Литература 9 класс - Планы-конспекты для 105 уроков - Галина Фефилова 2016

Русская литература XVII - XVIII веков. Классицизм. Сентиментализм
А. Н. Радищев. Художественное своеобразие Путешествия из Петербурга в Москву и его влияние на передовую мысль эпохи

    Цели: раскрыть перед учащимися художественное своеобразие «Путешествия из Петербурга в Москву» и его влияние на передовую мысль эпохи; совершенствовать навыки анализа прозаического текста; показать многообразие путей осмысления произведения, его идейно-художественного содержания; воспитывать духовно-нравственную культуру учащихся.

    Оборудование: учебник, раздаточный материл, иллюстративный материал по теме урока.

Тип урока: урок — анализ художественного произведения.

Прогнозируемые результаты: учащиеся знают просветительские взгляды Радищева на крепостное право, на самодержавие, содержание отдельных глав «Путешествия из Петербурга в Москву»; раскрывают художественное своеобразие «Путешествия...» и его влияние на передовую мысль эпохи; формулируют идею, проблематику изучаемого произведения; характеризуют особенности сюжета, композиции; выполняют аналитическую работу в группах; участвуют в беседе.

Ход урока

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

1. «Умники и умницы»: постановка и решение проблемного вопроса

    • Радищев всецело отвергал самодержавие и считал, что народные массы вправе судить и казнить монарха-тирана. «Самодержавие есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние. Неправосудие государя даёт народу, его судии, то же и более над ним право, какое ему даёт закон над преступниками. Государь есть первый гражданин народного общества.»

    • Чем отличается отношение Радищева к самодержавию от идеи просвещённого абсолютизма, свойственное мировоззрению Ломоносова?

    2. Заслушивание нескольких творческих работ (см. домашнее задание предыдущего урока)

III. Мотивация учебной деятельности

Учитель. В мае 1790 г. на прилавке одного из книжных магазинов Москвы появилось произведение А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». Работа печаталась без указания автора, в ней с неслыханной для того времени смелостью и прямотой «безымянный путешественник» наносил сокрушительные удары по всем устоям тогдашней императорской России: крепостному праву, господствующей православной церкви, царской власти.

Познакомившись с книгой, напуганная Екатерина II говорила о Радищеве (имя автора вскоре было установлено), что «это бунтовщик похуже Пугачёва».

Книга Радищева написана в форме путевых заметок, а главы её поименованы названиями тех почтовых станций, на которых останавливался герой-путешественник. Это дало автору возможность широко охватить русскую действительность конца XVIII в. Перед читателем предстают люди всех слоёв общества: поместные и служилые дворяне, чиновники-разночинцы, дворовые слуги, крепостные крестьяне. Форма путевого дневника позволяла Радищеву глубоко раскрыть мысли, чувства, переживания путешественника, передать его впечатления от увиденного. Тщательно продумав композицию «Путешествия...», придав ей внутреннюю логику, Радищев апеллировал и к разуму, и к чувству читателя. Одну из главных особенностей творческого метода Радищева верно определил Г. А. Гуковский, обративший внимание на эмоциональную сторону книги: «Читателя должен убедить не только факт, как таковой, но и сила авторского подъёма; читатель должен войти в психологию автора и с его позиций взглянуть на события и вещи. “Путешествие” — это страстный монолог, проповедь, а не сборник очерков».

«Путешествие из Петербурга в Москву» рисует перед читателем неприглядные картины жизни крепостной России. Однако это произведение содержит много других ценных мыслей, и сегодня поражающих своей актуальностью...

IV. Работа над темой урока

1. Погружение в тему урока: практическая работа (в парах)

— В «Путешествии из Петербурга в Москву» Радищева говорится, что царь, его окружение, самодержавие в целом и дворянский класс являются источником перечисленных ниже социально-нравственных пороков.

Алчность, вероломство, властолюбие, высокомерие, глупость, гордость, жестокость, жадность, зависть, зверство, клевета, коварство, корысть, ласкательство, лесть, лицеприятие, ложь, любомщение, любочестие, мздоимство, мстительность, надменность, насильничество, невежество, ненависть, ненасытность, неправда, подлость, подобострастие, предательство, прислужничество, раболепие, раболепство, пресмыкательство, разврат, распутство, тщеславие, хищность.

    • Из приведённых слов-понятий составьте синонимические ряды, например, алчность, ненасытность, ..., ..., ... Поясните значение слов-синонимов, называющих человеческие пороки.

2. Вводно-ориентировочная беседа

    • Как вы понимаете смысл эпиграфа к «Путешествию...»?

    • Что, на ваш взгляд, Радищев называет «чудищем облым»?

    • Какова роль вставных эпизодов (подслушанных разговоров, снов, появления случайных прохожих, найденных писем и др.) в «Путешествии.»?

3. Объяснение учителя

— С каждой новой главой «Путешествия из Петербурга в Москву» перед его читателями развёртываются разнообразные, но одинаково типические картины безобразий, неправд и произвола, безнаказанно свершающихся в самодержавно-крепостнической стране. Обыденно и спокойно творятся вопиющие несправедливости; государственная служба является неприкрытым орудием классового угнетения. Подрядчики хищничают, вельможи грубо и цинично попирают закон, крепостники-помещики грабят и мучают своих крестьян. Безбрежное море страданий закрепощённого крестьянства разлито почти по всем страницам радищевской книги.

В главе «Любани» рассказано о встрече путешественника с крепостным крестьянином, который вынужден все шесть дней недели работать на барщине. Чтобы обеспечить пропитание своей семье, он трудится и в праздники, и в лунные ночи. Крестьянин мечтает о том, чтобы с него брали оброк: «Правда, что иногда и добрые господа берут более трёх рублей с души, но всё лучше барщины». Варварская эксплуатация крестьян производит на путешественника гнетущее впечатление, и поэт предупреждает: «Страшись, помещик жестокосердный, на челе каждого из твоих крестьян вижу твоё осуждение».

В главе «Пешки» открывается поразительное зрелище крестьянской нищеты. Вместе с радищевским героем-путешественником читатель видит тесную, задымленную избу, жалкую крестьянскую одежду («посконная рубаха, обувь, данная природою, онучки с лаптями для выхода»). Пища крестьян — хлеб «из трёх четвертей мякины и одной части насеянной муки»; сахар для них — «боярское кушанье».

В «Путешествии из Петербурга в Москву» «благополучных деревень» не существует. Время от времени на страницах мелькают положительные образы «добрых дворян». Однако их личные качества не способны изменить существующего положения вещей.

Особое место в «Путешествии...» занимает глава «Спасская полесть», посвящённая обличению «чудища стозевна» — самодержавной власти. Основная часть «Спасской полести» построена как развёрнутая аллегория (иносказание). Военачальники и министры утопают «в роскоши и веселии», вместо того, чтобы исполнять свой долг. Речь в этой аллегории идёт о неправедной власти тирана, в частности екатерининском царствовании, внешне блистательном, а по сути своей несущем народу неисчислимые бедствия.

В главу «Тверь» писатель включил свою оду «Вольность». В ней дана впечатляющая картина народного восстания. Восставшие, захватив власть, вершат строгий суд над царём-преступником, забывшим о своём долге перед народом. Суровый приговор грозных мстителей гласит: «Умри! Умри же ты сто крат!». Оду «Вольность» Екатерина II признала «совершенно явно и ясно бунтовской, где царям грозится плахою...».

В главе «Чёрная грязь» Радищев пришёл к мысли о том, что будущее небезнадёжно. Поэтому к тексту прибавилось посвящение с оптимистическим утверждением силы печатного слова — «Слово о Ломоносове», гимн человеческому гению, дерзанию, деянию. Шуткой заканчивает Радищев всю книгу: «Но, любезный читатель, я с тобою закалякался. Вот уже Всесвятское. Если я тебе не наскучил, то подожди меня у околицы, мы повидаемся на возвратном пути. Теперь прости, — Ямщик, погоняй. Москва! Москва!!!...»

Народ в изображении Радищева — не безликая масса. Каждое действующее лицо «Путешествия.» наделено своими отличительными чертами. Вдумчивый читатель запомнит и неутомимого крестьянина-пахаря («Любани»), и скромную, но гордую девушку Анюту («Едрово»), и крепостного интеллигента, предпочитающего двадцатипятилетнюю солдатскую службу унизительному существованию дворового слуги («Городня»), и многих других героев.

    4. Аналитическая работа в мини-группах с главами из книги «Путешествие из Петербурга в Москву» с последующей презентацией результатов работы

    • 1-я группа. Глава «Выезд». В чём смысл сна, увиденного путешественником в главе «Выезд»? Прокомментируйте, аргументируя своё мнение.

    • 2-я группа. Глава «София». С чем пришлось столкнуться герою на станции София? Почему в конце главы «скорбь душевная» так сильна и жизнь кажется путешественнику бесполезной?

    • 3-я группа. Глава «Тосна». Какая основная мысль главы? Выделите ключевые слова. Прокомментируйте их.

    • 4-я группа. Глава «Спасская полесть». Прокомментируйте главу «Спасская Полесть». Соотнесите содержание этой главы с задачей автора изобразить «страдания человеческие». В чём автор видит выход для страдающих жителей России?

    • 5-я группа. Глава «Любани». В этой главе путешественник беседует с пахарем, работающим на своей ниве в субботу. Какие черты русского человека раскрываются в этой беседе? Аргументируйте своё мнение.

    5. Обобщающая беседа

    • Как в «Путешествии из Петербурга в Москву» проявляется сочувствие автора и его героя путешественника к людям из народа?

    • В каких главах «Путешествия.» заметно восхищение нравственными основами народного характера? Подтвердите своё мнение цитатами из текста.

    • Выскажите свои суждения: что испытываете вы, читая страшные истории, рассказанные Радищевым в своей книге?

    6. «Практикум начинающего литературоведа» (работа в парах с последующей презентацией результатов работы)

    • Докажите по принципу доказательства теоремы, что «Путешествие из Петербурга в Москву» принадлежит литературе сентиментализма.

    7. «Под сенью дружных муз...»: сообщение учителя с показом иллюстраций к книге А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву»

— Отдельно следует сказать о главе «Медное». Именно иллюстрацию к этой главе можно считать наиболее ранней. Она была выполнена в 1910 г. поздним

художником-передвижником К. В. Лебедевым для роскошно иллюстрированного юбилейного издания «Отечественная война и русское общество», вышедшего в 1911 г. под редакцией С. П. Мельгунова. Сцена продажи дворовых с аукциона, сделанная по материалам радищевской книги, служила здесь иллюстрацией к экономической ситуации в России времён Екатерины II. В истории иллюстрирования этой главы заметна явная тенденция к замене сцены аукциона, то есть изображения безобразного обычая продажи людей, на изображение самой группы продаваемых крестьян, то есть объектом иллюстрации становится один из наиболее художественно сильных эпизодов «Путешествия...» — история четырёх поколений верно служивших хозяевам дворовых, своеобразная семейная хроника в миниатюре.

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

    1. «Творческий практикум» (работа в группах с последующей презентацией результатов работы)

    • Подготовьте развёрнутый устный ответ на вопрос: «В чём заключается гражданский подвиг Радищева?» с чтением отрывков из «Путешествия из Петербурга в Москву» (в качестве доказательства своего мнения).

2. Заключительное слово учителя

— В ряду русских литературных путешествий XVIII в. книга Александра Радищева занимает особое место: с одной стороны, она завершает многовековую историю жанра путевых записок, с другой — разрушает каноны жанра и выходит за границы собственно путевой литературы. В «Путешествии из Петербурга в Москву» слились в органическом единстве литература и история, социология и публицистика, ораторская проза и сатира, рационализм мышления и сентиментальная чувствительность. Грандиозность и необычность замысла (познание России в её прошлом, настоящем и будущем) требовали от писателя новой формы, которая обладала бы широтой и масштабностью изображения действительности, глубиной социального и психологического анализа, давала бы возможность проследить становление и развитие характера человека. Вот почему книга Радищева лежит на стыке традиций путевой литературы и традиций романа повествования, без неё нельзя представить себе историю русского реалистического романа.

Итак, самая известная книга Радищева — это «Путешествие из Петербурга в Москву», в которой автор впервые в России прямо и открыто высказался против крепостного права и всех его порождений в русской жизни. Радищев считал, что крепостничество не только аморально, но и экономически невыгодно в сравнении со свободным трудом. Он первым признал право народа на самостоятельное решение своей судьбы — право на революцию.

Несмотря на то что произведение напечатано около двухсот лет назад, многие выводы Радищева актуальны и в наше время. «И мы страну опустошения назовем блаженною. где сто гордых граждан утопают в роскоши, а тысячи не имеют надёжного пропитания, ни собственного от зноя и мраза укрова?» Не про нас ли?!

VI. Домашнее задание

    1. Творческое задание. В начале XXI в. маршрут «Петербург — Москва» не только не утратил своего государственного значения, но и приобрёл новое — экскурсионное. Путешествия «вослед Радищеву» совершают школьники, студенты, исследователи творчества Радищева, писатели. Составить современную карту-маршрут заочного «Путешествия из Петербурга в Москву» по предложенной схеме:

• определить цель путешествия и вид транспорта;

    • отметить, какие объекты могут встретиться на пути (обратить внимание на архитектуру, на значимость зданий, сравнить новые и старые здания).

    • предположить, какие жизненные ситуации могут встретиться нынешнему путешественнику; что они расскажут о современности.

    2. Индивидуальные опережающие задания (2 учащихся). Подготовить «Литературные визитки» о жизни и творчестве Н. М. Карамзина, выучить наизусть стихотворение Н. М. Карамзина «Осень».