Литература 9 класс - Планы-конспекты для 105 уроков - Галина Фефилова 2016
Русская литература первой половины ХХ века
Михаил Юрьевич Лермонтов
М. Ю. Лермонтов Герой нашего времени. Загадки образа Печорина в главах Бэла и Максим Максимыч
Цели: продолжить с учащимися работу по раскрытию идейно-художественного содержания романа «Герой нашего времени»; совершенствовать навыки аналитической работы с прозаическим текстом, исследовательские, аналитические способности, навыки устного словесного рисования; развивать интеллектуально-образное и эмоциональное восприятие художественного произведения; способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся; воспитывать культуру читательского восприятия.
Оборудование: раздаточный иллюстративный материал, таблицы, текст романа «Герой нашего времени».
Тип урока: урок — анализ художественного произведения.
Прогнозируемые результаты: учащиеся раскрывают идейно-художественное содержание романа «Герой нашего времени»; характеристизуют образы Печорина и Максима Максимыча на примере глав «Бэла», «Максим Максимыч»; участвуют в аналитической беседе.
Ход урока
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
1. Заслушивание нескольких творческих работ (см. домашнее задание предыдущего урока)
2. Беседа «Вспоминая прочитанное...»
• Как Лермонтов объясняет выражение «Герой Нашего Времени»? В чём отличие героя лермонтовской эпохи от героя эпохи Пушкина? Как соотносится идея романа со стихотворением «Дума»?
• Каковы жанровые особенности романа? Какие точки зрения существуют на этот счёт в литературоведении? В чём своеобразие композиции? Как построение соотносится с авторским замыслом?
III. Мотивация учебной деятельности
Учитель. Если расположить повести в «Герое нашего времени» в том порядке, в котором события происходили в жизни Печорина, то книга выглядела бы следующим образом:
1) Следуя на Кавказ к месту назначения, Печорин остановился в Тамани («Тамань»).
2) После участия в военной экспедиции Печорин едет на воды, живёт в Пятигорске и Кисловодске, убивает на дуэли Грушницкого («Княжна Мери»).
3) За участие в дуэли Печорина отправляют на «линию», в крепость на левом фланге, под начальство Максима Максимыча («Бэла»).
4) Из крепости Печорин отлучается на две недели в казачью станицу, где держит пари с Вуличем («Фаталист»).
5) Через пять лет вышедший в отставку Печорин по дороге в Персию встречается во Владикавказе с Максимом Максимычем («Максим Максимыч»).
6) На обратном пути из Персии Печорин умирает («Предисловие» к «Журналу Печорина»).
От хронологической последовательности автор отказался. Почему же М. Ю. Лермонтов нарушил хронологию событий? В чём ещё заключались
особенности композиции романа? Как раскрывается образ Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч»? Давайте поразмышляем над этими вопросами в ходе анализа романа.
IV. Работа над темой урока
1. Аналитическая работа с ключевыми эпизодами главы «Бэла»
а) Вступительное слово учителя
— Композиционная сложность романа неразрывно связана с психологической сложностью образа главного героя. Неоднозначность характера Печорина, противоречивость этого образа проявлялись не только в исследовании самого его духовного мира, но и при соотнесении героя с остальными персонажами. Именно поэтому Лермонтов не сразу нашёл композиционное решение романа, согласно которому читатель постепенно приближается к герою.
Композиция романа подчинена логике раскрытия образа главного героя. В первой части мы видим Печорина глазами Максима Максимыча. Этот человек искренне привязан к Печорину, но духовно глубоко ему чужд. Их разделяют не только разница социального положения и возраст. Они — люди принципиально различных типов сознания и дети разных эпох. Для штабс-капитана, старого кавказца, его молодой приятель — явление чужеродное, странное и необъяснимое. Поэтому в рассказе Максима Максимыча Печорин предстаёт как человек загадочный, таинственный.
Максим Максимыч не случайно выбран первым рассказчиком. Его образ — один из важнейших в романе, ибо этот человеческий тип очень характерен для России первой половины минувшего века.
б) Аналитическая беседа
• Сколько рассказчиков в повести? Каков художественный смысл смены рассказчиков?
• Как в первом портрете Печорина, данном Максимом Максимычем, угадывается противоречивость характера главного героя?
• Почему история Бэлы, происшедшая в прошлом, всё время прерывается оценочными репликами Максима Максимыча и автора в настоящем?
• Почему в истории с Бэлой Печорин не считал себя виноватым?
• Как проявляется противоречивость характера Печорина после смерти Бэлы? Какие художественные детали подчёркивают это?
в) «Практикум начинающего литературоведа» (работа в парах)
• Проанализируйте диалог Максима Максимыча с Бэлой со слов «А где Печорин?» до слов «упала на постель и закрыла лицо руками». Какими художественными средствами пользуется автор для раскрытия психологического состояния героев? Как в подтексте диалога косвенно характеризуется Печорин?
• Выразительно прочитайте монолог Печорина («Послушайте, Максим Максимыч, — отвечал он, — у меня несчастный характер...»). С каким стихотворением Лермонтова он созвучен?
г) Продолжение аналитической беседы
• С какой целью в эту главу введены описания кавказской природы?
• Какое впечатление произвела на вас первая история из жизни Печорина?
• Как проявляется в этой главе характер Максима Максимыча? Проследите детали его психологического портрета.
д) Коллективная работа над составлением опорной схемы-таблицы «Взаимоотношения Печорина и Бэлы» (запись на доске и в тетрадях)
Учитель. Печорин приносит несчастье и страдания Максиму Максимовичу, Бэле. Он ими не понят:
• пытается искренне любить, уважать, дружить, но не находит в своей душе сил для долгого, постоянного чувства;
• любовь сменяется разочарованием и охлаждением, дружеское расположение — раздражением и усталостью от постоянной опеки.
Взаимоотношения Печорина и Бэлы
Бэла |
Печорин |
«И точно, она была хороша: высокая, тоненькая, глаза чёрные, как у горной серны». Бэла страдает от противоречия, которое живёт в ней с того самого момента, когда она оказывается пленницей Печорина. С одной стороны, Печорин ей нравится («он часто ей грезился во сне. и ни один мужчина никогда не производил на неё такого впечатления»), а с другой — она не может его полюбить, поскольку он иноверец |
Что толкает Печорина на похищение Бэлы? Эгоизм или желание испытать чувство любви, которое им уже забыто? Печорин «наряжал её, как куколку, холил, лелеял». Бэле было приятно такое внимание, она похорошела, чувствовала себя счастливой |
Четыре месяца продолжались нежные отношения между героями, а затем отношение Печорина к Бэле меняется. Он стал уходить надолго из дома, задумывался, грустил. «Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни, невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой». Печорина привлекает цельность, сила и естественность чувств горной «дикарки», черкешенки. Любовь к Бэле — это не каприз и не прихоть со стороны Печорина, а попытка вернуться в мир искренних чувств |
|
Попытка приблизиться к человеку другой веры, другого образа жизни, узнать Бэлу поближе, найти некое гармоничное равновесие в отношениях с ней заканчивается трагически. Печорин — человек, который живёт «из любопытства», он говорит: «Целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку» |
ж) «Под сенью дружных муз...»: сообщение учителя с опорой на иллюстрации к главе «Бэла»
— Художник Валентин Александрович Серов создал в своей иллюстрации запоминающийся образ Бэлы. Слова из повести: «...сидит в углу, закутавшись в покрывало, не говорит и не смотрит: пуглива, как дикая серна» — обрели в рисунке художника убедительность и завершённость. Выразителен взгляд Бэлы, заставляющий вспомнить слова Максима Максимыча: «Что за глаза! Они так и сверкали, будто два угля».
Иллюстрация Владимира Георгиевича Бехтеева воплощает один из самых драматических моментов повести — похищение Бэлы Казбичем. Рисунку созвучны слова: «Он что-то закричал нам по-своему и занёс над нею кинжал». На переднем плане рисунка отчаянно сопротивляющаяся Бэла и «маленький, сухой, широкоплечий» Казбич в черкесской мохнатой шапке и бешмете. На втором плане видна раненая лошадь Казбича. Хотя художник и не показал догоняющих Казбича Печорина и Максима Максимыча, их приближение чувствуется благодаря динамичной композиции рисунка.
• Рассмотрите иллюстрацию В. Г. Бехтеева. Удалось ли художнику передать трагизм ситуации?
2. Аналитическая работа с ключевыми эпизодами главы «Максим Максимыч»
а) Вступительное слово учителя
— Одним из интереснейших героев романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» является Максим Максимыч. Это чуткая натура, надолго сохраняющая свои привязанности. Как и другие герои, он позволяет нам глубже понять образ главного героя романа — Печорина.
б) Аналитическая беседа
• Найдите в тексте детали, характеризующие психологическое состояние Максима Максимыча, ожидающего Печорина.
• Прочитайте описание внешности Печорина. Докажите, что это психологический портрет.
• Почему второй портрет Печорина мы видим глазами автора?
• Прочитайте эпизод встречи Печорина с Максимом Максимычем со слов «Я обернулся к площади и увидел Максима Максимыча, бегущего что было мочи» до слов «глаза его поминутно наполнялись слезами». Какими средствами рисует автор психологическое состояние Печорина и Максима Максимыча? Прокомментируйте подтекст их диалога.
• Почему Печорин не стремился увидеться с Максимом Максимычем? Какова авторская оценка их поведения?
• Какое впечатление производит Печорин на читателя? Какие черты его характера кажутся вам отрицательными? Какие детали текста 1 — 2-й глав подчёркивают его положительные качества?
в) Коллективная работа над составлением опорной схемы-таблицы «Почему не находят взаимопонимания добрый штабс-капитан и Печорин?» (запись на доске и в тетрадях)
Почему не находят взаимопонимания добрый штабс-капитан и Печорин
Различия между героями |
|
Печорин |
Максим Максимыч |
Пытается во всём дойти до самой сути, разобраться в сложностях человеческой натуры и, прежде всего, своего характера |
Лишён понимания общего смысла вещей, добр и простодушен |
Всегда старается преодолевать обстоятельства |
Покорён обстоятельствам |
Комментарий учителя. Встреча Максима Максимыча с Печориным принесла штабс-капитану разочарование, она заставила бедного старика страдать и усомниться в возможности искренних, дружеских отношений между людьми. Объяснение такому поведению Печорина мы находим в его же словах: «Послушайте, Максим Максимыч... у меня несчастный характер: воспитание ли меня сделало таким, Бог ли меня создал, не знаю; знаю только то, что если я причиною несчастия других, то и сам не менее несчастлив. Разумеется, это им плохое утешение — только дело в том, что это так».
г) «Под сенью дружных муз...»: сообщение учителя с опорой на иллюстрации к главе «Бэла»
Учитель. На рисунке Николая Никаноровича Дубовского Максим Максимыч изображён в тот момент, когда коляска Печорина, холодно распрощавшегося со своим бывшим приятелем, была уже далеко. Очертанием горестно сгорбленной фигуры Максима Максимыча художнику удалось передать чувство недоумения и детской досады, охватившее доброго штабс-капитана после отъезда Печорина.
• Как передано состояние Максима Максимыча в иллюстрации Н. Н. Дубовского? Какими словами из романа вы бы её подписали?
V. Подведение итогов урока
Обобщающее слово учителя
— Таким образом, вложив рассказ об истории Печорина в уста «старого кавказца» Максима Максимыча, Лермонтов оттенил трагическую опустошённость души Печорина и вместе с тем противопоставил ему цельный характер русского человека, способного на понимание и сочувствие окружающим. Однако это не свидетельствует о чётком противопоставлении этих персонажей как негативного и позитивного. В Максиме Максимыче отображён русский характер с присущей ему покорностью судьбе. Штабс-капитан покорно тянет лямку военной службы на Кавказе и не задумывается о цели своего существования. В противовес ему Печорин охвачен духом протеста, что выражается в его презрении и ненависти к человечеству в целом. И чем больше читатель знакомится с Печориным, тем больше проникается к нему уважением и даже симпатией.
VI. Домашнее задание
1. Творческое задание. Написать сочинение-рассуждение (миниатюру) «Что привлекает нас в главном герое и что вызывает в нём осуждение?» (по главе «Бэла»).
2. Подготовить цитатный материал к характеристике образа Печорина из главы «Тамань».