Литература 9 класс - Планы-конспекты для 105 уроков - Галина Фефилова 2016

Русская литература XVII - XVIII веков. Классицизм. Сентиментализм
Н. М. Карамзин. Повесть Бедная Лиза.рок Глазами современного читателя

    Цели: закрепить у учащихся понятие сентиментализма как литературного направления, его основных принципов изображения героя; проиллюстрировать их на примере повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»; раскрыть замысел и его воплощение в повести, гуманистический пафос повести; совершенствовать навыки анализа художественного произведения в единстве формы и содержания, навыки устной монологической речи; способствовать воспитанию духовно развитой личности; формировать гуманистическое мировоззрение учащихся.

    Оборудование: текст повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза», раздаточный материал для работы в группах, иллюстративный материал по теме урока.

Тип урока: урок — анализ художественного произведения.

Прогнозируемые результаты: учащиеся знают о сентиментализме как литературном направлении, его основных принципах изображения героя; иллюстрируют их на примере повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»; раскрывают замысел и его воплощение в повести, гуманистический пафос повести; анализируют художественное произведение в единстве формы и содержания; участвуют в беседе; выполняют исследовательскую работу в группах.

К чему ни обратись в нашей литературе — всему начало положено Карамзиным: журналистике, критике, повести, роману, повести исторической, публицизму, изучению истории.

В. Г. Белинский

Ход урока

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

1. Беседа «Вспомним изученное...»

    • Изложите основные сведения о жизни Н. М. Карамзина. В каких фактах биографии писателя проявляется его активная гражданская позиция?

    • Чем для молодого Карамзина был ценен опыт путешествия по Западной Европе? Как этот опыт повлиял на его гражданскую и творческую позицию?

    • Раскройте идейно-художественное значение «Истории государства Российского».

    • Назовите наиболее известные произведения Н. М. Карамзина. Чем объясняется их успех? Что нового привнёс в русскую прозу этот писатель?

    2. Заслушивание нескольких творческих работ (см. домашнее задание предыдущего урока)

III. Мотивация учебной деятельности

Учитель. Поэтичность — едва ли не главная отличительная черта художественной манеры Николая Михайловича Карамзина. Поэт он, вероятно, куда менее значительный, нежели прозаик. И, тем не менее, целая эпоха в русской поэзии названа карамзинской. В. Г. Белинский в статье «Литературные мечтания» так определил историко-литературную роль Карамзина: «Он отметил своим именем эпоху в нашей словесности; его влияние на современников было так велико и сильно, что целый период нашей литературы от 90-х до 20-х гг. называется периодом карамзинским. Одно это уже доказывает, что Карамзин по своему образованию целою головою превышал своих современников. За ним ещё и по сию пору, хотя и нетвёрдо, и неопределённо, кроме имени историка, остаются имена писателя, поэта, художника, стихотворца». (Обращение к эпиграфу урока.)

До Карамзина в русском сентиментализме господствовали романы. Объяснялось это тем, что русский сентиментализм появился позже западноевропейского, а так как в Западной Европе наиболее популярными были романы Ричардсона и Руссо, то русские писатели взяли за образец именно этот жанр. Сентиментальные романы XVIII в. отличались большими размерами, явным избытком словесного материала, не соответствующего их несложному сюжету. Николай Михайлович Карамзин произвёл в сентиментальной прозе подлинный переворот. Его повести отличались компактной формой и более динамичным сюжетом. У современников Карамзина наибольшей популярностью пользовалась «Бедная Лиза», которая была напечатана в «Московском журнале» в 1792 г. Это произведение принесло автору известность и популярность. За короткое время его переиздавали 6 раз. Показателем того литературного потрясения, каким явилась эта повесть для русской художественной прозы, стала волна подражаний, захлестнувшая русскую литературу на рубеже XVIII — XIX вв. Одна за другой появляются повести, варьирующие карамзинский сюжет: «Бедная Маша» А. Е. Измайлова, «Генриетта, или Торжество обмана над слабостью или заблуждением» И. Свечинского, «Даша, деревенская девушка» П. Ю. Львова, «Несчастная Маргарита» неизвестного автора, «Прекрасная Татьяна» В. В. Измайлова, «История бедной Марьи» Н. П. Брусилова. Почему же именно повесть Карамзина имела небывалый успех? Что нашла в ней публика? Почему именно повесть «Бедная Лиза» открывает череду замечательных книг, на которых выросло множество поколений русских читателей? Чем интересна она современному читателю, насколько актуальна? Давайте ответим на эти вопросы и обратимся к проблеме, которая всегда волновала и будет волновать человечество: разум и сердце. Мы знаем, что сентиментализм (в отличие от классицизма) утверждает культ чувства. Но оказывается, разум всё же необходимо рассматривать тоже.

IV. Работа над темой урока

1. Погружение в тему урока: вступительное слово учителя

— В повести Карамзина по-новому развивается идея внесословной ценности человека. Не знатность и богатство, а душевные качества, способность к глубокому чувству — вот главные человеческие достоинства. Они присущи и крестьянам, как утверждает писатель. Только крестьянки умеют по-настоящему, верно, преданно, бескорыстно и самоотверженно любить — вот о чём написал повесть Карамзин. И объясняется это традиционным для сентименталистов противопоставлением естественности и искусственности. С одной стороны — простая, незамысловатая сельская жизнь, далёкая от мирской суеты, тщеславия, корыстолюбия и прочего. С другой стороны — жизнь городская, оторванная от блаженной патриархальности, уже испорченная разнообразными соблазнами, которые несёт с собой цивилизация.

В повести рассказывается о том, как бедная крестьянская девушка была обманута знатным барином. Обычная история, распространённый сюжет. Сколько раз этот сюжет был использован в литературе (в театре, кино, телесериалах) — уму непостижимо! Но почему же именно «Бедная Лиза» вот уже свыше двух столетий не оставляет читателя равнодушным? Очевидно, дело не в сюжете. Скорей всего, на нас воздействует сама повествовательная манера писателя, его углублённый интерес к чувствам, душевным переживаниям, его любовь к лирическим отступлениям, характеризующим не только действующих лиц, но в первую очередь самого автора — доброго, способного проникнуть во внутренний мир своих героев, понять их и, в конечном счёте, простить.

2. Беседа: выявление первичного читательского восприятия

    • Вы прочитали повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза». О чём это произведение? Охарактеризуйте в двух-трёх предложениях его содержание.

    • Как вы думаете, какой смысл несёт в себе эпитет, вынесенный в название повести?

    • Охарактеризуйте образ рассказчика в «Бедной Лизе».

    • Какова роль лирических отступлений в повести?

    • Какую роль играет вступление в повести «Бедная Лиза»?

3. Промежуточная рефлексия: обобщение учителя

— Образ автора имеет большое значение в повести. Это рассказчик, от имени которого ведётся повествование. Он становится одним из литературных героев. Автор рассказывает читателю о своих прогулках в окрестностях Москвы, о посещении заброшенного Симонова монастыря. Здесь размышляет он о человеческих судьбах, об «истории нашего отечества». Это своеобразный лирический зачин повести. Излагая дальнейшие события, автор высказывает своё отношение к ним: он сочувствует Лизе, возмущается Эрастом. Автор всячески подчёркивает, что история достоверна: «не роман, а печальная быль». Для читателей того времени это имело большое значение. Многие даже отправлялись к местам, описанным Карамзиным, и искали могилу бедной Лизы. Это свидетельствовало о силе воздействия карамзинской повести на русскую публику. «Бедную Лизу» узнали не только в дворянских салонах. Её читали ремесленники, мастеровые, крестьяне. Повесть привлекала своим гуманизмом, интересом к «маленькому человеку». Эта тема, начатая Карамзиным, привлекла впоследствии крупнейших русских писателей-реалистов — Пушкина, Гоголя, Достоевского.

Повесть «Бедная Лиза» ознаменовала новый период в развитии русской литературы. Пусть многое в ней современному читателю кажется наивным, может быть, даже немного смешным, но давайте оценивать произведение с учётом того времени, когда оно было создано.

4. Аналитическая работа с текстом повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» (в мини-группах с последующей презентацией результатов работы)

1-я группа. Проблема взаимоотношений в семье в повести

На чём основывается благополучие семьи? Почему отец Лизы был довольно зажиточный поселянин? Как бы вы определили формулу благополучия семьи? Докажите её справедливость.

2-я группа. Проблема воспитания в повести

Как нарисован образ Лизы? Каков характер героини? Почему Лиза именно такая? Ваша версия смысла названия произведения?

3-я группа. Проблема воспитания в повести

Как представлен образ Эраста? Объясните причины и мотивы его поступков, особенности поведения.

4-я группа. Проблема любви в повести

Отличается ли любовь, которая связывает «отцов»? «детей»? Одинаковы ли чувства, которые испытывает Лиза к Эрасту и Эраст к Лизе? Как ведут себя герои по отношению друг к другу? Возможна ли любовь между барином и крестьянкой? (Отвечая на этот вопрос, рассмотрите мнения всех героев, в том числе и автора.) Примирились ли теперь Эраст и Лиза?

5-я группа. Проблема греха в повести

Как решается эта проблема в повести? Какие отступления от норм морали показывает автор? В чём автор видит истоки греховности? Что нужно помнить, чтобы жить, чтобы быть «чистым»? Ваша версия смысла названия повести?

6-я группа. Композиция произведения

Определите характер пейзажей, их роль в повести. Сделайте вывод о замысле автора. Раскройте роль обрамления: картина Москвы с монастырями, храмами в начале произведения и четыре последних абзаца повести.

7-я группа. Образ автора

Каким представляется нам образ автора в произведении? Как он оценивает поступки, характеры своих героев? Как воспринимает происходящее, случившееся? Какие идеи он хочет утвердить в произведении? Удалось ли ему воплотить в повести свой замысел? Как он это делает? Ваша версия смысла названия повести?

Методический комментарий для учителя. Учащиеся делают записи в тетрадях. Если ответ окажется неполным, любой учащийся, даже из другой

группы, имеет право на дополнение. Первоочерёдное право принадлежит членам «своей» группы. Учитель корректирует, рецензирует ответы учащихся.

5. «Под сенью дружных муз...»: сообщение учителя с опорой на иллюстративный материал (фотопрезентация, портрет О. А. Кипренского «Бедная Лиза»)

— У Ореста Кипренского, русского художника-портретиста, есть портрет «Бедная Лиза». Из всех портретов, написанных Кипренским, этот, пожалуй, более всего интересен своей предысторией, поскольку связан не только с известной повестью Н. М. Карамзина, но и с биографией самого художника. Многие современники художника отмечали, что он в этой работе милосердием своим превзошёл Карамзина. Если писатель сентиментален в изображении своей бедной Лизы, то Кипренский романтичен. Работая над портретом, он скорее всего вспоминал свою мать, любовь которой была разбита, жизнь исковеркана. Единственным слабым утешением для неё было то, что сын её смог всё же поступить в Академию художеств.

В то время, когда художник писал свою «Бедную Лизу», в устав императорской Академии художеств был введён новый пункт, согласно которому запрещалось принимать в Академию детей крепостных, или, как они были названы в указе, «русских рабов». Художник, естественно, был возмущён этим фактом. Ответом его стал портрет бедной Лизы. К тому времени, когда появился этот портрет, интерес к одноименной повести Карамзина, написанной ещё в 1792 г., заметно поутих. Однако художник счёл возможным ещё раз напомнить публике о трагической судьбе девушки, ведь его собственная мать тоже стала жертвой крепостнических законов. Не случайно он обратил внимание на слова Лизы: «Если бы тот, кто занимает теперь мысли мои, рождён был простым крестьянином...». Предчувствия не обманули девушку: возлюбленный бросил её и женился на дворянке, «пожилой богатой вдове». Кипренский и изобразил Лизу в тоске и печали. Юная миловидная девушка с мольбой смотрит на того, с кем ей должно расстаться. В её дрожащей руке красный цветок — символ любви. Мог ли Кипренский иначе написать крестьянку, с чувствами которой никто и никогда не будет считаться? Ведь у её любви нет будущего. И повинно в том социальное неравенство. Художник прекрасно понимал, что, воссоздав на полотне всем известный литературный образ, он старается если не укорить общество в несправедливости его законов, то хотя бы вызвать слезы сострадания в чувствительных душах. Но публика, с восторгом принимая блестящее живописное мастерство художника, оставалась равнодушной к обличению социального неравенства, заложенной в портрете.

Сюжет «Бедной Лизы» и её проблематика актуальны и в наше время. Российский Государственный Театр Наций под руководством Евгения Миронова и Фестиваль современного искусства «Территория» весной 2011 г. поставили хореографическую новеллу по мотивам повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза». В этом экспериментальном спектакле главные партии исполнили драматическая актриса Чулпан Хаматова и танцовщик, солист Большого театра Андрей Меркурьев. Композитор Леонид Десятников написал камерную оперу на сюжет повести «Бедная Лиза», будучи ещё студентом консерватории, в конце 1970-х гг. Фактически с этого произведения началась композиторская карьера Десятникова. Сентиментализм Карамзина и искусная неоромантика композитора в спектакле «Бедная Лиза» встречаются с неожиданной и смелой современной хореографией. Камерная опера для двух голосов — сопрано и тенора — превратилась в хореографическую новеллу для двух исполнителей.

Прослушивание музыкального фрагмента из хореографической новеллы Л. А. Десятникова

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

VI. Домашнее задание

Подготовиться к контрольному сочинению по теме «Литература XVIII в. в восприятии современного читателя (на примере одного-двух произведений)».