Литература 9 класс - Планы-конспекты для 105 уроков - Галина Фефилова 2016

Русская литература первой половины ХХ века
Михаил Юрьевич Лермонтов
М. Ю. Лермонтов: жизнь, творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике поэта

    Цели: ознакомить обучающихся с жизнью и творчеством М. Ю. Лермонтова; выявить сходство судьбы М. Ю. Лермонтова с судьбой А. С. Пушкина; развивать умения проникать в подтекст лирического стихотворения; совершенствовать навыки выразительного чтения; способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся.

    Оборудование: учебник, портрет М. Ю. Лермонтова, тексты стихотворений, раздаточный материал для работы в группах, иллюстративный материал по теме урока, аудиозапись романса М. И. Глинки «В минуту жизни трудную...».

    Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

    Прогнозируемые результаты: учащиеся рассказывают о жизни и творчестве поэта, привлекая знания, полученные в предыдущих классах; участвуют в беседе; выразительно читают стихотворения М. Ю. Лермонтова.

Ход урока

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

1. Анализ контрольных сочинений

2. Вводная беседа: погружение в тему урока

    • Расскажите о первой встрече с Лермонтовым и его поэзией. Какие произведения Лермонтова вам хорошо известны?

    • Пушкин и Лермонтов: какие страницы их произведений вам кажутся близкими, в каких — больше различия, чем сходства?

III. Мотивация учебной деятельности

Учитель. В истории русской классической литературы Михаил Юрьевич Лермонтов традиционно занимает место гения, подхватившего из рук Пушкина эстафету и великой русской поэзии, и трагической судьбы русского поэта. Так же, как Пушкин, он совершил важные художественные открытия в поэзии, прозе и драматургии; так же, как Пушкин, он обладал огромным влиянием на умонастроения современников; так же, как Пушкин, он подвергался преследованиям со стороны властей и так же, как Пушкин, в пору расцвета творческих сил пал жертвой нелепой дуэли.

Однако при многих совпадениях это были совершенно разные, если не сказать противоположные, по своему мироощущению поэты. Неслучайно в лирике Лермонтова прослеживаются отголоски полемики с его старшим современником. Если Пушкин, при всех обстоятельствах не терявший вкус к земным радостям, восклицал:

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.

И ведаю, мне будут наслажденья

Меж горестей, забот и треволненья, —

то Лермонтов, не забывавший о тёмных сторонах жизни даже в самые светлые мгновения, заявлял:

Я жить хочу! Хочу печали,

Любви и счастию назло.

Если пушкинский герой, вопреки всем перенесённым любовным мукам, не отрекался от желания и способности любить, сквозь пелену «светлой печали» признавая:

И сердце вновь горит и любит — оттого, —

Что не любить оно не может, —

    то лермонтовский герой на это мог бы возразить:

Любить?.. но кого же?

на время — не стоит труда,

А вечно любить невозможно...

Если Пушкин видел себя в образе «беспечного» Ариона, счастливо выбиравшегося на солнечный берег из жизненных штормов, то Лермонтов отождествлял себя с одиноким и мятежным парусником, охваченным жаждой бури. Если Пушкин запечатлел в поэзии мудрое и целостное мировосприятие, то Лермонтов в своём творчестве обнажил мир души, разрываемой глубокими противоречиями. И если Пушкин производил впечатление «сына гармонии», то Лермонтов, по его же собственному определению, осознавал себя «сыном страданья».

Давайте же, обращаясь к вашим воспоминаниям о фактах из биографии Лермонтова, попробуем дополнить их, чтобы по-новому осмыслить жизненный и творческий путь этого «гонимого миром странника».

IV. Работа над темой урока

1. «Под сенью дружных муз»: сообщение учителя (с показом нескольких портретов М. Ю. Лермонтова, размещённых на доске)

Учитель. Портреты — один из жанров живописи, скульптуры и графики. По портретам мы представляем себе внешность людей, десятилетия или столетия назад запечатлённых художниками. Но вместе с внешним сходством портретист неизбежно ставит перед собой задачу отобразить наиболее характерное во внутреннем мире человека, он стремится перенести на полотно «души изменчивой приметы». В портретах писателей изобразительное искусство встречается с литературой, потому что художник не только «следует за мыслями великого человека» с кистью в руке, но и невольно заражается тем, что писатель стремится сказать в своих произведениях.

До нашего времени дошло 15 прижизненных изображений Лермонтова. Это немало, если принять во внимание трагическую судьбу поэта — две ссылки на Кавказ, участие в боевых походах и его раннюю гибель. Ни один портрет Лермонтова, взятый отдельно, не даёт исчерпывающего представления о внешнем облике, о глубине и многогранности внутреннего мира поэта.

Портрет выполнен неизвестным художником, возможно, крепостным (холст, масло). На портрете шести-восьмилетний мальчик с каштановыми, гладко причёсанными волосами, умным и сосредоточенным взглядом, одетый в красную курточку и синий костюм с золотым шитьём и пышным белым воротником.

Живописного или графического изображения Лермонтова в период его учения в Москве нет. Большая часть портретов относится уже к последующему, петербургскому периоду жизни. Как свидетельствует А. М. Меринский, товарищ Лермонтова по Школе юнкеров, Е. А. Арсеньева заказала художнику Ф. О. Будкину портрет внука в 1834 г. (холст, масло), сразу по производстве его в корнеты. Лермонтов изображён в натуральную величину, в вицмундире лейб-гвардии гусарского полка, в шинели, наброшенной на правое плечо, с треуголкой в левой руке. Несмотря на некоторую нарядность изображения и явное стремление художника приукрасить натуру (удлинённое лицо, прямой нос, пышная шевелюра), портрет внушает доверие не только верно переданными красивыми линиями лба, очертанием губ, но и общим мягким, приятным выражением лица и глаз, глубину взгляда которых художнику удалось уловить. До 1865 г. о существовании портрета не было известно. Впервые он был опубликован в виде гравюры Брокгауза в 1865 г. при первом отдельном издании «Песни про... купца Калашникова», вышедшем у А. И. Глазунова.

В 1837 г., на Кавказе, в ссылке, Лермонтов создаёт автопортрет на фоне кавказского пейзажа (бумага, акварель). На поэте мундир Нижегородского драгунского полка (красный воротник, эполеты, газыри, бурка на плече) и шашка. На обороте картонной подложки наклейка с надписью по-немецки: «Михаил Лермонтов, русский офицер и поэт, им самим рисованный». Автопортрет предназначался любимой женщине — В. А. Лопухиной (Бахметевой), которой Лермонтов и вручил его в июне 1838 г. при их последней встрече перед её отъездом в Германию. Акварельный автопортрет, в котором поэт запечатлел собственное представление о себе, выразил свою затаённую думу, печаль и скрытый трагизм, передал душевную мягкость и доброту, — одно из самых значительных явлений лермонтовской манеры письма.

    2. Заслушивание «Литературных визиток» о жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова (с использованием знаний, полученных в предыдущих классах)

3. Аналитическая работа с текстом стихотворения «Ангел»

а) Вступительное слово учителя

— Стихотворение «Ангел» датировано 1831 г., тогда Лермонтову было всего 17 лет. Поэт — юноша. Ещё свежи воспоминания детства. «Ангел» — это та точка, где пробился наружу из глубин души родник поэзии величайшего поэта. Это потом его поэзия превратится в поток, отразивший в себе и родные Тарханы, и Кавказ, и звёзды, и облака, и луну, плывущую по небу, но сам родник, сам источник — стихотворение «Ангел».

    б) Выразительное чтение стихотворения наизусть заранее подготовленным учащимся

в) Беседа

    • Какие чувства у вас вызвало это стихотворение? О чём оно?

    • С помощью каких выразительных средств создаются образы стихотворения?

    • Рассмотрите синтаксис стихотворения.

    • Определите размер стиха. (4-х и 3-стопный амфибрахий)

    • Какова рифмовка стихотворения?

г) Обобщение учителя

— Стихотворение «Ангел» — ключ к пониманию почти всей поэзии Лермонтова. Потом вольются в поэтический поток новые строки: лирические, эпические, социальные, но главный мотив таится здесь.

4. Аналитическая работа с текстом стихотворения «Молитва»

а) Вступительное слово учителя

— В отличие от юношеского «Ангела», «Молитва» написана в 1839 г. уже зрелым поэтом. Такое же название Лермонтов давал двум другим стихотворениям — 1829-го и 1837 гг. По свидетельству современников поэта, «Молитва» 1839 г., написана для княгини Марии Алексеевны Щербатовой: «Машенька велела ему молиться, когда у него тоска. Он ей обещал и написал эти стихи…». Жанр стихотворения — лирического монолога — обозначен в самом заглавии.

    б) Выразительное чтение стихотворения наизусть заранее подготовленным учащимся

в) Беседа

    • Каковы ваши первые впечатления от стихотворения?

    • В каком случае человек обращается к молитве?

    • Как вы понимаете значение слова «молитва»? (Молитва — моление, религиозно-мистическое обращение с просьбами о чём-нибудь к Богу, к святым.)

    • Что происходит с лирическим героем стихотворения во время молитвы?

    • Почему во втором и третьем четверостишиях исчезает «я» лирического героя?

    • Какие образные средства помогают нам почувствовать проникновенную силу молитвенного слова? Что напоминают эти строки?

    • Какое настроение передано в финальной части стихотворения? О чём она?

    • Какие стороны поэтической души раскрываются в этом стихотворении?

г) «Под сенью дружных муз...»: прослушивание аудиозаписи романса М. И. Глинки «В минуту жизни трудную...» на стихи М. Ю. Лермонтова

Учитель. Это стихотворение очень лирично: его положили на музыку более 40 композиторов: М. И. Глинка, М. П. Мусоргский, А. С. Даргомыжский и др.

На этот текст Михаил Глинка в 1855 г. написал один из самых своих популярных романсов.

    • Смог ли композитор передать настрой и глубину чувств Лермонтова? А что почувствовали вы?

5. Аналитическая работа с текстом стихотворения «И скучно и грустно...»

а) Вступительное слово учителя

«Преглупое состояние человека то, когда он принуждён занимать себя, чтоб жить, как занимали некогда придворные старых королей; быть своим шутом!.. Как после этого не презирать себя; не потерять доверенность, которую имел в душе своей... наконец я догадался, что не гожусь для общества...» (отрывок из письма Лермонтова В. А. Бахметевой, 1832). Подтверждение тому в стихотворении «И скучно и грустно.».

    б) Выразительное чтение стихотворения наизусть заранее подготовленным учащимся

в) Беседа

    • Как перекликается только что прочитанное стихотворение с отрывком из письма Лермонтова В. А. Бахметевой?

    • Какая тема проходит лейтмотивом через всё творчество поэта?

    • Назовите строчки, которые объединяют душевное состояние лирического героя и автора стихотворения.

    • Так что же давало Лермонтову силы сохранить желание юности, остаться верным себе?

г) Обобщение учителя

— Элегия «И скучно и грустно» — это внутренний монолог, исповедь лирического героя, наполненная грустными раздумьями о жизни. Герой пытается понять своё внутреннее душевное состояние, его размышления полны противоречий и сомнений. Этому состоянию подчинена композиция произведения. Вывод заключён в последнем двустишии: «И жизнь. такая пустая и глупая шутка!».

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Обобщающая беседа

    • Какие события в истории и в личной судьбе Лермонтова, по вашему мнению, оказали решающее влияние на характер творчества поэта?

    • Чьи традиции в лирике продолжает Лермонтов? Почему Лермонтов считается поэтом-романтиком?

    • Чем лермонтовский лирический герой отличается от лирического героя Пушкина? Приведите примеры.

VI. Домашнее задание

    1. Творческое задание. Подумать над вопросом: «В чём, на ваш взгляд, проявился интерес к проблеме личности в поэзии М. Ю. Лермонтова?».

    2. Индивидуальные опережающие задания (2 учащихся). Подготовить выразительное чтение стихотворений М. Ю. Лермонтова «Пророк», «Поэт».