Литература 9 класс - Планы-конспекты для 105 уроков - Галина Фефилова 2016

Русская литература первой половины ХХ века
Александр Сергеевич Пушкин
А. С. Пушкин Евгений Онегин. Пушкинская эпоха в романе. Евгений Онегин как энциклопедия русской жизни

Цели: дать учащимся представление о широко-масштабности и реалистичности романа «Евгений Онегин»; показать энциклопедический характер романа; раскрыть жанровые и стилистические особенности поэтического произведения; совершенствовать навыки аналитической работы с поэтическим текстом, исследовательские, аналитические способности; способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся; воспитывать культуру читательского восприятия.

Оборудование: учебник, раздаточный материал, таблица, текст романа «Евгений Онегин».

    Тип урока: урок — анализ художественного произведения.

    Прогнозируемые результаты: учащиеся имеют представление о широко-масштабности и реалистичности романа «Евгений Онегин»; аргументированно доказывают энциклопедический характер романа; раскрывают жанровые и стилистические особенности произведения; выполняют аналитическую работу с поэтическим текстом.

Ход урока

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

1. «Повторяем изученное...»: практическая работа с текстом романа «Евгений Онегин» (в парах)

    • Заполните пропуски в таблице. Чем авторские лирические отступления интересны современному читателю?

Темы авторских отступлений

Глава, строфа

Комментарий (идея отступления)

1. Автобиографические отступления

Глава первая, строфы II, XXIX, XXX, LXI; глава восьмая, строфы I — IV


2. Любовь

Глава четвёртая, строфа VII; глава восьмая, строфа XXIX


3. Театр



4.



2. Заслушивание нескольких творческих работ (см. домашнее задание предыдущего урока)

III. Мотивация учебной деятельности

Учитель. Конец 10-х — 20-е гг. XIX в. принято называть пушкинской эпохой. Это время расцвета той дворянской культуры, символом которой в нашей истории стал Александр Сергеевич Пушкин. Роман «Евгений Онегин» занимает центральное место в творчестве поэта. Роману были отданы восемь лет упорной работы (1823 — 1831). Это самый плодотворный период творчества Пушкина. «Громаден труд Пушкина, создавшего первый русский роман да ещё в стихах», — писал В. Г. Белинский.

Почему роман в стихах? Стихотворная форма воздействует на читателя сильнее прозы, красота повествования достигается за счёт строгой формы. Роману свойственны афористичность, образно-метафорическое воссоздание русской жизни эпохи, музыкальность.

Белинский назвал роман «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни пушкинского времени». По словам критика, впервые в русской литературе с такой широтой и правдивостью была воссоздана целая историческая эпоха. Многих изумляла формулировка критика: что же это за энциклопедия, если весь роман посвящён светскому франту и его окружению в Петербурге и в деревне? Давайте же поразмышляем над этим вопросом!

IV. Работа над темой урока

1. Объяснение учителя

— Само понятие «энциклопедия», вызывающее в сознании тяжёлые увесистые тома, как бы вступает в противоречие с этим небольшим по объёму произведением, которое, однако, оказалось «томов премногих тяжелей». Роман Пушкина по конкретному историзму, по широте охвата русской жизни и масштабу поставленных в нём этических, социальных, национальных проблем был и остаётся, может быть, самым уникальным, но и самым загадочным явлением всей русской литературы.

В романе «Евгений Онегин» перед нами возникает удивительная по выразительности и точности панорама дворянской России. Подробные описания соседствуют с беглыми зарисовками, портреты «во весь рост» сменяются силуэтами. Характеры, нравы, быт, образ мыслей — всё это согрето живым, заинтересованным отношением автора.

Перед нами эпоха, увиденная глазами поэта, глазами человека высокой культуры, высоких требований к жизни. Поэтому картины русской действительности проникнуты симпатией и неприязнью, теплом и отчуждённостью. В романе воссоздан авторский образ эпохи, пушкинская Россия. Есть в ней и черты, бесконечно дорогие Пушкину, и черты, враждебные его пониманию подлинных ценностей жизни.

    2. «Умники и умницы»: постановка и решение проблемных вопросов (работа в парах)

    • «Книжная полка героя»: из приведённого ниже списка писателей назовите тех, чьи книги составляли круг чтения а) Онегина, б) Татьяны Лариной, в) автора.

Цицерон, Апулей, Феокрит, Гомер, Ювенал, Ричардсон, Смит, Мартын Задека, Вергилий, Руссо, Байрон, Грибоедов, мадам де Сталь, Гиббон, Фонтенель.

    • Каковы художественные функции многочисленных авторских отсылок к кругу чтения героев, к миру литературы?

3. Коллективная работа над составлением таблицы «Столичное и провинциальное дворянство в романе» (запись на доске и в тетрадях)

Столичное и провинциальное дворянство в романе

Санкт-Петербург

Москва

• Светское общество Петербурга отличается господством строгих правил, благопристойностью, лицемерием и в то же время сдержанностью и аристократизмом, отсутствием вульгарности, упорядоченностью.

• Татьяна отмечает «порядок стройный // Олигархических бесед, // И холод гордости спокойный, // И эта смесь чинов и лет...».

• Представители петербургского дворянства, как бы выбрав для себя определённую роль, играют её в своём кругу: «Тут был, однако, цвет столицы, // И знать, и моды образцы, // Везде встречаемые лицы, // Необходимые глупцы; // Тут были дамы пожилые // В чепцах и в розах, с виду злые...»

• Неподвижность и нежелание меняться — вот основная характеристика московского дворянства: «Но в них не видно перемены; // Всё в них на старый образец...».

• Патетическое отношение к прошлому Москвы (лирическое отступление об Отечественной войне 1812 г.): «Нет, не пошла Москва моя // К нему с повинной головою».

• Консерватизм барской Москвы, самодовольство московских кузин и юношей: «Всё в них так бледно, равнодушно; // Они клевещут даже скучно; // В бесплодной сухости речей, // Расспросов, сплетен и вестей // Не вспыхнет мысли в целы сутки...»

    Обе столицы с их жителями, порядками и устоями оказываются скучными и утомительными. Герои не находят здесь счастья, а круг общения тяготит их, они остаются непонятыми в этой среде

Провинциальное дворянство

Основная характеристика — примитивизм. Представители: дядя Онегина, семейство Лариных, гости на именинах Татьяны

Дядя Онегина

«Лет сорок с ключницей бранился, // В окно смотрел и мух давил»

Ларины

«Они хранили в жизни мирной // Привычки милой старины...»; «...им квас как воздух был потребен»

Мать Татьяны

«Она езжала по работам, // Солила на зиму грибы, // Вела расходы, брила лбы, // Ходила в баню по субботам, // Служанок била осердясь — // Всё это мужа не спросясь»

Гости на именинах Татьяны

«Гвоздин, хозяин превосходный, // Владелец нищих мужиков». «Скотинины, чета седая, // С детьми всех возрастов, считая // От тридцати до двух годов». «Уездный франтик Петушков».

«И отставной советник Флянов, // Тяжёлый сплетник, старый плут, // Обжора, взяточник и шут».

«На миг умолкли разговоры; // Уста жуют. // Со всех сторон // Гремят тарелки и приборы.»

«...никто не слушает, кричат, // Смеются, спорят и пищат...»

Представители провинциального дворянства лишены душевных движений и духовных интересов. Они невежественны. Для их характеристики использовано не только сравнение с животными, но и говорящие фамилии, что ещё более усиливает общее впечатление об их примитивизме

Обобщение учителя

— Конечно, главное место в романе отведено Онегину, Ленскому, Татьяне и Ольге. Именно в них, как писал Белинский, «отразилось русское общество в один из важнейших моментов своего развития». Главные герои романа, принадлежащие к одному сословию, тем не менее несут разную содержательную нагрузку: Онегин — типичный петербуржец, получивший традиционное воспитание и, несмотря на яркую индивидуальность, ведущий традиционный для своей среды образ жизни. Ленский — поэт, романтик, который «из Германии туманной // Привёз учёности плоды». Татьяна, «русская душою», — самобытная и сильная женская натура, впитавшая тем не менее все «привычки милой старины». Ольга — почти дитя природы, если бы не ограниченность и пошлость того круга, к которому она принадлежит. Соединив в романе судьбы героев, заставив их взаимодействовать, автор создал обобщённый портрет русского дворянства начала XIX в. Все впечатления собственной жизни Пушкин осмысляет в романе и в форме лирических признаний, лирических отступлений, и в описании судеб героев.

Уже в первой главе, целиком посвящённой Онегину, мы узнаём и о репертуаре русского театра («Волшебный край! там в стары годы, // Сатиры смелый властелин, // Блистал Фонвизин, друг свободы, // И переимчивый Княжнин...», и Озеров, и Катенин, и Корнель...), и о труде разносчика, извозчика, и об Адаме Смите, книгами которого увлекается главный герой, и об импорте в Россию («Всё, чем для прихоти обильной // Торгует Лондон щепетильный, // Что по Балтическим волнам // За лес и сало возят к нам»), и о многих мелочах быта, без которых нельзя считать исторически точным изображение жизни в её многоликости.

Наивность и простота сельского быта трогают душу поэта, но вовсе не вызывают у него сентиментальных восклицаний и не заслоняют от Пушкина всей косности и неподвижности этой размеренной жизни.

А кроме Петербурга и деревни есть ещё Москва, которая входит в сюжет романа, прежде всего, как ярмарка невест, куда везут Татьяну.

Пушкин создаёт блестящий портрет московского барства, весь проникнутый ассоциациями со знаменитой грибоедовской Москвой. Полагаясь на читателя, который, конечно, вспомнит этот «старый образец», воспетый Грибоедовым, Пушкин укладывает в одну строфу целый слой московского общества:

Но в них не видно перемены,

Всё в них на старый образец:

У тётушки княжны Елены

Всё тот же тюлевый чепец,

Всё белится Лукерья Львовна,

Всё то же лжёт Любовь Петровна,

Иван Петрович так же глуп,

Семён Петрович так же скуп...

4. Минисеминар повторительно-обобщающего типа

Вопросы для обсуждения

    • Картины русской природы и их композиционная роль в романе.

    • Реальные исторические личности как персонажи романа А. С. Пушкина

«Евгений Онегин».

Методический комментарий для учителя. Семинар — форма учебно-практических занятий, при которой учащиеся обсуждают сообщения, доклады и рефераты, выполненные ими по результатам учебных или научных исследований под руководством учителя. Учитель в этом случае является координатором обсуждений темы семинара. Вопросы для обсуждения предлагаются учащимся для детального ознакомления, изучения в качестве домашнего задания к уроку.

Учащиеся по очереди выступают с сообщениями по выбранной теме, отвечают на заданные вопросы, учитель обобщает, комментирует, рецензирует ответы, подводит итоги минисеминара.

V. Подведение итогов урока

Обобщающее слово учителя

— Пушкин не просто охватывает взглядом разные слои русского общества, но глубоко проникает в них, погружая читателя в неповторимый мир национальной стихии. Конечно, широта охвата национальной жизни не могла быть полной без сыновнего чувства поэта к родной природе:

Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потоплённые луга.

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года.

Может быть, именно эти особенности пушкинского романа имел в виду Белинский, когда говорил, что «Евгений Онегин» — в высшей степени народное произведение», что это «первое истинно национальное русское произведение». Конечно, и чувство родной природы, и стихия русского языка, и природа русского человека с его неудовлетворённостью — всё это складывается в единое понятие национальной стихии.

VI. Домашнее задание

Ознакомиться с оценкой романа «Евгений Онегин» русскими критиками XIX в. (статьи В. Г. Белинского, Д. И. Писарева, Б. С. Мейлаха, Ф. М. Достоевского).