литературе как синоним морали, иногда — этики. В более узком значении нравственность — это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле — в отличие от морали, которая, наряду с законом, является внешним требованием к поведению индивида.

Нравственные (моральные) ценности — это то, что ещё древние греки именовали этическими добродетелями. Античные мудрецы главными из добродетелей считали благоразумие, доброжелательность, мужество, справедливость. В качестве нравственных ценностей все народы почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. Эти ценности, представляемые в их безупречном, абсолютно полном и совершенном выражении, выступают как этические идеалы.

Идеал — высшая ценность; наилучшее, завершённое состояние того или иного явления; образец личных качеств, способностей; высшая норма нравственной личности; высшая степень нравственного представления о благом и должном; совершенство в отношениях между людьми; наиболее совершенное устройство общества.

    2. Аналитическая работа с текстом романа: фрагмент третьей главы — разговор Онегина и Ленского после посещения Лариных

    а) Выразительное чтение диалога Онегина и Ленского заранее подготовленными учащимися

б) Беседа

    • О каких событиях повествует автор в этой главе?

    • Как вы поняли смысл эпиграфа к этой главе?

    • Какое впечатление произвели на Онегина обе сестры Ларины? Обоснуйте своё мнение.

    • Как восприняла Татьяна визит Онегина?

    • Как вы считаете, какие черты Евгения Онегина покорили сердце Татьяны?

    • Проанализируйте отношение автора к своей героине. Подтвердите свой ответ конкретными примерами из текста романа.

в) Обобщение учителя

— На первый взгляд, разговор приятелей — свидетельство того, что посещение Лариных, как и следовало ожидать, не развеяло онегинской скуки: Онегин

с одинаковым равнодушием и пренебрежением понукает кучера Андрюшку, озирает опостылевшие окрестности и поминает старушку Ларину; похоже, он озабочен лишь физиологическими последствиями пребывания в гостях («Боюсь: брусничная вода // Мне не наделала б вреда») и — верх высокомерного рассеяния! — будто бы даже не снизошёл в течение целого вечера до того, чтобы идентифицировать сестёр Лариных, и только по дороге домой, словно между прочим, уточняет, которая из них Татьяна. При этом нельзя не признать, что он проницательнее своего приятеля, ибо характеристика, данная им Ольге (после того как Ленский описал Татьяну и тем самым якобы помог Онегину сориентироваться), подтверждает и уточняет черты авторского портрета младшей Лариной.

Разговор начинает Ленский, которому, естественно, хотелось бы знать впечатление Онегина о Лариных и, главным образом, об Ольге... И вдруг онегинский монолог завершается неожиданным, нелепым и перечёркивающим всё хитроумное построение вопросом: «Скажи: которая Татьяна?». Он не только различил сестёр, не только понял, что каждая из них из себя представляет, — он явно попал под неожиданное для него обаяние другой.

«Скажи: которая Татьяна?» — это завуалированное под равнодушие желание говорить о заинтересовавшей его девушке, слышать из чужих уст подтверждение собственного впечатления. В ответ на недоумение своего витающего в облаках приятеля («А что?») Онегин, в сущности, проговаривается: «Я выбрал бы другую...», — тут же, впрочем, придавая этой фразе защитный статус: «Когда б я был, как ты, поэт». Но окончательно выдаёт истинное состояние Онегина та резкость, даже грубость, которая звучит в его отзыве об Ольге.

3. Коллективная работа над составлением таблицы «Татьяна Ларина и Евгений Онегин» (запись на доске и в тетрадях)

Учитель. Роман назван по имени Евгения Онегина, но в тексте романа присутствует ещё одна героиня, которую в полной мере можно назвать главной — это Татьяна, любимая героиня А. С. Пушкина. Автор не скрывает своей симпатии: «простите мне: я так люблю // Татьяну милую мою...», и даже наоборот — при каждом удобном случае подчёркивает своё расположение к героине. Давайте же познакомимся с ней поближе.

Татьяна Ларина и Евгений Онегин

Что отличает Татьяну от представительниц своего круга

Татьяна в сравнении с Онегиным

• Она не такая, как все светские девушки. В ней нет кокетства, жеманства, неискренности, неестественности.

• Она шумным играм предпочитает уединение, не любит играть в куклы, ей больше нравится читать книги или слушать рассказы няни о старине. А ещё она удивительно чувствует и понимает природу, эта душевная чуткость делает Татьяну скорее ближе к простому народу, чем к светскому обществу.

• Основа мира Татьяны — народная культура.

• Пушкин подчёркивает духовную связь девушки, выросшей в деревне, с поверьями, фольклорными традициями. Неслучайно включение в роман эпизода, в котором рассказывается о гадании и сне Татьяны.

• В Татьяне очень много интуитивного, инстинктивного.

• Это неброская и глубокая, печальная и чистая, верующая и верная натура. А. С. Пушкин наделил свою героиню богатым внутренним миром и душевной чистотой:

Что от небес одарена

Воображением мятежным,

Умом и волею живой,

И своенравной головой,

И сердцем пламенным и нежным...

Верит в идеальное счастье, в любовь, создаёт в своём воображении под влиянием прочитанных французских романов идеальный образ возлюбленного

Татьяна чем-то похожа на Онегина:

    • стремление к одиночеству, желание понять себя и разобраться в жизни;

    • интуиция, проницательность, природный ум;

    • доброе расположение автора к обоим героям

Два объ

яснения

В саду — Онегин

И был бы счастлив... сколько мог!

Но я не создан для блаженства.

Учитесь властвовать собою;

Не всякий вас, как я, поймёт;

К беде неопытность ведёт.

Мечтам и годам нет возврата;

Не обновлю души моей.

Я вас люблю любовью брата

И, может быть, ещё нежней

В гостиной — Татьяна

А счастье было так возможно,

Так близко!.. Но судьба моя

Уж решена.

А нынче! — что к моим ногам

Вас привело? Какая малость!

Как с вашим сердцем и умом

Быть чувства мелкого рабом?

Я вас люблю (к чему лукавить?),

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна

    4. Аналитическая работа с текстом романа: сопоставительная характеристика Ольги и Татьяны Лариных

    • Рассмотрим две характеристики. В одной речь идёт об Ольге, в другой о Татьяне.

Всегда скромна, всегда послушна,

Всегда как утро весела,

Как жизнь поэта простодушна,

Как поцелуй любви мила.

      (Глава вторая, строфа XXIII)

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива,

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой.

      (Глава вторая, строфа XXV)

    • Не противоречат ли приведённые строки отношению поэта к Татьяне и Ольге, ведь на первый взгляд пушкинский идеал проигрывает в сравнении с вполне заурядным женским типом? Как бы вы опровергли это утверждение? (Завершая первую главу романа, А. С. Пушкин писал:

Пересмотрел всё это строго:

Противоречий очень много,

Но их исправить не хочу.

    В самом деле, в «Евгении Онегине» чрезвычайно много сознательно допущенных «противоречий». Вот одно из них. О Татьяне автор сначала говорит:

Она по-русски плохо знала,

Журналов наших не читала

И выражалася с трудом

На языке своём родном.

      (Глава третья, строфа XXVI)

    Впоследствии он замечает: Татьяна (русская душою) ... (Глава пятая, строфа IV).)

    • Как бы вы разрешили эти противоречия?

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Обобщающее слово учителя

— Итак, полная противоположность Татьяне — её младшая сестра Ольга. Если с детских лет Татьяна была «дика, печальна, молчалива, // Как лань лесная, боязлива», то Ольга — «всегда как утро весела, // Как жизнь поэта простодушна». В Ольге много жизнерадостности, резвости, жизненные силы бьют в ней ключом. Она всегда «с улыбкой лёгкой на устах», всюду в доме Лариных слышен её «звонкий смех».

Но внешняя привлекательность и чарующая жизнерадостность Ольги не могут скрыть бедности её душевного мира. Она не может понять Татьяну, её не заставляют задуматься поведение и настроение Ленского накануне дуэли. Её чувства не так глубоки и постоянны, как у Татьяны. «Недолго плакала» она о Ленском, и вскоре вышла замуж, «повторив свою маменьку, с небольшими изменениями, которых требовало время» (В. Г. Белинский).

VI. Домашнее задание

    1. Перечитать вторую, третью, пятую, седьмую главы романа и подумать над вопросом: «Каков внутренний мир Татьяны и почему он в противоречии с миром внешним?».

    2. Творческое задание (по выбору учащихся). Написать сочинение-рассуждение (миниатюру) «Ольга и Татьяна Ларины: сходство и различия».