Литература 9 класс - Планы-конспекты для 105 уроков - Галина Фефилова 2016
Русская литература первой половины ХХ века
Михаил Юрьевич Лермонтов
Эпоха безвременья в лирике М. Ю. Лермонтова. Тема России и ее своеобразие
Цели: продолжить знакомство учащихся с личностью и поэзией М. Ю. Лермонтова; показать, как в его творчестве раскрывается тема России, её своеобразие; совершенствовать навыки аналитической работы с поэтическим текстом, исследовательские, аналитические способности; способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся.
Оборудование: портрет М. Ю. Лермонтова, тексты стихотворений, иллюстративный материал по теме урока.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают, как в творчестве М. Ю. Лермонтова раскрывается тема России, её своеобразие; участвуют в беседе, анализируют и интерпретируют поэтический текст, используя сведения по истории и теории литературы; выполняют аналитическую работу в группах.
Ход урока
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
Заслушивание нескольких творческих работ (см. домашнее задание предыдущего урока)
III. Мотивация учебной деятельности
Учитель. М. Ю. Лермонтов был поразительным человеком. Он прожил короткую жизнь, неполных 27 лет, его литературная слава была оглушительной, а характер соткан из противоречий. По словам В. Г. Белинского, «несокрушимая сила и мощь духа, бурное одушевление, тихая грусть, кроткая задумчивость, вопли гордого страдания, неукротимые порывы дерзких желаний, недуги современного общества, картины мировой жизни, укоры совести, умилительное раскаяние, упоения любви, трепет разлуки, презрение к прозе жизни, безумная жажда восторгов, полнота упивающегося роскошью бытия духа, пламенная вера, мука душевной пустоты, яд отрицания, холод сомнения, падший дух неба, гордый демон и невинный младенец, буйная вакханка и чистая дева — всё, всё в поэзии Лермонтова: и небо и земля, и рай и ад».
Дитя «эпохи безвременья», представитель «потерянного поколения», Михаил Лермонтов — поэт тоски и отчаяния. Живущий в период николаевской реакции, во время запретов, казней, ссылок, время крушения надежд и разочарований, он отвергал окружающий его мир. Этот мир «рабов и господ» был глубоко отвратителен Лермонтову, а потому поэт был обречён на одиночество. С самых ранних лет — неотступное чувство собственного избранничества, какого-то исключительного долга, довлеющего над судьбой и душой, феноменально раннее развитие бушующего, раскалённого воображения и мощного холодного ума.
IV. Работа над темой урока
1. Аналитическая работа с текстом стихотворения «Дума»
а) Вступительное слово учителя
— Стихотворение «Дума» было написано М. Ю. Лермонтовым в 1838 г. в Петербурге. Период с 1837-го по 1838 г. условно можно назвать переходным между ранним и зрелым этапами творчества поэта. В эти годы обострилось политическое самосознание поэта: им созданы стихотворения, окончательно определившие его активнейшую социально-политическую позицию. Примером могут служить такие стихотворения, как «Умирающий гладиатор», «Смерть поэта», «Бородино». В творчестве Лермонтова звучат гражданско-героические и обличительно-сатирические мотивы, «облитые горечью и болью». Поэт обращается к гражданской и философской, эмоционально-возвышенной, гиперболической лексике и фразеологии, находясь «под бременем познанья» и испытывая неверие осмеянных страстей».
б) Выразительное чтение стихотворения «Дума» наизусть заранее подготовленным учащимся
в) Беседа
• Какие мысли и чувства вызвало у вас стихотворение «Дума»?
• С каким периодом жизни поэта оно связано?
• Как вы думаете, почему поэт дал именно такое название этому стихотворению?
• В чём автор упрекает своё поколение? Почему при этом в первой строфе он употребляет местоимение «я», а далее «мы»?
• Отстраняется ли поэт от своего поколения? Подтвердите своё мнение стихотворными строками.
• Проанализируйте композицию стихотворения. В чём состоят её особенности?
• Какие разноречивые чувства вызывает у вас это стихотворение?
• Как бы вы определили жанр стихотворения (элегия, сатира, реквием)?
• Какой характер придаёт стихотворению его длинный стих (5-6-стопный ямб)? Сопоставьте ритм текста со стихотворением А. С. Пушкина «Памятник».
• Как соотнесены в тексте ключевые образы «отцов» и «детей»? Какой приговор выносит автор тем и другим? Как эти роли меняются в последнем четверостишии?
• Какой смысл придаёт стихотворению кольцевая композиция? Как в финале доказываются положения «пролога»?
• В чём богатство изобразительно-выразительных средств, использованных автором?
• Почему в финале поэт называет своё поколение толпой?
г) Выполнение интерактивного упражнения «Займи позицию!» (работа в парах с раздаточным материалом)
Учитель. Вокруг жанра «Думы» разгорелись жаркие споры: литературные критики давали «Думе» разные оценки. К какой точке зрения присоединитесь вы? Аргументируйте своё мнение.
Эти стихи писаны кровью; они вышли из глубины оскорблённого духа: это вопль, это стон человека, для которого отсутствие внутренней жизни есть зло, в тысячу раз ужаснейшее физической смерти! (В. Г. Белинский)
«Дума» — своеобразная социальная элегия, характерно лермонтовская жанровая форма, так непохожая на элегии сентиментально-романтической литературы в стиле Жуковского (У. Р. Фохт).
д) «Под сенью дружных муз...»: практическая работа с репродукциями картин (размещены на доске)
• Представьте, что вам поручили подобрать репродукции картин, посвящённых Лермонтову, в томик стихотворений на страницу, где помещена «Дума». Какая репродукция, по-вашему, больше подошла бы к идейному содержанию стихотворения и почему?
(1) А. С. Пруцких. Автолитография. М. Ю. Лермонтов; 2) Н. П. Ульянов. Эскизы и наброски к портрету М. Ю. Лермонтова.)
ж) Обобщение учителя
— «Дума» — одно из наиболее значительных стихотворений в гражданской лирике М. Ю. Лермонтова. В нём поэт подытожил мысли, волновавшие его с юности, — о судьбе поколения, которое утратило героические черты, политическую активность, высокие нравственные идеалы. В самой постановке этих вопросов, как и во всей картине идейного состояния общества, нарисованной Лермонтовым, отразились характерные черты эпохи николаевской реакции конца 30-х гг. В. Г. Белинский в своей рецензии на стихотворения Лермонтова высоко оценил художественные достоинства и идейное содержание «Думы».
2. Аналитическая работа с текстом стихотворения «Предсказание»
а) Вступительное слово учителя
— 1830 г. для Лермонтова — это время окончания Благородного пансиона и начало учёбы на нравственно-политическом отделении Московского университета. Лето 1830 г. — не только время «холерных бунтов», охвативших южные губернии России, но и период революции во Франции, начавшейся 14 июля старого стиля.
Стихотворение «Предсказание» написано шестнадцатилетним поэтом, юношей-максималистом. Уже тогда юный поэт готовил себя для будущего, полного трагедий и злого рока.
В рукописи стихотворения рукой Лермонтова было написано: «Это мечта». Если лермонтоведы советского времени трактовали эту приписку как надежду поэта на свержение самодержавия и крестьянскую революцию, то сегодня этой приписке придают значение «мечта», «видение», «фантазия».
Это не было предвидение, это были фантазии и мечты поэта, но они, по стечению обстоятельств, сбылись.
б) Выразительное чтение стихотворения наизусть заранее подготовленным учащимся
в) Беседа
• Какое настроение вызывает это стихотворение? Какие слова и выражения создают мрачный колорит текста?
• На какие смысловые части можно разделить стихотворение?
• В каких картинах рисуется состояние России?
• Какие слова и выражения говорят об авторском отношении к изображённым картинам?
• Каким автор рисует «мощного человека»? Что может измениться с его приходом? Станет ли он спасителем России?
• Обратите внимание на синтаксическую структуру стихотворения. Какой смысл в том, что весь текст — это одна сложная синтаксическая конструкция?
• Можно ли утверждать, что в стихотворении использован приём градации? Как это помогает в понимании смысла стихотворения?
• Какова цветовая гамма стихотворения? Как помогают понять его смысл цветовые образы?
• Как на протяжении текста меняются поэтические интонации?
• Охарактеризуйте образ лирического «я» в этом стихотворении. Как в нём проявились черты поэтики романтизма, характерные для раннего Лермонтова?
• Можно ли считать автора стихотворения провидцем, поэтом-пророком? Докажите свою точку зрения.
3. Аналитическая работа с текстом стихотворения «Родина»
а) Вступительное слово учителя
— Чувство родины, горячая любовь к ней пронизывает всю лермонтовскую лирику. И свойственные поэту мысли о величии России нашли своеобразное лирическое выражение в стихотворении «Родина». Данное стихотворение было написано в 1841 г., незадолго до смерти М. Ю. Лермонтова. В стихотворениях, принадлежащих раннему периоду творчества М. Ю. Лермонтова, патриотическое чувство не достигает той аналитической ясности, той осознанности, которая проявляется в стихотворении «Родина». «Родина» — одно из значительнейших произведений русской лирики XIX в.
В стихотворении Лермонтова «Родина» Н. А. Добролюбов находил полное выражение истинного патриотизма. Он писал: «Лермонтов... обладал, конечно, громадным талантом и, умевши рано постичь недостатки современного общества, умел понять и то, что спасение от этого ложного пути находится только в народе. Доказательством служит его удивительное стихотворение «Родина», в котором он понимает любовь к отечеству истинно, свято и разумно...»
В рукописи стихотворение озаглавлено «Отчизна». 13 марта 1841 года В. Г. Белинский писал В. П. Боткину: «Лермонтов ещё в Питере. Если будет напечатана его “Родина” — то, аллах керим, — что за вещь — пушкинская, то есть одна из лучших пушкинских». Принято считать, что известный рисунок Лермонтова, названный «Чета белеющих берёз», представляет собой автоиллюстрацию к стихотворению «Родина».
б) Выразительное чтение стихотворения наизусть заранее подготовленным учащимся
в) «Практикум начинающего литературоведа»: аналитическая работа (в группах; раздаточный материал)
1-я группа. Анализ первой части
Почему в первой части поэт называет свою любовь к Родине странной? Почему он любит свою Родину более сердцем, чем рассудком? Какой смысл выявляется при сопоставлении строк, объединённых анафорой? Какое настроение подчёркивается длинной строкой стихотворения? При помощи каких художественных средств создаются интонации задумчивости, неторопливого размышления?
2-я группа. Анализ второй части
Меняется ли настроение по ходу текста второй части? Какой образ Родины создают изображённые автором картины? Что подчёркивает в тексте анафора? Какие изменения происходят в поэтическом пространстве текста второй части?
3-я группа. Анализ третьей части
Какова цветовая гамма третьей части? Помогает ли она понять смысл текста глубже?
Как меняется поэтическое пространство текста в третьей части? Каким чувством проникнуто последнее четверостишие? Почему простые, неизящные картины деревенского праздника отрадны для поэта? Какой мир является для поэта идеальным? Аргументируйте своё мнение. Какие чувства связаны у него с образом Родины?
Презентация результатов работы.
V. Подведение итогов урока
Обобщающее слово учителя
— Итак, свой образ Родины М. Ю. Лермонтов создаёт так, что появляется непримиримый конфликт между гражданским сознанием, возможным в новую эпоху лишь «в редакции» шефа жандармов, и истинной любовью человека к своей Отчизне. Открытое Лермонтовым иррациональное чувство родины, его принципиальный отказ логически обосновать и объяснить, за что любит человек свою Отчизну, положили начало одной из основных традиций русской литературы, в рамках которой патриотизм воспринимался как чувство, противоположное рассудку и глубоко личное.
VI. Домашнее задание
1. Творческое задание. Написать сочинение-рассуждение (миниатюру) «Люблю отчизну я, но странною любовью...».
2. Опережающие задания. Прочитать роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
3. Индивидуальное опережающее задание (2 — 4 учащихся). Подготовить сообщения об истории создания, композиции романа «Герой нашего времени».