Литература 9 класс - Планы-конспекты для 105 уроков - Галина Фефилова 2016

Русская литература первой половины ХХ века
Александр Сергеевич Пушкин
Приложение. Образцы сочинений

«Евгений Онегин» А. С. Пушкина — роман, в котором «отразился и современный человек»

Роман «Евгений Онегин» занимает центральное место в творчестве А. С. Пушкина. Он является настоящим сокровищем классической русской литературы, произведением поистине мирового уровня.

Этот роман своеобразно и во всех гранях отражает особый поэтический талант автора. Трудно определить главную мысль, главную идею «Евгения Онегина». Роман не принадлежит к тем произведениям, в которых автор или сам от себя, или устами кого-нибудь из действующих лиц высказывает свою идею, причём содержание произведения, всё его действие должно подтвердить правильность этой идеи, убедительно её раскрыть и развернуть во всех подробностях. С другой стороны, «Евгений Онегин» не похож и на такие произведения, в которых действующие лица так выбраны и охарактеризованы, события так развиваются, что для внимательного читателя мысль, идея автора сама как бы вытекает из содержания.

При чтении романа складывается впечатление, что автор ничего не хотел доказать и не имел никакой ясной идеи. Но в действительности Пушкин показал разнообразные картины русской жизни начала XIX в., нарисовал характерные для той эпохи типы представителей дворянского общества.

Автор изобразил действительность именно такой, какой она была в то время, во всей её жизненной правде, ничего не подбирая специально и не сгущая нарочно. Например, отец Татьяны и Ольги и другие деревенские соседи Евгения Онегина проводят свою жизнь спокойно, в еде и питье, пустых разговорах и мелких хлопотах. Они довольны собой, ни к чему не стремятся, даже книг не читают, считая их «пустой игрушкой». Такова и Ольга, быстро забывшая погибшего на дуэли жениха, такова и её мать. Ту выдали замуж за нелюбимого человека, она смирилась, занялась хозяйством и вскоре стала даже получать удовольствие от такой жизни.

Люди же с высокими требованиями к себе и окружающим, тонко и сильно чувствующие, в этой жизни несчастны. Они или гибнут, как Ленский, или продолжают жить с опустошённой душой, как Онегин и Татьяна. Богатство и высокое положение в обществе, доставшиеся им по наследству, не облегчают жизнь и не приносят удовлетворения. Работать для достижения какой-нибудь высокой цели они не приучены, а особенности характера, воспитание и положение мешают им устроить своё личное счастье. Осознание ошибок приходит к ним слишком поздно. Но во всех этих ошибках нельзя винить лишь самих героев. Их такими сделала среда. Обстановка, окружавшая их с рождения, сформировала их характеры, выработала определённый тип поведения. Именно среда, говорит Пушкин, сделала несчастными этих по существу и своим задаткам прекрасных, умных и благородных людей.

Автор стремится показать крепостнический строй, при котором норма — непосильный крестьянский труд и безделье помещиков-крепостников. Такая норма калечит как крестьян, так и дворян, помещиков, даже самых лучших и гуманных из них.

Самая ёмкая характеристика светского общества дана Пушкиным в конце шестой главы, где он изображает ту среду, которая так искажает и ожесточает даже самую чистую и благородную душу. Он делает вывод, что спасти от духовного разложения человека, воспитанного этой средой и вращающегося в ней, может только высокий поэтический дар — «младое вдохновенье».

Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» — «Энциклопедия русской жизни»

Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» — произведение удивительной судьбы. Оно создавалось более семи лет — с мая 1823-го по сентябрь 1830 г. Важно, что роман не писался «на едином дыхании», а складывался из строф и глав, созданных в разное время, в разных обстоятельствах, в разные периоды творчества Пушкина.

В. Г. Белинский назвал роман «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни». И действительно, в этом произведении автор создал широчайшую картину своей эпохи — историческую, культурную, социальную.

События, изображённые в «Евгении Онегине», происходят в годы, предшествующие восстанию декабристов (1819 — 1825). Здесь описывается жизнь русской провинции, барская Москва, светский Петербург, крепостная деревня. Кроме того, изображаются представители различных общественных сословий — столичное и уездное дворянство, крепостное крестьянство. В романе рассказывается об основных экономических и культурных событиях того времени, представлена общественная жизнь и частный семейный быт.

Такому изображению русской жизни помогает огромное количество героев, населяющих произведение. В «Евгении Онегине» присутствует много эпизодических персонажей, среди которых — друзья поэта, его литературные оппоненты, философы, учёные, деятели культуры и др. Они не участвуют в действии, мало связаны с центральными героями, но помогают создать объективную и широкую картину русской жизни того времени.

Главное место в своём романе Пушкин уделяет изображению духовной жизни русского дворянского общества. В центре произведения находятся три героя — Евгений Онегин, Татьяна Ларина и Владимир Ленский.

Каждый из них представляет определённую категорию дворянского общества: Онегин — высший свет, Татьяна — патриархальное дворянство, Ленский — образованный слой дворянской интеллигенции.

Онегин — один из передовых людей своего времени. Об этом говорят и его «резкий ум», и широкая эрудиция, и попытки сделать что-либо реальное и полезное, и его неприятие светского общества. Но русская действительность, аристократическая среда не дают герою возможности реализовать свои скрытые силы. Открытый финал поэмы позволяет лишь догадываться о дальнейшей судьбе Онегина.

Выросшая в деревне и воспитанная простой крестьянкой, Татьяна Ларина с детства впитала в себя «русский дух», который определил впоследствии её характер, поступки, мировосприятие. Национально-русское, самобытное начало становится ведущей чертой её образа. Тонкость чувств, душевное благородство, верность высоким нравственным идеалам побуждают Татьяну в финале романа отказаться от любви Онегина. И в этом выборе — проявление лучших качеств русского национального характера «милой Татьяны».

В образе Владимира Ленского представлен тип романтической личности. Этот герой осознавал несовершенство мира и стремился обрести смысл жизни в возвышенной любви, романтической философии и искусстве.

Пушкин наделяет своего героя «ко благу чистою любовью», «доверчивой совестью», целомудрием чувств. Столкновение Ленского с реальной русской действительностью полностью развенчивает романтические иллюзии юноши. Поэтому можно сказать, что гибель Ленского закономерна, хотя Пушкин намекает на возможность иного финала. Поэта мог бы ожидать «обыкновенный» удел женатого человека.

В романе есть ещё один герой — автор, личность которого необыкновенно важна в произведении. В своих лирических отступлениях этот персонаж чрезвычайно расширяет картину жизни русского общества. Автор рассуждает о браке, дружбе, семье, моде, о вкусах, о вопросах литературы. Он делится своими мыслями по поводу выдающихся исторических событий современности — о героической Москве 1812 г., например.

Таким образом, роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» — произведение широчайшего размаха, «поэтический альбом живых впечатлений таланта». В нём Пушкин размышлял не только на важные духовные и нравственные темы — о любви, дружбе, свободе, самостоятельности личности и т. п. В «Евгении Онегине» поэт создал разнообразнейшую и объективную картину свой эпохи — её быта, культуры, морали, психологии, философии. Именно поэтому В. Г. Белинский назвал творение Пушкина «энциклопедией русской жизни».

Татьяна Ларина— «Милый идеал» А. С. Пушкина

А. С. Пушкин, работая над романом «Евгений Онегин», создавал не только образ своего современника, не только отражение века. В каждой строчке романа, в каждом действии и в каждой мысли героев — сам Пушкин. Но, раскрывая самого себя через своих героев, Пушкин не мог не донести до читателя своих представлений о женской красоте — красоте не только внешней, но и духовной. У каждого человека, а тем более поэта, свои представления и мечты «об ангеле земном». Поэтому, наверное, в русской литературе женщины воспеты особенно впечатляюще. «Милый идеал» Пушкина — его Татьяна — и есть та самая красота, которая спасёт мир. Когда читаешь роман или повторяешь про себя любимые строчки, всегда невольно забываешь о том, что Татьяна Ларина — всего лишь мечта, представление Пушкина о том, какой должна быть женщина, достойная восхищения и любви. Кажется, что Таня — живой реальный человек. В Михайловском, в музее-усадьбе А. С. Пушкина сохранилась даже скамья, на которой сидела Татьяна, слушая первый в своей жизни жестокий урок Онегина. Так кто же она и какая она, мечта самого Пушкина?

Пушкин выделяет Татьяну из представительниц дворянского общества только потому, что она по своему развитию выше многих из них. Красота окружающей природы, постоянное уединение, привычка мыслить самостоятельно, природный ум сформировали внутренний мир Татьяны...

Встретив Онегина, в котором она почувствовала необычного человека, Татьяна полюбила его. Письмо Лариной поражает силой чувства, тонкостью ума, оно полно скромности и красоты. Онегин не разглядел главного в Татьяне: она из тех цельных натур, которая может любить только один раз.

Образ Татьяны на протяжении всего романа возрастает в своём значении. Попав в высшее аристократическое общество, Татьяна в глубине души осталась прежней русской женщиной, готовой променять «ветошь маскарада» на сельское уединение. Её утомляет несносный вздор, который занимает женщин её круга, она ненавидит волнения. Поведение и поступки Татьяны противопоставлены модной спеси самолюбиво-равнодушных дам высшего света и осторожной предусмотрительности пустых, провинциальных кокеток. Правдивость и честность — основные черты характера Татьяны. И будучи уездной барышней, и княгиней, «величавой законодательницей зал», она тяготится мелочностью и скудостью интересов окружающих.

Татьяна — та решительная русская женщина, которая могла бы пойти за декабристами в Сибирь, но дело в том, что Онегин — не декабрист.

В нашей современной действительности облик «милой женственности» приобрёл несколько другой облик, идеалом видится женщина более деловая, энергичная, ведь ей приходится решать так много проблем, но суть души русской женщины остаётся прежней: гордость, честь, нежность — всё то, что так ценил Пушкин в Татьяне.