Литература 9 класс - Планы-конспекты для 105 уроков - Галина Фефилова 2016
Русская литература XVII - XVIII веков. Классицизм. Сентиментализм
Урок развития речи. Контрольное сочинение Литература XVIII в. В восприятии современного читателя (на примере одного-двух произведений)
Цели: подготовить учащихся к написанию сочинения; совершенствовать умения работать с выбранной темой: собирать материал, продумывать план; вооружить учащихся необходимой информационной базой, опорной лексикой; выявить уровень понимания содержания, идейно-художественных особенностей прочитанного художественного произведения; способствовать воспитанию стремления к самопознанию и самосовершенствованию.
Оборудование: черновые варианты сочинений, раздаточный материал, тексты, запись на доске.
Тип урока: урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся показывают уровень понимания содержания, идейно-художественных особенностей изученных произведений, уровень читательских умений и творческих способностей, умение сжато и логично излагать собственную точку зрения.
Ход урока
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
Вводно-ориентировочная беседа
• Дайте краткую характеристику культурных эпох XVII и XVIII вв. Какие идеи эпохи Возрождения получили дальнейшее развитие в этот период?
• Объясните особенности формирования новой культуры в России XVIII в. Какую роль в этом процессе сыграли её контакты с западным культурным миром? Приведите примеры.
• Могло ли, на ваш взгляд, состояться рождение новой русской литературы вне таких контактов? Обоснуйте свою точку зрения.
• Объясните, чем русский классицизм отличается от европейского.
• Поясните сущность сентименталистского направления в русской литературе XVIII в.
III. Мотивация учебной деятельности
Учитель. Литература XVIII в. занимает очень важное место в многовековом процессе литературного развития русского народа. Пройдя большой путь в своём развитии — от классицизма до сентиментализма, от идеала просвещённого монарха до интимных переживаний человека; вырастая на почве, подготовленной древней русской письменностью и народным творчеством, — литература XVIII в. впитывает передовые просветительские идеи, начинает вступать в семью наиболее развитых западноевропейских литератур.
Большой шаг вперёд новая русская литература делает в 30 — 50-е гг. XVIII в. Это связано с активнейшей деятельностью первых крупных писателей — представителей новой русской литературы: А. Д. Кантемира, В. К. Тредиаковского, А. П. Сумарокова и в особенности гениального деятеля русской науки и культуры М. В. Ломоносова. Эти четыре писателя принадлежали к различным слоям общества, но все они боролись с приверженцами допетровской старины, ратовали за дальнейшее развитие просвещения, науки, культуры. В духе идей века Просвещения (как обычно именуют XVIII в.) все они были сторонниками так называемого просвещённого абсолютизма: верили в то, что прогрессивные исторические преобразования может осуществить носитель верховной власти — царь. И в пример ставили деятельность Петра I. Усилиями Кантемира, Тредиаковского, Ломоносова и Сумарокова складывается в соответствии с развитием передовых европейских литератур первое большое литературное направление, которое стало господствующим на протяжении почти всего XVIII в., — русский классицизм.
Родоначальники и последователи классицизма основной целью литературы считали служение пользе общества. Государственные интересы, долг перед Отечеством должны были, по их понятиям, преобладать над частными, личными интересами.
Последняя треть века — наиболее яркий период в развитии русской литературы XVIII в. На смену классицизму пришло новое литературное направление — сентиментализм. В противовес классицизму писатели этого направления на первый план выдвигали именно чувство. Сентименталисты отстаивали права человека на независимую от гнёта государственной абсолютистской машины личную жизнь. Равным образом отстаивали они свободу писателя от принудительных правил классицизма. Взамен аристократических героев од, поэм и трагедий классицизма с особой теплотой и сочувствием рисовали они в своих романах, повестях, часто имевших форму дневника, переписки, путевых записок, картины обычной жизни обыкновенных, простых людей. Наиболее характерным представителем и главой русского сентиментализма стал Н. М. Карамзин.
Таким образом, всего за 70 лет, начиная от первых произведений А. Д. Кантемира и В. К. Тредиаковского, новая русская литература стремительно прошла весьма длинный и сложный путь. Внося прогрессивные, просветительские идеи в сознание читателей, зажигая их высокими гражданско-патриотическими чувствами, литература всё более сближалась с жизнью общества, народа. Тем самым создавались условия для появления великого русского национального писателя — А. С. Пушкина. Но литература XVIII в. имеет не только историческое значение. Некоторые лучшие её произведения сохраняют и до сих пор силу большой художественной выразительности.
И сейчас, в наш стремительный XXI в., нельзя без живого волнения читать лучшие стихотворения Ломоносова, в особенности образцы его научной поэзии, многие вдохновенные произведения Державина. Нельзя не смеяться над сценами старого помещичьего быта и злонравными персонажами, показанными Фонвизиным в его «Недоросле». Нельзя без горечи и гнева читать «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева, нельзя не переживать вместе с героями «Бедной Лизы» Карамзина.
Русские поэты и писатели XVIII в. смогли создать собственную литературу — столь же современную, как литература европейская, и одновременно глубоко самобытную, истинно национальную. Их усилиями был заложен фундамент величественного здания классической русской литературы, выросшего в XIX в. и занявшего достойное место в мировом культурном пространстве.
IV. Работа над темой урока
1. Ознакомление с предложенными учителем темами сочинений
Запись на доске
• «Эраст: злодей или коварный соблазнитель? (по повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»)».
• «“Путешествие из Петербурга в Москву” А. Н. Радищева глазами современного читателя».
• «“Я знак бессмертия себе воздвигнул...” (М. В. Ломоносов — выдающийся русский поэт, учёный, деятель культуры)».
Комментарий для учителя. Темы записать на доске и обсудить. Учитель предлагает учащимся варианты раскрытия той или иной темы. Также учащиеся могут выбрать тему своей творческой работы самостоятельно.
2. Составление планов (самостоятельно), написание черновых вариантов сочинений
3. Чтение нескольких черновых вариантов сочинений, их обсуждение, редактирование, рецензирование учителем
4. Написание творческих работ
V. Домашнее задание
Индивидуальные опережающие задания.