Литература 9 класс - Планы-конспекты для 105 уроков - Галина Фефилова 2016
Русская литература первой половины ХХ века
Александр Сергеевич Пушкин
Роман А. С. Пушкина Евгений Онегин в зеркале русской критики
Цели: ознакомить учащихся с отзывами современников А. С. Пушкина и критиков ХIX в. о романе «Евгений Онегин» и его героях; совершенствовать навыки анализа литературно-критической статьи, умения сопоставлять различные точки зрения и вырабатывать свою точку зрения на художественное произведение в соответствии с авторской позицией и исторической эпохой; развивать представления учащихся об исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; содействовать воспитанию личности, способной на самостоятельную деятельность.
Оборудование: тексты литературно-критических статей.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают и комментируют отзывы современников А. С. Пушкина и критиков ХIХ в. о романе «Евгений Онегин» и его героях, основные положения работы В. Г. Белинского «Сочинения Александра Пушкина»; сопоставляют различные точки зрения и вырабатывают свою точку зрения на художественное произведение в соответствии с авторской позицией и исторической эпохой.
Ход урока
I. Организационный этап
II. Мотивация учебной деятельности
Учитель. В критике и литературоведении издавна укрепилась оценка «Евгения Онегина» как центрального произведения Пушкина. Поэтому роману уделяли значительное внимание даже те критики, которые в силу своих консервативных идейно-эстетических позиций отказывали ему в серьёзном общественно-литературном значении. Острота полемики вокруг «Евгения Онегина», столкновение различных точек зрения в освещении его замысла и образов, особое внимание к нему в истории русской общественной мысли — всё это объясняется его исключительным социальным, художественным, общекультурным значением. Пушкин выдвинул в своём романе проблемы, выходящие далеко за пределы времени его создания и имеющие широкое общенародное, национальное и общечеловеческое звучание, — проблемы смысла жизни, взаимосвязи человека и общественной среды, гражданского и морального долга, народности и гуманизма.
Литература о «Евгении Онегине» поистине необозрима. Сегодня мы коснёмся лишь основных направлений в осмыслении романа и тех литературно-критических статей, в которых с наибольшей определённостью отражена история его оценки и изучения.
Статьи критиков, литературоведческие высказывания — это образец анализа художественного текста. В каждой литературно-критической статье анализируются не только проблемы, события, в художественной форме отражённые в произведении, но и явления самой действительности соответствующей эпохи, споры, дискуссии, шедшие в интеллектуальных кругах и имевшие большое влияние на развитие русской литературы. Знакомство с этими явлениями, проблемами реальной жизни и дискуссионными позициями расширяет представления об эпохе, воссоздаёт в сознании картины духовной жизни общества того времени.
III. Работа над темой урока
1. Вступительное слово учителя
— Статья, рецензия являются жанрами литературной критики, призванной оценивать и истолковывать художественные произведения и отражённые в них явления жизни.
Литературная критика рассматривает как современную, так и классическую литературу (современное её прочтение), она тесно связана с эстетикой, теорией и историей литературы.
2. Словарная работа (запись на доске и в тетрадях)
Критическая статья — один из основных жанров литературной критики. В ней даются разбор и оценка книги, её темы, идейного содержания, языка и стиля, указывается значение в ряду других работ писателя и пр.
3. Выполнение интерактивного упражнения «Займи позицию!»
Запись на доске
Онегин — «страдающий эгоист», которого душат «бездеятельность и пошлость жизни» (В. Г. Белинский).
Онегин — «умная ненужность», герой времени, которого постоянно находишь возле себя или в самом себе (А. И. Герцен).
В Онегине есть сходство с Обломовым, оба — порождение помещичье-крепостнического строя (Н. А. Добролюбов).
Онегин — «Митрофанушка Простаков новой формации» (Д. И. Писарев).
• Чем была вызвана столь оживлённая полемика вокруг «Евгения Онегина»? (Полемика связана с образом Онегина.)
• Чья позиция ближе и понятнее вам, и почему автор показывает своё духовное родство с Онегиным?
4. Самостоятельная практическая работа с отрывками из литературно-критических статей (работа в парах с раздаточным материалом)
• В тетрадях составьте тезисы к статье В. Г. Белинского.
• Расскажите, какую характеристику главным героям романа А. С. Пушкина даёт литературный критик. Согласны ли вы с такой трактовкой образов? Свой ответ аргументируйте.
• Прокомментируйте тезис В. Г. Белинского о том, что роман «Евгений Онегин» является энциклопедией русской жизни.
• О каком значении романа «Евгений Онегин» говорит Б. С. Мейлах? А как вы оцениваете роль Пушкина в развитии русской литературы?
1) «Онегин» есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии, и можно указать на немногие творения, в которых личность поэта отразилась бы с такою полнотой, светло и ясно, как отразилась в «Онегине» личность Пушкина. Здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь его; здесь его чувства, понятия, идеалы. <...>
Прежде всего в «Онегине» мы видим поэтически воспроизведённую картину русского общества, взятого в одном из интереснейших моментов его развития. С этой точки зрения «Евгений Онегин» есть поэма историческая в полном смысле слова, хотя в числе её героев нет ни одного исторического лица. <...>
Несмотря на то, что роман носит на себе имя своего героя, — в романе не один, а два героя: Онегин и Татьяна. В обоих их должно видеть представителей обоих полов русского общества в ту эпоху. Обратимся к первому. <...> Светская жизнь не убила в Онегине чувства, а только охолодила к бесплодным страстям и мелочным развлечениям. <...> Дело только в том, что Онегин не любил расплываться в мечтах, больше чувствовал, нежели говорил, и не всякому открывался. Озлобленный ум есть тоже признак высшей натуры, потому что человек с озлобленным умом бывает недоволен не только людьми, но и самим собою.
<...> Онегин — характер действительный, в том смысле, что в нём нет ничего мечтательного, фантастического, что он мог быть счастлив или несчастлив только в действительности и через действительность. В Ленском Пушкин изобразил характер, совершенно противоположный характеру Онегина, характер совершенно отвлечённый, совершенно чуждый действительности. Тогда это было совершенно новое явление, и люди такого рода тогда действительно начали появляться в русском обществе.
<...> Велик подвиг Пушкина, что он первый в своём романе поэтически воспроизвёл русское общество того времени и в лице Онегина и Ленского показал его главную, то есть мужскую, сторону; но едва ли не выше подвиг нашего поэта в том, что он первый поэтически воспроизвёл, в лице Татьяны, русскую женщину. <...>
Натура Татьяны не многосложна, но глубока и сильна. В Татьяне нет этих болезненных противоречий, которыми страдают слишком сложные натуры; Татьяна создана как будто вся из одного цельного куска, без всяких приделок и примесей. Вся жизнь её проникнута тою целостностью, тем единством, которое в мире искусства составляет высочайшее достоинство художественного произведения. Страстно влюблённая, простая деревенская девушка, потом светская дама, — Татьяна во всех положениях своей жизни всегда одна и та же: портрет её в детстве, так мастерски написанный поэтом, впоследствии является только развившимся, но не изменившимся. <...>
...Татьяна — существо исключительное, натура глубокая, любящая, страстная. Любовь для неё могла быть или величайшим блаженством, или величайшим бедствием жизни, без всякой примирительной середины. <...> Счастливая жена, Татьяна спокойно, но тем не менее страстно и глубоко любила бы своего мужа, вполне пожертвовала бы собою детям, вся отдалась бы своим материнским обязанностям, но не по рассудку, а опять по страсти, и в этой жертве, в строгом выполнении своих обязанностей нашла бы своё величайшее наслаждение, своё верховное блаженство. И всё это без фраз, без рассуждений, с этим спокойствием, с этим внешним бесстрастием, с этою наружною холодностью, которые составляют достоинство и величие глубоких и сильных натур. <...> Дикое растение, вполне предоставленное самому себе, Татьяна создала себе свою собственную жизнь, в пустоте которой тем мятежнее горел пожиравший её внутренний огонь, что её ум ничем не был занят. <...>
Итак, в лице Онегина, Ленского и Татьяны Пушкин изобразил русское общество в одном из фазисов его образования, его развития, и с какою истиною, с какою верностью, как полно и художественно изобразил он его! <...> «Онегина» можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением.
(В. Г. Белинский «Сочинения Александра Пушкина»)
2) «…Во всех наиболее выдающихся произведениях русской романистики так или иначе отразились черты, характерные для «Евгения Онегина»:
• глубина социальной проблематики, постановка острейших вопросов современности на основе крупной общественно-исторической коллизии;
• отражение существеннейших национальных особенностей русской жизни и быта путём типизации, позволяющей аналитически раскрыть социальные типы и породившие их обстоятельства;
• соединение критического изображения жизни с воплощением положительного идеала в самой действительности и в её развитии;
• народность как критерий, как мера идейной и эстетической оценки изображаемого (а не как расцвечивание повествования этнографическими элементами);
• чёткое выражение авторской позиции по отношению к действию и героям, благодаря которой многостороннее, сложное диалектическое развитие характеров не становится объективистски-бесстрастным, а сочетается с умением выделить ведущие определяющие качества героев.
Эти черты, свойственные первому реалистическому роману, созданному Пушкиным, черты, развитые его продолжателями, обусловили национальное своеобразие и мировое значение русского романа.
(Б. С. Мейлах. Из статьи «Евгений Онегин»)
5. «Умники и умницы»: сопоставительная работа (в парах)
• Сопоставьте отрывки из критических статей.
1) В этом объяснении сказалось всё, что составляет сущность русской женщины с глубокою натурою, развитою обществом, — всё: и пламенная страсть, и задушевность простого искреннего чувства, и чистота, и святость наивных движений благородной натуры, и резонёрство, и оскорблённое самолюбие, и тщеславие добродетелью, под которою замаскирована рабская боязнь общественного мнения <...>
Основная мысль упрёков Татьяны состоит в убеждении, что Онегин потому только не полюбил её тогда, что в этом не было для него очарования соблазна;
а теперь его приводит к её ногам жажда скандалёзной славы. Во всём так и пробивается страх за свою добродетель... Татьяна не любит света и за счастье почла бы навсегда оставить его для деревни, но пока она в свете, его мнение всегда будет её идолом...
Последние стихи удивительны — подлинно конец венчает дело! Вот истинная гордость женской добродетели! Но я другому отдана, — именно — отдана, а не — отдалась! Вечная верность — кому и в чём? Верность таким отношениям, которые составляют профанацию чувства и чистоты женственности, потому что некоторые отношения, не освящаемые любовию, в высшей степени безнравственны.
(В. Г. Белинский «Сочинения Александра Пушкина»)
2) Знаменитый монолог Татьяны. доказывает ясно, что Татьяна и Онегин друг друга стоят: оба они до такой степени исковеркали себя, что совершенно потеряли способность думать, чувствовать и действовать по-человечески. Подозревая Онегина в мелком тщеславии, Татьяна очевидно отказывает ему в своём уважении, и в то же время, не уважая его, она его любит, и в то же время, любя его, она его отталкивает; отталкивая его из уважения к требованиям света, она презирает «всю эту ветошь маскарада»; презирая всю эту ветошь, она занимается ею с утра до вечера. Все эти противоречия доказывают совершенно очевидно, что она ничего не любит, ничего не уважает, ничего не презирает, ни о чём не думает, а просто живёт со дня на день, подчиняясь заведённому порядку. <...>
Онегин — вполне достойный рыцарь такой дамы, которая. обливается горючими слезами; другого, более энергического чувства Онегин даже не выдержал бы; такое чувство испугало и обратило бы в бегство нашего героя; безумная и несчастная была бы та женщина, которая из любви к Онегину решилась бы нарушить величественное благочиние генеральского дома.
(Д. И. Писарев «Пушкин и Белинский»)
3) Нет, это та же Таня, та же прежняя деревенская Таня! Она не испорчена, она, напротив, удручена этою пышною петербургскою жизнью, надломлена и страдает <...>
И вот она твёрдо говорит Онегину:
Но я другому отдана
И буду век ему верна
Высказала она это именно как русская женщина, в этом её апофеоза. Потому ли она отказалась идти за ним, что. не способна на смелый шаг, не в силах порвать свои путы, не в силах пожертвовать обаянием почестей, богатства, светского своего значения, условиями добродетели? Нет, русская женщина смела. Русская женщина смело пойдёт за тем, во что поверит. Но она «другому отдана и будет век ему верна». Кому же, чему же верна? Каким это обязанностям?.. Пусть она вышла за него с отчаяния, но теперь он её муж, и измена её покроет его позором, стыдом и убьёт его. А разве может человек основать своё счастье на несчастье другого?
Счастье не в одних только наслаждениях любви, а и в высшей гармонии духа. Чем успокоить дух, если назади стоит нечестный, безжалостный, бесчеловечный поступок? Ей бежать из-за того только, что тут моё счастье? Но какое же может быть счастье, если оно основано на чужом несчастии?
(Ф. М. Достоевский «Пушкин)
IV. Рефлексия. Подведение итогов урока
Обобщающая беседа
• Как идейно-политические, морально-этические и эстетические убеждения критиков отразились на оценке произведения и его героев?
• Чья позиция вам кажется наиболее приемлемой? Почему?
V. Домашнее задание
Прочитать трагедию А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери».