Литература 9 класс - Планы-конспекты для 105 уроков - Галина Фефилова 2016

Русская литература первой половины ХХ века
Михаил Юрьевич Лермонтов
М. Ю. Лермонтов Герой нашего времени. Журнал Печорина. Глава Княжна Мери

    Цели: продолжить с учащимися работу по раскрытию идейно-художественного содержания романа «Герой нашего времени»; совершенствовать навыки аналитической работы с прозаическим текстом, исследовательские, аналитические способности, навыки устного словесного рисования; развивать интеллектуально-образное и эмоциональное восприятие художественного произведения; способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся; воспитывать культуру читательского восприятия.

    Оборудование: иллюстрированный раздаточный материал, таблица, текст романа «Герой нашего времени».

Тип урока: урок — анализ художественного произведения.

Прогнозируемые результаты: учащиеся раскрывают идейно-художественное содержание романа «Герой нашего времени»; характеризуют образ Печорина на примере главы «Княжна Мери»; участвуют в аналитической беседе; выполняют исследовательскую работу в группах.

Ход урока

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

1. Беседа «Вспомним прочитанное...»

    • Как вы понимаете смысл названия произведения М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»? «Наше время» — это чьё время?

    • Какую задачу ставил перед собой Лермонтов, когда писал «Героя нашего времени»?

    • Мы уже не раз отмечали необычность композиции. В чём она?

    • Случайно ли отказался Лермонтов от хронологического принципа в расположении повестей, вошедших в роман, от порядка их первоначальной публикации?

    2. Заслушивание нескольких творческих работ (см. домашнее задание предыдущего урока)

III. Мотивация учебной деятельности

Учитель. Композиция «Журнала Печорина» очень своеобразна. Это как бы «роман в романе». «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист», по признанию М. Ю. Лермонтова, — «история души человеческой, следствие наблюдений ума зрелого над самим собою». Исповедальный характер дневниковых записей роднит роман Лермонтова с его лирикой. Жажда жизни, поиск истинных ценностей, смысла человеческого существования порой приобретают в личности Печорина жёсткие и жестокие формы. Разочарованность, скука, страдание — спутники его жизни.

«Княжна Мери» построена на дневниковых записях Печорина. Он пишет о своих мыслях, чувствах, о своём поведении и поступках. Он ищет самобытные, естественные и глубокие натуры, исследует, анализирует их так же, как исследует собственную душу. Везде, где он появляется, он не просто усложняет жизнь людей, но и привносит в неё свою неприкаянность, бесприютность. Сталкивая людей друг с другом, он заставляет их раскрываться в полной мере — любить, ненавидеть, страдать. В этих людях, в их душах и судьбах Печорин стремится разгадать их истинное предназначение.

Вслед за Пушкиным («Выстрел» и «Пиковая дама») Лермонтов продолжает разрабатывать тему игрока, который испытывает судьбу. Автору интересно понять: существует ли предопределение, и если да, то насколько самостоятельна личность? Глава «Фаталист» снова возвращает повествование в крепость, в которой и начиналась история с Бэлой, открывшая роман. Таким образом, «Герой нашего времени» обретает кольцевую композицию, характерную для лермонтовских произведений: а «круги своя» обозначают безысходность философских исканий главного героя и обречённость в его судьбе.

IV. Работа над темой урока

1. Аналитическая работа с ключевыми эпизодами главы «Тамань»

а) Сообщение учителя

— Многие персонажи повести «Княжна Мери», по свидетельству мемуаристов, имели своих прототипов. Общепризнанным прототипом Грушницкого был Николай Петрович Колюбакин (1811 — 1868). Вспыльчивый, фатоватый, любитель вычурной фразы и завзятый дуэлист. Ранение в ногу во время экспедиции послужило поводом для поездки на воды, где и состоялась его встреча с Лермонтовым. Не исключено, что в Грушницком отразились и какие-то черты Н. С. Мартынова (1815 — 1875), противника Лермонтова на роковой дуэли, состоявшейся в июле 1841 г., в прошлом его товарища по Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Прообразом Веры, очевидно, послужила В. А. Лопухина-Бахметева; мнения современников относительно прототипа княжны Мери расходятся: одни называли имя Н. С. Мартыновой, сестры Н. С. Мартынова, другие — Э. А. Клинберг, пятигорской знакомой Лермонтова, впоследствии жены А. П. Шан-Гирея, друга и родственника поэта. Доктор Вернер списан с медика штаба кавказских войск в Ставрополе Н. В. Майера, Вулич — с конногвардейца И. В. Вулича.

Прообразом Печорина, как убедительно доказала Э. Г. Герштейн, в значительной мере явился товарищ поэта по «кружку шестнадцати» граф Андрей Павлович Шувалов. Он «храбро сражался на Кавказе, где получил... лёгкую рану в грудь. Он был высокого роста и тонок; у него было красивое лицо... плохо скрывавшее нервные движения, присущие его страстной натуре... Он очень нравился женщинам благодаря контрасту между его внешностью, казавшейся нежной и хрупкой, его низким приятным голосом, с одной стороны, и необычайной силой, которую скрывала эта хрупкая оболочка, — с другой», — так описывает Шувалова современник.

б) Беседа

    • Зачем Печорин добивался любви Мери? Как понять его утверждение: «А что такое счастье? Насыщенная гордость»? Последователен ли Печорин в соблюдении этой жизненной позиции?

    • Каковы взгляды Печорина на дружбу? Как это проявляется в его отношениях с окружающими людьми?

    • Как Печорина характеризуют его отношения с Вернером и Грушницким?

    • Почему из всех женщин Печорин выделял Веру? Найдите этому объяснение в дневниковых записях от 16-го и 23 мая.

    • Отметьте черты искренности и притворства в исповеди Печорина Мери (от слов «Да, такова была моя участь с самого детства» до слов «Это меня не огорчит нимало»).

    • Прочитайте эпизод переправы Печорина и Мери через горную речку (запись от 12 июня).

    • Как в объяснении Мери с Печориным раскрывается ум и неординарность её характера?

    • Прочитайте запись от 14 июня. Как Печорин объясняет изменения в самом себе и как это его характеризует?

    • Прочитайте внутренний монолог Печорина перед дуэлью (запись от 16 июня). Искренен Печорин в этом признании или он лукавит даже с самим собой?

    • Почему рассказ о дуэли даётся автором в воспоминаниях Печорина (через полтора месяца в крепости N)?

    • Каково поведение Печорина во время дуэли? Что положительного и что отрицательного подчёркивает автор в его образе? Можно посочувствовать герою или он достоин осуждения?

    • Как проявляется мастерство Лермонтова в изображении жизни и психологии людей в этом эпизоде?

    в) «Практикум начинающего литературоведа»: самостоятельная аналитическая работа с текстом главы «Княжна Мери» (в мини-группах)

    Задание группам

    • Раскройте подробно (в подпунктах) каждую мысль данного плана; подберите цитатный материал для доказательств.

    План

    1) Глава «Княжна Мери» как самовыражение Печорина, его самоанализ: стремление познать себя и своё предназначение.

    2) Глава «Княжна Мери» — раскрытие характера и натуры героя в его столкновении с «водяным обществом».

    3) Печорин и Грушницкий. В чём смысл их столкновения?

    4) Нравственно-философские позиции Печорина и наше отношение к ним. Презентация результатов работы.

    2. Коллективная работа над составлением опорной схемы-таблицы «Отношения Печорина с “водяным обществом”» (запись на доске и в тетрадях)

Отношение Печорина с “водяным обществом”

1) «Водяное общество» для Печорина — социально близкая среда, но, тем не менее, автор представляет отношения героя с дворянством как конфликт

Из чего складывается конфликт?

Примитивность представителей «водяного общества»

Противоречивость характера Печорина: «врождённая страсть противоречить»

Лицемерие и неискренность в проявлении чувств, способность на обман

Эгоизм Печорина: «Быть всегда настороже, ловить каждый взгляд, значение каждого слова, угадывать намерение, разрушать заговоры, притворяться обманутым, и вдруг одним толчком опрокинуть всё огромное и многотрудное здание из хитростей и замыслов — вот что я называю жизнью»

Неспособность понять и принять Печорина таким, какой он есть

Попытки найти некое гармоническое равновесие в отношениях с людьми оканчиваются для Печорина, к сожалению, неудачей

2) Грушницкий — карикатура на Печорина



• Мы видим Грушницкого глазами Печорина, оцениваем его поступки через восприятие Печорина: в Пятигорск Грушницкий приехал, чтобы «сделаться героем романа».

• «...Он не знает людей и их слабых струн, потому что занимался целую жизнь одним собою».

• Он носит модную маску разочарованных людей, говорит «пышными фразами», «важно драпируется в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания. Производить эффект — его наслаждение».

• В его душе нет «ни на грош поэзии».

• Способен на подлость и обман (дуэль с Печориным).

• «Я его понял, и за это он меня не любит, хотя мы наружно в самых дружеских отношениях. Я его тоже не люблю: я чувствую, что мы когда-нибудь с ним столкнёмся на узкой дороге, и одному из нас несдобровать».

• Рядом с Печориным Грушницкий выглядит жалким и смешным.

• Грушницкий всё время пытается кому-то подражать.

• Даже на грани жизни и смерти самолюбие Грушницкого оказывается сильнее честности

3) Вернер — приятель и «двойник» Печорина



• По определению Печорина — это «человек замечательный». Вернер и Печорин «читают в душе друг друга».

• Он «скептик и материалист».

• Его отличают глубокий и острый ум, проницательность и наблюдательность, знание людей

• У него доброе сердце («плакал над умирающим солдатом»).

• Скрывает свои чувства и настроения под маской иронии и насмешки. Вернер и Печорин не могут быть друзьями, так как Печорин считает, что «из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом не признается; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае — труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать...»

    3. «Под сенью дружных муз...»: сообщение учителя с опорой на иллюстрации к роману «Герой нашего времени»

— Любой человек, серьёзно интересующийся русской культурой и искусством, заметит поразительную духовную и творческую взаимосвязь двух великих русских гениев XIX в. — поэта Михаила Лермонтова и художника Михаила Врубеля. Трагические жизненные пути обоих постоянно перекликались в образах их искусства, творческих муках и озарениях.

Среди работ М. А. Врубеля к «Герою нашего времени» мы найдём такие иллюстрации: «Княжна Мери и Грушницкий», «Дуэль Печорина с Грушницким», которыми исчерпывается участие художника в иллюстрировании романа. Последовательность рассмотрения рисунков в данном случае подсказывает их расположение во втором томе издания: в самом начале романа идёт изображение Печорина на диване, которое помещено как эпиграф перед названием. Очевидно, редактор и художник считали этот рисунок заглавным портретом героя романа, раскрывающим самое важное в характере, а не только иллюстрацией к ночи перед дуэлью, — к тем страницам, с которыми он сюжетно связан: «И, может быть, я завтра умру! и не останется на земле ни одного существа, которое бы поняло меня совершенно».

    • Рассмотрите иллюстрации М. А. Врубеля к роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Какие эпизоды изображены на иллюстрациях? Какие чувства персонажей романа переданы художником? Подтвердите своё мнение цитатами из романа.

V. Подведение итогов урока

Обобщающее слово учителя

— Итак, самая объёмная глава большого, сложного во всех смыслах романа Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» — «Княжна Мери». Самая объёмная и по смыслу, и по значению для всего романа, эта глава сложна, равно как и характер главного героя, который окончательно раскрывается именно в «Княжне Мери». Здесь описаны от первого лица самые тонкие и сложные моменты характера Печорина (с помощью формы дневника, основная часть которого также содержится именно в этой главе), мы видим происходящее глазами самого Печорина.

В этой главе — и непростые взаимоотношения Печорина с обществом, и его жестокость в отношениях с Мери, и раскрытие его способности чувствовать и любить по-настоящему, и странная двойственность его души. Здесь нет обвинений и нет оправданий. Здесь — раскрытие души.

VI. Домашнее задание

    1. Творческое задание. Используя текст дневниковых записей Печорина, показать (письменно), как тонко герой чувствует величие и красоту природы Кавказа (глава «Княжна Мери»). Как отдельные картины природы соотносятся с настроением героя, помогают раскрыть его характер?

    2. Знать содержание главы «Фаталист». Подготовить цитатный материал из этой главы к характеристике образа Печорина.