Литература 9 класс - Планы-конспекты для 105 уроков - Галина Фефилова 2016

Русская литература XVII - XVIII веков. Классицизм. Сентиментализм
М. В. Ломоносов Первый наш университет (А. С. Пушкин) Вечернее размышление о Божием Величестве

    Цели: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством М. В. Ломоносова как реформатора русского литературного языка и стиха; определить пафос стихотворения «Вечернее размышление о Божьем величии при случае северного сияния»; совершенствовать навыки анализа поэтического текста; показать многообразие путей осмысления стихотворного произведения, его идейно-художественного смысла; воспитывать духовно-нравственную культуру учащихся.

    Оборудование: учебник, таблица, раздаточный материл для работы в группах, иллюстративный материал по теме урока.

    Тип урока: урок — анализ художественного произведения.

    Прогнозируемые результаты: учащиеся знают о жизни и творчестве М. В. Ломоносова как реформаторе литературного языка и стиха; определяют пафос стихотворения «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния»; анализируют поэтический текст, показывая многообразие путей осмысления стихотворного произведения, его идейно-художественного содержания; участвуют в беседе; выполняют работу в группах.

Он создал первый университет; он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом.

А. С. Пушкин

Ход урока

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

    1. Беседа

    • Дайте общую характеристику классицизма как художественного направления.

    • Объясните, чем русский классицизм отличался от европейского.

    • Создайте модель понятия «классицизм», используя следующие параметры:

    2. Заслушивание нескольких сообщений (см. домашнее задание предыдущего урока)

    3. «Умники и умницы»: постановка и решение проблемного вопроса

    — Почему век классицизма называют «золотым»?

Ответить на этот вопрос вам поможет размышление о разных видах искусства:

    • живопись (какова концепция человека, отражённая в живописи классицизма);

    • архитектура (как отразился в архитектуре классицизма античный идеал гармонии);

    • скульптура (какое художественное воплощение нашли основные принципы классицизма в скульптуре);

    • садово-парковое искусство (в чём истоки прелести и пышной красоты садов и парков классицизма).

III. Мотивация учебной деятельности

Учитель. В то время, когда родился Михаил Васильевич Ломоносов, в российском государстве существовало всего лишь два высших учебных заведения — славяно-греко-латинская академия в Москве и Киевская духовная академия. Петровские преобразования привели к более широким контактам с западными странами. В 1725 г. в Петербурге была открыта Академия наук, а ещё раньше — артиллерийская, математико-навигационная, техническая школы, а также лингвистические школы, медицинская, школа горной промышленности, «цифирные» школы, «гарнизонные». Однако существовавшие общественные требования не позволяли людям из низших сословий получить образование, так как по традиции крестьянину заниматься науками считалось пустым и ненужным занятием. Поэтому случай с М. В. Ломоносовым можно считать уникальным. И если бы Михаила Ломоносова местный дьяк не научил читать и писать, а у одного крестьянина из соседней деревни не нашлись «Грамматика» Мелетия Смотрицкого, «Арифметика» Леона Магницкого, «Псалтырь» Симеона Полоцкого, наверное, в российской науке никогда бы не появился великий русский учёный — Михаил Васильевич Ломоносов. Сын рыбака из деревни на дальней северной окраине России, простолюдин и мужик, стал членом Российской и Шведской академий наук, дворянином, учёным, признанным в России и всей Европе. За всю историю России ни один крестьянин не смог повторить судьбу М. В. Ломоносова: ни составитель первого русского учебника арифметики Леонтий Филиппович Магницкий (тоже крестьянский сын), ни Иван Петрович Кулибин — уникум-самоучка, обласканный Екатериной II и ставший главным механиком империи.

Личность гениального учёного и поэта была выдвинута самой общественной русской жизнью как бы для того, чтобы культурные нововведения обратить к нуждам России, приспособить их к национальной стихии. Колоссально много задач выпало на долю Ломоносова! Он призван был оставить след почти во всех областях существующих тогда знаний и наук, продвинуть их вперёд, одушевить поэтическим пафосом служения Отчизне. С именем Ломоносов связано открытие Московского университета, который сейчас по праву носит имя своего основателя. (Обращение к эпиграфу урока.)

IV. Работа над темой урока

1. Заслушивание «Литературных визиток» о жизни и творчестве М. В. Ломоносова

(Учащиеся составляют хронологическую таблицу.)

2. Закрепление теоретического материала: выборочное ознакомление со статьёй учебника по теме урока (с комментариями учителя)

3. Коллективная работа по составлению таблицы «Теория “трёх штилей” М. В. Ломоносова» (запись на доске и в тетрадях)

Теория «трёх штилей»

Высокий

Средний

Низкий

Героические поэмы

Драмы

Комедии

Оды

Послания

Песни

Трагедии

Дружеские письма

Басни

Похвальные надписи

Сатиры

Эпиграммы

Церковнославянские слова + русские

Русские общеупотребительные слова с небольшой примесью старославянских

Русские слова + простонародные слова

4. Объяснение учителя

— Учёный и поэт М. В. Ломоносов оказал громадное влияние на русскую филологическую культуру, в том числе на развитие русского литературного языка. Как никто из его предшественников и современников, он сумел правильно определить соотношение тех элементов, из которых исторически складывалась русская письменная речь, и угадать насущные нужды её развития. Он с увлечением и вдохновением занимался поэзией, писал работы по риторике, поэтике, по вопросам стихосложения, стилистики и грамматики.

Основная заслуга Ломоносова заключается в том, что он создал прочную основу для развития нового книжного, но уже светского, общегражданского русского литературного языка. С этой разработкой связано и самое крупное из филологических сочинений Ломоносова — его «Российская грамматика», вышедшая в 1755 г. Написание этой работы есть поистине величайший из подвигов Ломоносова. Ведь надо помнить, что «Грамматика» Ломоносова — это первая грамматика русского языка, потому что все более ранние были посвящены исключительно церковнославянскому языку. Ломоносов разработал понятия о частях речи, орфоэпические рекомендации, ввёл понятие художественно-выразительных приёмов.

Нельзя сказать, что до Ломоносова в России никто не занимался риторикой. По этому предмету были даже учебники, но все они составлялись либо на церковнославянском языке, либо на латыни. В 1743 г. Ломоносов написал «Краткое руководство к риторике» на русском языке. В своём труде он выделял собственно риторику — учение о красноречии вообще, ораторию — наставление к сочинению речей в прозе, поэзию — наставление к сочинению поэтических произведений. На основе «Риторики...» Ломоносова позднее были написаны учебники по русскому красноречию. Выдающийся русский филолог, историк, публицист, поэт и литературный критик К. С. Аксаков в своей работе раскрывает важнейшее значение Ломоносова как поэта и первого автора научной русской грамматики, утвердившего основания современного литературного языка, сравнивая явление Ломоносова в литературе с явлением Петра Великого в истории. Не умаляя его заслуг в других отраслях знаний, автор отмечает, что «…его [Ломоносова] поэтическая природа является и в науке, и в прочих его занятиях как существенная, основная, необходимая его принадлежности. И потому Ломоносов во всей своей многообразной деятельности — ПОЭТ».

5. Аналитическая работа с текстом стихотворения «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния»

    а) Чтение стихотворения учителем

(Распечатанные тексты стихотворения без заглавия разложены на каждой парте.)

б) Беседа

    • О каком природном явлении рассказывается в стихотворении?

    • Трудно ли стихотворение для восприятия?

    • Найдите и назовите слова, значения которых вам непонятны. Как вы думаете, почему значения этих слов вам не ясны?

    • Перескажите сюжет стихотворения своими словами.

    • Исходя из названия произведения назовите признаки северного сияния.

    • Какие метафорические образы вы могли бы перенести на рисунок?

    • По чьему велению, по мнению автора стихотворения, возникает полярное сияние? (По Божьему велению.)

    • Определите отношение автора к природному явлению.

    • Почему в стихотворении так много (11) вопросительных предложений?

    • Каким вы представляете себе лирического героя данного стихотворения?

    • С помощью каких художественных средств выражается авторская идея?

    • Назови эпитеты, метафоры, текстовые синонимы, синтаксические конструкции.

    • Найдите примеры звукописи.

Предполагаемые ответы

Открылась бездна, звёзд полна,

Звездам числа нет, бездне — дна и др. [здн], [зв’].

    • Какова роль этого приёма?

    • Определите стихотворный размер произведения.

    • Озаглавьте как можно точнее это стихотворение. Сравните с заглавием автора.

    • Ваши заголовки далеки от ломоносовского или близки к нему?

в) «Читая — размышляем...» (работа в парах)

• Как бы вы определили жанр стихотворения: размышление? ода? научная поэзия? Аргументируйте своё мнение.

    • К какому стилю относится «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния»? Аргументируйте своё мнение. (Высокий стиль — обилие церковнославянских слов и русских, представляет собой хвалебную оду великому Творцу.)

г) Обобщение учителя

— Перед нами — поэтическое осмысление физического явления (северного сияния), философское раздумье над мирозданием и возможностями человека; лирический герой не только созерцает ночное небо, но и стремится познать законы «натуры», приглашает к обсуждению различных гипотез. Мир представляется Ломоносовым соответственно рационалистическим установкам: во главу угла ставится постижение разумом тайн природы, поэт утверждает способность разума творчески преобразовывать мир. С помощью метафор, эпитетов, приёмов звукописи Ломоносов оценивает то, о чём пишет. В тропах — позиция автора, его восхищение картиной мира, раздумья над возможностями познания Вселенной.

6. «Шутке — минутка»

Ломоносов шутит...

Однажды один вельможа указал Михайле Ломоносову на дырку в его кафтане, вопросив с издёвкой: «Что это у вас, уважаемый академик, ум из кафтана выглядывает?» «Нет, — отвечал Ломоносов, — это глупость туда заглядывает».

«С ним шутить было накладно. Он везде был тот же: дома, где все трепетали; во дворце, где он дирал за уши пажей; в Академии, где, по свидетельству Шлёцера, не смели при нём пикнуть. Вместе с тем Ломоносов был добродушен…» (А. С. Пушкин)

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

    1. Выполнение интерактивного упражнения «Мозговой штурм» (работа в группах-уровнях с последующей презентацией результатов работы представителями групп)

    • 1-я группа. Докажите справедливость слов В. Г. Белинского: «С Ломоносова начинается наша литература; он был её отцом и пестуном».

    • 2-я группа. Почему Ломоносова не устраивала система стихосложения, господствовавшая в русской поэзии начала XVIII в.? В чем сущность реформы стихосложения, осуществленной Ломоносовым?

    • 3-я группа. Теория «трёх штилей» была известна ещё в античности. Почему же именно М. В. Ломоносова называют реформатором русской словесности? Что является фундаментом его поэтической системы? В чём сущность теории «трёх штилей» Ломоносова? Каково её значение для развития русского литературного языка?

2. Обобщающее слово учителя

— М. В. Ломоносов принадлежит к числу тех немногих универсальных деятелей мировой культуры, которые выразили в своём творчестве непреходящую потребность отобразить мир во всём его многообразии и синтетичной целостности. Первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, химик и физик, основоположник физической химии, астроном, приборостроитель, географ, металлург, геолог, поэт, заложивший основы современного русского языка, художник, историк, поборник развития отечественного просвещения — и это ещё не все достижения человека, чей ясный ум, полный беспокойного желания осмыслить окружающий мир, был способен опередить своё время.

VI. Домашнее задание

    1. Творческое задание. Написать сочинение-рассуждение (миниатюру) «Роль риторических вопросов в стихотворении «Вечернее размышление.».

    2. Опережающее задание. Прочитать «Оду на день восшествия на всероссийский престол её величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Подумать над вопросами: «Какие новые темы вводятся М. В. Ломоносовым? Какая, по-вашему, главная?».