Литература 9 класс - Планы-конспекты для 105 уроков - Галина Фефилова 2016
Русская литература первой половины ХХ века
Михаил Юрьевич Лермонтов
М. Ю. Лермонтов Герой нашего времени. Журнал Печорина как средство самораскрытия характера героя. Глава Тамань
Цели: продолжить с учащимися работу по раскрытию идейно-художественного содержания романа «Герой нашего времени»; совершенствовать навыки аналитической работы с прозаическим текстом, исследовательские, аналитические способности, навыки устного словесного рисования; развивать интеллектуально-образное и эмоциональное восприятие художественного произведения; способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся; воспитывать культуру читательского восприятия.
Оборудование: раздаточный материал, таблица, текст романа «Герой нашего времени».
Тип урока: урок — анализ художественного произведения.
Прогнозируемые результаты: учащиеся раскрывают идейно-художественное содержание романа «Герой нашего времени»; характеризуют образ Печорина на примере главы «Тамань»; участвуют в аналитической беседе.
Ход урока
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
Заслушивание нескольких творческих работ (см. домашнее задание предыдущего урока)
III. Мотивация учебной деятельности
Учитель. Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» — первый в русской литературе роман, в центре которого представлена не биография, а именно личность человека — его душевная и умственная жизнь как процесс. Произведение не случайно представляет собой цикл повестей, объединённых образом одного героя. Хронология жизни героя нарушена, но чётко выстроена хронология повествования: читатель постепенно постигает мир главного героя романа, Григория Александровича Печорина, от первоначальной характеристики, которую даёт Максим Максимыч, через авторскую характеристику к исповеди в «Журнале Печорина». Второстепенные герои также нужны прежде всего для того, чтобы полнее раскрыть характер Печорина. Итак, главная задача М. Ю. Лермонтова в романе «Герой нашего времени» — рассказать «историю души человеческой», увидев в ней признаки эпохи. В «Предисловии» к «Журналу Печорина» автор подчеркнул, что в образе героя дан портрет не одного человека, а художественный тип, вобравший в себя черты целого поколения молодых людей начала века.
IV. Работа над темой урока
1. Вступительное слово учителя
— История разочарованной и гибнущей души Печорина изложена в исповедальных записках героя — со всей беспощадностью самоанализа; будучи одновременно и автором, и героем «журнала», Печорин бесстрашно говорит и о своих идеальных порывах, и о тёмных сторонах своей души, и о противоречиях сознания. Но этого мало для создания объёмного образа; Лермонтов вводит в повествование других рассказчиков, не «печоринского» типа — Максима Максимыча, странствующего офицера. Наконец, в дневнике Печорина приведены и другие отзывы о нем: Веры, княжны Мери, Грушницкого, доктора Вернера.
Наиболее важными в этом отношении являются повести «Бэла» и «Тамань», так как первая, с которой и начинается весь роман, даёт нам лишь общее представление о герое, поскольку повествование идёт от лица Максима Максимыча — человека необразованного и неспособного к глубокому анализу, а во второй (повесть «Тамань» — это третья повесть в романе) события излагаются уже самим героем, то есть перед читателем предстаёт его внутренний мир.
2. Аналитическая работа с ключевыми эпизодами главы «Тамань»
а) Сообщение учителя
— «Тамань — самый скверный городишко из всех приморских городов России. Я там чуть-чуть не умер с голода, да ещё вдобавок меня хотели утопить», — этими словами Лермонтов начал свою небольшую повесть. Лермонтов посетил Тамань в сентябре 1837 г., там ему пришлось задержаться на несколько дней в ожидании почтового судна, на котором он должен был отправиться в Геленджик. Наблюдения поэта и легли в основу повести «Тамань», которую В. Г. Белинский справедливо назвал жемчужиной русской прозы. «...Мы подъехали к небольшой хате на самом берегу моря. Полный месяц светил на камышовую крышу и белые стены моего нового жилища; на дворе, обведённом оградой из булыжника, стояла, избочась, другая лачужка, менее и древнее первой. Берег обрывом спускался к морю почти у самых стен её, и внизу с беспрерывным ропотом плескались тёмно-синие волны». Так описаны Лермонтовым место и дом, в котором поэт жил в Тамани. Там он встретился с казачкою, принявшей его за тайного агента, желавшего раскрыть контрабандистов. Этот эпизод послужил поэту темой для повести «Тамань».
Глава «Тамань» представляет собой самостоятельное художественное произведение и в то же время является частью романа. Она написана в форме дневника, и это не случайно. Если в начале романа автор стремится показать противоречивые поступки Печорина, то впоследствии на страницах дневника раскрываются тайные и явные мотивы поступков героя, анализируются их причины.
б) Словарная работа
Дневник — это записи личного характера, в которых человек, зная, что они не станут известны другим, может излагать не только внешние события, но и внутренние, сокрытые от всех движения своей души. Печорин был уверен, что пишет «этот журнал... для себя», поэтому столь открыт в их изложении.
в) Беседа
• Какой художественный смысл в том, что в главе «Тамань» рассказчиком выступает сам герой?
• Что удивило Печорина в героях главы «Тамань»? Прочитайте диалог слепого и девушки-ундины ночью на берегу моря со слов «Так прошло около часа» до слов «Я насилу дождался утра». Как в этом эпизоде проявляется характер Печорина? Зачем ему нужно было «достать ключ» загадки контрабандистов?
• Прочитайте портрет девушки-ундины. Какие оценки даёт ей Печорин и как это характеризует его самого?
• Проанализируйте эпизод схватки Печорина с девушкой в лодке. Оцените поведение Печорина в этой сцене.
• Почему Печорин называет контрабандистов «честными»? Почему ему грустно в конце их истории? Что это проясняет в его характере?
• Какую позицию Печорина по отношению к окружающим людям подчёркивает автор?
• Сравните Печорина на предыдущих страницах романа и в главе «Тамань». В чём вы видите различие и чем вы его объясните?
г) «Практикум начинающего литературоведа»: работа с отрывками из литературоведческих текстов (в парах; раздаточный материал)
• Чем, по-вашему, интересны высказывания В. Г. Белинского и А. П. Чехова, приведённые ниже? Можете ли вы доказать их утверждения о языке главы «Тамань»?
1) Мы не решились делать выписок из этой повести, потому что она решительно не допускает их. Это словно какое-то лирическое стихотворение, вся прелесть которого уничтожается одним выпущенным или изменённым не рукою самого поэта стихом: она вся в форме; если выписывать, то должно бы её выписать всю от слова до слова, пересказывание её содержания даст о ней такое же понятие, как рассказ, хотя бы и восторженный, о красоте женщины, которой вы сами не видели...
...Что касается до героя романа — он и тут является тем же таинственным лицом, как и в первых повестях. Вы видите человека с сильной волей, отважного, не бледнеющего ни от какой опасности, напрашивающегося на бури и тревоги, чтобы занять себя чем-нибудь и наполнить бездонную пустоту своего духа хотя бы и деятельностью без всякой цели (В. Г. Белинский).
2) Я не знаю языка лучше, чем у Лермонтова. Я бы так сделал: взял его рассказы и разбирал бы, как разбирают в школах, — по предложениям, по частям предложения. Так бы и учился писать (А. П. Чехов).
д) «Умники и умницы»: постановка и решение проблемного вопроса (работа в парах)
• Как пейзаж помогает глубже понять основные черты героя, его состояние и настроение?
Предполагаемый ответ
Подчёркивая зарисовками природы психологическое состояние действующих лиц, Лермонтов не вводит в описание эмоциональных эпитетов или восклицаний, а отбирает и своеобразно показывает определённые, совершенно реальные предметы. Так, тревожное состояние Печорина, следующего ночью за слепым, подчёркивается пейзажной зарисовкой, в которой нет никаких упоминаний о переживаниях героя, но предметы показаны в состоянии, предвещающем бурю и непогоду: луна начала одеваться тучами, туман поднимался на море, валуны грозили потопить корабль, фонарь на корме едва светился.
Наконец, пейзаж в главе «Тамань» является для автора и средством выразить отношение к происходящему и изображённому, он лиричен. Небольшие пейзажные зарисовки позволяют судить, что в природе Лермонтов видел подлинную красоту и совершенство, что вместе со своим героем он мечтал о жизни вольной и свободной, как море, возвышенной и чистой, как небо, светлой и ясной, как звёзды, сверкавшие «на тёмно-синем своде». Лиризм ощущается в подтексте, в «Тамани» он нигде не прорывается прямыми авторскими отступлениями и высказываниями, как в главах «Бэла» или «Княжна Мери», но чувствуется и в незавершённости показа судеб героев, оставляющей место для раздумий читателя, и в контрасте вольной жизни контрабандистов с жизнью едущего «по казённой надобности» офицера, и в способе обрисовки контрабандистов.
ж) «Под сенью дружных муз...»: практическая работа с иллюстрациями к главе «Тамань»
• Соотнесите иллюстрации с эпизодами главы «Тамань». Аргументируйте свой выбор, подкрепив его цитатным материалом.
3. Коллективная работа над составлением опорной схемы-таблицы «Отношение Печорина к персонажам повести» (запись на доске и в тетрадях)
Учитель. Печорин и «честные» контрабандисты: Печорин молод, неопытен, чувства его пылки и стремительны, он впечатлителен и романтичен, ищет приключений, готов рисковать.
Отношение Печорина к персонажам повести
Персонаж |
В начале повести |
В конце повести |
Слепой мальчик |
«Долго я глядел на него с невольным сожалением, как вдруг едва приметная улыбка пробежала по тонким губам его, и, не знаю отчего, она произвела на меня самое неприятное впечатление». Поведение мальчика вызывает удивление и пробуждает любопытство — как слепой мальчик всюду ходит один, и при этом ловок и осторожен |
«Слепой мальчик точно плакал, и долго, долго. Мне стало грустно». Судьба мальчика вызывает сочувствие, несмотря на то, что он обокрал Печорина |
Ундина |
«Странное существо... На лице её не было никаких признаков безумия, напротив, глаза её с бойкою проницательностью останавливались на мне, и эти глаза, казалось, были одарены какой-то магнетической властью... Она была далеко не красавица... В ней было много породы. Хотя в её косвенных взглядах я читал что-то дикое и подозрительное...» |
«Лодка закачалась, но я справился, и между нами началась отчаянная борьба; бешенство придавало мне силы, но я скоро заметил, что уступаю моему противнику в ловкости. сверхъестественным усилием повалила меня на борт...» Предчувствие Печорина оправдалось: ундина оказалась не совсем простой девушкой. Она наделена не только необычной внешностью, но и сильным, решительным, почти мужским характером в сочетании с такими качествами, как коварство и притворство |
Учитель. Поступки Печорина в повести «Тамань» можно объяснить его желанием проникнуть во все тайны мира. Как только он чувствует приближение какой-либо тайны, сразу же забывает об осторожности и стремительно несётся навстречу открытиям. Но ощущение мира как тайны, интерес к жизни сменяются равнодушием и разочарованием.
V. Подведение итогов урока
Обобщающее слово учителя
— Итак, в этой главе начинает вырисовываться внутренний облик Печорина. Здесь проявляются те качества, которые более подробно будут раскрываться в других частях дневника. Из «Тамани» мы ещё не можем составить себе представление о жизненной философии Печорина, но уже начинаем понимать, что это за характер. В этой главе проявляется потребность героя в ярких жизненных впечатлениях, нестандартных ситуациях. Печорин пустился в опасную авантюру с одной лишь целью — «достать ключ этой загадки». В связи с этим в нём проснулись многие его положительные качества: дремавшие силы, воля, собранность, отвага и решимость. Но эти качества он растрачивает совершенно бесцельно, применяя их не там, где следовало бы.
Печорин абсолютно не думает о других. Он заботится лишь о своих интересах и развлечениях. Поэтому зачастую герой коверкает или даже ломает судьбы других людей, вмешиваясь в них из любопытства. Когда тайна этих людей была раскрыта, обнажилась бесцельность решительных действий Печорина. И снова — скука, равнодушие, разочарование.
VI. Домашнее задание
1. Творческое задание. Написать сочинение-рассуждение (миниатюру) «Чем отличается Печорин в повестях “Бэла” и “Максим Максимыч” от Печорина в “Тамани”, какие качества он утратил?».
2. Знать содержание главы «Княжна Мери». Подготовить цитатный материал из этой главы к характеристике образа Печорина.