Литература 9 класс - Планы-конспекты для 105 уроков - Галина Фефилова 2016

Русская литература первой половины ХХ века
Александр Сергеевич Пушкин
А. С. Пушкин Евгений Онегин. Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем

     Цели: рассмотреть с учащимися эволюцию взаимоотношений Татьяны и Онегина; совершенствовать навыки аналитической работы с поэтическим текстом, исследовательские, аналитические способности; способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся; воспитывать культуру читательского восприятия.

    Оборудование: учебник, раздаточный материал, таблица, текст романа «Евгений Онегин».

Тип урока: урок — анализ художественного произведения.

Прогнозируемые результаты: учащиеся рассматривают эволюцию взаимоотношений Татьяны и Онегина; анализируют письма Татьяны и Онегина; выполняют аналитическую и сопоставительную работу; умеют высказывать собственные суждения о прочитанном произведении.

Ход урока

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Заслушивание нескольких творческих работ (см. домашнее задание предыдущего урока)

III. Мотивация учебной деятельности

Учитель. Роман «Евгений Онегин» — главное творение А. С. Пушкина. Именно здесь читатели увидели все стороны русской жизни, узнали живую и жгучую современность, узнали самих себя и своих знакомых, всю окружающую среду, столицу, деревню, соседей-помещиков и крепостных. Они услышали живую, разговорную, искреннюю речь одного из своих современников. Роман «Евгений Онегин» явился поэтической летописью времени, в которой «отразился век и современный человек изображён довольно верно». Одним из первых великий поэт затронул проблему взаимоотношений личности и общества, отобразил настоящую жизнь во всем её многообразии, пестроте, зачастую — непредсказуемости.

Идея изменения общества через нравственное усовершенствование человека наиболее ярко выразилась в сопоставлении образов главных героев произведения — Евгения Онегина и Татьяны Лариной. Сильные люди, чувствующие себя чужими и одинокими в «ветоши маскарада», праздной суете жизни того времени, они были достаточно умны, чтобы понять несовершенство, пустоту светской жизни и отвергнуть её. Однако несхожесть воспитания и различие в путях достижения целей определили несхожесть их мнений и оценок многих событий.

Две фигуры на протяжении всего романа полностью занимают внимание читателя. Онегин и Татьяна. В образе Онегина Пушкин открыл нам тип молодого человека 20-х гг. XIX в. Однако В. Г. Белинский видел «подвиг... автора в том, что он первый поэтически воспроизвёл, в лице Татьяны, русскую женщину».

IV. Работа над темой урока

    1. Выразительное чтение наизусть «Письма Татьяны к Онегину» заранее подготовленной учащейся

2. Беседа: погружение в тему урока

    • Какие мысли и чувства вызвало у вас «Письмо Татьяны к Онегину»?

    • Как характеризует героиню её письмо? Аргументируйте свою позицию.

    • Подумайте, почему в «Письме...» отсутствует имя адресата.

    • Чем можно объяснить обращение героини на «вы» и на «ты»? Обоснуйте свой ответ.

    • Что нового узнали вы о Евгении Онегине после его встречи с Татьяной в саду?

    • Как отнёсся Онегин к письму Татьяны?

    • Как вы думаете, почему в начале встречи, как пишет А. С. Пушкин, «минуты две они [герои] молчали»?!

    • Как характеризует главного героя его ответ на чувства Татьяны? Проследите, как автор оценивает этот поступок Онегина.

    • Можно ли сказать, что Онегин проявил благородство по отношению к Татьяне Лариной? Обоснуйте свою позицию.

    • Найдите в тексте и прочитайте, как Татьяна отреагировала на слова Онегина. Проследите, с помощью каких художественно-выразительных средств автор передаёт душевное состояние героев.

    • Подумайте, почему после рассказа о страданиях Татьяны автор повествует нам о «счастливой любви» Ленского и Ольги. Можно ли назвать эту любовь настоящей? Аргументируйте свой ответ.

    • Расскажите, как проводит время Евгений после объяснения с Татьяной.

    3. «Учимся грамотно дискутировать»: мини-дискуссия «Ответ Онегина Татьяне — проповедь или всё же исповедь?»

    4. Аналитическая работа с фрагментами пятой главы «Именины Татьяны», «Сон Татьяны»

а) Беседа

    • Обоснуйте, почему в качестве эпиграфа к этой главе А. С. Пушкин использует строки из баллады «Светлана» В. А. Жуковского.

    • Что объединяет пушкинскую Татьяну и Светлану Жуковского?

    • Проанализируйте, какую функцию в произведении выполняют описания зимы и святочных гаданий.

    • Прочитайте, какой «чудный сон» приснился главной героине. Как вы думаете, с какой целью автор использует этот композиционный приём?

    • Расскажите, как разворачиваются события на именинах Татьяны. Найдите в тексте и прочитайте, каковы мотивы такого поведения Онегина.

    • Как вы оцениваете ухаживания Онегина за Ольгой? Как это обстоятельство повлияло на последующие события романа?

    • Объясните решение Ленского вызвать Онегина на дуэль. Соответствует ли этот поступок характеру молодого поэта? Аргументируйте свой ответ.

б) Обобщение учителя

— Именины Татьяны Лариной — один из ключевых эпизодов в сюжетной линии «Евгения Онегина» А. С. Пушкина, так как он служит завязкой дальнейших событий, происходящих в романе. Этому эпизоду предшествует объяснение Онегина с Татьяной в саду, после которого герой больше не появлялся в доме Лариных.

В эпизоде именин раскрывается сущность характера главного героя: теша своё самолюбие, он действует привычными ему способами, совсем не задумываясь о чувствах других людей. Ведь его сердце уже не способно на искренние чувства («рано чувства в нём остыли»), ему даже доставляет удовольствие наблюдать, как по его вине страдают окружающие.

5. Аналитическая работа с фрагментами восьмой главы романа

    • С каким настроением вы прочитали эту главу? Обоснуйте свои мысли и чувства.

    • Прочитайте эпиграф к этой главе. В критической литературе рассматриваются несколько его значений: поэт прощается с героями своего романа; Татьяна прощается с Онегиным; Онегин посылает прощальное письмо Татьяне; автор романа прощается с читателями. А как вы трактуете этот эпиграф?

    • Охарактеризуйте, каким предстаёт перед читателями Евгений в этой главе.

    • Объясните, как вы поняли содержание строфы X.

    • Как вы думаете, с какой целью автор сравнивает главного героя с Чацким?

    • Прочитайте, какие чувства наполнили Онегина при встрече с Татьяной.

    • Подумайте, почему главный герой теперь влюбляется в Татьяну. Настоящее ли это чувство? Аргументируйте свой ответ.

    • Как поведение Татьяны во время встречи с Онегиным свидетельствует о тех изменениях, которые произошли в её жизни? Чем объясняются её сдержанность и спокойствие?

    • Изменило ли замужество характер Татьяны? Обоснуйте свой ответ.

    • Как вы считаете, любит ли ещё Онегина наша героиня? Свой ответ подкрепите цитатами из текста.

    • Прокомментируйте строки о любви, помещённые в строфе XXIX этой главы. Какое значение они имеют для понимания дальнейших событий в романе?

    • Какие чувства и мысли вызвало у вас письмо Онегина к Татьяне? Подготовьтесь к его выразительному чтению в классе.

    • Выразительно прочитайте заключительное объяснение Татьяны с Онегиным. Выскажите своё отношение к прочитанному.

    • Подумайте, почему А. С. Пушкин так неопределённо заканчивает свой роман. Обоснуйте свой ответ.

6. Коллективная работа над составлением обобщающих таблиц «Два письма», «Черты сходства и различия в характерах Татьяны и Онегина» (запись на доске и в тетрадях)

Учитель. Сопоставьте письма Онегина и Татьяны. Найдите в них сходные места, фрагменты, построенные по одинаковому композиционному плану, близкие синтаксические конструкции, одну и ту же лексику. Какой смысл выявляется при этом сопоставлении? Какие черты характеров героев проявляются в письмах? Искренен ли Онегин в своём письме?

Обратите внимание на то, что: оба письма написаны под влиянием сильного чувства героев; каждый герой, открывая свои чувства, надеется на понимание со стороны своего возлюбленного, поэтому каждое слово в письме искренно. Проведём сравнение текста писем.

Два письма

Цитаты из письма Татьяны

Цитаты из письма Онегина

Теперь, я знаю, в вашей воле

Меня презреньем наказать.

Какое горькое презренье

Ваш гордый взгляд изобразит!

Когда б надежду я имела

Хоть редко, хоть в неделю раз

В деревне нашей видеть вас,

Чтоб только слышать ваши речи,

Вам слово молвить, и потом

Всё думать, думать об одном

И день и ночь до новой встречи.

Нет, поминутно видеть вас,

Повсюду следовать за вами,

Улыбку уст, движенье глаз

Ловить влюблёнными глазами,

Внимать вам долго, понимать

Душой всё ваше совершенство,

Пред вами в муках замирать,

Бледнеть и гаснуть.. вот блаженство!

Вообрази: я здесь одна,

Никто меня не понимает,

Рассудок мой изнемогает,

И молча гибнуть я должна.

Чужой для всех, ничем не связан,

Я думал: вольность и покой

Замена счастью. Боже мой!

Как я ошибся, как наказан!

Но так и быть! Судьбу мою

Отныне я тебе вручаю,

Перед тобою слёзы лью,

Твоей защиты умоляю...

Но так и быть: я сам себе

Противиться не в силах боле;

Всё решено: я в вашей воле

И предаюсь моей судьбе...

• Сначала Татьяна пишет письмо-признание Онегину, затем следует сцена объяснения в саду.

• Потом именины Татьяны, дуэль с Ленским и отъезд Онегина. Татьяна сильно переживает всё случившееся, идёт в имение к Онегину, хочет там, среди вещей и книг, найти ответ на вопрос, кто же он такой — герой её романа. Состояние её здоровья становится всё хуже и хуже. Обеспокоенная мать везёт Татьяну в Москву, где выдает её замуж.

• Вернувшийся из путешествия Онегин случайно на балу встречает Татьяну и, ещё не зная, что это она, оказывается сражён её величием и красотой. Теперь наступает его очередь страдать, не спать ночами и в конце концов писать письмо-признание, за которым следует объяснение героев, и вот уже Татьяна отвечает Онегину

Черты сходства и различия в характерах

Татьяны и Онегина

Общее

Различное

1) Самобытность Татьяны, «неподражательная странность» Онегина.

2) Её мечтательность, его «мечтам невольная преданность».

3) Она скучает в обществе, он нелюдим.

4) Ему «труд упорный был тошен», и «её изнеженные пальцы не знали игл».

5) И он, и она любят читать, находят утешение в книгах

1) Близость Татьяны к «народным основам жизни» и оторванность Онегина от народных корней.

2) Простота, доверчивость, неумение обманывать у Татьяны и жизненный опыт у Онегина.

3) Татьяна никогда не разочаровывалась, Онегин охлаждён, пресыщен жизнью, разочарован.

4) Татьяна находит своё место в жизни, Онегин же не сумел этого сделать

Почему герои не находят счастья?

• Конфликт с обществом, в котором живут герои: Татьяна — «Она в семье своей родной // Казалась девочкой чужой»; Онегин — «Нет: рано чувства в нём остыли; // Ему наскучил света шум». Герои не разделяют с обществом, в котором они воспитаны и живут, «ни общих мнений, ни страстей».

• Неумение распознать настоящую дружбу и любовь: Онегин потерял веру в искренность любви и дружбы.

• Невозможность бороться за своё счастье: Татьяна должна скрывать свои чувства к Онегину, как это было принято.

• Зависимость от общественного мнения, условностей: Онегин идёт на дуэль, не может отказаться от вызова из-за страха, что сплетники ославят его как труса.

• Герои не могут найти себя, слиться с жизнью, обрести цель. Законы общества отделяют героев друг от друга

7. «Читая — размышляем...»: сопоставительная работа (в мини-группах)

    • Сопоставьте две любовные линии романа.

    • Каков характер изображения Пушкиным любви Ленского и Ольги, Онегина и Татьяны?

    • Какова композиционная роль истории любви Ленского и Ольги?

    • Какой смысл выявляется при сопоставлении двух любовных историй?

Презентация результатов работы

V. Подведение итогов урока

Обобщающее слово учителя

— События заключительной главы стали новой эпохой в духовной жизни Татьяны и Онегина. Любовь к Татьяне становится для героя последней попыткой найти связь с миром, пробуждением жизни души, которая была практически мертва. Каким бы ни было его будущее, оно потребует от героя серьёзного пересмотра отношений с миром.

Финал романа — апофеоз в развитии образа Татьяны, высшее проявление идеальности её характера. Нравственным итогом «поединка» Татьяны и Онегина становится победа любви и верности. В финале романа каждый из героев обретает суверенность личности: трагизм судьбы и мироощущения Онегина, цельность характера Татьяны указывают на нравственное возвышение героев.

VI. Домашнее задание

Творческое задание. Написать сочинение-рассуждение (миниатюру) «“Я к вам пишу...”: художественная роль писем героев в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин”».