Литература 9 класс - Планы-конспекты для 105 уроков - Галина Фефилова 2016

Русская литература первой половины ХХ века
Михаил Юрьевич Лермонтов
М. Ю. Лермонтов Герой нашего времени. Печорин и система женских образов романа. Любовь в жизни главного героя

    Цели: продолжить с учащимися работу по раскрытию идейно-художественного содержания романа «Герой нашего времени»; показать взаимоотношения Печорина с женщинами; совершенствовать навыки аналитической работы с прозаическим текстом, исследовательские, аналитические способности; развивать интеллектуально-образное и эмоциональное восприятие художественного произведения; способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся; воспитывать культуру читательского восприятия.

    Оборудование: раздаточный материал, таблица, текст романа «Герой нашего времени».

Тип урока: урок — анализ художественного произведения.

Прогнозируемые результаты: учащиеся раскрывают идейно-художественное содержание романа «Герой нашего времени»; определяют место Печорина в системе женских образов; участвуют в аналитической беседе; выполняют сопоставительную работу.

Ход урока

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Заслушивание нескольких творческих работ (см. домашнее задание предыдущего урока)

III. Мотивация учебной деятельности

Учитель. Роман «Герой нашего времени» представляет собой первое реалистическое прозаическое социально-психологическое и философское произведение в русской литературе. Время написания романа пришлось на период реакции, наступившей в стране после разгрома декабрьского восстания 1825 г. Основной задачей Лермонтова, было нарисовать портрет человека той эпохи, то есть героя своего времени, образ которого составлен из достоинств и пороков всего современного автору поколения.

Новаторством Лермонтова стало изображение центральной фигуры романа — Печорина — изнутри. Особое внимание уделено внутреннему миру героя, его душе, поэтому автор и пишет в предисловии, что «история души человеческой... едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа». Все многообразие художественных средств направлено на более глубокое раскрытие образа Печорина. Эту же цель Лермонтов преследовал, создавая женские образы. Они играют большую роль в романе: позволяют глубже раскрыть характер Печорина, его внутренний мир, а также его отношение к любви.

Все женские персонажи — представительницы разных миров: Бэла — одна из «детей природы», в мир которых попадает Печорин в повести «Бэла»; ундина представляет в романе романтический мир беззаконной вольности, к которой стремится Печорин; княжна Мери и Вера социально родственны главному герою.

Главный герой проходит испытание любовью, но не выдерживает его: ни одна из выведенных автором героинь не способна вызвать у Печорина чувство, ради которого следует «жить и умереть».

IV. Работа над темой урока

1. Вступительное слово учителя

— Первой перед читателями предстаёт кавказская девушка Бэла, от которой веет душевной чистотой, добротой и искренностью. Но её характер наделён и такими национальными чертами, как гордость, чувство собственного достоинства, неразвитость и способность к страсти. Обидевшись на Печорина за уход на охоту, гордо подняв голову, она говорит: «Я не раба — я княжеская дочь!». Лермонтов не даёт подробного описания внешности черкешенки, но обращает внимание на её глаза, которые, «как у горной серны, так и заглядывали... в душу». Она так страстно и горячо любит Печорина, что его любовь к ней кажется неглубокой и несерьёзной. Образ Бэлы нужен был Лермонтову для того, чтобы показать, что и такая чистая и нежная любовь не в силах вызвать у Печорина ответного искреннего чувства. Ему всё быстро надоедает.

Следующая героиня — ундина — помогает автору показать стремление Печорина познать тот романтический, загадочный мир, к которому она принадлежит. Это мир беззаконно вольной жизни, и это притягивает Печорина, как и всё новое и непознанное в жизни.

Героиня новеллы «Тамань» является типично романтическим образом: белые длинные волосы, гибкий тонкий стан и глаза, обладающие какой-то магнетической властью. Она постоянно находится в движении, порывиста, как ветер.

В «Тамани» Лермонтов использовал такой художественный приём, как романтическая ирония: Печорин бросается в лодку за ундиной, но, только отплыв 50 сажен от берега, вспоминает о том, что плавать не умеет. Это подтверждает его увлечённость таинственностью ундины и миром «честных контрабандистов». В этом романтическом мире Печорин оказывается лишним и не находит себе пристанища. Но и в мире, к которому принадлежит герой по рождению, он тоже чувствует себя одиноким и бесполезным. Так, в повести «Княжна Мери» представлены женские образы, которые помогают раскрыть причины такого состояния героя.

2. Аналитическая работа: анализ ключевых эпизодов (в группах)

1-я группа. Печорин и Бэла

    • Перечитайте песню-комплимент Печорину, спетую Бэлой на свадьбе сестры. Как в ней обозначено отношение Бэлы к Печорину? В чём своеобразие её чувства? Почему она вначале отвергает любовь Печорина?

    • Какими способами Печорин добивался любви Бэлы? Почему он охладел к Бэле? Любил ли он её на самом деле?

    • Какова роль образа Бэлы в понимании характера Печорина?

2-я группа. Печорин и девушка-ундина

    • Как Печорин рассуждает о внешности девушки-ундины и как это характеризует его самого?

    • Перечитайте сцену схватки Печорина с девушкой в лодке. В чём девушка- ундина превосходила Печорина и в чём ему уступала?

    • Какова композиционная роль её образа?

3-я группа. Печорин и Мери

    • Перечитайте сцену переправы Печорина и Мери через горную речку. В чём нравственное превосходство Мери над Печориным? Перечитайте запись в «Журнале...» от 3 июня. Как Печорин объясняет свои отношения с Мери?

    • Проанализируйте сцену объяснения Печорина и Мери в конце главы. Как проявляется в этой сцене характер Печорина? Почему же он всё-таки решился на дуэль из-за Мери?

    • Каков композиционный смысл образа Мери?

4-я группа. Печорин и Вера

    • Проанализируйте сцену встречи Печорина и Веры в записи от 16 мая и монолог Веры в записи от 23 мая. Как можно охарактеризовать их чувства друг к другу?

    • Перечитайте письмо Веры к Печорину, полученное им после дуэли, и эпизод погони за Верой. Каким мы видим Печорина в оценке Веры? в авторской оценке? в самооценке?

    • Как образ Веры помогает понять характер Печорина?

Презентация результатов работы

    3. «Практикум начинающего литературоведа»: «Этапы развития отношений Печорина с княжной Мери, Верой»: коллективная работа по составлению сравнительной таблицы с комментариями учителя (запись на доске и в тетрадях)

Этапы развития отношений Печорина с княжной Мери, Верой

    Мери. Этапы развития отношений между княжной и Печориным Раздражение, которое вызвано отсутствием внимания Печорина к княжне.

    • Ненависть, вызванная несколькими «дерзкими» поступками Печорина (Печорин переманил всех кавалеров княжны, перекупил ковёр, накрыл ковром свою лошадь).

    • Интерес, рождённый желанием узнать, кто же он такой, этот Печорин.

    • Знакомство с Печориным меняет не только отношение княжны к герою, но и саму княжну: она становится искреннее, естественнее.

    • Исповедь Печорина рождает в княжне сочувствие, сопереживание.

    • В княжне происходят перемены, о которых Печорин замечает: «Куда девалась её живость, её кокетство, её капризы, её дерзкая мина, презрительная улыбка, рассеянный взгляд?..»

    • Разбуженные любовью к Печорину чувства превращают княжну Мери в добрую, нежную, любящую женщину, которая оказывается способной простить Печорина.

Вера — единственная женщина, которую любит Печорин «За что она меня так любит, право, не знаю! Тем более, что это одна женщина, которая меня поняла совершенно, со всеми моими мелкими слабостями, дурными страстями... Неужели зло так привлекательно?»

    • Печорин приносит Вере много страданий.

    • Вера для Печорина — ангел-хранитель.

    • Она ему всё прощает, умеет чувствовать глубоко и сильно.

    • Даже после долгой разлуки Печорин испытывает к Вере прежние чувства, в чём признаётся самому себе.

    • «При возможности потерять её навеки Вера стала для меня дороже всего на свете, дороже жизни, чести, счастья».

    • «Она единственная женщина в мире, которую я не в силах был бы обмануть». Вера — единственный человек, который понимает, насколько одинок и несчастлив Печорин.

Вера о Печорине: «...в твоей природе есть что-то особенное, тебе одному свойственное, что-то гордое и таинственное; в твоём голосе, чтобы ты ни говорил, есть власть непобедимая; никто не умеет так постоянно хотеть быть любимым; ни в ком зло не бывает так привлекательно; ничей взор не обещает столько блаженства; никто не умеет лучше пользоваться своими преимуществами, и никто не может быть так истинно несчастлив, как ты, потому что никто столько не старается уверить себя в противном».

Комментарий учителя. Княжна Мери умна, начитанна, благородна и нравственно чиста. Она романтик по натуре, причём наивный, так как она ещё молода и неопытна. Печорин хорошо разбирается в людях и особенно в женщинах, он сразу понял сущность Мери: ей интересно и нравится то, что таинственно, загадочно и недостижимо, ей хочется, чтобы мужчины забавляли её. Так было с Грушницким, который сначала заинтересовал её своими пышными фразами, а потом надоел. Всё внимание переключилось на Печорина, появившегося как романтический герой, так непохожий на других. Печорин, сам не зная почему, старается увлечь молодую девушку, и она, по своей наивности и неопытности, влюбляется в него.

Княжна Мери нужна была Лермонтову, чтобы показать страсть Печорина властвовать над людьми, возбуждать чувство любви, принося другим только страдания. Мы видим, что «молодая, едва распустившаяся душа» Мери не способна пробудить в главном герое настоящие, искренние чувства. И любовь наивной Мери ему тоже не нужна.

Другая героиня повести «Княжна Мери» — Вера — играет большую роль в раскрытии характера Печорина. Она — единственный женский образ, который сопоставляется с главным героем, а не противопоставляется ему. Её образ начертан неясно: Лермонтов не описывает её жизнь подробно, не раскрывает подробно и её характер. Но при этом указывает на то, что Вера — единственный человек, полностью понявший сущность Печорина, любящий его со всеми достоинствами и недостатками. Эту проницательность и верность чувству оценил и сам Печорин: «Она единственная женщина в мире, которую я не в силах был бы обмануть», — и только она одна вызывает настоящие и искренние чувства, хотя и мимолётные. И всё-таки, не найдя гармонии в человеческих отношениях, Печорин отдаётся величавой и ничем не нарушаемой гармонии природы.

4. «Под сенью дружных муз...» с демонстрированием иллюстраций

— Эпизод, воплощённый на иллюстрации М. А. Врубеля, описан в романе обстоятельно. В описании этой «любопытной сцены» Лермонтов как бы даёт подробный комментарий для художника: он описывает, «в каком положении» находились «действующие лица», его внимание привлекает и обстановка всей сцены, а предварительно данные портретные характеристики героев делают материал для иллюстрирования практически исчерпывающим.

На иллюстрации Врубеля запечатлены все участники сцены у источника, но наиболее полно прорисованы княжна Мери и Грушницкий. «Легче птички она к нему подскочила, подняла стакан и подала ему с телодвижением, исполненным невыразимой прелести», — именно эти слова нашли изобразительный отклик у художника. Сцена у источника увидена глазами Печорина, который, привыкнув «себе во всём сознаваться», испытал «чувство неприятное, но знакомое» — зависть, потому что хорошенькая женщина при нём явно отличила другого. Эпизод у источника явился своеобразной завязкой отношений Печорина и Грушницкого, которые завершатся трагически.

Чуткость художника Дементия Алексеевича Шмаринова к душевным движениям героев, внимание к их внутреннему состоянию проявились в иллюстрации, запечатлевшей княжну Мери и Грушницкого у источника. Художник показал Мери в быстром и лёгком движении. Чувство сострадания к Грушницкому, жалости соединяется в ней с решимостью помочь ему. В «выразительном лице» Грушницкого отобразились одновременно и сострадание, и удивление.

    • Как вы считаете, раскрывают ли эти иллюстрации идею произведения? Устное словесное рисование

    • Предложите свои варианты иллюстраций к данному эпизоду.

V. Подведение итогов урока

Обобщающее слово учителя

— Итак, все женские персонажи романа играют важную роль: с их помощью Лермонтов показывает, что Печорин одинок в любой среде, он не может найти успокоения даже в таком глубоко интимном чувстве, как любовь. Любовь женщины, к какому бы кругу она ни принадлежала, лишь на мгновение может увлечь его, но полностью отдаться этому чувству он не может, и в этом — его трагедия.

VI. Домашнее задание

    1. Ознакомиться со статьёй В. Г. Белинского «“Герой нашего времени”. Сочинение М. Ю. Лермонтова». Составить план статьи (письменно).

    2. Творческое задание (по выбору учащихся). а) Написать сочинение-рассуждение (миниатюру) «Чем интересен роман и его герой современному читателю?». б) Пользуясь дополнительной литературой и интернетом, узнать, как образ Печорина оценивали другие критики, подготовить сообщение.