Литература 9 класс - Планы-конспекты для 105 уроков - Галина Фефилова 2016

Русская литература первой половины ХХ века
Общая характеристика мировой литературы начала XIX в. Понятие о романтизме и реализме. Русская критика, публицистика, мемуарная литература

    Цели: дать учащимся общую характеристику мировой литературы начала XIX в., понятие о романтизме и реализме как литературных направлениях данного исторического периода; раскрыть особенности литературного процесса в России первой половины XIX в.; выявить основные этапы развития русской классической литературы, эволюцию литературных направлений и жанров, художественных методов, русской литературной критики.

    Оборудование: учебник, раздаточный материал, иллюстративный и портретный материал по теме урока.

    Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

    Прогнозируемые результаты: учащиеся знают об особенностях развития мировой литературы начала XIX в.; имеют представление о романтизме и реализме как литературных направлениях данного исторического периода; раскрывают особенности литературного процесса в России первой половины XIX в.; анализируют историческое развитие России в первой половине XIX в.; классифицируют основные этапы развития русской классической литературы, эволюцию литературных направлений и жанров.

Ход урока

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Анализ контрольных сочинений

III. Мотивация учебной деятельности

Учитель. XIX в. внёс поистине неоценимый вклад в сокровищницу всей мировой культуры. Это был век величайших гуманистических и эстетических завоеваний в Европе, Америке и в особенности в России. Столь яркий и широкий расцвет литературы и искусства в эту пору во многом определяется теми глубокими и нередко бурными социальными и политическими сдвигами, которыми был так богат XIX в.

XIX век — это и «золотой век» русской литературы. Это век Жуковского и Пушкина, Лермонтова и Гоголя, Тургенева и Достоевского, Толстого и Чехова. Развивая лучшие традиции древнерусской литературы и литературы XVIII в., русская литература в XIX в. достигает необычайных высот! Она выходит за рамки национальной литературы и заставляет говорить о себе всю Европу, весь мир!

Исследовать литературный процесс XIX в. — это значит выявить закономерности изменения художественного мышления эпохи, смену направлений, школ, стилей. Давайте же будем компетентными литературоведами и прикоснёмся к сокровищнице русской, а значит, и мировой литературы начала XIX в.

IV. Работа над темой урока

1. Погружение в тему урока: вводно-ориентировочная беседа

    • Как вы понимаете значение слов «романтический» и «реалистический»?

    • В каких литературных произведениях, изученных вами в предыдущих классах, изображались герои-романтики?

    • Чем, по вашему мнению, отличается писатель-романтик от писателя-реалиста?

2. Объяснение учителя (лекция) (Учащиеся составляют конспект.)

— Литературный XIX в. не совпадает с календарным XIX в., поскольку историко-литературный и исторический процессы определяются не датами как таковыми, а теми или иными событиями, оказавшими существенное влияние на поступательный ход развития общества. Такими событиями, определившими хронологические рамки исторического развития и соответственно литературного процесса несколько условного в данном случае XIX в., были французская революция 1789 — 1794 гг. и Парижская коммуна 1871 г. Эти два события обозначили собой рубеж, отделяющий новую эпоху от века Просвещения.

Ведущим направлением и художественным методом в литературных движениях первой трети XIX в. в Европе был романтизм. Однако с начала 30-х гг. в литературном процессе начинает преобладать критический реализм.

Романтизм (фр. romantisme) — явление европейской культуры в XVIII —XIX вв., представляющее собой реакцию на Просвещение и стимулированный им научно-технический прогресс; идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII в. — первой половины XIX вв. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. Если Просвещение характеризуется культом разума и основанной на его началах цивилизации, то романтизм утверждает культ природы, чувств и естественного в человеке. Романтизм впервые возник в Германии, в кругу писателей и философов йенской школы (В. Г. Ваккенродер, Людвиг Тик, Новалис, братья Ф. и А. Шлегели). В дальнейшем развитии немецкий романтизм отличает интерес к сказочным и мифологическим мотивам, что особенно ярко выразилось в творчестве братьев В. и Я. Гримм, Э. Т.-А. Гофмана. А. Г. Гейне, начав своё творчество в рамках романтизма, позднее подверг его критическому пересмотру. В Англии романтизм во многом обусловлен немецким влиянием. Его первыми представителями являются поэты «Озёрной школы», У. Вордсворт и С. Кольридж. Они установили теоретические основы своего направления, ознакомившись во время путешествия по Германии с философией Ф. Шеллинга и взглядами первых немецких романтиков. Ярким представителем английского романтизма является Дж. Г. Байрон, который, по выражению Пушкина, «облёк в унылый романтизм и безнадёжный эгоизм». Его творчество проникнуто пафосом борьбы и протеста против современного мира, воспеванием свободы и индивидуализма. Также к английскому романтизму относится творчество П. Б. Шелли, Дж. Китса, У. Блейка.

Романтизм получил распространение и в других европейских странах, например, во Франции (Ф.-Р. Шатобриан, Ж. Сталь, В. Гюго, П. Мериме, Жорж Санд), Италии (Н. У. Фосколо, А. Мандзони, Дж. Леопарди), Польше (А. Мицкевич, Ю. Словацкий) и в США (В. Ирвинг, Ф. Купер, Э. По, Г. Лонгфелло).

В русской литературе принципы романтического искусства отразились (правда, в разной степени) в творчестве В. А. Жуковского, поэтов-декабристов, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя — и даже тех, кого мы по традиции считаем реалистами: И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова, Ф. М. Достоевского.

В русском романтизме появляется свобода от классических условностей, создаётся баллада, романтическая драма. Утверждается новое представление о сущности и значении поэзии, которая признаётся самостоятельной сферой жизни, выразительницей высших, идеальных стремлений человека; прежний взгляд, согласно которому поэзия представлялась пустой забавой, чем-то вполне необязательным, оказывается уже невозможным. Ранняя поэзия А. С. Пушкина также развивалась в рамках романтизма. Вершиной русского романтизма можно считать поэзию М. Ю. Лермонтова, «русского Байрона». Философская лирика Ф. И. Тютчева является одновременно и завершением, и преодолением романтизма в России.

Духовный климат Западной Европы после 1830 г. существенно переменился в сравнении с романтической эпохой. Субъективный идеализм романтиков сменился верой во всемогущество разума и науки, верой в прогресс. На смену романтизму приходит критический реализм.

Критический реализм — художественный метод и литературное направление, сложившееся в XIX в. Главная его особенность — изображение человеческого характера в органической связи с социальными обстоятельствами, наряду с глубоким социальным анализом внутреннего мира человека. Зарождение критического реализма относится к концу 20-х гг. XIX в., его расцвет — к 3040-м гг. В эти годы во Франции выступили Ж. Б. Беранже, Стендаль, П. Мериме, О. Бальзак, Г. Флобер; в Англии — Ч. Диккенс, Ч. Теккерей, Ш. Бронте, Э. Гас- келл, поэты-чартисты; в Германии — Г. Гейне и другие революционные поэты.

Выдающимися образцами литературы этого направления в России стали произведения позднего Пушкина (по праву считающегося родоначальником реализма в русской литературе) — историческая драма «Борис Годунов», повести «Капитанская дочка», «Дубровский», сборник «Повести Белкина», роман «Евгений Онегин», а также роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и поэма Н. В. Гоголя «Мёртвые души».

    3. Самостоятельная работа со статьёй учебника по теме «Русская критика, публицистика, мемуарная литература» (работа в парах с одновременным составлением тематических выписок в тетради)

    4. Коллективное ознакомление (чтение вслух) с некоторыми тематическими выписками, их комментирование другими учащимися, корректирование учителем

    5. «Умники и умницы»: самостоятельная работа в парах над составлением сопоставительной таблицы «Романтизм и реализм в русской литературе XIX в.» с последующей презентацией результатов работы Предполагаемая запись в тетрадях

Романтизм и реализм в русской литературе ХIХ в.

Критерий

Романтизм

Реализм

Возникновение и развитие

Возник под влиянием немецкой и английской литературы в творчестве Жуковского, Батюшкова. Получил развитие после войны 1812 г. в творчестве поэтов-декабристов, раннем творчестве Пушкина, Лермонтова, Гоголя

Возник в 1820 — 1830-е гг. в творчестве Пушкина, развивался М. Ю. Лермонтовым и Н. В. Гоголем. Вершиной русского реализма второй половины XIX в. считаются романы И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого

Отличительные черты

• Необычность характеров, исключительность обстоятельств.

• Трагический поединок личности и судьбы.

• Свобода, мощь, неукротимость, вечное несогласие с окружающим — вот основные характеристики романтического героя.

• Интерес ко всему экзотическому (пейзаж, события, люди), сильному, яркому, возвышенному.

• Смешение высокого и низкого, трагического и комического, обыденного и необычного.

    • Культ свободы: стремление личности к абсолютной свободе, к идеалу, к совершенству

• Изображение персонажей во взаимодействии с окружающим миром.

• Для писателя важны детали интерьера, портрета, пейзажа.

• Типизация персонажей.

• Изображение характеров и событий в развитии.

• Исторически конкретное общество, события, эпоха.

• В центре внимания конфликт «герой — общество»

Представители

В. А. Жуковский; К. Н. Батюшков;

К. Ф. Рылеев; М. Ю. Лермонтов;

А. С. Пушкин; Н. В. Гоголь; Ф. И. Тютчев и др.

А. С. Грибоедов; А. С. Пушкин; М. Ю. Лермонтов; Н. В. Гоголь; И. С. Тургенев; Л. Н. Толстой; Ф. М. Достоевский и др.

Литературные формы

• Эпос: роман, повесть, баллада, дума, поэма;

• лирика: элегическая лирика, пейзажная лирика, философская лирика;

    • драма: проблемно-историческая драма

• Эпос: роман, повесть, поэма, рассказ;

• лирика: песня, элегия, сатира;

• драма: трагедия, комедия, исторические хроники

6. «Практикум начинающего литературоведа»: исследовательская работа (в группах) с последующей презентацией результатов

    Задания группам (раздаточный материал)

    • Дать определение литературному направлению, к которому принадлежит предложенный текст (или фрагмент текста).

    • Определить предмет изображения в предложенном тексте (фрагменте).

    • Перечислить характерные черты данного направления, подтверждая своё мнение цитатами из предложенного текста.

    1-я группа

* * *

Я ль буду в роковое время

Позорить гражданина сан

И подражать тебе, изнеженное племя

Переродившихся славян?

Нет, не способен я в объятьях

сладострастья,

В постыдной праздности влачить

свой век младой

И изнывать кипящею душой

Под тяжким игом самовластья.

Пусть юноши, своей не разгадав судьбы,

Постигнуть не хотят предназначенья века

И не готовятся для будущей борьбы

За угнетённую свободу человека.

Пусть с хладною душой бросают

хладный взор

На бедствия отчизны

И не читают в них грядущий свой позор

И справедливые потомков укоризны.

Они раскаются, когда народ, восстав,

Застанет их в объятьях праздной неги

И, в бурном мятеже ища свободных прав,

В них не найдёт ни Брута, ни Риеги.

      (К. Ф. Рылеев)

2-я группа

Что такое станционный смотритель? Сущий мученик четырнадцатого класса, ограждённый своим чином токмо от побоев, и то не всегда (ссылаюсь на моих читателей). Какова должность сего диктатора, как называет его шутливо князь Вяземский? Не настоящая ли каторга? Покою ни днём, ни ночью. Всю досаду, накопленную во время скучной езды, путешественник вымещает на смотрителе. Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый, лошади не везут — а виноват смотритель. Входя в бедное его жилище, проезжающий смотрит на него как на врага; хорошо, если удастся ему скоро избавиться от непрошеного гостя; но если не случится лошадей?.. Боже! какие ругательства, какие угрозы посыплются на его голову! В дождь и слякоть принуждён он бегать по дворам; в бурю, в крещенский мороз уходит он в сени, чтоб только на минуту отдохнуть от крика и толчков раздражённого постояльца. Приезжает генерал; дрожащий смотритель отдаёт ему две последние тройки, в том числе курьерскую. Генерал едет, не сказав ему спасибо. Чрез пять минут — колокольчик!.. и фельдъегерь бросает ему на стол свою подорожную!.. Вникнем во всё это хорошенько, и вместо негодования сердце наше исполнится искренним состраданием.

(А. С. Пушкин «Станционный смотритель»)

7. Постановка и решение проблемного вопроса

    • Чем был романтизм по отношению к культуре Просвещения — её наследником или ниспровергателем? Аргументируйте свою точку зрения.

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Обобщающая беседа

    • Какие общественно-исторические события и тенденции европейской духовной и общественной жизни способствовали возникновению и развитию романтизма?

    • Охарактеризуйте особенности развития романтизма в России.

    • Прокомментируйте главные идеи и принципы реализма.

VI. Домашнее задание

    1. Ознакомиться с лирикой английского поэта-романтика Дж. Г. Байрона.

    2. Индивидуальные опережающие задания. Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворений Дж. Байрона (2 учащихся); подготовить чтение наизусть монологов о жизни и творчестве Дж. Байрона (4 учащихся).