Литература 9 класс - Планы-конспекты для 105 уроков - Галина Фефилова 2016

Русская литература первой половины ХХ века
Александр Сергеевич Пушкин
Урок развития речи. Контрольное сочинение по творчеству А. С. Пушкина

    Цели: учить учащихся работать с выбранной темой: собирать материал, продумывать план; вооружить учащихся необходимой информационной базой, опорной лексикой; выявить уровень понимания содержания, идейно-художественных особенностей прочитанного художественного произведения; способствовать воспитанию стремления к самопознанию и самосовершенствованию.

    Оборудование: черновые варианты сочинений, раздаточный материал, тексты, запись на доске.

Тип урока: урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков.

Прогнозируемые результаты: учащиеся показывают уровень понимания содержания, идейно-художественных особенностей изученных произведений, уровень читательских умений и творческих способностей, умение сжато и логично излагать собственную точку зрения.

Ход урока

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Беседа

    • Почему можно говорить об условности тематического деления пушкинских стихотворений? Постройте свои рассуждения на примере одного-двух произведений.

    • Почему понятие «воля» является для А. С. Пушкина основополагающим? Покажите разносторонность этого понятия в лирике поэта.

    • Какие произведения А. С. Пушкина произвели на вас наиболее сильное впечатление? Почему?

III. Мотивация учебной деятельности

Учитель. Творчество Александра Сергеевича Пушкина впитало то истинно национальное, что определяло духовную жизнь народа ещё тогда, когда была не Россия, а Русь. Каждый читающий по-русски человек усваивает, улавливает обаяние пушкинского слова. Гении и пророки России, по словам И. А. Ильина, подняли на свои плечи «наши бремена и наши слабости, наши страдания и наши беды и приняли дары нашей природы и нашего духа».

Пушкин подарил нам такую гамму переживаний, что она, иногда в другой тональности, живёт и заполняет духовный мир разумного человека и сегодня. Он научил нас, что быть счастливым — это состояние редчайших минут. Но никогда нет безысходного отчаяния в пушкинских строчках. Почему его печаль — светла? Как этого достигнуть, чтобы всё случайное стало очевидным, а страдания превратились в радость бытия? Возможно ли?

Ближе всего к объяснению пушкинской тайны, наверное, подошёл литературовед Ю. М. Лотман: «Пушкин всё, к чему ни касался, превращал в творчество». Предлагаю вам сегодня ещё раз пролистать страницы произведений гениального русского поэта, ещё раз прикоснуться к его произведениям.

IV. Работа над темой урока

    1. Ознакомление с предложенными учителем темами сочинений

    Запись на доске

    • Мир пушкинской поэзии.

    • «Евгений Онегин» А. С. Пушкина — роман, в котором «отразился век и современный человек».

    • Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» — «энциклопедия русской жизни».

    • Татьяна Ларина — «милый идеал» А. С. Пушкина.

Комментарий для учителя. Темы записывают на доске и обсуждают. Учитель предлагает учащимся возможные пути раскрытия той или иной темы. Также учащиеся могут самостоятельно выбрать тему своей творческой работы.

    2. Составление планов (самостоятельно), написание черновых вариантов сочинений

    3. Чтение нескольких черновых вариантов сочинений, их обсуждение, редактирование, рецензирование учителем

4. Написание творческих работ

V. Домашнее задание

Индивидуальные опережающие задания. а) Подготовить «Литературные визитки» о жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова (2 — 3 учащихся). б) Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворений М. Ю. Лермонтова «Ангел», «Молитва», «И скучно и грустно...» (3 учащихся).