Литература 9 класс - Планы-конспекты для 105 уроков - Галина Фефилова 2016
Русская литература первой половины ХХ века
Михаил Юрьевич Лермонтов
М. Ю. Лермонтов. Образ поэта-пророка в лирике
Цели: продолжить знакомство учащихся с личностью и поэзией М. Ю. Лермонтова; показать, как в его творчестве раскрывается тема поэта-пророка; совершенствовать навыки аналитической работы с поэтическим текстом, исследовательские, аналитические способности; способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся.
Оборудование: портрет М. Ю. Лермонтова, тексты стихотворений, иллюстративный материал по теме урока.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают, как в творчестве М. Ю. Лермонтова раскрывается тема поэта-пророка; участвуют в беседе; анализируют и интерпретируют поэтический текст, используя сведения по истории и теории литературы; выполняют сопоставительную работу в парах.
Ход урока
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
1. Заслушивание нескольких творческих работ (см. домашнее задание предыдущего урока)
2. Беседа: погружение в тему урока
• Как вы думаете, почему изучение творчества М. Ю. Лермонтова на уроках литературы следует, как правило, сразу же за изучением творчества А. С. Пушкина?
• Назовите стихотворения М. Ю. Лермонтова, созвучные пушкинским. («Узник», «Пророк»).
III. Мотивация учебной деятельности
Учитель. М. Ю. Лермонтов — второй по величине поэт Золотого века русской поэзии, в творчестве которого отразились основные черты эпохи, страстная, мятущаяся, наполненная противоречиями человеческая натура, вечное томление человеческого духа.
Тема поэта и поэзии волнует всех стихотворцев, так как человеку необходимо понять, кто он, какое место в обществе занимает, каково его назначение. Поэтому в творчестве М. Ю. Лермонтова данная тема является одной из ведущих. Ей посвящено много стихотворений, в том числе: «О, полно извинять разврат...», «Смерть поэта», «Поэт», «Не верь себе.», «Журналист, читатель и писатель», «Пророк».
Обращаясь к традиционной в русской литературе теме поэта и поэзии, он создаёт художественный образ, отражающий действительность 30-х гг. XIX в. с её трагическими противоречиями «наружного рабства» и стремлением к «внутреннему освобождению».
IV. Работа над темой урока
1. Объяснение учителя
— К лирике Лермонтова больше, чем к лирике Пушкина, применимо понятие «лирический герой». Лирический герой — образ поэта в лирике, художественный двойник автора в условном мире художественного произведения. Это чётко очерченная фигура, имеющая свою художественную биографию. Лирический герой Лермонтова одинок, печален. Лирический герой поэта — поэт-пророк.
Одиночество лирического героя связано с разлукой, на которую обречены Лермонтов и его отец, неприятием нового бездушного поколения и т. п. Лирический герой Лермонтова ищет свободу, которой нет на этой земле, и находит её в природе.
Запись на доске и в тетрадях
Особенности лирического героя Лермонтова
• Свобода — абсолютная ценность — идеал свободы недостижим, но он готов заплатить за неё даже жизнью («Мцыри»);
• погружён в безысходное разочарование, необыкновенно чуток к природе («Тучи», «Утёс», «Парус»);
• всегда ярко представляет романтическое двоемирие — чем хуже земная жизнь, тем сильнее устремление к небу, к Богу;
• в реалистической лирике («Бородино», «Смерть поэта») испытывает враждебное отношение к власти.
Вывод. Мотив одиночества неотделим от темы любви в лирике поэта. Тоска, тревога лирического героя раскрываются и через мир природы.
2. Аналитическая работа с текстом стихотворения «Поэт»
а) Вступительное слово учителя
— Эпоха Лермонтова — это 30-е гг. Х1Х в., время застоя, отсутствия в обществе высоких духовных и нравственных идеалов. Лермонтов как истинный поэт не мог это принять. Поэтому многие стихотворения, относящиеся к гражданской лирике, наполнены горечью, сожалением, протестом. И в то же время в них вырисовывается идеал, который хотел бы видеть Лермонтов-поэт. Таково одно из лучших стихотворений автора — «Поэт» (1838).
б) Выразительное чтение стихотворения наизусть заранее подготовленным учащимся
в) Беседа
• Как построено стихотворение «Поэт»?
• Почему в стихотворении, которое называется «Поэт», более половины текста посвящено истории кинжала?
• С каким чувством описывается в нём кинжал? Раскройте смысл параллели между кинжалом и поэтом.
• Какие чувства вызывает у читателя история кинжала? Чем отличаются интонации 1-3-й и 4-6-й строф? В чём драматизм истории кинжала?
• Укажите образы, используемые автором для того, чтобы подчеркнуть контраст между былой силой поэтического слова и последующим упадком его значения в обществе.
• Как можно охарактеризовать поэтические интонации стихотворения? Меняется ли настроение по ходу текста?
• Каким высоким предназначением наделена поэзия в 8-9-й строфах? Какие художественные средства это подчёркивают?
• Сопоставьте 3-ю и 10-ю строфы. Какой подтекст при этом выявляется? Какой поэтический смысл подчёркивают формы глаголов?
• В чём Лермонтов видит подлинное предназначение слова?
• А в каком образе представили бы современную поэзию вы?
г) Обобщение учителя
— Для Лермонтова поэт всегда был подобен пророку, кому-то, кто близок к Богу. Лирический герой считает поэта пророком, потому что пиит — всегда провидец, он находится над толпой, обладает особой властью и может вершить судьбы людей. Лермонтов мечтает о возрождении искусства зажигать словом сердца людей. Но автор понимает нереальность своей мечты, ведь люди сами отказались от пророка:
Но скучен нам простой и гордый твой язык,
Нас тешат блёстки и обманы;
Как ветхая краса, наш ветхий мир привык
Морщины прятать под румяны...
Именно осознанием нереальности своей мечты вызваны особая эмоциональность языка Лермонтова и обличительный пафос стихотворения в целом. Несомненно, это сближает стихотворение «Поэт» с другим стихотворением Лермонтова — «Смерть поэта».
Таким образом, стихотворение Лермонтова «Поэт» является одним из лучших его стихотворений, посвящённых теме поэта и поэзии. Произведение наполнено горьким пафосом, и в то же время оно изображает несбыточную мечту автора о поэте-пророке, поэте-мессии, призванном «глаголом жечь сердца людей».
3. Аналитическая работа с текстом стихотворения «Пророк»
а) Вступительное слово учителя
— Это одно из последних и наиболее значительных стихотворений Лермонтова написано в 1841 г. Возникновение данного стихотворения, по-видимому, связано со спорами, которые М. Ю. Лермонтов вёл с В. Ф. Одоевским по вопросам философии и поэзии.
б) Выразительное чтение стихотворения наизусть заранее подготовленным учащимся
в) Беседа
• К каким стихотворениям М. Ю. Лермонтова, прочитанным вами в предыдущих классах, близок «Пророк»?
• Соответствует ли созданный Лермонтовым образ пророка библейским преданиям?
• Почему поэт-пророк отвергнут толпой? Почему истинное признание он обрёл в пустыне? Почему «города» и «пустыня» противопоставлены?
• Какие чувства испытывает поэт-пророк в «шумном граде»? Как сопоставлены его внешность и внутренняя сущность?
• В чём же истинное предназначение поэта? Почему социальный мир враждебен ему?
• Раскройте роль старославянизмов в этом стихотворении.
• Созвучно ли это стихотворение судьбе его творца? Аргументируйте своё мнение.
г) Обобщение учителя
— Главная мысль стихотворения в том, что «нет пророка в отечестве своём». Отверженный, не понятый людьми «прорицатель», «дух изгнанья» Демон, гордый Мцыри — это герои Лермонтова-романтика.
Духовная «пустыня мрачная» из пушкинского стихотворения обретает у М. Ю. Лермонтова черты некой романтической пустыни, неведомой экзотической земли, освещённой звёздами и противопоставленной «шумному граду». Знаменитый литературный критик В. Г. Белинский относил стихотворение «Пророк» к лучшим созданиям Лермонтова: «Какая глубина мысли, какая страшная энергия выражения! Таких стихов долго, долго не дождаться России!..».
д) «Умники и умницы»: сопоставительная работа (в парах)
• Сопоставьте стихотворения «Пророк» М. Ю. Лермонтова и А. С. Пушкина. В чём состоит своеобразие лермонтовского подхода к теме?
Предполагаемый ответ
В 1826 г. А. С. Пушкин, находясь в ссылке в Михайловском, пишет стихотворение «Пророк». Чуть позже, отправляясь на аудиенцию к Николаю I, который вызвал Пушкина из Михайловского в Петербург, поэт захватывает листок со стихотворением с собой. Почему же поэт придал такое важное значение этому стихотворению? После расправы над декабристами Пушкин переживает сильное потрясение и долгое время не пишет. Находясь в ссылке в Михайловском, преследуемый мыслью «о друзьях, братьях, товарищах», он обдумывает свою новую роль в обществе и свои возможности влияния на ход русской истории через Николая I. Поэт осознаёт, что обладает огромной властью над современниками. Образ библейского пророка, поучающего и спасающего свой народ, служит для А. С. Пушкина примером.
Проблему взаимоотношения пророка со всеми людьми, а не только с «мирской властью» решает и М. Ю. Лермонтов в своём стихотворении «Пророк»,
являющемся откликом на пушкинское (написано спустя 15 лет, в 1841 г.). Лермонтов начинает с того, чем закончил А. С. Пушкин:
С тех пор как Вечный Судия
Мне дал всеведенье пророка...
Лермонтовский пророк уже не посредник между Богом и людьми. Его пророк — гонимый людьми гений. Своим стихотворением Лермонтов продолжает пушкинскую тему поэта-пророка, но трагически осмысляет тему: поэт, обладающий всеведением пророка, подвергается гонениям со стороны общества за проповедь любви и истины.
Таким образом, сопоставив два стихотворения, мы видим их безусловную связь и общие черты: метафоричность, обращение к библейскому образу. Однако по стилю пушкинское стихотворение более философское, в нём больше церковнославянизмов, оно ближе к традициям классицизма, хотя ни в коей мере не сводится к ним. М. Ю. Лермонтов же раскрывает тему пророка как тему трагического непонимания людьми свободной творческой личности, намеренно отказываясь от архаизмов и используя глубоко проникновенные печальные разговорные интонации, свойственные романтикам.
ж) «Под сенью дружных муз...»: сопоставительная работа (в парах)
• Сравните иллюстрации М. А. Врубеля (размещены на доске) к одноимённым стихотворениям А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова. Как в них отображены особенности каждого из литературных произведений?
Учитель. Впервые к стихотворению А. С. Пушкина «Пророк» М. А. Врубель обратился в 1896 г. в поисках сюжета для декоративных панно Нижегородской ярмарки. Этот замысел тогда не был осуществлён, сохранился лишь эскиз панно. В картине «Пророк» (1898) Врубель находит композиционную формулу решения этой темы, вернее, сразу два композиционных канона, в дальнейшем неоднократно воспроизводимых художником, — это двухфигурная композиция в полный рост и её вариант с полуфигурами Пророка и Серафима.
М. А. Врубель был замечательным иллюстратором и произведений М. Ю. Лермонтова — в этом признании сходятся одинаково и исследователи творчества Врубеля и те, кто изучает лермонтовские темы в изобразительном искусстве.
Подобно Лермонтову, Врубель рано почувствовал свою избранность, призвание к великой творческой деятельности. Хотя муза живописи явилась ему не в детстве, как Лермонтову, которому поэзия была как бы крёстной матерью, Врубеля с юности не покидало чувство того, что он призван совершить или сказать нечто новое, необыкновенное, прекрасное, и он готовил себя к этой миссии. В 1891 г., к юбилею со дня трагической смерти Михаила Лермонтова, было издано уникальное полное собрание сочинений поэта, к оформлению и работе над которым были привлечены многие известные художники того времени. Среди прочих мастеров оказался и Михаил Врубель.
V. Подведение итогов урока
Обобщающая беседа
• Какие факты биографии, на ваш взгляд, имели определяющее значение в судьбе и творчестве Лермонтова?
• Как в лирике Лермонтова раскрывается тема поэта-пророка?
VI. Домашнее задание
1. Творческое задание. Написать сочинение-рассуждение (миниатюру) «Образ поэта в лирике М. Ю. Лермонтова».
2. Ознакомиться со стихотворениями М. Ю. Лермонтова, раскрывающими тему любви к Родине.
3. Индивидуальные опережающие задания (3 учащихся). Подготовить выразительное чтение стихотворений М. Ю. Лермонтова «Дума», «Предсказание», «Родина».