Литература 9 класс - Планы-конспекты для 105 уроков - Галина Фефилова 2016

Русская литература XVII - XVIII веков. Классицизм. Сентиментализм
Н. М. Карамзин: поэт, прозаик, историк, реформатор русского языка

    Цели: ознакомить учащихся с личностью и творчеством Н. М. Карамзина; отметить важность его реформаторской деятельности; расширить понятие о русском сентиментализме и его особенностях; совершенствовать навыки устной монологической речи, навыки анализа художественного произведения, в единстве формы и содержания; формировать нравственно-этические качества личности.

    Оборудование: учебник, раздаточный материал, иллюстративный материал по теме урока.

    Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

    Прогнозируемые результаты: учащиеся знают о личности и творчестве Н. М. Карамзина; отмечают важность его реформаторской деятельности; знают понятия «сентиментализм», «классицизм», их отличительные черты; анализируют поэтический текст, показывая многообразие путей осмысления стихотворного произведения, его идейно-художественного содержания; выразительно читают стихотворения; участвуют в беседе, дискуссии.

С ним родилась у нас поэзия чувства, любви к природе, нежных отливов мысли и впечатлений, словом сказать, поэзия внутренняя, задушевная.

П. А. Вяземский

Ход урока

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

1. Заслушивание нескольких творческих работ (см. домашнее задание предыдущего урока)

2. Беседа «Вспомним изученное...»

    • Вспомните, что такое сентиментализм, охарактеризуйте его.

    • Как это литературное направление развивало идеи Просвещения?

    • Каковы особенности русского сентиментализма?

III. Мотивация учебной деятельности

Учитель. Он рано вошёл в литературу и довольно быстро завоевал славу первого пера страны. Он удачно путешествовал и общался с выдающимися умами и талантами Западной Европы: беседовал с Кантом, посещал Фернейский замок Вольтера, слушал в революционном Париже Мирабо. Читатели полюбили его альманахи, книги и журналы. Он написал «Бедную Лизу» — повесть, прочитанную тогда едва ли не каждым грамотным. Он — глава школы «жизни и сердца», преобразователь литературного языка. Он — автор художественной «Истории...», названной Пушкиным «созданием великого писателя, подвигом честного человека». Он открыл России Шекспира, переведя «Юлия Цезаря». Так кто же «он»?

Николай Михайлович Карамзин — поэт, прозаик, историк, реформатор русского литературного языка, журналист, общественный деятель, один из самых значимых людей своей эпохи. Николая Михайловича Карамзина называли историческим живописцем. И это не случайно. В этом человеке удивительно гармонично сочетаются многие качества настоящей творческой личности. Его творчество оказало заметное влияние на русскую литературу, в частности на В. А. Жуковского и молодого А. С. Пушкина. Он был одним из самых внутренне свободных людей своей эпохи... Эпиграфом к уроку взяты слова современника и друга Карамзина П. А. Вяземского. (Обращение к эпиграфу.) И хотя он говорит о стихах, но имеет в виду и прозу Карамзина, поскольку и она овеяна «задушевной поэзией».

IV. Работа над темой урока

1. Объяснение учителя (устный журнал) (Учащиеся составляют тезисы.)

— В конце XVIII в. русские дворяне пережили два крупнейших исторических события — крестьянское восстание под предводительством Пугачёва и французскую буржуазную революцию. Политический гнёт сверху и физическое уничтожение снизу — таковы были реалии, ставшие перед русскими дворянами. В этих условиях прежние ценности просвещённого дворянства претерпели глубокие перемены. Карамзин и его сторонники утверждали, что путь к счастью и всеобщему благу — в воспитании чувств. Любовь и нежность, как бы переливаясь из человека в человека, превращаются в добро и милосердие. «Слёзы, проливаемые читателями, — писал Карамзин, — текут всегда от любви к добру и питают его». На этой почве и зарождается литература сентиментализма, которая обратилась к описанию человека, его чувств, сострадания ближнему, помогая ему, разделяя его горечи и печали.

Естественность и задушевность повествования о чувствах и переживаниях самого обычного человека, свободный, непринуждённый характер поэтической речи оказались величайшим достижением Карамзина. Эти свойства его произведений утвердили за ним право называться родоначальником русского сентиментализма.

Вся жизнь Карамзина, внешне размеренная и благопристойная, а внутренне насыщенная напряжённой работой мысли и чувства, словно бы вела его к созданию именно сентиментальных произведений. Державин с его яркой энергичной натурой, неукротимой бурной деятельностью был весь на виду. Карамзин неизменно сдержан, корректен, любезен и рассудителен. Однако за внешней сдержанностью скрывались глубины чувствительной души и пристальная зоркость взгляда художника. Вот он в 1789 г. на парижских улицах. Русский путешественник, молодой человек в дорожном плаще, модной шляпе, изысканно помахивающий лёгкой тростью. Во Франции — революция. На улицах Парижа высятся баррикады. Отрывистые команды, перестрелка, крики и ругань толпы, звонкие голоса мальчишек, раздающих революционные листовки. Молодому человеку в стычках участвовать некогда. У него другая задача. Он всматривается и вслушивается в происходящее, «сердцем улавливая» его смысл. Душа его впитывает взбудораженную атмосферу площадей и улиц. Он запоминает. И тщательно записывает впечатления.

Через несколько месяцев вернётся из заграничного путешествия на родину и выпустит поразившую читателей книгу «Письма русского путешественника» (1791). В неё войдут и те самые живые и взволнованные переживания парижских событий. И ещё — много стихов, потому что поэзия — такая вещь, которая может передать самые яркие и сильные впечатления души и сердца. Одной прозы для первой русской сентиментальной книги оказалось недостаточно.

Реформаторская деятельность Н. М. Карамзина

Карамзин ратовал за просвещённую Россию, идущую дорогой всех цивилизованных стран Европы. Для того чтобы это сделать, нужно создать новую культуру, преодолев разрыв между литературой и жизнью. В словесном творчестве это выражалось в принципе «писать, как говорят» и «говорить, как пишут», то есть письменный язык должен быть приближен к разговорному, а разговорный — стать основой письменного, книжного языка. По убеждению Карамзина, литература должна быть очищена как от «высокопарности», так и от грубой повседневности. В целях обновления литературного языка Карамзин из трёх стилей («высокий», «средний», «низкий») выдвинул на первый план «средний», на котором говорит и пишет образованное общество.

Писатель считал необходимым введение в русский язык новых слов, словосочетаний, а также некоторого количества заимствований. Так, например, новые словосочетания: нежное сердце, душевная доброта, благородный вид, похитить сердце, бледная луна; новые слова: личность, первоклассный, промышленность, влюблённость, рассудительность; заимствования: тротуар, милиция, тост, эгоист, карикатура, контролёр.

В Николае Михайловиче Карамзине удивительно гармонично сочетались многие качества настоящего творческого человека. Начиная изучение его жизненного и творческого пути, попробуем ответить на вопрос: кто он в большей степени — поэт, прозаик, историк или реформатор русского языка? Давайте поближе познакомимся с личностью этого неординарного, разносторонне одарённого человека.

2. Заслушивание «Литературных визиток» о жизни и творчестве Н. М. Карамзина

(Учащиеся составляют краткий конспект (опираясь на прослушанный рассказ учителя и «Литературные визитки»).)

Предполагаемое выступление

Карамзин Николай Михайлович (1766 — 1826) — прозаик, поэт, журналист, историк, реформатор русского литературного языка, общественный деятель, один из самых значимых людей своей эпохи. Родился Карамзин в дворянской семье, получил очень хорошее образование.

Воспитывался в частных пансионах сначала в Симбирске, затем в Москве. Посещал лекции в университете, владел многими современными и древними языками. Карамзин интересовался литературой, увлекался Шекспиром, испытал влияние масонства. В 1789 г. опубликовал свою первую повесть «Евгений и Юлия», отдельными изданиями вышли переводы поэмы А. Галлера «О происхождении зла» (1786), «Юлий Цезарь» У. Шекспира (1787).

С мая 1789 по июль 1790 г. Карамзин путешествовал по Европе. Эта поездка за границу оказала решающее влияние на творчество будущего писателя. Итогом этого стали «Письма русского путешественника» — не биографический документ, а сложный литературный текст, подчинённый не только художественным законам, но и стремлению многое открыть в реальном путешествии.

Вернувшись из-за границы, Карамзин активно занялся литературой. Публикуя из номера в номер «Московского журнала» «Письма русского путешественника», Карамзин убеждал читателей в том, что путь цивилизации един для всего человечества, что Россия идёт той же дорогой просвещения, по которой движутся другие народы Европы.

В это же время выходят в свет художественные произведения Карамзина, принёсшие ему славу: повести «Бедная Лиза» (1792), «Наталья, боярская дочь» (1792), «Фрол Силин, благодетельный человек» (1791), «Лиодор» (1792). Они открыли новую страницу в истории русской литературы. С одной стороны, Карамзин стремился создать человека новой культуры — утончённого, «чувствительного», с тонкой душой и умом, наследующим всё лучшее из запаса мировой культуры. А с другой стороны, он хотел поднять рядового читателя до уровня современной культуры. Карамзин мечтал о грамотном крестьянине, о светской даме, говорящей по-русски и читающей русские книги, о внутренней культуре и человеческом достоинстве.

Важным итогом творчества Карамзина 1790-х гг. была реформа языка, в основе которой лежало стремление сблизить письменный язык с живой разговорной речью образованного общества. Но требуя «писать, как говорят», Карамзин отмечал, что русский разговорный, в том числе «общественно-бытовой», язык ещё надлежит создать.

Изменение общественно-политической ситуации 1801 — 1803 гг. вернуло Карамзина к активной издательской деятельности. На страницах журнала «Вестник Европы» были опубликованы его повести «Рыцарь нашего времени» (1802), «Моя исповедь» (1802), «Марфа Посадница» (1803), «Чувствительный и холодный. Два характера» (1803) и большое число заметок, переводов, статей. Они были подчинёны одной цели — стремлению внушить читателю идею ценности культуры, просвещения, воздействовать на его ум и сердце. Эти и другие его произведения сделали сентиментализм основным литературным течением в России, а Карамзина — его признанным лидером.

В 1803 г. Карамзин обратился с просьбой об официальном назначении его историографом. Интерес к истории у него уже давно созревал, и сейчас он почувствовал необходимость исторически осмыслить свои взгляды на современность. Первый том «Истории государства Российского» был закончен в 1805 г., второй — в 1806 г., третий — в 1808 г. Карамзин почувствовал себя историком- профессионалом, вооруженным навыками исторической критики и знанием источников. Девятый том вышел в 1821 г., в 1824 — десятый и одиннадцатый, последний, двенадцатый, том вышел посмертно...

Восстание 14 декабря 1825 года окончательно надломило моральные и физические силы Карамзина (он был на площади и простудился). Скончался он 22 мая (3 июня) 1826 года в Санкт-Петербурге. Похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

3. Аналитическая работа с текстом стихотворения Н. М. Карамзина «Осень»

а) Вступительное слово учителя

— Широкой читательской публике Карамзин известен как прозаик и историк, автор «Бедной Лизы» и «Истории государства Российского». Между тем он был также поэтом, сумевшим и в этой области сказать своё новое слово. Стихотворения Карамзина внесли в русскую лирику новое поэтическое качество, которое, наверное, можно кратко определить, как «изящная простота». Изящество это скромное, глубоко спрятанное в строки стиха. Особенно интересен Карамзин в элегических стихотворениях медитативного характера (латинское meditatio — размышление), там, где он погружается в область метафизических раздумий о жизни и смерти, о течении времени и вечном круговороте времён года в природе: «Осень» (1789), «Выздоровление» (1789), «Волга» (1793), «К соловью» (1793), «Молитва о дожде» (1793), «Меланхолия» (1800), «Берег» (1802) и др. В каждом из этих стихотворений — своя индивидуальная лирическая тональность. Смысл стихотворения «Осень» — в раздумьях о конечности жизни, о соотношении краткости человеческой жизни и вечного движения природы. Природа в «Осени» сравнивается с человеческой жизнью, которая также переживает пору цветения, молодости, зрелости, увядания и смерти. Трагична участь человека. Ведь «хладная зима» жизни продолжает приближаться к нему и весною. Природа угасает на малое время, а человек угасает навечно.

б) Выразительное чтение учащимся наизусть стихотворения «Осень»

в) Беседа

    • Какие настроения чередуются в этом стихотворении?

    • Проследите за ритмической организацией «Осени». Охарактеризуйте её.

Подсказка. Ритмическая организация стихотворения не проста. Поэт соединил в одной строке два разных размера: дактиль и хорей.

    • Какова композиционная и смысловая роль трёх последних строф стихотворения?

4. «Учимся грамотно дискутировать»: мини-дискуссия (в группах)

Учитель. Ещё при жизни Карамзина вокруг него самого кипела страстная полемика. Некоторые недоброжелатели атаковали писателя за «проевропейскую» культурную ориентацию (в раздражении называя его «русским французом» или даже «попугаем Обезьяновым»), другие — за приверженность к сентименталистскому идеалу «чувствительности» (в связи с этим возникло прозвище Ахалкин), третьи — за монархические взгляды, четвёртые — за реформу языка художественной прозы.

Объединитесь в 4 группы и подготовьтесь к дискуссии по одному из указанных направлений упомянутой полемики. Для выполнения задания каждая группа должна в свою очередь создать подгруппу «оппонентов», выступающих с критикой писателя, и подгруппу «защитников», опровергающих обвинения в его адрес.

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

VI. Домашнее задание

    1. Знать содержание повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза».

    2. Творческое задание (по выбору учащихся). Объяснить (письменно) смысл выражения Н. М. Карамзина: «Государству для безопасности нужно не только физическое, но и нравственное могущество».