Литература 9 класс - Планы-конспекты для 105 уроков - Галина Фефилова 2016

Русская литература XVII - XVIII веков. Классицизм. Сентиментализм
Г. Р. Державин: личность, творчество. Идеи просвещения и гуманизма в лирике Г. Р. Державина

    Цели: ознакомить учащихся с личностью и поэтическим творчеством Г. Р. Державина; продолжить развивать понятие о классицизме на примере литературного наследия Г. Р. Державина; дать учащимся понятие о его новаторстве в стихотворной деятельности; совершенствовать навыки анализа поэтического текста; показать многообразие путей осмысления стихотворного произведения, его идейно-художественного содержания; воспитывать духовно-нравственную культуру учащихся.

    Оборудование: учебник, раздаточный материал, иллюстративный материал по теме урока.

    Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

    Прогнозируемые результаты: учащиеся знают о жизни и творчестве Г. Р. Державина; анализируют поэтические тексты, показывая многообразие путей осмысления стихотворного произведения, его идейно-художественного содержания; выразительно читают стихотворения; участвуют в беседе; выполняют сопоставительную работу в парах.

С Державина начинается новый период русской поэзии, и как Ломоносов был первым её именем, так Державин был вторым. Державин — чисто художническая натура, поэт по призванию; произведения его преисполнены элементов поэзии как искусства.

В. Г. Белинский

Ход урока

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Заслушивание наизусть отрывков из оды М. В. Ломоносова «Ода на день восшествия на всероссийский престол...» (несколько учащихся)

III. Мотивация учебной деятельности

Учитель. Определяя место Гавриила Романовича Державина в русской поэзии, В. Г. Белинский совершенно точно сказал: «Поэзия не родится вдруг, но, как всё живое, развивается исторически; Державин был первым живым глаголом юной поэзии русской...».

Державин не создал новой нормы поэтического языка в том смысле, как это сделал Ломоносов, вооруживший русскую поэзию твёрдыми представлениями о метрике, строфике, сочетаемости окончаний и рифм, стилевых нормах словоупотребления (без этих представлений и Державин как поэт был бы невозможен). Державин не создал и своей литературной школы, как это сделали Ломоносов и Сумароков: державинский поэтический стиль навсегда остался уникальным явлением в русской поэзии. Но в этом своеобразном поэтическом языке наметилась сфера некоей содержательной и эстетической значимости, без которой после Державина русская поэзия уже не смогла обходиться. Ломоносов и Державин вместе создали русскую поэзию. Если Ломоносов дал ей метрические и ритмические формы — так сказать, тело, оболочку, то Державин вдохнул в неё живую душу, и в его резко индивидуальном поэтическом стиле выразились универсальные эстетические основы грядущей русской лирики.

(Обращение к эпиграфу урока.)

Продолжатель дела М. В. Ломоносова, Г. Р. Державин был для русской литературы классицизма не только гениальным поэтом, но и просветителем. Сделав карьеру при дворе, занимаясь политикой и юриспруденцией, он развил свой литературный талант. Так у кого же всё-таки учился Державин? Как он начинал писать стихи, как изменялась их творческая направленность? Поэтическая судьба его необычна, как, впрочем, необычен и неординарен весь его жизненный путь. Младший современник Ломоносова, родившийся за год до смерти Кантемира, Державин явился непосредственным предшественником не только Карамзина, но и Батюшкова, Жуковского, наконец — и это самое главное — Пушкина.

IV. Работа над темой урока

1. Вводно-ориентировочная беседа: погружение в тему урока

(Учитель читает отрывок из стихотворения Г. Р. Державина «Признание».)

    • Как вы думаете, в какое время жил человек, написавший это стихотворение? Почему?

    • От какого лица написано стихотворение?

    • Что вам известно о жизни и творчестве Г. Р. Державина?

Комментарий учителя. В стихотворении «Признание» ярко проявилось художественное дарование поэта. До Державина поэты следовали теории «трёх штилей» Ломоносова. Державин добился особой выразительности с помощью соединения в одном произведении «низких» и «высоких» слов, открывая дорогу развитию реалистического языка. Державин ставит рядом слова «важным саном» и «надуваться», «вельможам властным» и «правду брякнуть вслух».

В «Признании» отразились черты характера Державина: прямота, искренность, честность. А эти стихотворные строки могли стать девизом поэта:

...Ум и сердце человечье

Были гением моим.

    2. Лекция учителя с элементами беседы и выразительным чтением стихотворений Г. Р. Державина заранее подготовленными учащимися

(Учащиеся составляют тезисы.)

— Наследие Державина велико и разнообразно. В нём прослеживаются три периода. Начав с подражания высокому стилю Ломоносова, он ищет и постепенно находит свой голос.

    Выразительное чтение учащимся наизусть и анализ стихотворения «Нарождение в Севере порфирородного отрока»

    • В оде один из гениев (духов человека, представителей его индивидуальной души на небе) говорит: «Будь страстей своих владетель». Прокомментируйте эту строчку.

• Какие традиции поэзии М. В. Ломоносова слышатся в этом стихотворении? Учитель. Однако здесь же наблюдаются и своеобразные державинские «находки»:

    1) название не «Ода на что-то…», а «Нарождение...» (нетрадиционно);

    2) зачин — описание зимы-сказки (как в колыбельной песне);

    3) комплименты и наставления будущему императору сводятся к принципиальному для Державина тезису: «„будь на троне человек».

Второй период творчества Державина отмечен тенденцией слияния оды с сатирой: прославляя императрицу, полководцев, подвиги народа, Державин одновременно обличал недостойных вельмож и пороки общества. По выражению Пушкина, «Державин, бич вельмож, при звуке грозной лиры, их горделивые разоблачал кумиры». С годами в творчестве поэта нарастают лирико-философские размышления о жизни и смерти («Где стол был яств, там гроб стоит»), о величии и ничтожности человека («Я царь — я раб — я червь — я бог»). Тема мятущегося от печали при столкновении с неразрешимыми загадками бытия человеческого духа звучит и в знаменитой оде Державина «На смерть князя Мещерского».

    Выразительное чтение учащимся наизусть и анализ стихотворения «На смерть князя Мещерского».

    • В чём проявляется новаторство Державина?

    • Какова тема этого стихотворения?

    • Какие строки стихотворения произвели на вас самое сильное впечатление?

Учитель. Смятение героя порождено непостижимым феноменом смерти, по видимости обессмысливающим человеческую жизнь. Никакого вразумительного в этимологическом смысле этого слова утешения Державин найти не может, но и душа не может смириться с трагической безысходностью, и это внутреннее душевное сопротивление находит своё выражение в интонационном строе его произведения. Душа не смиряется со «словом рассудка», свидетельствующим о жизни и мире как неизбывном хаосе, и в этом свидетельство её божественной природы, которая проявляется в интуитивном стремлении человека к гармонии в виде ритма и мелодии.

В оде «Фемида» Державин следует ломоносовской традиции восхваления монарха. Но монарх изображён по-другому: он противопоставлен вельможам.

Выразительное чтение учащимися наизусть и анализ отрывка из оды «Фемида»

Учитель. Если Ломоносов выдавал царям «программу действий», то Державин здесь выводит благополучие власти и народа из уже присущих императрице добродетелей, понятливости, трудолюбия. Державин расширяет границы жанра оды:

    1) начало оды — сказочное;

    2) используется разговорная лексика (найдите её!);

    3) возникает лирический герой: это и порочный вельможа, и сам автор — он соткан из черт екатерининских фаворитов и царедворцев, а также ему свойственны специфические черты образа жизни провинциала-помещика. Речь Державина проста, образы зримы, ощущаемы; используется звукопись.

Ода «Бог» — попытка ответить на главный вопрос XVIII в.: что есть Бог-создатель и что человек рядом с Богом? Державин соглашается с формулой Ломоносова о единстве трёх доминант в Боге: бесконечности времени, пространства и движения. В отличие от религиозных представлений о Боге, здесь Бог не персонифицируется, но подаётся через ассоциацию со светом: солнце, звёзды, иней, лампады — всеобщий яркий божественный свет.

• Найдите лексику, которая создаёт идею пространства, времени, движения, а также способы связи их воедино в оде.

    • Чего достигает Державин соположением контрастной лексики?

    • Каким настроением проникнута ода? Меняется ли это настроение по мере чтения текста?

    • Каковы ключевые образы оды? Как они взаимосвязаны?

    • Каковы тема и идея оды «Бог»? Можно ли назвать эту оду философской? Почему? Что говорит поэт о природе Бога? Какое место во Вселенной занимает человек?

    • Почему именно это стихотворение Державин считал вершиной своего творчества?

Учитель. Смерть человеческую Державин воспринимает как Божью волю и как средство, способ соединения душ с бессмертием Бога. Гимн Богу, созданный Державиным, есть одновременно и гимн Человеку, выражение веры в его божественную сущность, которая могла бы стать спасительной для современного поэту человечества. По традиции, ода насыщена старославянизмами, но поэт и в этой оде расширяет каноны жанра.

Выразительное чтение учащимся наизусть и анализ стихотворения «Водопад»

    • О чём это стихотворение-ода?

    • Кому посвящена главная часть произведения?

    • На какие размышления наводит вас эта ода?

Учитель. Державин осознавал трудность позиции поэта. В эпиграмме 1792 г. «На птичку» он пишет о невозможности поэта (своей) творить «на заказ». Стихотворение можно воспринимать как иносказание: свободного человека насильно заставляют петь, проявлять свою индивидуальность, но свободный человек не может быть искренним и вдохновенным в неволе.

Выразительное чтение учащимся наизусть и анализ стихотворения «На птичку»

    • Чем поразила вас эта ода? Каков пафос этого произведения?

    • Что в нём узнаваемо «державинское»?

Учитель. Поэзия Державина третьего периода его творчества послужила в своё время отправной точкой для лирики юного Пушкина. Всё чаще обращался

Державин к интимным переживаниям человеческой натуры, славил простые человеческие радости, звал к мудрой умеренности, всматривался в картины природы, создавая прекрасные стихотворные пейзажи.

    Выразительное чтение учащимся наизусть и анализ стихотворения «Русские девушки»

    • Какое настроение является главным в стихотворении?

    • Какие образные картины вам представились?

    • Какие художественные средства использует поэт, передавая динамику и своеобразие русского танца?

    • В чём, по-вашему, проявляется русский национальный колорит в этом стихотворении?

Учитель. В своих сатирических одах Державин не только был «зла непримиримый враг», обличая неправоту и беззаконие своего времени, но и чтил достоинства, славил святую добродетель. Он не просто обличал то, что ему не нравилось, но и пытался научить жить так, как это необходимо — в согласии со своей совестью и честью. Державин полагал, что поэт призван изобразить человеческую душу, словно художник-акварелист, не отрывающий от листа бумаги кисти, пока рисунок не закончен. Это удалось ему в оде «Бессмертие души».

Выразительное чтение учащимся наизусть оды «Бессмертие души»

Учитель. Для Державина поэзия, творчество — последняя возможность сохранения памяти о человеке в земном существовании (кто же вспомнит и правителей с их деяниями, если их не воспоют трубы поэтов?!) ... Век его был по преимуществу материален, жаден до удовольствий и радостей быстротекущей жизни, соединял простодушие, смелость и житейскую смётку.

Последнее державинское стихотворение вполне выразило его поэтическое «я» и дух времени:

Река времён в своём стремленьи

Уносит все дела людей

И топит в пропасти забвенья

Народы, царства и царей.

А если что и остаётся

Чрез звуки лиры и трубы,

То вечности жерлом пожрётся

И общей не уйдёт судьбы.

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

    1. «Умники и умницы»: постановка и решение проблемного вопроса (работа в парах).

    • Прокомментируйте высказывание Н. В. Гоголя, приводя в качестве аргументов своего мнения стихотворные строки Державина. Сделайте вывод о том, в чём видит Гоголь главную заслугу Г. Р. Державина.

«Слог у него так крупен, как ни у кого из наших поэтов. Разъяв анатомическим ножом, увидишь, что это происходит от необыкновенного соединения самых высоких слов с самыми низкими и простыми, на что никто не отважился, кроме Державина».

2. Заключительное слово учителя

— Итак, поэтическое творчество Державина приходится в основном на два последних десятилетия XVIII — первое десятилетие XIX вв. И это не только хронологические границы. Вырастая на почве XVIII в., величавое и могучее древо державинской поэзии несёт на своих широко раскинувшихся ветвях воистину золотые плоды — зёрна будущего, соединяет концы и начала, является живым и действенным связующим звеном между двумя столь различными эпохами в развитии русской поэзии.

VI. Домашнее задание

    1. Прочитать стихотворения Г. Р. Державина «Фелица», «Властителям и судиям», «Памятник».

    2. Творческое задание (по выбору учащихся). Написать сочинение-эссе (миниатюру) «Смерть и бессмертие в поэзии Г. Р. Державина».

    3. Индивидуальные опережающие задания (3 учащихся). Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворений Г. Р. Державина «Фелица», «Властителям и судиям», «Памятник».