Литература 9 класс - Планы-конспекты для 105 уроков - Галина Фефилова 2016

Русская литература XVII - XVIII веков. Классицизм. Сентиментализм
XVII в. Эпоха расцвета классицизма в литературе и других видах искусства. Особенности русского классицизма

    Цели: проанализировать с учащимися условия и причины возникновения классицизма; дать понятие отличительных особенностей классицизма; создать цельное представление о классицизме как литературно-художественном методе, проявляющемся в ряде искусств: архитектуре, живописи, культуре и литературе; ознакомить учащихся с периодами развития классицизма в России; показать отличие русского классицизма от западного классицизма; способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся.

    Оборудование: учебник, раздаточный материал, иллюстративный материал по теме урока.

    Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

    Прогнозируемые результаты: учащиеся знают об условиях и причинах возникновения классицизма и его отличительных особенностях, о периодах развития классицизма в России; определяют отличия русского классицизма от западного; участвуют в беседе; выполняют практическую работу в парах.

Ход урока

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

    1. Заслушивание нескольких творческих работ (см. домашнее задание предыдущего урока)

    2. Чтение наизусть несколькими учащимися фрагмента «Плач Ярославны»

3. Вводно-ориентировочная беседа: погружение в тему урока

    • Какие важные исторические события происходили в Европе XVII в.?

    • «Классика» и «классицизм» — однокоренные слова. Что объединяет эти понятия и чем они различаются?

    • Почему именно так было названо одно из мощнейших литературных направлений?

III. Мотивация учебной деятельности

Учитель. В истории Европы XVII в. образует отдельную эпоху, которая, в целом усвоив опыт Возрождения, в чём-то продолжила, а в чём-то коренным образом переосмыслила основополагающие принципы культуры Ренессанса. Важнейшими событиями XVII в. стали религиозные войны, полыхавшие на доброй половине территории Европы, буржуазная революция 1648 г. в Англии, задавшая новое направление социально-экономической жизни, утверждение во Франции абсолютной монархии, выстроившей строгую иерархическую пирамиду в обществе, волны восстаний, прокатившиеся по разным странам. Всё это создавало атмосферу тревожного брожения умов, в которой идеи ренессансных мыслителей, учёных и художников получали противоречивое истолкование. Именно в XVII в. были заложены принципы современной геометрии, именно тогда математика завоевала позиции ведущей науки, потеснив классическую

филологию, игравшую роль первой скрипки в культуре Возрождения. Своеобразным лозунгом новой эпохи стал афоризм французского философа Рене Декарта: «Я мыслю, следовательно, я существую». Вера в разум стала для многих ... европейцев XVII в. путеводной нитью в смуте и хаосе времени.

Давайте же представим себе, что все мы — персонажи пьесы, ведь каждый урок — это своеобразный спектакль. Вы обмениваетесь мыслями, впечатлениями (это единство действия) на протяжении определённого времени — 45 минут (единство времени) в одном помещении — кабинете литературы (единство места). Итак, придерживаясь основного правила классицизма, составим определённое представление об основных эстетических принципах этого литературного направления.

IV. Работа над темой урока

1. Объяснение учителя (лекция)

(Учащиеся составляют тезисы.)

— Классицизм — художественный стиль в европейской литературе XVII — начала XIX вв., одной из важных черт которого являлось обращение к образцам античной литературы и искусства как к идеальному эстетическому эталону и опора на традиции высокого Возрождения. Конфликты личности и общества, идеала и реальности, чувства и разума свидетельствуют о сложности искусства классицизма. Художественным формам классицизма свойственны строгая организованность, уравновешенность, ясность и гармоничность образов. Родиной европейского классицизма является Франция. Высшая точка его развития пришлась на конец XVIII в. — время царствования Людовика XIV. Писатели классицизма считали, что произведение искусства нужно создавать по определённым правилам, обязательным для всех. Считалось, например, невозможным смешивать высокие и низкие жанры. Поэтому литературные жанры строго разграничивали. В поэзии самым высоким жанром была признана ода, в прозе — торжественная речь, в драматургии — трагедия. Комическое могло появиться только в «низких» жанрах: басне, эпиграмме, комедии. У каждого жанра существовали характерные для него темы, образы и, конечно, стиль. Например, в трагедии действующими лицами обычно выступали цари, князья, государственные деятели. Лишь высокие героические чувства должны были здесь привлекать читателей и зрителей. Основное содержание классицистической трагедии — конфликт между долгом и страстью, между общественным и личным. В драматическом произведении предписывалось соблюдать три единства: единство времени, места и действия. События пьесы должны были развертываться лишь в течение одних суток, в одном и том же месте. Главную интригу нельзя было осложнять другими, дополнительными. Разум провозглашался высшим началом в человеке. Страсть признавалась губительной, если она противоречит разуму. Герои в литературе классицизма чаще всего чётко разделялись на положительных и отрицательных. В характере каждого героя подчёркивалось преимущественно какое-то одно, самое главное качество. Классицизм привнёс в литературу новые принципы — чёткость, простоту, строгость форм.

Русский классицизм

Русский классицизм удивительно гармонично сочетает в себе идеалы античности и собственной русской православной культуры. Простор и рационализм — вот две опорные точки русского классицизма.

    Основные признаки русского классицизма:

    • обращение к образам и формам античного искусства;

    • чёткое деление героев на положительных и отрицательных;

    • сюжет основан, как правило, на любовном треугольнике: героиня — герой-любовник, второй любовник;

    • в конце классической комедии порок всегда наказан, а добродетель торжествует;

    • принцип трёх единств: времени, места, действия.

Первым классицистическим писателем в России был Антиох Дмитриевич Кантемир. Он первым написал произведения классицистического жанра (а именно сатиры, эпиграммы и другие).

    История возникновения русского классицизма по В. И. Фёдорову

    • 1-й период: литература петровского времени; она носит переходный характер; основная особенность — интенсивный процесс «обмирщения» (то есть замена литературы религиозной литературой светской — 1689 — 1725 гг.) — предпосылки возникновения классицизма.

    • 2-й период: 1730 — 1750 гг.— эти года характеризуются формированием классицизма, созданием новой жанровой системы, углублённой разработкой русского языка.

    • 3-й период: 1760 — 1770 гг.— дальнейшая эволюция классицизма, расцвет сатиры, появление предпосылок к зарождению сентиментализма.

    • 4-й период: 1775 — 1800 гг., последняя четверть века — начало кризиса классицизма, оформление сентиментализма, усиление реалистических тенденций.

    Реформы в русском классицизме

    • Первый этап: Василий Кириллович Тредиаковский, трактат «Новый и краткий способ к сложению российских стихов с определениями до сего надлежащих званий» (1735).

    • Второй этап: Михаил Васильевич Ломоносов «Письмо о правилах российского стихотворства», с приложением текста его первой торжественной оды «На взятие Хотина» (1739).

    • Третий этап: Александр Петрович Сумароков в стихотворном дидактическом послании: напечатанные в 1748 г. отдельной брошюрой «Две эпистолы (в первой предлагается о русском языке, а во второй о стихотворстве)», впоследствии объединённые им под названием «Наставление хотящим быти писателем» (1748).

    2. Закрепление теоретического материала: выборочное ознакомление со статьёй учебника по теме урока (с комментариями учителя)

    3. Коллективная работа над составлением схемы «Жанры классицизма» (запись на доске и в тетрадях)

Иерархия жанров

Высокие

Низкие

В них осваивается общественная жизнь, история, действуют герои, полководцы, монархи. Также присутствуют мифологические и библейские сюжеты. Время классицизма — время просвещённого абсолютизма: очень важна идея служения государству, гражданского долга. Обычно писались александрийским стихом, в них не допускалось использование разговорных оборотов, а конкретные названия часто заменялись родовыми (например, вместо волк — зверь). Трагедия, эпопея, ода

В них осваивалась повседневная жизнь обычных людей. Допускалось использование прозы или разностопных стихов, бытовых деталей, разговорного стиля речи. Французские классицисты: драматурги Корнель, Расин, Мольер, баснописец Лафонтен, автор трактата «Поэтическое искусство» Буало, Вольтер. Комедия, сатира, басня

    4. Практическая работа с поэтическими текстами (работа в парах с раздаточным материалом)

    • Прочитайте стихотворение В. К. Тредиаковского «Стихи похвальные России», которые стали классикой нового русского стихосложения.

Начну на флейте стихи печальны,

Зря на Россию чрез страны дальны:

Ибо всё днесь мне её доброты

Мыслить умом есть много охоты!

Россия мати! Свете мой безмерный!

Позволь то, чадо прошу твой верный,

Ах, как сидишь ты на троне красно!

Небо Российску ты солнце ясно!

...Коль в тебе звёзды все здравьем блещут!

И Россияне коль громко плещут:

Виват, Россия! Виват, драгая!

Виват, надежда! Виват, благая!

Скончу на флейте стихи печальны,

Зря на Россию чрез страны дальны:

Сто мне языков надобно б было

Прославить всё то, что в тебе мило!

      (1728)

    • По каким признакам можно определить, что это стихотворение написано в XVIII в.?

    • Что в этом стихотворении не устарело и сейчас?

    • Прочитайте отрывок из оды А. П. Сумарокова императрице Анне Иоанновне.

Ты нам, Анна, мать, мать всего поддаʹнства,

Милостью же к нам мать всего дворянства!

Чрез сие так нам можно ль же сдержаться,

Чтоб тебе детьми трижды не назваться?

Трижды ж мы когда ставимся сынами,

Трижды воскричим громко голосами:

Здравствуй в новый год, матерь о избра́нна,

И владей, владей ты три века, Анна!

    • Докажите, что это ода, то есть торжественная песнь.

    5. «Под сенью дружных муз...»: сообщение учителя с показом фотоиллюстраций и постановкой проблемного вопроса

— Мастер русской исторической живописи эпохи классицизма — Антон Павлович Лосенко. Картина «Владимир и Рогнеда» создана на исторический сюжет: новгородский князь Владимир просил руки половецкой княжны Рогнеды, однако получил отказ. Гнев оскорблённого князя был разрушителен: он убил отца и двух братьев Рогнеды, взяв её в жены против воли. Художник изобразил момент, когда Рогнеда узнаёт о коварном убийстве. По законам классицистической эстетики художник помещает главные фигуры в центре, выделяя их цветом и светом. Страдание не может обезобразить благородные лики, и в горе герои сохраняют изящество и величие. Вся группа напоминает театральную сцену: уравновешенность композиции, скульптурная статика поз и жестов, чистый, почти без оттенков, цвет.

    • Как вы думаете, почему художник изобразил Владимира не жестоким убийцей, а влюблённым рыцарем? Как в этом отразилась классицистическая концепция человека?

    • Вступите в воображаемый диалог с искусствоведами: прокомментируйте следующие положения:

    1) живопись классицизма отличает уравновешенность композиции: явно выделенный композиционный центр, в котором размещены главные герои. Полотно часто напоминает театральную сцену;

    2) художники стремились подчеркнуть в человеке только возвышенное, прекрасное и совершенное, игнорируя при этом низменное, безобразное и уродливое. Даже страдание героев не искажает их лица.

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Выполнение интерактивного упражнения «Займите позицию!»

(работа в парах с раздаточным материалом)

«Пусть человек... подумает о себе и сравнит своё существо со всем сущим, пусть почувствует, как он затерян в этом углу Вселенной, и, выглядывая из чулана, отведённого ему под жилье, — я имею в виду зримый мир, — пусть уразумеет, чего стоит наша Земля со всеми её державами и городами и, наконец, чего стоит он сам. Человек в бесконечности — что он значит?» (Б. Паскаль); «Я мыслю, следовательно, я существую» (Р. Декарт).

    • Справедлива ли, по вашему мнению, оценка человека, запечатлённая в размышлениях Паскаля?

    • Как вы понимаете смысл афоризма Декарта? Согласны ли вы с этим утверждением?

    • Какое из обсуждённых высказываний вам ближе? Почему?

VI. Домашнее задание

    1. Творческое задание. Подготовить сообщение-рассказ (устно) «Классицизм в разных видах искусства — архитектуре, живописи, скульптуре, литературе».

    2. Индивидуальные опережающие задания (2 учащихся). Подготовить «Литературные визитки» о жизни и творчестве М. В. Ломоносова.