Литература 9 класс - Планы-конспекты для 105 уроков - Галина Фефилова 2016

Русская литература XVII - XVIII веков. Классицизм. Сентиментализм
Истину царям с улыбкой говорить Гражданская поэзия Г. Р. Державина

    Цели: ознакомить учащихся с гражданской лирикой Г. Р. Державина (на примере произведений «Фелица», «Властителям и судиям», «Памятник»); совершенствовать умения и навыки работать с произведением эпохи классицизма и видеть живое творческое начало, а не только литературный памятник; совершенствовать навыки анализа поэтического текста; воспитывать уважение к духовному началу русской литературы, к личности Г. Р. Державина как истинного христианина и гражданина.

    Оборудование: учебник, раздаточный материл, иллюстративный материал по теме урока.

    Тип урока: урок — анализ художественного произведения.

    Прогнозируемые результаты: учащиеся знают о гражданской лирике Г. Р. Державина; анализируют поэтические тексты, показывая многообразие путей осмысления стихотворного произведения, его идейно-художественного содержания; выразительно читают стихотворения; участвуют в беседе; выполняют аналитическую работу в парах.

Ход урока

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

1. Постановка и решение проблемного вопроса

    • Как в творчестве Г. Р. Державина и других писателей, и поэтов эпохи классицизма отражена мысль князя Е. Н. Трубецкого: «Человек ценен и незаменим как сотрудник и друг Божий. Лишь в этом качестве он является носителем вечной божественной идеи...»?

    2. Заслушивание нескольких творческих работ (см. домашнее задание предыдущего урока)

III. Мотивация учебной деятельности

Учитель. В истории русской литературы XVIII в. Гавриил Романович Державин занимает особое место. Он подготовил переворот в литературном языке, который позже совершил А. С. Пушкин. Заслуги Державина перед отечественной литературой велики, а положение между М. В. Ломоносовым и А. С. Пушкиным незыблемо. Поэтический диапазон Державина необыкновенно широк. В его творчестве создаётся образ достойного гражданина и просвещённого правителя, сатирически обличаются высокопоставленные чиновники, утверждаются идеалы патриотизма и служения Отечеству, прославляется героизм русских воинов. Он смело идёт на разрушение привычных уже для его времени норм классицизма и создаёт свою особую поэтическую систему. Раскрывая возможности классицизма, он в то же время разрушал его, прокладывая путь сентиментальной, романтической и реалистической поэзии.

Поэтическое творчество Державина обширно и в основном представлено одами, среди которых можно выделить гражданские, победно-патриотические, философские и анакреонтические. Особое место занимают гражданские оды, адресованные лицам, наделённым большой политической властью, — монархам, вельможам. Чтобы до конца понять Державина, нужно обратиться к его философским раздумьям о мире и человеке, о назначении поэта и поэзии.

IV. Работа над темой урока

1. Аналитическая работа с текстом оды Г. Р. Державина «Фелица»

а) Вступительное слово учителя

— Ода «Фелица» была создана в 1782 г. в Петербурге. Друзья, которым Державин прочитал её, вынесли произведению неумолимый приговор: ода превосходна, но напечатать её невозможно из-за неканонического изображения императрицы и сатирических портретов екатерининских вельмож, легко узнаваемых современниками. Державин положил оду в ящик бюро, где она пролежала около года.

Весной 1783 г. президент Российской академии княгиня Екатерина Романовна Дашкова в журнале «Собеседник любителей российского слова» по рекомендации Осипа Петровича Козодавлева без ведома автора анонимно напечатала оду «Фелица». Дашкова преподнесла первый номер журнала императрице Екатерине II. Та, прочитав оду, растрогалась до слёз и стала интересоваться автором произведения. Княгиня открыла имя поэта и поведала о нём много хорошего. Через некоторое время Державин получил по почте конверт, в котором лежали золотая табакерка, инкрустированная бриллиантами, и пятьсот золотых рублей. Вскоре поэт был представлен императрице и облагодетельствован ею. Публикация оды сразу сделала Державина знаменитым, он вошёл в число первых поэтов России.

Главная героиня оды — императрица Екатерина II, названная поэтом Фелицей (от лат. felix — счастливый). И это имя выбрано не случайно. Дело в том, что в 1781 г. Екатерина II для своих внуков Александра и Константина написала несколько «забавно-поучительных» произведений и среди них «Сказку о царевиче Хлоре». Эта сказка несколько раз переиздавалась, была хорошо известна и популярна не только потому, что написана императрицей, но и потому, что вполне соответствовала идеалам Просвещения: в ней говорилось о воспитании идеальной личности, обладающей высокими морально-нравственными и интеллектуальными достоинствами, умеющей подчинить разуму свои чувства и желания.

б) Словарная работа (запись на доске и в тетрадях)

Фелица — вымышленное имя киргизской царевны, мудрой героини сказки, которую Екатерина II написала для внуков.

Мурза — по-татарски: знатный господин.

в) Выразительное чтение учащимся наизусть оды «Фелица»

г) Беседа

    • Является ли эта ода классицистическим произведением? Докажите.

    • Что является содержательной основой противопоставления Фелицы и мурзы? Исполняет ли мурза свой долг перед государством?

    • Объясните смысл названия оды.

    • Приведите примеры сочетания высокого и низкого «штилей» в оде «Фелица».

    • С кем сравнивается Фелица в оде? Какие качества героини раскрываются в этом сравнении?

    • Есть ли в оде положительная программа для идеального просвещённого правителя?

д) «Практикум начинающего литературоведа» (сопоставительная работа в парах)

    • Сопоставьте оду Г. Р. Державина «Фелица» с «Одой на день восшествия на российский престол её величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» М. В. Ломоносова. Что общего и различного в образах героинь этих произведений? Какие художественные приёмы используют поэты дли создания центрального образа каждой оды? Почему, несмотря на один и тот же стихотворный размер, оды звучат по-разному? Сопоставьте лексику, синтаксис и поэтические интонации этих произведений. Есть ли в одах сатирическое изображение действительности?

ж) Обобщение учителя

— Итак, вы убедились, что ода «Фелица» — произведение новаторское, смелое по мысли и форме. Оно включает в себя высокое, одическое, и низкое, иронико-сатирическое. В отличие от од Ломоносова, где объектом изображения было лирическое состояние поэта, для которого государственные, национальные интересы слились с личными, ода Державина сделала объектом поэтизации «человека на троне» — Екатерину II, её государственные дела и добродетели. «Фелица» близка дружескому литературному посланию, похвальному слову и одновременно — стихотворной сатире. Воодушевлённый наградой за оду «Фелица», Державин откликнулся на послание императрицы новым стихотворением «Благодарность Фелице», в котором давал обещание и в будущем воспевать идеал добродетели Екатерину-Фелицу. Однако со временем для Державина, ставшего личным секретарём императрицы и близко узнавшего жизнь двора, идеал «Фелицы» померк. Служба и поэзия взаимообусловливали друг друга: благодаря «Фелице» поэт стал известен императрице и в конце концов сделал карьеру; служба же при дворе развенчала прежний идеал просвещённой монархии, в «пиите» больше не возгорался «небесный огнь», он уже не пел свою царицу.

    2. Аналитическая работа с текстом стихотворения Г. Р. Державина «Властителям и судиям»

а) Вступительное слово учителя

— К гражданским одам Державина примыкает и знаменитое стихотворение «Властителям и судиям», за которое поэт попал в немилость. Ода представляет собой переложение псалма. Композиционно стихотворение делится на две части. В первой части поэт гневно напоминает царям и судьям об их обязанностях: они должны блюсти законы, «на лица сильных не взирать», защищать сирот и вдов, освободить из темниц должников — «исторгнуть бедных из оков». Во второй части подводится горестный итог — властители и судьи остались глухи и слепы к страданиям подданных. Заканчивается стихотворение призывом к беспощадной каре земных властителей. Гражданский пафос оды встревожил Екатерину II, которая отметила, что стихотворение Державина «содержит в себе вредные якобинские замыслы».

б) Словарная работа (запись на доске и в тетрадях)

Лихоимство — взяточничество.

Мзда (устар.) — вознаграждение, плата, взятка.

Очеса́ (устар.) — очи, глаза.

в) Выразительное чтение учащимся наизусть оды «Властителям и судиям»

г) Беседа

    • В чём своеобразие этого произведения? Как бы вы определили его жанр и почему?

    • Кого осуждает поэт? Почему он так непримирим в своих суждениях, обращённых к «властителям и судиям»?

    • Придают ли устаревшие слова больший пафос стихотворению (без обороны сирот и вдов не оставлять, исторгнуть бедных из оков, покрыты мздою очеса, зыблет, падете, внемли)?

    • Найдите в стихотворении строки, в которых отразилась личность самого поэта, обращающегося к несправедливым властителям жизни. Охарактеризуйте идейное содержание этих строк.

    • В чём автор видит долг «властителей и судий»?

    • Соблюдена ли ломоносовская теория «трёх штилей» в этом стихотворении?

д) Обобщение учителя

— Итак, согласно державинской идее государственности власть не должна подминать под себя человека. В стихотворении «Властителям и судиям» он высказывает мысль о том, что закон должен быть не только справедливым, но и гуманным. Поэт приходит к крамольному по тем временам выводу: цари, эти «земные боги», на самом деле смертны, как и все, и так же подвержены страстям. Не правда ли, нужна большая смелость, чтобы так открыто восстать против произвола властителей?

3. Аналитическая работа с текстом стихотворения Г. Р. Державина «Памятник»

а) Вступительное слово учителя

— Впервые обратился к теме поэта и поэзии ещё в I в. до н. э. древнеримский поэт Квинт Гораций Флакк в оде «К Мельпомене». Переводов оды Горация было множество. До Державина это замечательное произведение переложил Ломоносов, после Державина — Пушкин. В 1796 г. Державин тоже обращается к данной теме, пишет стихотворение «Памятник» — вольное переложение оды Горация. Но Державин не повторяет мыслей далёкого предшественника, а высказывает собственную точку зрения на поэта и поэзию. Поэт считал, что люди, которых не вдохновляет, не волнует искусство, остаются глухи к добру, равнодушны к радостям и страданиям окружающих.

    б) Выразительное чтение учащимся наизусть стихотворения «Памятник»

в) Беседа

    • Какой теме посвящено произведение? Почему оно названо «Памятник»?

    • Определите его тему и основную мысль.

    • Каким размером написано стихотворение, какие в нём рифмы?

    • Какие средства художественной изобразительности использовал поэт (эпитеты, олицетворение, сравнение, гиперболы)?

    • Прав ли был Державин, считая, что «памятник себе воздвиг чудесный, вечный»?

    • Что это за памятник, почему даже «времени полёт его не сокрушит»?

    • Какие свои произведения упоминает поэт в оде? («Фелица», «Бог») Почему именно их?

    • В чём видит Державин назначение поэта и поэзии?

    г) «Практикум начинающего литературоведа»: сопоставительный анализ перевода стихотворения Горация «К Мельпомене» М. В. Ломоносовым и стихотворения Г. Р. Державина «Памятник» (в парах)

    • Что общего в этих произведениях? Чем они отличаются друг от друга?

    • В чём видит залог своего бессмертия Гораций и в чём Г. Р. Державин?

д) Обобщение учителя

— Итак, поэт гордится прежде всего созданным им «забавным русским слогом», то есть новой стилистической манерой, которую он ввёл в русскую литературу. И особенно он горд одним из центральных своих произведений — одой «Фелица», подчёркивая её искренность, отсутствие напыщенности — свою «сердечную простоту» и, — наконец, гражданскую смелость, позволившую ему провозглашать истину. Пусть «с улыбкой», но всё же истину. Именно в этом видит Державин смысл поэзии, высокое назначение поэта и, в итоге, его право на бессмертие!

    4. «Умники и умницы»: постановка и решение проблемных вопросов (работа в парах с последующей презентацией результатов работы)

    • Пушкин говорил о Державине: «Читая его, кажется, читаешь дурной вольный перевод с какого-то чудесного подлинника...». Почему Пушкин так оценил поэзию Державина?

    • Как вы думаете, почему В. Г. Белинский называл Державина не вовремя родившимся Пушкиным, а Пушкина — вовремя родившимся Державиным? Аргументируйте своё мнение.

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Заключительное слово учителя

— Громадно историко-литературное значение поэзии Державина. В его стихах впервые в нашей литературе по-настоящему предстаёт личность поэта, то есть то, что составляет жизнь и душу лирической поэзии. А. А. Бестужев-Марлинский в известном «Взгляде на старую и новую словесность в России» писал о Державине: «Лирик-философ, он нашёл искусство с улыбкой говорить царям истину, открыл тайну возвышать души, пленять сердца и увлекать их то порывами чувств, то смелостью выражений, то великолепием описаний».

VI. Домашнее задание

    1. Творческое задание. Написать сочинение-эссе (миниатюру) «В чём заслуга Г. Р. Державина перед русской литературой?».

    2. Знать содержание книги А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву».

    3. Индивидуальные опережающие задания (2 — 3 учащихся). Подготовить «Литературные визитки» о жизни и творчестве А. Н. Радищева, выразительное чтение оды «Вольность».