Литература 9 класс - Планы-конспекты для 105 уроков - Галина Фефилова 2016
Русская литература XVII - XVIII веков. Классицизм. Сентиментализм
А. Н. Радищев: жизнь, личность, литературная поэзия. Жанровое и художественное своеобразие книги Путешествие из Петербурга в Москву
Цели: ознакомить учащихся с жизнью, творчеством и литературной позицией А. Н. Радищева; дать учащимся понятие об идейном и художественном своеобразии «Путешествия из Петербурга в Москву», об особенностях жанра «путешествие»; совершенствовать навыки анализа прозаического текста; показать многообразие путей осмысления произведения, его идейно-художественного содержания; воспитывать духовно-нравственную культуру учащихся.
Оборудование: учебник, раздаточный материл, иллюстративный материал по теме урока.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают о жизни и творчестве А. Н. Радищева, об особенностях жанра «путешествие», просветительских взглядах Радищева на крепостное право, на самодержавие; анализируют оду «Вольность»; имеют представление об идейном и художественном своеобразии «Путешествия из Петербурга в Москву»; анализируют прозаический текст.
Ход урока
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
Заслушивание нескольких творческих работ
(см. домашнее задание предыдущего урока)
III. Мотивация учебной деятельности
Учитель. Александр Николаевич Радищев — кульминационная фигура русской литературы XVIII в. Его особенное положение в национальном литературном процессе традиционно мотивировалось с идеологической точки зрения и выражалось устойчивой формулой: «Радищев — первый русский революционер». Безусловно, Радищев является одним из наиболее последовательных и радикальных политических мыслителей не только своей исторической эпохи, но и всей истории русской общественной мысли нового времени. Это первый в России революционный писатель, провозгласивший право народа на насильственное свержение деспотической власти помещиков и царя. Это предшественник декабристской и революционно-демократической мысли XIX в. Сложны и многосторонни связи, существующие между творчеством Радищева и его русскими предшественниками, начиная с авторов житий, Тредиаковского и Ломоносова и кончая Новиковым и Фонвизиным. Идеалы, вдохновлявшие писателей русского Просвещения, были близки Радищеву своим гуманистическим пафосом. Человек, его общественные отношения, его творческие возможности, его нравственное достоинство — вот что оставалось в центре внимания автора «Путешествия из Петербурга в Москву» на протяжении всей его жизни.
IV. Работа над темой урока
1. Объяснение учителя
— С середины XVIII в. во всей Европе начался процесс отмирания классицизма в связи с быстрым разложением абсолютной монархии на Западе и могучими социальными потрясениями в России. Изучая произведения писателей-классицистов, мы выяснили, что классицизм основан на культе разума. Страшные события Великой французской революции, которой закончился блистательный век Просвещения, заставили усомниться в главенстве разума в человеческой природе. К тому же каноны классицизма стали мешать развитию искусства. И потому на смену ему приходит новое направление — сентиментализм.
Сентиментализм (франц. sentimentalisme, sentiment — чувство, от англ. sentimental — чувствительный) — литературное направление, где на смену культу рационализма, разума приходит культ чувственности, чувства. Сентиментализм возникает в Англии в 30-е гг. XVIII в. в поэзии как поиск новых форм, идей в искусстве. Совершенствуя литературный язык, русские сентименталисты обращались и к разговорным нормам, вводили просторечие. Литературоведы находят черты сентименталистской поэтики и в творчестве А. Н. Радищева.
Основные особенности сентиментализма как литературного направления
1) Изображение природы.
2) Внимание к внутреннему миру человека (психологизм).
3) Важнейшая тема сентиментализма — тема смерти.
4) Игнорирование окружающей среды, обстоятельствам придаётся второстепенное значение; опора лишь на душу простого человека, на его внутренний мир, чувства, которые изначально всегда прекрасны.
5) Основные жанры сентиментализма: элегия, психологическая драма, психологический роман, дневник, путешествие, психологическая повесть.
2. Заслушивание «Литературных визиток» о жизни и творчестве А. Н. Радищева
(Учащиеся составляют краткий конспект.)
3. Выборочное коллективное ознакомление со статьёй учебника о жизни и творчестве А. Н. Радищева (с пояснениями учителя)
4. Аналитическая работа с текстом оды А. Н. Радищева «Вольность»
а) Вступительное слово учителя
— Радищев, вынашивая революционные идеи свержения самодержавия, создаёт оду «Вольность». Сколь последователен он был в отрицании тирании, столь смелым был и в поэтическом экспериментаторстве. Для прославления политической и гражданской свободы поэт избирает традиционный жанр оды. Но что же остаётся в ней от традиции классицизма? Ведь Радищев воспевает не выдающегося полководца и не государственного деятеля и тем более не монарха...
б) Выразительное чтение оды наизусть заранее подготовленным учащимся
в) Беседа
• Выделите характерные черты деятельности Радищева на примере оды «Вольность».
• Какие темы и сюжеты общественной жизни его интересовали? Что высмеивалось и что ценилось?
5. Выполнение интерактивного упражнения «Мозговой штурм» (работа в парах с последующей презентацией результатов работы)
• В статье о Радищеве Пушкин назвал его человеком «с удивительным самоотвержением и рыцарской совестливостью». Какие факты жизни Радищева подтверждают эту оценку?
• Сопоставьте «Оду на день восшествия на всероссийский престол.» М. В. Ломоносова и оду «Вольность» А. Н. Радищева. Что нового привнёс Радищев в жанр оды?
6. Аналитическая работа с текстом произведения «Путешествие из Петербурга в Москву»
а) Вступительное слово учителя
— Обращаясь к тем же вопросам, которые волновали русских просветителей, Радищев нередко полемизировал с ними. Он решал эти вопросы по-своему, в соответствии с той системой, которая складывалась в сознании писателя
на основе усвоения опыта предшественников и его критического переосмысления. Эволюция общественно-политических взглядов Радищева, обусловленная прежде всего событиями Великой Французской революции, нашла отражение в творчестве писателя. Каждое произведение, написанное Радищевым до «Путешествия из Петербурга в Москву», одновременно с ним или после него, так же, как и само «Путешествие...», невозможно рассматривать изолированно от других сочинений этого автора. Свою главную книгу писатель создал в жанре путешествия. Выбор жанра не был случайным: автор полагал, что путевые записки дают возможность показать современную ему действительность во всей полноте и сложности.
«Много можно узнать, — писал он, — если бы сыскался или житель столицы, или житель в губернии, или путешествователь, довольно имеющий твердости духа, любящий отечество и правду, а сверх того находяся в независимости своей в особенности, не имел нужды бояться мщения сильных, сделал бы картину преступающих в злоупотреблении властей». Стиль Радищева весьма своеобразен. Как нередко бывает у писателей свободолюбивых взглядов, ему (а также, например, большинству поэтов декабристского круга) казалось неприемлемым всё слишком гладкое и плавное. Поэтому в прозе он доводил до крайности особенности «высокого», славянизированного слога: отдельные отрывки текста кажутся написанными просто по-церковнославянски, а синтаксис запутан до предела. Тут же, с целью «возвысить» слог, писатель начинает во множестве употреблять научные термины.
Вплоть до 1970-х гг. возможности ознакомиться с «Путешествием.» для массового читателя были крайне ограничены. После того как в 1790 г. почти весь тираж «Путешествия из Петербурга в Москву» был уничтожен автором перед арестом, до 1905 г., когда с этого сочинения было снято цензурное запрещение, общий тираж нескольких его публикаций едва ли превысил 1500 экземпляров. В 1905-1907 гг. вышло несколько изданий. В 1970-х гг. «Путешествие...» начали выпускать по-настоящему массово. В 1930-1950 гг. под редакцией Г. А. Гуковского осуществлено издание трёхтомного «Полного собрания сочинений А. Н. Радищева», где впервые опубликованы многие ранее не публиковавшиеся тексты Радищева, в том числе философские и юридические.
Литературоведческий глоссарий (обращение к записи на доске)
Сентиментализм — литературное направление конца XVIII — начала XIX в., пришедшее на смену классицизму и характеризующееся особым вниманием к индивидуальному душевному миру человека и стремлением к изображению переживаний героев в условиях обыденной, но идеализируемой жизни.
Путешествие — литературный жанр, в основе которого — описание странствий героя. Это могут быть сведения об увиденных путешественником странах, народах в форме путевых дневников, заметок, очерков и т. д. Основная задача таких произведений — прежде всего познавательная, но автор может ставить философские, публицистические, психологические и другие задачи. Это могут быть также повествования о вымышленных, воображаемых странствиях.
б) Коллективная работа по составлению опорно-смыслового конспекта «Жанровое своеобразие “Путешествия из Петербурга в Москву”» (запись на доске и в тетрадях)
Пояснение-комментарий к ОСК (формулируют учащиеся под руководством учителя)
В основе любого литературного путешествия лежит очерк. Книга Радищева не исключение: она построена как цепь очерков, повествующих о поездке и дорожных впечатлениях. Жанр путешествия позволил объединить самый разнородный материал, разные типы очерков. «Путешествие из Петербурга в Москву», что характерно для поэтики путевых записок, — огромный и пёстрый мир, многоликий и многоголосый, познавая который герой Радищева обретает истинное знание жизни. Ощущение сложности, мозаичности картины мира усилено включением в книгу различных жанров фольклора, древнерусской литературы, новой русской литературы XVIII в., а также жанров деловой и научно-публицистической прозы. При этом «Путешествие.» Радищева — не хаотичное нагромождение разнородных жанровых образований, а стройная художественная система, где каждый элемент занимает строго отведённое для него место и выражает определённую мысль автора, участвуя в развитии авторской концепции мира и человека. В книге об исторических судьбах русского народа закономерно обращение писателя к фольклору:
• традиционные жанры русской средневековой литературы под пером Радищева обрели новую жизнь: легенда, плач, сатирическая песня, духовный стих;
• широко в «Путешествие...» входят и жанры новой русской литературы, роднящие её с западноевропейской: сатирическое письмо, сатирический разговор, анекдот, ода, оратория;
• Радищев включил в «Путешествие...» ряд научно-публицистических форм и жанров: законодательный проект, историко-публицистический трактат, литературно-критическую статью.
Вывод: стилевое многообразие свидетельствует о пестроте и сложности картины мира
в) «Читая — размышляем...»: постановка и решение проблемных вопросов
• Почему «Путешествие.» заканчивается «Словом о Ломоносове»?
• Литературовед Г. А. Гуковский писал, что главный герой книги «Путешествие из Петербурга в Москву» — величественная и угнетённая Родина.
Справедлива ли эта оценка? Аргументируйте своё мнение.
V. Рефлексия. Подведение итогов урока
«Это интересно!»: «Тайны великих: Пушкин о Радищеве»
Особой страницей в восприятии личности и творчества Радищева русским обществом стало отношение к нему А. С. Пушкина. Познакомившись с «Путешествием из Петербурга в Москву» в юности, Пушкин явно ориентируется на радищевскую оду «Вольность» в своей одноимённой оде (1817 или 1819). «Путешествие.» оказалось созвучно тираноборческим и антикрепостническим настроениям юного Пушкина. Несмотря на изменение политических позиций, Пушкин и в 1830-е гг. сохранял интерес к Радищеву, приобрёл экземпляр «Путешествия», бывшего в Тайной канцелярии, набрасывал «Путешествие из Москвы в Петербург» (задуманное как комментарий к радищевским главам в обратном порядке). В 1836 г. Пушкин попытался опубликовать фрагменты из радищевского «Путешествия» в своём «Современнике», сопроводив их статьёй «Александр Радищев» — самым развёрнутым своим высказыванием о Радищеве. Помимо смелой попытки впервые после 1790 г. ознакомить русского читателя с запрещённой книгой, здесь же Пушкин даёт и весьма подробную критику сочинения и его автора.
VI. Домашнее задание
Творческое задание. Написать сочинение-миниатюру в жанре письма от имени человека XVIII в., рекомендующего прочитать произведение А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» своему другу.