Литература 9 класс - Планы-конспекты для 105 уроков - Галина Фефилова 2016

Русская литература первой половины ХХ века
Александр Сергеевич Пушкин
А. С. Пушкин. Евгений Онегин. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа

Цели: показать учащимся, что автор является идейно-композиционным и лирическим центром романа; показать философские проблемы в видении поэта, психологизм, глубину лирических отступлений; совершенствовать навыки аналитической работы с поэтическим текстом, исследовательские, аналитические способности; способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся; воспитывать культуру читательского восприятия.

Оборудование: учебник, раздаточный материал, текст романа «Евгений Онегин», аудиозапись фрагментов оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин».

Тип урока: урок — анализ художественного произведения.

Прогнозируемые результаты: учащиеся знают позицию автора в романе, отличия образа автора от образа Евгения Онегина; умеют воспринимать и анализировать художественный текст, определять роль эпиграфа; участвуют в аналитической беседе; выполняют исследовательскую работу.

Ход урока

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

1. Выполнение интерактивного упражнения «Мозговой штурм» (работа в парах с раздаточным материалом)

    • Прочитайте текст, вставьте на место пропусков подходящие слова и словосочетания из списка после текста, при необходимости проверяя их значения по словарю. Свой выбор объясните письменно. На каком приёме построен этот фрагмент?

«Евгений Онегин» — большое здание, долго строившийся пушкинский Дом, в котором есть парадные залы ..., запертые пустые комнаты ..., мансарды и мезонины ..., узкие коридорчики ..., пристройка ..., наконец, тёмный, почти ушедший в историческую почву подвал с обломками кирпичей — ...

Читать «Онегина» — значит уверенно двигаться по этому прихотливому лабиринту, который Пушкин упорно выстраивал несколько лет, значительную часть своей жизни.

Слова для вставок: многочисленных эпиграфов; «Отрывков из путешествия Онегина»; примечаний; четверостиший то ли сожжённой десятой главы, то ли первоначальной восьмой; пропущенных строф; глав.

Исходный текст

«Евгений Онегин» — большое здание, долго строившийся пушкинский Дом, в котором есть парадные залы глав, запертые пустые комнаты пропущенных строф, мансарды и мезонины многочисленных эпиграфов, узкие коридорчики примечаний, пристройка «Отрывков из путешествия Онегина», наконец, тёмный, почти ушедший в историческую почву подвал с обломками кирпичей — четверостиший то ли сожжённой десятой главы, то ли первоначальной восьмой.

Читать «Онегина» — значит уверенно двигаться по этому прихотливому лабиринту, который Пушкин упорно выстраивал несколько лет, значительную часть своей жизни.

    2. Заслушивание нескольких творческих работ (см. домашнее задание предыдущего урока)

III. Мотивация учебной деятельности

Учитель. Роман «Евгений Онегин» можно отнести к лирике поэта. Лирика Пушкина — это его поэтический дневник, исповедь, это его сокровенные и искренние признания. Она ведёт к познанию человеческой души и через познание — к её очищению. Тем самым она и воспитывает человека, личность.

В его роман вложено всё: ум, сердце, молодость, мудрая зрелость, минуты радости и горькие часы без сна — вся жизнь прекрасного, гениального и весёлого человека.

Две фигуры на протяжении всего романа полностью занимают поле читательского внимания и интереса: Онегин и Татьяна. Но есть ещё одно действующее лицо. По своему значению и по воздействию на читателей оно далеко превосходит и Онегина, и Татьяну. Это лицо — сам автор.

Образ автора в романе — это сам Пушкин. И... «он вечно тот же, вечно новый», он — один из главных героев романа. Не случайно в романе так много лирических отступлений. Они составляют четвёртую часть романа, почти две главы, и имеют автобиографический характер.

IV. Работа над темой урока

1. Объяснение учителя

— Авторское начало, как вы знаете, всегда присутствует в каждом художественном произведении (даже в драматургии — вспомните «Горе от ума»). Но в одних случаях это начало скрыто или не очень ясно ощущается, а в других выявлено более отчётливо.

Что же касается «Евгения Онегина», то в нём автор стал композиционным центром произведения. Именно он организует текст, задает основной тон повествованию (свободная, непринуждённая беседа с читателем), помогает лучше понять характер героев.

С одной стороны, Пушкин напоминает читателям, что он — автор произведения, что всё изображаемое вымышлено, придумано им: «Я думал уж о форме плана, // И как героя назову...». А с другой стороны, автор является и особым персонажем. Это ещё одно действующее лицо. Он знаком с некоторыми героями (а с Онегиным даже хорошо знаком), он хранит у себя письмо Татьяны, мы узнаем что-то о его собственной жизни. Разумеется, в нём очень много от Пушкина, но всё же это не Пушкин, а самостоятельный литературный образ.

Отношение автора к героям выражено прямо, непосредственно: «Онегин, добрый мой приятель...», «Простите мне: я так люблю Татьяну милую мою!», «Мой бедный Ленский!». Но вместе с тем автор устанавливает чёткую границу между собою и героями, неоднократно подчёркивает различие, существующее между его и их мировосприятием, взглядами на жизнь, на людей: «Всегда я рад заметить разность между Онегиным и мной...».

Естественно, что автору дано знать больше, чем его героям. Например, он далеко не уверен, что Ольга действительно любила Ленского: «Он был любим. по крайней мере так думал он, и был счастлив.».

Постепенно мы получаем представление об авторе как о живом человеке — остроумном, обаятельном, проницательном и тонком наблюдателе. Он энциклопедически образован и — что особенно важно — прекрасно разбирается в людях. Поэтому его суждения, его оценки воспринимаются ими с доверием: авторская объективность не вызывает ни малейшего сомнения.

В лирических отступлениях романа очень важны характеристики, которые Пушкин даёт собственному творчеству, его автобиографические воспоминания, критические оценки светского общества, точные оценки, касающиеся истории русской литературы и её состояния.

    2. Аналитическая работа с текстом романа (работа в парах по вариантам-уровням)

    • 1-й вариант. Докажите, что автор — друг и добрый знакомый Онегина. Как он относится к Онегину? Какие взгляды автора и Онегина совпадают (глава первая, стр. XLV — XLVI, LVI)?

    • 2-й вариант. Докажите, что автор — покровитель и защитник Татьяны. Как это проявляется в стиле повествования о Татьяне?

    • 3-й вариант. Каково авторское отношение к романтической поэзии Ленского? Какова авторская оценка Ольги? Нет ли в ней противоречий? Аргументируйте своё мнение.

    • 4-й вариант. О чём размышляет автор-повествователь в лирических отступлениях? Как это его характеризует?

(О поэзии и замысле романа (глава первая, стр. LVII — LX);

• о смерти и бессмертии (глава вторая, стр. XXXVIII — XL);

    • о вечном движении времени и быстротечности человеческой жизни (глава шестая, стр. XLIII — XLVI);

• о Родине и Москве (глава седьмая, стр. XXXIII — XXXVIII);

• о музе и судьбе поэта (глава восьмая, стр. I — VI);

• о смысле жизни (глава восьмая, стр. IX — XI);

• о читателях и финале романа (глава восьмая, стр. XLIX — LI).)

    Презентация результатов работы

    Обобщение учителя

— Итак, в лирических отступлениях первой главы автор говорит о достижениях русского театрального искусства, вспоминает минувшую любовь («Я помню море пред грозою...»), даёт очерк светских нравов («Причудницы большого света!»), высказывает своё мнение по поводу привычек светских львов («К чему бесцельно спорить с светом? // Обычай деспот меж людьми»).

Художественным открытием Пушкина стали реалистические образы русской природы, которой посвящены многие страницы романа. Автор описывает все времена года, сопровождает пейзажными зарисовками основные события в судьбе героев. Так, сцена письма Татьяны предваряется описанием ночного сада, а завершается картиной сельского утра.

Значительная часть авторских отступлений посвящена проблемам русского языка и литературы, теме творчества. Так, в четвёртой главе Пушкин ведёт воображаемую полемику с «критиком строгим», который требует от поэзии одической торжественности и призывает поэтов сбросить «элегии венок убогий». Для Пушкина ода — отживший жанр, но автор противопоставляет себя современным «поэтам слёзным», подражательное творчество которых обращено на завоевание «приятно-томных» красавиц.

В лирическом отступлении седьмой главы звучит патриотическая тема, поэт раскрывается здесь как гражданин России, как один из её любящих сынов:

Москва… как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

В романе есть отступления автобиографического характера. В них поэт обращается к своему прошлому, рассказывает о себе и собственной жизни. Элегическая тональность, свойственная отступлениям подобного характера, даёт нам возможность беспристрастно наблюдать за идейной эволюцией самого поэта, осознавая, как он меняется по мере написания романа.

     3. «Практикум начинающего литературоведа»: исследовательская работа по тексту романа

    • Внимательно прочитайте финал пятой главы романа (стр. XLV).

    • Сколько «голосов» передают переживания и размышления героя? Приведите другие примеры вкрапления чужой речи в авторское повествование о событиях.

    • Роман пронизан многочисленными обращениями автора к читателю: «друзья Людмилы и Руслана», «достопочтенный мой читатель», «любезный мой читатель», «читатель ждёт уж рифмы розы», «кто б ни был ты, о мой читатель» и т. п. С какой целью вводятся в текст романа обращения к читателю? Какова роль читателя в организации повествования?

4. «Под сенью дружных муз...»

а) Сообщение учителя

— 1877 год, май, Москва. П. И. Чайковскому только что исполнилось 37 лет. Если посмотреть на весь творческий путь Чайковского-композитора, то к этому моменту музыкант прошёл практически его половину. Он уже стал известен в России. Его музыка начала распространяться в Европе. Чайковский был тогда автором трёх симфоний, четырёх опер. Им были написаны такие всемирно известные шедевры, как балет «Лебединое озеро», Первый фортепианный концерт, фортепианный цикл «Времена года» и многое-многое другое.

О том, как среди других, в поиске сюжета для оперы Чайковский вдруг неожиданно для себя и окружающих выбрал столь любимый в России роман в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин», он рассказал во всех подробностях в письме к брату М. И. Чайковскому 18 мая 1877 года: «На прошлой неделе я был как-то у Лавровской. Разговор зашёл о сюжетах для оперы. <...> Лизавета Андреевна молчала и добродушно улыбалась, как вдруг сказала: «А что бы взять ’’Евгения Онегина”? Мысль эта показалась мне дикой, и я ничего не отвечал. Потом, обедая в трактире один, я вспомнил об ”Онегине“, задумался, потом начал находить мысль Лавровской возможной, потом увлёкся и к обеду решился. Тотчас побежал отыскивать Пушкина. С трудом нашёл, отправился домой, перечёл с восторгом и провёл совершенно бессонную ночь, результатом которой был сценарий прелестной оперы с текстом Пушкина».

Наброски оперы были завершены осенью 1877 г. За это время Чайковский пережил большие потрясения в личной жизни, скорая женитьба невероятно быстро завершилась разрывом с женой. Чайковский оставил службу в консерватории, покинул Москву, Россию и в Европе окончил наброски и инструментовал свою новую оперу.

Итак, в марте 1879 г. состоялась премьера «Евгения Онегина» на сцене Малого театра в Москве в исполнении учащихся Московской консерватории.

«Евгений Онегин» до конца жизни Чайковского оставался одним из любимейших его сочинений. Он был счастлив, видя успех своего детища на сценах оперных театров не только России, но и Европы. Объяснялось это теми чувствами, которые он вложил в оперу: «Я написал эту оперу потому, что в один прекрасный день мне с невыразимою силою захотелось положить на музыку всё, что в ’’Онегине” просится на музыку. Я это и сделал, как мог...».)

б) Прослушивание музыкального фрагмента из оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин»: сцена «Письмо Татьяны», финальная сцена, «Ария Онегина»

в) Постановка и решение проблемного вопроса

Одна из наиболее известных интерпретаций романа — опера П. И. Чайковского «Евгений Онегин». В системе персонажей оперы нет автора, поэтому авторские характеристики того или иного героя передаются самому герою. Другими словами, герои произносят о себе «вслух» авторские «ремарки» (например, в заключительной сцене Онегин поёт: «Я возвратился и попал, // Как Чацкий, с корабля на бал»). Как, с вашей точки зрения, меняется характер повествования в этой версии «Евгения Онегина» — оперном либретто, воспроизводящем лишь сюжетные коллизии?

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

VI. Домашнее задание

    1. Творческое задание. Написать сочинение-рассуждение (миниатюру) «Автор и герой в романе А. С. Пушкина ’’Евгений Онегин”».

    2. Опережающие задания. Подготовиться к участию в минисеминаре повторительно-обобщающего типа. Вопросы для обсуждения: «Картины русской природы и их композиционная роль в романе»; «Реальные исторические личности как персонажи романа А. С. Пушкина ’’Евгений Онегин”»: историко-культурный комментарий».