Литература 9 класс - Планы-конспекты для 105 уроков - Галина Фефилова 2016

Русская литература первой половины ХХ века
Александр Сергеевич Пушкин
Урок внеклассного чтения. А. С. Пушкин. Трагедия Моцарт и Сальери: проблема Гения и злодейства

    Цели: ознакомить учащихся с новыми страницами творчества А. С. Пушкина (пьеса «Моцарт и Сальери» из цикла «Маленькие трагедии»); совершенствовать навыки аналитической работы с поэтическим текстом, исследовательские, аналитические способности; показать художественные достоинства трагедии: мастерство диалога, глубокое содержательное применение в драме музыки, являющейся элементом сюжетного и идейного содержания; способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся; воспитывать культуру читательского восприятия.

    Оборудование: текст трагедии «Моцарт и Сальери», иллюстративный материал по теме урока, аудиозапись оперы Н. А. Римского-Корсакова «Моцарт и Сальери», «Реквиема» В. А. Моцарта.

    Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

    Прогнозируемые результаты: учащиеся знают содержание трагедии А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери»; выполняют аналитическую работу с поэтическим текстом; вырабатывают свою точку зрения на художественное произведение в соответствии с авторской позицией и исторической эпохой.

Ход урока

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Беседа «Повторяем изученное...»

    • Как был принят читающей публикой роман «Евгений Онегин»?

    • Как менялось отношение современников к роману по мере выхода в свет новых глав?

    • Приступая в 1845 г. к анализу романа «Евгений Онегин», В. Г. Белинский признавался, что начинает эту работу «не без некоторой робости» и утверждал, что «оценить такое произведение — значит оценить самого поэта во всём обилии его творческой деятельности».

    • Что давало Белинскому основания для такого утверждения? Как он аргументировал эту мысль? Свой ответ подтвердите ссылкой на текст статьи.

    • Прав ли критик, утверждая, что в «Онегине» отразилась жизнь и душа, любовь и идеалы поэта?

III. Мотивация учебной деятельности

(Звучит «Реквием» В. А. Моцарта.)

Учитель. Трагическая музыка. Не правда ли? Жизнь двух великих людей, о которых мы будем говорить сегодня, — В. А. Моцарта и А. С. Пушкина — также была сложной. Поэтому не случайно музыкальным эпиграфом к уроку явилось произведение австрийского композитора В. А. Моцарта «Реквием».

«Маленькие трагедии» — одно из самых замечательных созданий Пушкина. В небольших по объёму произведениях поэт отразил целые исторические эпохи, воссоздав их колорит с помощью точного сочетания художественных деталей. С психологической достоверностью Пушкин изобразил человека в самых потаённых проявлениях его противоречивой сущности, наиболее напряжённых жизненных ситуациях. Герои «Маленьких трагедий» идеализируют свой мир и себя. Их вера в своё избранничество, в абсолютную оправданность собственного взгляда на мир как единственно правильного вступает в непримиримый

конфликт с реальным миром. Попытки героев преодолеть жёсткие требования общественной системы практически всегда оканчиваются поражением, но их искренняя вера в торжество своих представлений о справедливости, бескомпромиссная борьба за утверждение своих идей вызывают сочувствие и интерес.

Каковы же историко-психологические предпосылки создания «Маленьких трагедий»? С помощью каких художественных средств и литературных приёмов Пушкину удалось достигнуть драматического накала и пронзительного лиризма? Почему, отражая современные социально-психологические тенденции, поэт воплотил их в заимствованных сюжетах? Каково значение трагедии «Моцарт и Сальери» в литературно-историческом процессе? Что объединяет этих людей? Почему Пушкин обратился к прошлому и увидел в нём настоящее и будущее? Что заставило Пушкина вложить в уста одного из героев фразу: «Нет правды на земле. // Но правды нет — и выше. Для меня // Так это ясно, как простая гамма»?

Ответим на эти вопросы сегодня на уроке.

IV. Работа над темой урока

1. Вступительное слово учителя (с элементами беседы)

— В 1830 г. в Болдино Пушкин написал четыре пьесы: «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы». В письме П. А. Плетнёву Пушкин сообщал, что привёз «несколько драматических сцен, или маленьких трагедий».

    • Что подразумевается под понятием «драма»?

    • Для чего предназначены драматические произведения?

Пьесы стали называть «Маленькими трагедиями». Они действительно невелики по объёму, имеют малое количество сцен и персонажей. Для «Маленьких трагедий» характерно быстрое развитие действия, острый драматический конфликт, глубина проникновения в психологию героев, охваченных сильной страстью, правдивое изображение характеров, отличающихся многогранностью, индивидуальными и типическими чертами.

    • Как вы понимаете слово «трагедия»?

В «Маленьких трагедиях» показаны поглощающая душу человека страсть или порок: гордость, презирающая всех; жадность, не дающая человеку и минуты подумать о духовном; зависть, доводящая до злодеяния; чревоугодие, не знающее никаких постов, соединённое со страстной привязанностью к различным увеселениям; гнев, вызывающий страшные разрушительные действия. Основной пафос «Маленьких трагедий», а соответственно, то, что их объединяет в единое целое, — попытка показать в разных аспектах ценность нравственных законов, их непреложность.

В «Скупом рыцаре» отразилось Средневековье Западной Европы, быт и нравы рыцарского замка, показана власть золота над душой человека.

В «Каменном госте» по-новому разработана старинная легенда о Дон Жуане, живущем только для себя, не считающимся с нравственными нормами; смелость, ловкость, остроумие — все эти качества он направил на удовлетворение своих желаний в погоне за удовольствиями.

«Пир во время чумы» — философское размышление о поведении человека перед лицом смерти.

«Моцарт и Сальери» — единственная маленькая трагедия, в которой изображаются реальные исторические лица: австрийский композитор, один из самых знаменитых за всю историю музыкального искусства, Вольфганг Амадей Моцарт (1756 — 1791) и его современник и друг, итальянский композитор Антонио Сальери (1750 — 1825).

    • Кого из известных людей прошлого — гениев — вы могли бы назвать (кроме Пушкина и Моцарта)?

Историки утверждают: в основе пушкинского сюжета — недостоверная легенда. Сальери не убивал Моцарта. Обращаясь к легенде, Пушкин выстраивает свою художественную и психологическую логику. В этом опыте драматического изучения герои с реальными именами становятся такими же вечными образами, как Дон Жуан или Фауст. Философ С. Н. Булгаков не случайно назвал «Моцарта и Сальери» символической трагедией.

Искусствоведческий глоссарий

Вольфганг Амадей Моцарт — австрийский композитор, пианист, органист. По свидетельству современников, обладал феноменальным музыкальным слухом, памятью и способностью к импровизации. Моцарт широко признан одним из величайших композиторов: его уникальность состоит в том, что он работал во всех музыкальных формах своего времени и во всех достиг наивысшего успеха. Наряду с Й. Гайдном и Л. ван Бетховеном принадлежит к наиболее значимым представителям Венской классической школы.

Антонио Сальери — итальянский и австрийский композитор, дирижёр и педагог. Сальери написал более 40 опер, из которых до сегодняшнего дня самыми популярными являются «Данаиды», «Пещера Трофонио», «Тарар» и его итальянская версия — «Аксур», «Фальстаф». Последние годы жизни композитора были омрачены слухом о его причастности к смерти Моцарта. В здравом уме и в твёрдой памяти Антонио Сальери решительно отвергал эту чудовищную клевету.

2. Словарная работа (запись на доске и в тетрадях)

Гений (лат. genius — от gens — род) — в римской мифологии божество, дух-покровитель рода, семьи, гражданской общины. Первоначально олицетворял мужское начало, жизненную силу. Рассматривался также как самостоятельное божество, которое рождалось вместе с человеком и определяло его жизненный путь.

    1) Высшая степень творческой одарённости; проявление такой одарённости.

    2) Выдающиеся способности, дарование, талант в определённой сфере деятельности.

Народная мудрость гласит, что гений, гениальный человек — это форточка, через которую Бог общается с людьми. Гениальный человек видит и чувствует высшую гармонию, недоступную обыденному сознанию, и не только её ощущает, но способен выразить её в музыке, поэзии, изобразительном искусстве так, что эта высшая гармония становится доступна и понятна большинству людей.

Злодей — 1) Тот, кто совершает злодеяние или способен на него. // устар. Преступник, убийца. 2) разг. Герой литературного произведения, наделённый пороками. Злой персонаж в исторических повествованиях или в художественной литературе.

3. Аналитическая работа с текстом трагедии «Моцарт и Сальери»: беседа, выразительное чтение отрывков из трагедии

Сцена I

    • Прочитайте первый монолог Сальери. Прав ли он, считая, что гениальность — награда за длительный и упорный труд?

    • Взывая к высшей справедливости, Сальери забывает, что гениальность Моцарта тоже «дар Божий». Подтвердите или опровергните эту точку зрения.

    • Как Моцарта и Сальери характеризует их отношение к незатейливой игре слепого скрипача?

    • Каково отношение Моцарта и Сальери к возвышенному миру музыки и проявлениям земной жизни? Как каждый из них представляет гармонию жизни?

    • Почему Сальери разделяет в своём сознании Моцарта-музыканта и Моцарта- человека? Как это характеризует его самого?

    • Прочитайте второй монолог Сальери в конце сцены I. Какие доводы он приводит, оправдывая своё решение отравить Моцарта? Можно ли с ними не согласиться? Обоснуйте своё мнение.

Сцена II

    • Каков душевный настрой Моцарта в сцене в трактире? Какие образы-символы связаны с его внутренним состоянием? (Человек, одетый в чёрном, — мой чёрный человек — как тень — он с нами сам-третей сидит.)

    • В чём трагичность утверждения Моцарта о том, что «гений и злодейство — две вещи несовместные»?

    • Прокомментируйте реплику Моцарта, пьющего яд: «За твоё здоровье, друг...» — и реплику Сальери: «Ты выпил!.. без меня?..».

    • Прочитайте последний монолог Моцарта. Почему он считает, что если бы все чувствовали «силу гармонии», как Сальери, то «перестал бы мир существовать»?

    • В чём, по мнению Моцарта, равновесие и гармония мира? Как его мысль о гениях, избранниках, «пренебрегающих презренной пользой», можно связать с эстетической позицией Пушкина?

    • Почему трагедия заканчивается вопросом Сальери о якобы злодействе Микеланджело?

    4. «Под сенью дружных муз...»: сообщение учителя с прослушиванием музыкальных фрагментов из оперы

— В начале 1897 г. Н. А. Римский-Корсаков положил на музыку небольшую сцену из «маленькой трагедии» Пушкина «Моцарт и Сальери». Летом композитор написал ещё две сцены, а в августе того же года завершил оперу. Римский- Корсаков преклонялся перед Пушкиным. Особенно пленяла его мудрость поэта в прославлении оптимистического, этически совершенного начала в деятельности человека. Сам композитор стремился отразить в своей музыке светлые стороны жизни.

Сцена I. Опера начинается кратким оркестровым вступлением, которое построено на теме Сальери из его первого монолога. Когда занавес поднимается, мы видим комнату, в которой сидит Сальери. Он в мрачном, подавленном настроении. Он размышляет о том, благодаря какому упорному труду достиг славы и признания. Его путь был труден и тернист...

(Прослушивание музыкального фрагмента.)

Сцена II. Особая, как сказано у Пушкина (то есть отдельная) комната в трактире; фортепиано. Оркестровое вступление к этой сцене строится на музыке первой части фантазии, которую играл Моцарт в первой сцене. Таким образом, если вступление к первой картине вводит нас в мир мрачных мыслей Сальери, вступление ко второй сцене рисует светлый, ясный образ Моцарта.

(Прослушивание музыкального фрагмента.)

V. Подведение итогов урока

Обобщающее слово учителя

— Оба образа в трагедии — вымышленные, но условно совпадают со своими прототипами — австрийский музыкант Моцарт и итальянский музыкант Сальери. Моцарт — только искра, от которой загорается пламя, освещающее для нас, читателей, душу Сальери. Таков излюбленный приём Пушкина: взять персонажа вполне состоявшегося, «готового» и осветить его извне, как частицу бытия, и сразу накопленное в нём вспыхнет пожаром. Тогда мы с изумлением видим, какая страсть назрела в душе этого человека и насколько она сильна.

Моцарт и Сальери принадлежат к людям искусства, но они противоположны во мнениях о бытии. Сальери расходится с Моцартом в том, что ждёт от своих трудов, от занятий музыкой «презренной пользы» — славы, наград.

Если Сальери олицетворяет собой человеческое самоутверждение, то Моцарт является как бы олицетворением небесных сил. Он творит не потому, что силится творить, как Сальери, но потому, что он «с волей небесною дружен».

Трагедия Сальери в том, что он не только отделил музыку от жизни, но и композитора от человека. Убивая Моцарта-человека, он убивает и гения и превращается в человека-убийцу.

Трагедия Пушкина «Моцарт и Сальери» занимает особое место не только в русской, но и во всей мировой литературе. Её значение определяется высочайшими поэтическими достоинствами, глубиной философско-этических обобщений и таким проникновенным раскрытием образа великого мастера, какого мы не найдём ни в одном из известных нам литературных произведений, героями которых являются писатели, музыканты, художники и зодчие.

VI. Домашнее задание

Творческое задание. Подготовиться к контрольному сочинению на одну из предложенных тем: «Мир пушкинской поэзии», «“Евгений Онегин” А. С. Пушкина — роман, в котором ’’отразился век и современный человек”», «Роман А. С. Пушкина ’Евгений Онегин” — “энциклопедия русской жизни”», «Татьяна Ларина — «милый идеал» А. С. Пушкина».