Литература 9 класс - Планы-конспекты для 105 уроков - Галина Фефилова 2016

Древнерусская литература
Слово о полку Игореве: художественные особенности, самобытность содержания, специфика жанра, проблема авторства

    Цели: дать учащимся понятие о художественных особенностях, самобытности содержания, специфике жанра, проблеме авторства «Слова о полку Игореве»; совершенствовать навыки анализа художественного произведения, навыки выразительного чтения поэтического текста; представить древнерусский памятник литературы в музыке, живописи; способствовать формированию эстетического вкуса, воспитывать патриотическое отношение к родине.

    Оборудование: текст «Слова о полку Игореве», иллюстративный, музыкальный и раздаточный материал по теме урока.

Тип урока: урок — анализ художественного произведения.

Прогнозируемые результаты: учащиеся знают о художественных особенностях, самобытности содержания, специфике жанра, проблеме авторства «Слова о полку Игореве»; анализируют художественный текст и проводят историко-литературные связи; выразительно читают отрывки из поэтического текста; выполняют творческую работу в парах.

Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образование от дикости.

А. С. Пушкин

Ход урока

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Постановка и решение проблемного вопроса

    • Прокомментируйте высказывание литературоведа И. П. Ерёмина о том, что автор «действительно заполняет собой всё произведение от начала до конца. Голос его отчётливо слышен везде: в каждом эпизоде, едва ли не в каждой фразе, именно он, автор, вносит в “Слово...” и ту лирическую стихию, и тот горячий общественно-политический пафос, которые так характерны для этого произведения». Докажите это примерами из текста.

III. Мотивация учебной деятельности

Учитель. Автор «Слова о полку Игореве» — это Пушкин XII в. Талантливый, разносторонний, покоряющий словом и современников, и нас, далёких потомков. Однако понять его буквально, а тем более разгадать его символику очень трудно. 5000 книг и исследовательских статей XIX — XX вв. посвящены расшифровке глубинного смысла написанного, раскрытию тех символов и иносказаний, неясных намёков и многозначительных умолчаний, из которых соткана узорчатая ткань этой поэмы, этого учёного трактата, этого страстного патриотического призыва к единству. (Обращение к эпиграфу урока.)

«Слово...», казалось бы, досконально изучено, ему посвящены сотни статей и исследований, однако учёные продолжают ставить новые вопросы, ещё подлежащие разработке и требующие дополнительных ответов. Сегодня на уроке мы коснёмся тех вопросов, которые продолжают интенсивно изучаться именно в последние годы: о жанре, о времени создания, об авторстве произведения. Все эти проблемы оказываются теснейшим образом связанными с вопросом об идейном содержании «Слова...», ибо оно приобретает новые, дополнительные черты в зависимости от того, когда и для чего был написан этот литературный памятник.

IV. Работа над темой урока

1. Объяснение учителя (лекция)

(Учащиеся составляют тезисы.)

— В истории мировой литературы трудно найти более таинственный и легендарный памятник древности, чем «Слово о полку Игореве». Это произведение изучается свыше двухсот лет, но до сих пор многие вопросы исследователи не решили.

Что же представляет собой «Слово о полку Игореве» — подлинное произведение времён Древней Руси или искусную подделку, созданную в ХVIII в.? Сомнения в подлинности особенно усилились после гибели единственного рукописного экземпляра текста. Значительную роль в борьбе против скептиков сыграл А. С. Пушкин, который в открытой дискуссии убедительно доказал, что даже все вместе взятые поэты конца ХVIII в. не могли создать такой шедевр. Между тем личность автора, написавшего бесспорно гениальное произведение, вызывает огромный интерес. Кем был этот человек? Какие произведения, помимо «Слова...», возможно, ещё написал? Что побудило его создать повесть о князе Игоре? Ответы на эти вопросы позволили бы внести окончательную ясность в длительную дискуссию о происхождении произведения. Поэтому тайна авторства «Слова...» вот уже треть столетия привлекает внимание исследователей и ценителей литературной старины. В процессе поисков возникали разнообразные, подчас весьма неожиданные версии, выдвигавшие на роль автора повести дружинника князя Игоря, придворного из окружения киевского князя Святослава, самого князя Игоря и даже его супругу Ярославну... Любопытная гипотеза родилась на основе наблюдения переводчика А. Г. Степанова, обратившего внимание на то место в «Слове...», где рядом с легендарным певцом Бояном упоминается ещё один «Святославов песнотворец» — Ходына. Возможно, полагают некоторые интерпретаторы, он и был создателем «Слова...». Многое, и прежде всего независимость звучащих в «Слове.» политических оценок, сила и смелость гражданской позиции его автора, говорит в пользу того, что написано оно было не придворным, а вольным певцом- «странником». И всё-таки вопрос об авторе этого замечательного произведения остаётся открытым. Выдвигая разные версии, учёные приходят к общему выводу, что автор этого гениального произведения древности — талантливый и высокообразованный человек Древней Руси, горячо любивший свою Родину и утверждавший идеалы чести, свободы и независимости.

Не утихают споры и о жанре «Слова о полку Игореве». Сам автор называет своё произведение и словом, и песнью, и повестью. И действительно, это то воинская повесть о «былинах сего времени», то красноречивая проповедь в защиту мира и единения, то торжественные славы князьям, то взволнованный плач их жён. Один из первых исследователей «Слова...», известный историк и филолог Михаил Александрович Максимович, рассуждая о жанре произведения, писал: «Если бы можно было употребить составное ... слово песноповесть, то это было бы самое близкое и отличительное название сего рода поэмы, по её лирико-эпическому характеру». Глубокий лиризм, богатая символика, поэтичность художественно-изобразительных средств, особая ритмика языка, близость произведения устному народному творчеству позволили современным учёным-филологам отнести «Слово о полку Игореве» к жанру поэмы. Загадкой остаётся и то, где именно, в каком городе было создано «Слово.» и почему на долгие годы подверглось забвению.

Необычна композиция «Слова...», напоминающая устройство православного храма: подобно тому, как пространство храма разделялось на три главных помещения (нефа), сюжет «Слова.» был разбит на три части: поход Игоря — речь Святослава — возвращение Игоря. Необычно тесной является его связь с устным народным творчеством, проявляющаяся в характерных для фольклора художественных приёмах, упоминаниях языческих божеств, одухотворённом изображении природы, а также использовании древнейших жанров народной песни — «плача» и «славы» (песенного прославления). Необычен стиль повествования, вплотную приближающийся к стихотворной речи: в нём наблюдается и определённый ритмический рисунок, и поток разнообразных рифм. Необычна виртуозная звукопись, воссоздающая топот копыт, свист стрел, пение птиц, звон колоколов. Всё это вместе взятое производит впечатление настоящего чуда поэтической мысли!

    2. Аналитическая работа с текстом «Слова о полку Игореве»

    а) «Умники и умницы»: работа в парах: составление цитатного плана «Слова о полку Игореве» с последующей презентацией результатов работы

    б) Аналитическая беседа

    • Какие исторические факты положены в основу «Слова...»? Приведите летописный рассказ о походе Игоря.

    • Какую роль в идейно-художественном замысле произведения играет зачин?

    • Почему автор обращается к Бояну? Какой способ изложения событий выбирает он, автор?

    • Перескажите, что повествует автор о походе Игоря.

    • Охарактеризуйте главных героев поэмы.

    • Как изображён князь Игорь? Охарактеризуйте авторское отношение к нему. Какова роль солнечной символики в раскрытии его образа?

    • Почему Всеволод назван Буй-туром? О чём это свидетельствует и как его образ связан с народной поэзией?

    • Расскажите о Святославе. Почему и с какой целью в рассказ о походе Игоря и его поражении автор вводит «вещий сон» и «золотое слово» Святослава, а также плач Ярославны?

    • Почему сон Святослава назван вещим?

    • В чём заключается символический смысл выражений «чёрное покрывало», «тесовая кровать», «синее вино», «крупный жемчуг»?

    • Почему речь Святослава, обращённая к русским князьям, названа «золотое слово»?

    • Какое значение имеет «золотое слово» в раскрытии идейного смысла поэмы?

    • Какое место в выражении идеи «Слова.» занимает плач Ярославны? Как он связан с основной мыслью автора о единстве русской земли?

    • Как используется устная поэтическая традиция в создании образа Ярославны?

    • Процитируйте плач, обратите внимание на обращение к силам природы, установите его связи с устным народным творчеством, вспомните мотивы причитания и народные изобразительные средства (метафоры, сравнения, эпитеты, контрастные сопоставления).

    • Как тема войны и мира отражена в плаче Ярославны?

    • Как образ Ярославны связан с другими образами произведения (князь Игорь, русские жёны, русская природа, русская земля)?

в) Коллективная работа по составлению обобщающей таблицы «Характеристика главных героев “Слова о полку Игореве”» (запись в тетрадях)

    Предполагаемая запись

Характеристика главных героев «Слова о полку Игореве»

Князь Игорь

Вдохновитель и руководитель похода, защитник русской земли, который «навел свои храбрые полки на землю Половецкую за землю Русскую». Храбрый воин, у него сильная воля, мужественное сердце. Забота о защите государства руководит мыслями и действиями Игоря. Неблагоприятное предзнаменование — солнечное затмение — не охлаждает его боевого пыла

Брат князя Игоря Всеволод

Отвага, мужество, храбрость, воинская честь отличают Всеволода даже в большей степени, чем Игоря

Жена князя Игоря Ярославна

Особо светлый образ русской женщины. В целом этот образ можно рассматривать как символ русской земли, Родины, матери, любви. Её устами говорит простая русская женщина, горячо любящая своего мужа, тоскующая в разлуке с ним и горюющая о том, что он ранен и в плену. Её обращение к природе за помощью объединяет их силы и помогает пленённым бежать. Это патриотка, болеющая душой за воинов. Для Ярославны поражение русских воинов — большое личное горе

Князь Святослав

Произносит своё «золотое слово». В этом слове живёт надежда объединить князей в борьбе за Русь, преодолеть поражение, которое потерпел князь Игорь. Мудрость, справедливость и доброта — вот отличительные черты этого сильного человека

Русская земля, Родина

Мир Родины, общий русский мир показан не мстительным, а добрым. Доброта как основа отношения русского народа к миру и к людям изображены автором очень ярко

    3. «Практикум начинающего оратора»: наблюдение над поэтическими переводами и переложениями «Слова...», отработка навыка выразительного чтения поэтического текста (раздаточный материал)

    • Выберите для выразительного чтения один из поэтических отрывков: переложение А. Н. Майкова, В. А. Жуковского, Н. А. Заболоцкого. Подготовьте выразительное чтение одного из отрывков.

4. «Под сенью дружных муз.»: сообщение учителя с опорой на фотопрезентацию

— На основе «Слова о полку Игореве» в ХIХ в. была создана опера «Князь Игорь». Главным её творцом был Александр Порфирьевич Бородин, удивительным образом сочетавший в себе таланты композитора и химика (помимо музыкальных произведений его перу принадлежит около 40 научных работ). С основательностью учёного Бородин изучил исходные материалы — литературные памятники Киевской Руси, эпос и лирику тюркских народов, необходимые для разработки образов половцев. Для того чтобы напитаться непосредственными впечатлениями, он даже совершил путешествие по упоминаемым в «Слове...» местам: проехался по поволжским степям, заглянул в Новгород-Северский и Путивль. Работа над оперой длилась целых 18 лет и была прервана смертью композитора. Друзьям пришлось буквально по страницам разбирать его архив, чтобы обнаружить музыкальные наброски продолжения к уже созданным частям оперы. Однако, как выяснилось, Бородин записал далеко не всё из того, что успел сочинить. Тогда на помощь пришли композиторы А. К. Глазунов и Н. А. Римский-Корсаков: первый восстановил по памяти недостающие эпизоды, которые он слышал в исполнении автора, а второй их оркестровал, максимально сохранив стиль Бородина. Так была завершена опера «Князь Игорь», ставшая музыкальным аналогом легендарного памятника словесности Киевской Руси. Музыка Бородина мастерски воссоздаёт эпическую неторопливость древней летописи и задушевный лиризм русской народной песни. Отличительными чертами оперы являются монументальная целостность образов, размах хоровых сцен, яркий национальный колорит.

Благодаря этим и многим другим художественным достоинствам опера «Князь Игорь» была признана одним из самых грандиозных сценических полотен и образцом национального героического эпоса в музыке.

    Прослушивание фрагментов записи оперы (ария князя Игоря, половецкие пляски и др.)

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

1. Обобщающая беседа

    • Что вам известно об истории открытия «Слова о полку Игореве»? Кем и когда было впервые опубликовано это произведение?

    • С чем связаны споры о подлинности произведения?

    • Какие существуют гипотезы относительно проблемы авторства?

    • Благодаря чему, по вашему мнению, «Слово...», рассказавшее о малозначительном с точки зрения истории событии, стало одним из величайших произведений в истории русской литературы?

    • Какова основная идея «Слова о полку Игореве»?

2. Заключительное слово учителя

— «Слово о полку Игореве» часто называют драгоценным памятником русской литературы, русской истории. Этим памятником мы дорожим и гордимся так же, как стенами Кремля, древними храмами, старинными фресками, росписями, сделанными руками народных умельцев. И несмотря на принадлежность к «седой старине», «Слово...» и сейчас молодо и современно. Наш современник видит в «Слове.» прежде всего повесть о самоотверженной любви к Родине, о мужестве, пронесённом сквозь ошибки и поражения, о людях, умеющих подчинять личное чувству долга перед Родиной. Безвестный автор XII в. первым в русской литературе раскрыл тему нравственного подвига во имя интересов народа, показал, как в годины лихолетий раскрывается духовная красота и стойкость русских людей.

VI. Домашнее задание

    1. Выучить наизусть фрагмент «Плач Ярославны» из «Слова.» на древнерусском или современном русском языке.

    2. Творческое задание (по выбору учащихся). Подготовить устное сообщение «Образы “Слова о полку Игореве” в музыке, поэзии, живописи».