Литература 9 класс - Планы-конспекты для 105 уроков - Галина Фефилова 2016
Русская литература первой половины ХХ века
Александр Сергеевич Пушкин
А. С. Пушкин Евгений Онегин. Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем
Цели: рассмотреть с учащимися эволюцию взаимоотношений Татьяны и Онегина; совершенствовать навыки аналитической работы с поэтическим текстом, исследовательские, аналитические способности; способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся; воспитывать культуру читательского восприятия.
Оборудование: учебник, раздаточный материал, таблица, текст романа «Евгений Онегин».
Тип урока: урок — анализ художественного произведения.
Прогнозируемые результаты: учащиеся рассматривают эволюцию взаимоотношений Татьяны и Онегина; анализируют письма Татьяны и Онегина; выполняют аналитическую и сопоставительную работу; умеют высказывать собственные суждения о прочитанном произведении.
Ход урока
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
Заслушивание нескольких творческих работ (см. домашнее задание предыдущего урока)
III. Мотивация учебной деятельности
Учитель. Роман «Евгений Онегин» — главное творение А. С. Пушкина. Именно здесь читатели увидели все стороны русской жизни, узнали живую и жгучую современность, узнали самих себя и своих знакомых, всю окружающую среду, столицу, деревню, соседей-помещиков и крепостных. Они услышали живую, разговорную, искреннюю речь одного из своих современников. Роман «Евгений Онегин» явился поэтической летописью времени, в которой «отразился век и современный человек изображён довольно верно». Одним из первых великий поэт затронул проблему взаимоотношений личности и общества, отобразил настоящую жизнь во всем её многообразии, пестроте, зачастую — непредсказуемости.
Идея изменения общества через нравственное усовершенствование человека наиболее ярко выразилась в сопоставлении образов главных героев произведения — Евгения Онегина и Татьяны Лариной. Сильные люди, чувствующие себя чужими и одинокими в «ветоши маскарада», праздной суете жизни того времени, они были достаточно умны, чтобы понять несовершенство, пустоту светской жизни и отвергнуть её. Однако несхожесть воспитания и различие в путях достижения целей определили несхожесть их мнений и оценок многих событий.
Две фигуры на протяжении всего романа полностью занимают внимание читателя. Онегин и Татьяна. В образе Онегина Пушкин открыл нам тип молодого человека 20-х гг. XIX в. Однако В. Г. Белинский видел «подвиг... автора в том, что он первый поэтически воспроизвёл, в лице Татьяны, русскую женщину».
IV. Работа над темой урока
1. Выразительное чтение наизусть «Письма Татьяны к Онегину» заранее подготовленной учащейся
2. Беседа: погружение в тему урока
• Какие мысли и чувства вызвало у вас «Письмо Татьяны к Онегину»?
• Как характеризует героиню её письмо? Аргументируйте свою позицию.
• Подумайте, почему в «Письме...» отсутствует имя адресата.
• Чем можно объяснить обращение героини на «вы» и на «ты»? Обоснуйте свой ответ.
• Что нового узнали вы о Евгении Онегине после его встречи с Татьяной в саду?
• Как отнёсся Онегин к письму Татьяны?
• Как вы думаете, почему в начале встречи, как пишет А. С. Пушкин, «минуты две они [герои] молчали»?!
• Как характеризует главного героя его ответ на чувства Татьяны? Проследите, как автор оценивает этот поступок Онегина.
• Можно ли сказать, что Онегин проявил благородство по отношению к Татьяне Лариной? Обоснуйте свою позицию.
• Найдите в тексте и прочитайте, как Татьяна отреагировала на слова Онегина. Проследите, с помощью каких художественно-выразительных средств автор передаёт душевное состояние героев.
• Подумайте, почему после рассказа о страданиях Татьяны автор повествует нам о «счастливой любви» Ленского и Ольги. Можно ли назвать эту любовь настоящей? Аргументируйте свой ответ.
• Расскажите, как проводит время Евгений после объяснения с Татьяной.
3. «Учимся грамотно дискутировать»: мини-дискуссия «Ответ Онегина Татьяне — проповедь или всё же исповедь?»
4. Аналитическая работа с фрагментами пятой главы «Именины Татьяны», «Сон Татьяны»
а) Беседа
• Обоснуйте, почему в качестве эпиграфа к этой главе А. С. Пушкин использует строки из баллады «Светлана» В. А. Жуковского.
• Что объединяет пушкинскую Татьяну и Светлану Жуковского?
• Проанализируйте, какую функцию в произведении выполняют описания зимы и святочных гаданий.
• Прочитайте, какой «чудный сон» приснился главной героине. Как вы думаете, с какой целью автор использует этот композиционный приём?
• Расскажите, как разворачиваются события на именинах Татьяны. Найдите в тексте и прочитайте, каковы мотивы такого поведения Онегина.
• Как вы оцениваете ухаживания Онегина за Ольгой? Как это обстоятельство повлияло на последующие события романа?
• Объясните решение Ленского вызвать Онегина на дуэль. Соответствует ли этот поступок характеру молодого поэта? Аргументируйте свой ответ.
б) Обобщение учителя
— Именины Татьяны Лариной — один из ключевых эпизодов в сюжетной линии «Евгения Онегина» А. С. Пушкина, так как он служит завязкой дальнейших событий, происходящих в романе. Этому эпизоду предшествует объяснение Онегина с Татьяной в саду, после которого герой больше не появлялся в доме Лариных.
В эпизоде именин раскрывается сущность характера главного героя: теша своё самолюбие, он действует привычными ему способами, совсем не задумываясь о чувствах других людей. Ведь его сердце уже не способно на искренние чувства («рано чувства в нём остыли»), ему даже доставляет удовольствие наблюдать, как по его вине страдают окружающие.
5. Аналитическая работа с фрагментами восьмой главы романа
• С каким настроением вы прочитали эту главу? Обоснуйте свои мысли и чувства.
• Прочитайте эпиграф к этой главе. В критической литературе рассматриваются несколько его значений: поэт прощается с героями своего романа; Татьяна прощается с Онегиным; Онегин посылает прощальное письмо Татьяне; автор романа прощается с читателями. А как вы трактуете этот эпиграф?
• Охарактеризуйте, каким предстаёт перед читателями Евгений в этой главе.
• Объясните, как вы поняли содержание строфы X.
• Как вы думаете, с какой целью автор сравнивает главного героя с Чацким?
• Прочитайте, какие чувства наполнили Онегина при встрече с Татьяной.
• Подумайте, почему главный герой теперь влюбляется в Татьяну. Настоящее ли это чувство? Аргументируйте свой ответ.
• Как поведение Татьяны во время встречи с Онегиным свидетельствует о тех изменениях, которые произошли в её жизни? Чем объясняются её сдержанность и спокойствие?
• Изменило ли замужество характер Татьяны? Обоснуйте свой ответ.
• Как вы считаете, любит ли ещё Онегина наша героиня? Свой ответ подкрепите цитатами из текста.
• Прокомментируйте строки о любви, помещённые в строфе XXIX этой главы. Какое значение они имеют для понимания дальнейших событий в романе?
• Какие чувства и мысли вызвало у вас письмо Онегина к Татьяне? Подготовьтесь к его выразительному чтению в классе.
• Выразительно прочитайте заключительное объяснение Татьяны с Онегиным. Выскажите своё отношение к прочитанному.
• Подумайте, почему А. С. Пушкин так неопределённо заканчивает свой роман. Обоснуйте свой ответ.
6. Коллективная работа над составлением обобщающих таблиц «Два письма», «Черты сходства и различия в характерах Татьяны и Онегина» (запись на доске и в тетрадях)
Учитель. Сопоставьте письма Онегина и Татьяны. Найдите в них сходные места, фрагменты, построенные по одинаковому композиционному плану, близкие синтаксические конструкции, одну и ту же лексику. Какой смысл выявляется при этом сопоставлении? Какие черты характеров героев проявляются в письмах? Искренен ли Онегин в своём письме?
Обратите внимание на то, что: оба письма написаны под влиянием сильного чувства героев; каждый герой, открывая свои чувства, надеется на понимание со стороны своего возлюбленного, поэтому каждое слово в письме искренно. Проведём сравнение текста писем.
Два письма
Цитаты из письма Татьяны |
Цитаты из письма Онегина |
Теперь, я знаю, в вашей воле Меня презреньем наказать. |
Какое горькое презренье Ваш гордый взгляд изобразит! |
Когда б надежду я имела Хоть редко, хоть в неделю раз В деревне нашей видеть вас, Чтоб только слышать ваши речи, Вам слово молвить, и потом Всё думать, думать об одном И день и ночь до новой встречи. |
Нет, поминутно видеть вас, Повсюду следовать за вами, Улыбку уст, движенье глаз Ловить влюблёнными глазами, Внимать вам долго, понимать Душой всё ваше совершенство, Пред вами в муках замирать, Бледнеть и гаснуть.. вот блаженство! |
Вообрази: я здесь одна, Никто меня не понимает, Рассудок мой изнемогает, И молча гибнуть я должна. |
Чужой для всех, ничем не связан, Я думал: вольность и покой Замена счастью. Боже мой! Как я ошибся, как наказан! |
Но так и быть! Судьбу мою Отныне я тебе вручаю, Перед тобою слёзы лью, Твоей защиты умоляю... |
Но так и быть: я сам себе Противиться не в силах боле; Всё решено: я в вашей воле И предаюсь моей судьбе... |
• Сначала Татьяна пишет письмо-признание Онегину, затем следует сцена объяснения в саду. • Потом именины Татьяны, дуэль с Ленским и отъезд Онегина. Татьяна сильно переживает всё случившееся, идёт в имение к Онегину, хочет там, среди вещей и книг, найти ответ на вопрос, кто же он такой — герой её романа. Состояние её здоровья становится всё хуже и хуже. Обеспокоенная мать везёт Татьяну в Москву, где выдает её замуж. • Вернувшийся из путешествия Онегин случайно на балу встречает Татьяну и, ещё не зная, что это она, оказывается сражён её величием и красотой. Теперь наступает его очередь страдать, не спать ночами и в конце концов писать письмо-признание, за которым следует объяснение героев, и вот уже Татьяна отвечает Онегину |
|
Черты сходства и различия в характерах |
Татьяны и Онегина |
Общее |
Различное |
1) Самобытность Татьяны, «неподражательная странность» Онегина. 2) Её мечтательность, его «мечтам невольная преданность». 3) Она скучает в обществе, он нелюдим. 4) Ему «труд упорный был тошен», и «её изнеженные пальцы не знали игл». 5) И он, и она любят читать, находят утешение в книгах |
1) Близость Татьяны к «народным основам жизни» и оторванность Онегина от народных корней. 2) Простота, доверчивость, неумение обманывать у Татьяны и жизненный опыт у Онегина. 3) Татьяна никогда не разочаровывалась, Онегин охлаждён, пресыщен жизнью, разочарован. 4) Татьяна находит своё место в жизни, Онегин же не сумел этого сделать |
Почему герои не находят счастья? |
• Конфликт с обществом, в котором живут герои: Татьяна — «Она в семье своей родной // Казалась девочкой чужой»; Онегин — «Нет: рано чувства в нём остыли; // Ему наскучил света шум». Герои не разделяют с обществом, в котором они воспитаны и живут, «ни общих мнений, ни страстей». • Неумение распознать настоящую дружбу и любовь: Онегин потерял веру в искренность любви и дружбы. • Невозможность бороться за своё счастье: Татьяна должна скрывать свои чувства к Онегину, как это было принято. • Зависимость от общественного мнения, условностей: Онегин идёт на дуэль, не может отказаться от вызова из-за страха, что сплетники ославят его как труса. • Герои не могут найти себя, слиться с жизнью, обрести цель. Законы общества отделяют героев друг от друга |
7. «Читая — размышляем...»: сопоставительная работа (в мини-группах)
• Сопоставьте две любовные линии романа.
• Каков характер изображения Пушкиным любви Ленского и Ольги, Онегина и Татьяны?
• Какова композиционная роль истории любви Ленского и Ольги?
• Какой смысл выявляется при сопоставлении двух любовных историй?
Презентация результатов работы
V. Подведение итогов урока
Обобщающее слово учителя
— События заключительной главы стали новой эпохой в духовной жизни Татьяны и Онегина. Любовь к Татьяне становится для героя последней попыткой найти связь с миром, пробуждением жизни души, которая была практически мертва. Каким бы ни было его будущее, оно потребует от героя серьёзного пересмотра отношений с миром.
Финал романа — апофеоз в развитии образа Татьяны, высшее проявление идеальности её характера. Нравственным итогом «поединка» Татьяны и Онегина становится победа любви и верности. В финале романа каждый из героев обретает суверенность личности: трагизм судьбы и мироощущения Онегина, цельность характера Татьяны указывают на нравственное возвышение героев.
VI. Домашнее задание
Творческое задание. Написать сочинение-рассуждение (миниатюру) «“Я к вам пишу...”: художественная роль писем героев в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин”».