Литература 9 класс - Планы-конспекты для 105 уроков - Галина Фефилова 2016

Русская литература первой половины ХХ века
Михаил Юрьевич Лермонтов
М. Ю. Лермонтов. Герой нашего времени первый психологический роман в русской литературе. Смысл названия романа

    Цели: ознакомить учащихся с историей создания романа «Герой нашего времени», композицией, своеобразием жанра; формировать умения строить ответ на вопрос о художественном произведении с опорой на теоретико-литературные знания; совершенствовать навыки аналитической работы с прозаическим текстом, аналитические способности; способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся; воспитывать культуру читательского восприятия.

    Оборудование: учебник, раздаточный материал, таблица, текст романа «Герой нашего времени».

Тип урока: урок — анализ художественного произведения.

Прогнозируемые результаты: учащиеся знают теоретико-литературное определение, жанровые особенности психологического романа, об идейно-художественном своеобразии романа; участвуют в аналитической беседе.

Вот книга, которой суждено никогда не стареться, потому что, при самом рождении её, она была вспрыснута живою водою поэзии! Эта старая книга всегда будет нова...

В. Г. Белинский

Ход урока

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Заслушивание нескольких творческих работ (см. домашнее задание предыдущего урока)

III. Мотивация учебной деятельности

Учитель. Незадолго до отъезда Лермонтова на Кавказ во вторую ссылку, в середине апреля 1840 г., в Петербурге вышло первое отдельное издание романа «Герой нашего времени». «Вышли повести Лермонтова, — писал в эти дни В. Г. Белинский. — Дьявольский талант! Молодо-зелено, но художественный элемент так и пробивается сквозь пену молодой поэзии, сквозь ограниченность субъективно-салонного взгляда на жизнь». (Обращение к эпиграфу урока.) Хорошо зная и глубоко понимая историческую сущность окружающей его действительности, двадцатипятилетний Лермонтов создал образ героя своего времени, в котором обобщил большой жизненный материал.

IV. Работа над темой урока

1. Заслушивание сообщений учащихся об истории создания, замысле, композиции, смысле названия романа «Герой нашего времени»

(Учащиеся составляют тезисные записи.)

а) История создания

— Творческая история «Героя нашего времени» почти не документирована. Ход работы над романом устанавливается на основе анализа текста, а также по мемуарным свидетельствам людей, близко знавших Лермонтова. Вероятно, ранее других повестей-глав, вошедших в состав романа, была написана «Тамань» — осенью 1837 г. После «Тамани» создан «Фаталист», а замысел романа как «длинной цепи повестей» сложился в 1838 г. Лермонтов пришёл к мысли

объединить свои произведения, связав их той концепцией современного поколения, которая представлена в стихотворении «Дума».

Роман в первой редакции открывала повесть «Бэла», за ней следовали «Максим Максимыч» и «Княжна Мери». «Бэла» и «Максим Максимыч» имели подзаголовок «Из записок офицера» и составляли «объективную» часть романа (Печорин — объект рассказа повествователя и Максима Максимыча). Второй, основной частью первой редакции была повесть «Княжна Мери» — записки героя, его «исповедь».

В августе — сентябре 1839 г. создана вторая, промежуточная редакция романа. Лермонтов переписал все повести-главы с черновиков в особую тетрадь, за исключением «Бэлы», которая была к этому времени уже опубликована. В эту редакцию вошла и повесть «Фаталист». Последовательность повестей стала такой: «Бэла», «Максим Максимыч» (обе повести — записки офицера-повествователя), «Фаталист», «Княжна Мери» (эти повести составили записки Печорина). Роман получил название — «Один из героев начала века».

К концу 1839 г. Лермонтов создал третью, окончательную редакцию романа: включил в него повесть «Тамань» и определил композицию всего произведения. Расположение повестей-глав приняло привычный для нас вид: «Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань», «Княжна Мери» и «Фаталист». «Тамань» открывает записки Печорина, а повесть «Фаталист» их завершает, что в большей мере соответствует её итоговому философскому смыслу. Появилось название записок героя — «Журнал Печорина». Кроме того, писатель вычеркнул концовку повести «Максим Максимыч», готовившую переход к «Журналу», и написал предисловие к нему. Было найдено окончательное название — «Герой нашего времени». Роман опубликован в 1840 г., а в начале 1841 г., готовя второе издание, Лермонтов написал к нему предисловие, ставшее своеобразным объяснением с читателями и критиками.

б) Замысел и композиция романа

— История создания «Героя нашего времени» показывает, что замысел главного произведения поставил перед Лермонтовым ряд сложных художественных проблем, прежде всего проблему жанра. Многие писатели 1830-х гг. стремились создать роман о современности, но задачу эту так и не решили. Однако опыт писателей-современников подсказал Лермонтову, что самый перспективный путь к роману — циклизация произведений малых жанров: повестей, рассказов, очерков. Все эти жанры, а также отдельные сцены и зарисовки, объединяясь в цикл, подчинялись новому творческому заданию — возникал роман, крупная эпическая форма. Границы между собранием повестей, рассказов, очерков и романом в 1830-е гг. не всегда ощущались достаточно чётко. Например, редакция журнала «Отечественные записки», в котором печатались повести — главы будущего произведения, представила роман Лермонтова как «собрание повестей». Автор анонса полагал, что писатель, ранее опубликовавший «Бэлу», «Фаталиста» и «Тамань», не рассматривает новые повести как части единого целого — романа.

Действительно, каждая из повестей в составе «Героя нашего времени» может быть прочитана как вполне самостоятельное произведение (подтверждение этому — их инсценировки и экранизации), ведь все они имеют законченный сюжет, самостоятельную систему персонажей. Единственное, что объединяет повести, создавая не сюжетный, а смысловой центр романа, — центральный персонаж, Печорин.

Каждая повесть связана с определённой жанровой и стилевой традицией. В «Бэле», «Тамани», «Княжне Мери» и «Фаталисте» Лермонтов сознательно варьирует темы, заданные литературной традицией, по-своему интерпретирует уже известные сюжетные и жанровые модели.

в) Смысл названия романа

— В образе главного героя Лермонтов очень ярко показывает, каков он — герой их времени и чем отличается он от героев предыдущих эпох, Чацкого и Онегина. Это талантливый молодой человек, который по вине жестокого режима и непонимающего его общества не может в полной мере реализовать свои способности. У него нет выбора, он вынужден подчиняться приказам. Таким образом, Лермонтов делает вывод: герой «нашего времени» — это представитель потерянного поколения, которого томит неинтересная жизнь, который не может оказаться нужным в этом мире.

«Наше время» — эпоха, в которой культурные люди были обречены на жизнь беспощадную, поскольку историческая действительность не могла дать удовлетворение их порывам к общественно полезной деятельности. Тяжёлая атмосфера, доносы, ссылки, слежка сделали для передовых людей невозможным выражение собственных политических взглядов. И для человека мыслящего, стремящегося к познанию мира, это время было крайне тяжёлым. В литературе это привело к появлению нового героя. Употребив это слово, автор не подразумевает его прямой, героический смысл. Наоборот, он подчёркивает, что время героических людей прошло. Человек стремится замкнуться в себе, погружается в самоанализ. Этим и занимается главный герой романа Печорин. Судьба главного героя была отражением судеб его поколения. Итак, в романе Лермонтова показана трагедия пробудившегося сознания главного героя. Но, поскольку судьба Печорина была отражением судеб многих умных, одарённых и ярких людей, можно говорить о трагедии пробудившегося сознания целого поколения.

2. Словарная работа (запись на доске и в тетрадях)

Психологический роман — разновидность романа, в котором автор ставит целью изображение и исследование «внутреннего мира человека» и «тончайших движений его души». В своей классической форме выступил в XIX в. преимущественно в русской и французской литературе.

Психологизм — это достаточно полное, подробное и глубокое изображение чувств, мыслей и переживаний литературного персонажа с помощью специфических средств художественной литературы.

3. Беседа: первичное читательское восприятие романа учащимися

    • Чем привлекли ваше внимание первые страницы романа? Можно ли их назвать своеобразным предисловием?

    • Как в «Предисловии» к роману охарактеризована читающая публика?

    • Прочитайте и прокомментируйте высказывание о Герое Нашего Времени.

    • Как вы думаете, что имеет в виду автор, утверждая: «Довольно людей кормили сластями; у них от этого испортился желудок: нужны горькие лекарства, едкие истины»?

    • Как мы встречаемся с главным героем?

4. Консультация-объяснение учителя «О жанре романа»

— «Герой нашего времени» — роман. Мы уже встречались с этим видом эпического произведения — «Евгений Онегин» А. С. Пушкина. Чем же отличается этот жанр, каковы его особенности?

Роман всегда ставит сложную жизненную проблему, которая требует широкого показа действительности в её движении и развитии. Другими словами, в романе говорится о событиях, охватывающих большой отрезок времени; перед читателем проходит много действующих лиц, так или иначе причастных к описываемым событиям; судьбы и интересы героев сталкиваются и переплетаются; даётся подробная картина социальной и бытовой среды, которая объясняет формирование характера и мировоззрения персонажей.

    5. Коллективная работа над составлением опорной схемы-таблицы «Система рассказчиков в романе» (запись на доске и в тетрадях)

Система рассказчиков в романе

Максим Максимыч (рассказывает о Печорине в повести «Бэла»)

Путешествующий офицер (автор романа)

Печорин

Краткая характеристика рассказчика

Этот человеческий тип характерен для России первой половины XIX в.: это человек чести, воинского долга, дисциплины. Он простодушен, добр, искренен

Образованный офицер, который уже кое-что знает о столь странном человеке, как Печорин. Свои наблюдения и выводы строит с учётом того, что ему известно о странностях и противоречиях характера героя. Духовно и интеллектуально офицер и Печорин гораздо ближе, поэтому некоторые вещи, непонятные Максиму Максимычу, он может объяснить

Человек, размышляющий о смысле жизни, о собственном предназначении, пытающийся понять противоречивость своего характера, Печорин сам себя судит и казнит

Каким представлен герой

Из рассказа Максима Максимыча Печорин предстаёт перед читателем как таинственный, загадочный человек, которого нельзя понять и поступки которого нельзя объяснить: «Ведь есть, право, эдакие люди, у которых на роду написано, что с ними должны случаться разные необыкновенные вещи»

Впервые на страницах романа дан психологический портрет героя. Печорину придаются живые черты, автор пытается дать объяснение некоторым поступкам Печорина. Загадочность и отвлечённость образа уступают место конкретности и реалистичности.

«...Все эти замечания пришли мне на ум, может быть, только потому, что я знал некоторые подробности его жизни, и, может быть, на другого вид его произвёл бы совершенно различное впечатление.»

Трагическая исповедь героя.

«История души человеческой. полезнее истории целого народа, особенно когда она — следствие наблюдения ума зрелого над самим собой и когда она написана без тщеславного желания возбудить участие или удивление»

Такое распределение ролей между рассказчиками неслучайно: всё начинается с внешнего, осуждающего и не очень проницательного взгляда Максима Максимыча, затем максимально объективная оценка странствующего офицера. И, наконец, последнее слово за самим Печориным — его искренняя и трагическая исповедь

Учитель. Автор ставит перед собой задачу раскрыть «историю души человеческой», о чём и пишет в предисловии к «Журналу Печорина». Его внимание обращено на раскрытие сложного и противоречивого характера главного героя. Смена рассказчиков в романе позволяет читателю увидеть героя как бы с трёх точек зрения.

    6. «Умники и умницы»: постановка и решение проблемных вопросов (работа в парах)

    • Давая оценку роману «Герой нашего времени», В. Г. Белинский сопоставлял его с романом «Евгений Онегин» А. С. Пушкина. Как вы считаете, с какой целью?

    • С какой целью в романе «Герой нашего времени» нарушен хронологический принцип развития сюжета?

    • Чем близки стихотворение М. Ю. Лермонтова «Дума» и роман «Герой нашего времени»?

V. Подведение итогов урока

Обобщающее слово учителя

— Итак, М. Ю. Лермонтов «сделал заявку» на произведение, по жанру родственное «Евгению Онегину». А. С. Пушкин в «Посвящении» назвал свой роман «собраньем пёстрых глав». Лермонтов предполагал вести повествование так же, как и Пушкин, не следуя чёткой хронологии событий, а выбирая значимые эпизоды, насыщенные психологическими размышлениями.

«Герой нашего времени» вводит в русскую литературу особый тип романа, сочетающего в себе черты традиционных романных жанров (нравоописательного, авантюрного, личного) и черты «малых жанров», широко распространённых в те годы: путевого очерка, рассказа на бивуаке, светской повести, кавказской новеллы.

VI. Домашнее задание

    1. Знать содержание глав «Бэла», «Максим Максимыч».

    2. Подготовить цитатный материал к характеристике образов Печорина и Максима Максимыча из глав «Бэла», «Максим Максимыч».