Литература 9 класс - Планы-конспекты для 105 уроков - Галина Фефилова 2016

Русская литература XVII - XVIII веков. Классицизм. Сентиментализм
Приложение. Образцы сочинений

«Я ЗНАК БЕССМЕРТИЯ СЕБЕ ВОЗДВИГНУЛ...» (М. В. ЛОМОНОСОВ — ВЫДАЮЩИЙСЯ РУССКИЙ ПОЭТ, УЧЁНЫЙ, ДЕЯТЕЛЬ КУЛЬТУРЫ)

Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом.

А. С. Пушкин

«Первый наш университет...» — так назвал Михаила Васильевича Ломоносова Александр Сергеевич Пушкин. Действительно, по многообразию, даже энциклопедичности своих знаний Ломоносов представляет собой явление, в XVIII в. совершенно исключительное, напоминая до некоторой степени титанов Возрождения.

Целью жизни этого человека-титана до самого последнего дня было «утверждение наук в отечестве», что он считал залогом процветания своей Родины. Многостороннее дарование Ломоносова проявилось в этих областях с исключительной силой и подлинным патриотизмом. Выступая в качестве литературного реформатора, Ломоносов хорошо знал летописи, народные песни, усвоил ораторские традиции русского проповеднического искусства. Ещё до отъезда за границу он познакомился с панегирической поэзией («воспевание побед») и школьной драмой XVII — XVIII вв. Его поэзия стала органическим продолжением этих богатств, накопленных отечественной культурой. И в то же время Ломоносов-поэт поднял её традиции на новый исторический уровень.

Хотя Ломоносов рассматривал поэтическую деятельность как второстепенную для него в сравнении с другими сферами своего огромного, напряжённого труда учёного и просветителя, он был одним из гениальнейших лирических поэтов XVIII в. не только в масштабах русской, но и всей мировой поэзии. «Бесспорных гениев, с бесспорным “новым словом” во всей литературе нашей было всего три: Ломоносов, Пушкин и частью Гоголь...», — писал Ф. М. Достоевский. Всё многообразие творческих и человеческих устремлений Ломоносова наиболее полно отразилось именно в его поэзии.

Поэтическое наследие Ломоносова разнообразно. Оно включает торжественные, похвальные оды, философские оды-размышления («Утреннее размышление о Божием величестве» и «Вечернее размышление о Божием величестве»), стихотворные переложения псалмов, дидактическое «Письмо о пользе стекла», две песни незаконченной героической поэмы «Петр Великий», резкие сатирические стихотворения, обращённые против невежд и церковников («Гимн бороде», «К Пахомию» и др.), программный для Ломоносова в идейно-эстетическом отношении полемический «Разговор с Анакреоном», героическую идиллию «Полидор», две трагедии и другие произведения по случаю различных придворных празднеств, эпиграммы, притчи, переводные стихотворения.

Но подлинная вершина творчества Ломоносова — его оды. Оды сочиняли по случаю придворных праздников или побед. Ломоносов следовал обычаю своего времени и обращался к царям с похвальными одами. Но главный смысл его од был вовсе не в похвалах. Он писал о том, что его волновало, как патриота и гражданина. Характерна в этом отношении «Ода на день восшествия на всеросийский престол её величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Эта ода — рассказ о судьбе России. Поэт вспоминает о делах Петра I, который сумел свою страну «возвысить до небес». Пётр I в изображении Ломоносова — просвещённый государь, заботящийся о благе подданных. Это идеализированный образ должен был служить примером для других царей. Посвящая оду Елизавете, дочери Петра I, Ломоносов развёртывает перед ней целую программу полезной деятельности. Мысли Ломоносова-учёного воплощаются в поэтические образы. В оде предстают картины Родины: долины, по которым протекают Волга, Днепр, Обь, сибирские леса, величественная река Лена, зелёные берега Амура, «верхи Рифейски» (Уральские горы). Только с помощью науки все эти природные богатства могут послужить пользе человека. Это одна из основных идей стихотворения. Здесь выражена и другая, очень важная для Ломоносова мысль. Он говорит о необходимости развивать отечественную науку, твёрдо верит, что из среды русской молодёжи выйдут замечательные учёные. Ко многим поколениям обращены слова Ломоносова:

О вы, которых ожидает

Отечество от недр своих

И видеть таковых желает,

Каких зовет от стран чужих,

О ваши дни благословенны!

Дерзайте, ныне ободренны

Раченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать.

Поэзия Ломоносова показывает, как глубоко проникла в духовный мир человека русская литература нового времени уже при самом своём зарождении. Н. В. Гоголь писал: «Ломоносов стоит впереди наших поэтов, как вступление впереди книги». Это не просто остроумная фраза: Ломоносов действительно, как в предисловии, сжато и энергично выразил основные духовные проблемы (общественно-политические, нравственные, философские, психологические), которые впоследствии не смог обойти ни один большой писатель и которые не утратили своей актуальности и в нашем XXI в. Неиссякаемая энергия Ломоносова, его необычайная активность, непримиримая принципиальность, высокое сознание своего долга и ответственность перед Родиной и сейчас служат нам образцом.

«ПУТЕШЕСТВИЕ ИЗ ПЕТЕРБУРГА В МОСКВУ» А. Н. РАДИЩЕВА ГЛАЗАМИ СОВРЕМЕННОГО ЧИТАТЕЛЯ

В мае 1790 г. появилась книга, сыгравшая исключительную роль в развитии русской общественной мысли и литературы. Книга эта называлась «Путешествие из Петербурга в Москву». Её автором был один из самых передовых людей своего времени — Александр Николаевич Радищев. В своей книге он объявил царя «первейшим разбойником», «первейшим убийцей». Это и заставило Екатерину II назвать писателя «бунтовщиком хуже Пугачёва».

Что же побудило Радищева, по рождению, воспитанию и общественному положению связанного с господской средой, перейти на сторону народа, стать первым среди тех лучших людей из дворян, которые помогли разбудить народ? Увиденное Радищевым в путешествии из Петербурга в Москву потрясло писателя. Вот как он писал об этом: «Я взглянул окрест меня — душа моя страданиями человечества уязвлена стала».

В «Путешествии...» писатель хотел показать во всей неприкрытой наготе современную ему русскую общественно-политическую действительность. И это ему удалось.

Размышляя о былом величии Новгорода (глава «Новгород»), автор с горькой иронией пишет о праве народов: «Когда возникают между ими вражды, когда ненависть или корысть устремляет их друг на друга, судия их есть меч. Кто пал мёртв или обезоружен, тот и виновен; повинуется непрекословно сему решению, и апелляции на оное нет, — Вот почему Новгород принадлежал царю Ивану Васильевичу. Вот для чего он его разорил и дымящиеся его остатки себе присвоил».

Предвосхищая мысль Л. Н. Толстого, Радищев говорит, что во время войны «великие насилия правом войны прикрываются» («Зайцово»), размышляет о корыстолюбии начальства, о бесправии крестьян, затрагивает экономические проблемы, вопросы воспитания и взаимоотношений в семье.

Главы «Хотилов» и «Выдропуск» носят подзаголовок «Проект в будущем». Это важнейший документ общественной мысли — первая российская утопия. Каким может стать государство, когда, «наслаждаясь внутренею тишиною, внешних врагов не имея», доведено будет общество «до высшего блаженства гражданского сожития»? Единственным стражем общества будет закон: «под державным его покровом свободно и сердце наше», — в это хочет верить автор.

Книга Радищева, развёртывающая широкую и правдивую картину крепостнической царско-помещичьей России, проникнута непримиримой ненавистью к рабству и страстным сочувствием порабощённому народу. С каждой новой главой «Путешествия...» перед читателями развёртываются картины произвола, безнаказанно совершающегося в стране. Писатель понимал, что крепостничество органически связано с самодержавием. «Сочинитель не любит царей и где может к ним убавить любовь и почтение, тут жадно прицепляется с редкою смелостью», — написала Екатерина II в одном из своих замечаний к «Путешествию...». И действительно, самодержавие наряду с крепостным рабством является второй основной мишенью книги Радищева.