Литература 9 класс - Планы-конспекты для 105 уроков - Галина Фефилова 2016
Русская литература XVII - XVIII веков. Классицизм. Сентиментализм
М. В. Ломоносов. Ода как жанр лирической поэзии. Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года
Цели: дать учащимся понятие об оде как жанре лирической поэзии; расширить и углубить знания об особенностях поэзии М. В. Ломоносова; помочь осмыслить основные мотивы оды Ломоносова «Ода на день восшествия на всероссийский престол...»; совершенствовать навыки анализа поэтического текста; на примере жизни и творчества М. В. Ломоносова воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, духовно-нравственную культуру.
Оборудование: учебник, таблица, раздаточный материл, иллюстративный материал по теме урока.
Тип урока: урок — анализ художественного произведения.
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают об оде как жанре лирической поэзии, об особенностях поэзии М. В. Ломоносова; анализируют поэтический текст («Оду на день восшествия на всероссийский престол.»), показывая многообразие путей осмысления стихотворного произведения, его идейно-художественного содержание; участвуют в беседе.
Ход урока
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
Заслушивание нескольких творческих работ (см. домашнее задание предыдущего урока)
III. Мотивация учебной деятельности
Учитель. Литературная деятельность М. В. Ломоносова пришлась на эпоху, когда европейская литература находилась в большей или меньшей степени под влиянием классицизма. И, разумеется, поэт не мог до определённой степени не попасть под действие этого мощного стиля, его гражданской позиции, миропонимания, неподдельной веры в праведного совершенного государя. Поэзия для Ломоносова — не забава, не погружение в узкий, по его мнению, мир частного человека, а патриотическая, гражданская деятельность. Именно ода стала главным лирическим жанром в творчестве Ломоносова. Он был не систематизатором настоящего, а творцом грандиозных видений будущего, и его оды самим своим стилем выражают эту устремлённость к мечте, отказ от признания действительности помещичьего строя. С другой стороны, величественно-торжественный, приподнятый, пышный стиль од Ломоносова соответствовал тому чувству национального подъёма, гордости, ощущению величия и победы русской государственности, которые явились результатом петровского времени в сознании лучших людей в середине XVIII в. Из всех поэтических жанров, развивавшихся в литературе того времени, жанр оды наиболее подходил Ломоносову для решения стоявших перед ним задач. Воспевание героев, силы и славы России, её величия и красоты, прославление мира («тишины») как основы всеобщего благоденствия, забота о преобразовании государства на разумных началах, восхищение наукой, всесильным разумом человека — вот основные темы поэзии Ломоносова. Он творил во многих жанрах и во всех стилях, сочинял трагедии, эпиграммы и сатирические стихи, ему даже принадлежат стихи на темы науки (например, обширное «Письмо о пользе стекла»), но излюбленным его жанром была ода. Этот жанр, по словам литературоведа А. В. Западова, «позволял соединить в большом стихотворении лирику и публицистику, высказаться по вопросам, имеющим государственное значение, и сделать это сильно, красиво, образно».
IV. Работа над темой урока
1. Объяснение учителя (с опорой на схему «Своеобразие оды классицизма»)
(Учащиеся составляют тезисы.)
— Ода (от греч. ode — песня) — жанр лирической поэзии и музыки, известный ещё со времён античности. В европейской поэзии одой называли стихотворное произведение, восхваляющее отечество, героев или героические дела. В эпоху классицизма ода была канонизована как ведущий жанр высокой лирики. Первые «похвальные», торжественные оды появились ещё в XVII в.— их автором был Симеон Полоцкий. В 1734 г. В. К. Тредиаковский издал отдельной книжечкой «Оду торжественную о сдаче города Гданьска», присоединив к ней теоретическое «Рассуждение об оде вообще». Это была первая торжественная ода нового типа — она создавалась по правилам французского классицизма, сформулированным его законодателем Н. Буало в «Поэтическом искусстве».
Именно ода стала главным и любимым жанром М. В. Ломоносова. Содержание его од определялось его политическими убеждениями, в основе которых лежала концепция просвещённого абсолютизма. В преобразователькой деятельности Петра поэт находил подтверждение своих идеалов; он считал, что только просвещённый монарх может в современных условиях принести благо Родине и народу. Потому постоянная тема его од — деятельность Петра. В одах, обращённых к Елизавете, а затем к Екатерине II, Ломоносов призывал их вернуться к политике Петра I и следовать его пути.
Своеобразие оды классицизма
Оды писали на торжественные случаи придворной жизни, главным образом на годовщину восшествия на престол Елизаветы. Оттого в них обязательно включали похвалу императрице. Но это не было лестью ищущего милости придворного; прославляя и идеализируя Елизавету, поэт как бы говорил ей: смотри, вот каким должен быть просвещённый монарх, его долг развивать в России промышленность, установить мир — «возлюбленную тишину», покровительствовать наукам и просвещению. Общественным и поэтическим подвигом Ломоносова и был отказ от жанра похвальной оды и превращение её в наказ царям, в программу развития русской культуры, разработанную просветителем. Бывший крестьянин и рыбак, став учёным и поэтом, отважно учил императрицу царствовать. Ода строилась им как ораторское сочинение. Он писал её от имени русского человека, сына Отечества, глубоко взволнованного судьбой любимой Родины. Грандиозные картины великих побед недавнего прошлого и будущего процветания России, напряжённо-патетическое чувство поэта, подчёркнуто эмоциональный строй языка (то, что Ломоносов называл словом «восторг») — всё это создавало особый, индивидуально неповторимый, «высокой», гражданский стиль оды, исполненный смелых гипербол и аллегорий, восклицаний и неожиданных сравнений, насыщенный славянскими словами и мифологическими образами. Такой стиль придавал оде монументальность, сложность и великолепие.
И ещё есть тема в творчестве Ломоносова — восторженный гимн науке. По убеждению поэта, благо и слава Родины — в развитии «божественных наук»: механики, химии, астрономии, географии, «науки лёгких метеоров» (метеорологии). А одно из лучших произведений Ломоносова — «Ода на день восшествия на всероссийский престол её величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» — начинается прославлением «возлюбленной тишины», то есть мира, мирной жизни.
2. Аналитическая работа с текстом оды М. В. Ломоносова «Ода на день восшествия на всероссийский престол её величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»
а) Аналитическое чтение «Оды на день восшествия...»
(в сочетании с пересказом отдельных отрывков, комментариями учителя по ходу чтения)
б) Беседа по выявлению читательского восприятия
• Проследите движение поэтических тем в «Оде...». Как поэт осуществляет логические переходы от одной темы к другой?
• Почему в оде, восхваляющей Елизавету, воссоздан и образ Петра I? Какие строки оды особенно ярко передают отношение Ломоносова к Петру I?
• Почему в оде царице Елизавете поэт писал о богатстве и величии России, о талантливых русских людях и науках?
• Укажите в оде Елизавете традиционные для од Ломоносова композиционные элементы: описание поэтического восторга, охватившего поэта, обращение поэта к музам, земным и небесным стихиям, восхваление монарха, восхваление величия и могущества родины.
• Можете ли вы назвать «собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов», рождённых российской землёй?
• Что обозначают собственные имена в оде Ломоносова: Зефир, Марс, Нептун? Для ответа на этот вопрос воспользуйтесь подсказкой — «Мифологическим словарём» (раздаточный материал).
Мифологический словарь
Зефир (греч.) — бог западного ветра, сын Астрея и Эос, брат Борея, Эвра и Нота, возлюбленный Хлориды (Флоры), родившей ему Карпоса (бога плодов). Гарпия Подарга родила от Зефира чудесных коней, доставшихся Ахиллу. В легенде об Амуре и Психее Зефир по велению Амура унёс Психею в его владения.
Марс (рим.) — древнеримский бог. Ему был посвящён первый месяц римского года — март. Его священными животными были дятел, волк, конь и бык. После отождествления с Аресом Марс стал богом войны и ему посвятили место военных смотров в Риме — Марсово поле. На этом поле был сооружён храм Марса, так как вооружённым войскам запрещалось входить в город. Главными святынями храма Марса были копьё и щит, якобы упавшие с неба. По окончании военных действий в честь Марса устраивали конные бега и приносили ему в жертву коня из победившей квадриги. В честь Марса названа планета Марс, красный цвет которой напоминает кровь.
Нептун (рим.) — древнеримский бог моря и влаги, отождествлённый с греческим богом Посейдоном. Подобно Посейдону, Нептун считался покровителем коневодства и конных состязаний. Праздник Нептуна — нептуналии — справляли 23 июля с целью предотвращения засухи. Нептун, как морской бог, был в почёте у моряков и людей, отправляющихся в морское путешествие.
в) «Практикум начинающего литературоведа»: аналитическая работа с последующей презентацией результатов работы в парах
• Составьте план оды Ломоносова 1747 г. Обратите внимание на логику переходов от одной части произведения к другой.
• Каким «штилем» написана ода Ломоносова? Ответ аргументируйте.
г) Обобщение учителя
— Композиция оды в соответствии с требованиями классицизма отличается стройностью. Каждая из основных тем получает своё обоснование и подробное развитие, каждая новая мысль вытекает из предыдущей. Например, призывая Елизавету быть покровительницей просвещения, наук и ремёсел, Ломоносов показывает, что страна, где она царствует, изумительно прекрасна и обладает неисчерпаемыми природными богатствами. Такую страну, по убеждению поэта, нельзя оставить во тьме невежества. Оду можно назвать типичной для Ломоносова. Она написана четырёхстопным ямбом, состоит из 3 частей: в первой поэт обращается к императрице и призывает на помощь муз; во второй — самой большой — прославляет Елизавету; а в третьей Ломоносов просит императрицу о помощи. Это традиционная одическая композиция, восходящая ещё к античному гимну.
3. «Умники и умницы»: постановка проблемного вопроса (см. опережающее домашнее задание предыдущего урока)
• Какие новые темы вводятся М. В. Ломоносовым в «Оде на день восшествия на всероссийский престол её величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1744 года»? Какая, по-вашему, главная?
• Какие мысли М. В. Ломоносова кажутся вам особенно важными для нашей эпохи? Подтвердите своё мнение цитатами из оды.
4. «Под сенью дружных муз...»: сообщение учителя (с опорой на репродукцию картины Д. Г. Левицкого «Екатерина II — Законодательница» и «Оду на день восшествия на престол ...»)
— Картина Дмитрия Григорьевича Левицкого «Екатерина II — Законодательница» (1783) даёт представление об особенностях портрета в искусстве классицизма. Созданный Левицким образ выражает стремление к идеализации личности государыни, в нём заложены просветительские идеи об «истинном монархе», который царствует ради народа и сам первый подчиняется законам своего государства. «Екатерина II — Законодательница» — это портретидея. Он носит характер некоего «наказа» императрице, в котором отразились прогрессивные представления дворянской интеллигенции об идеальной монархической власти. Этот изящный, но холодный блеск, эта виртуозная отделка и предельная завершённость каждой детали характерны для всего искусства классицистов и проявлялись во всех видах художественного творчества. Благородные идеалы классицистов, образ «идеальной государыни» своё поэтическое воплощение находят в поэзии Ломоносова и Державина. В оде Михаила Васильевича Ломоносова «На день восшествия на всероссийский престол её величества государыни Елисаветы Петровны 1747 года» образ императрицы теряет конкретные черты. Ода Ломоносова — это рупор авторских идей о просвещённом монархе, это поэтическая программа отвлечённых царских добродетелей.
V. Рефлексия. Подведение итогов урока
Обобщающая беседа
• Ломоносов считал Петра I просвещённым монархом, заботившимся о благе России и её народа. Насколько был прав поэт в этой оценке Петра I?
• В чём заключаются жанровые особенности оды? Почему в художественном наследии Ломоносова преобладают произведения этого жанра?
• Ломоносов считал, что главная обязанность писателя — «радеть о благоденствии общества». Как проявилось это убеждение поэта в его творчестве?
VI. Домашнее задание
1. Выучить две последние строфы оды наизусть. Как вы думаете, в чём особенности их выразительного чтения?
2. Индивидуальные опережающие задания (9 учащихся). Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворений Г. Р. Державина (по рекомендации учителя).