Литература 9 класс - Планы-конспекты для 105 уроков - Галина Фефилова 2016

Русская литература первой половины ХХ века
Михаил Юрьевич Лермонтов
М. Ю. Лермонтов Герой нашего времени. Литературная критика о романе

    Цели: проанализировать с учащимися оценки литературных критиков романа «Герой нашего времени»; сопоставить оценки критиков со своим восприятием романа; научить строить ответ на вопрос о художественном произведении с опорой на теоретико-литературные знания, делать выводы и обобщения на основе работы с одним или несколькими источниками информации; способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся; формировать активную жизненную позицию.

    Оборудование: раздаточный материал, тексты критических статей, видеозапись кинофильма «Герой нашего времени» режиссёра С. И. Ростоцкого, иллюстративный материал.

    Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

    Прогнозируемые результаты: учащиеся анализируют оценки литературных критиков романа «Герой нашего времени»; сопоставляют оценки критиков со своим восприятием романа; строят ответ на вопрос о художественном произведении с опорой на теоретико-литературные знания; делают выводы и обобщения на основе работы с одним или несколькими источниками информации; участвуют в беседе.

Вот книга, которой суждено никогда не стереться, потому что, при самом рождении, она была вспрыснута живою водою поэзии

В. Г. Белинский

Ход урока

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Заслушивание нескольких творческих работ (см. домашнее задание предыдущего урока)

III. Мотивация учебной деятельности

Учитель. Как всякое подлинно классическое произведение, роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» вот уже на протяжении почти двух веков живёт интенсивной художественной жизнью, постоянно обновляясь в сознании всё новых и новых поколений. О подобных произведениях Белинский писал, что они принадлежат к «вечно живым и движущимся явлениям... Каждая эпоха произносит о них своё суждение. И как бы ни верно поняла она их, но всегда оставит следующей за ней эпохе сказать что-нибудь новое и более верное, и ни одна и никогда не выскажет всего...».

Говоря же непосредственно о «Герое нашего времени», великий критик утверждал: «Вот книга, которой суждено никогда не стереться, потому что, при самом рождении, она была вспрыснута живою водою поэзии». (Обращение к эпиграфу урока.)

По сути, роман Лермонтова — самое загадочное произведение русской классической литературы. До сих пор нет единого устоявшегося мнения об этом небольшом произведении. Не решены однозначно вопросы: положительное или отрицательное начало русской жизни воплощено в образе Печорина? Ограничивается его значение короткой эпохой 30-х гг. XIX в. или сохраняет влияние на литературу и жизнь следующих поколений? Каким художественным методом и стилем написан роман — школы романтизма, реализма или это синтез школ? Роман это или собрание повестей? Твёрдого ответа ни на один из этих вопросов в литературоведении нет.

Каждая эпоха при всех недостатках в истолковании и оценках этого великого произведения в чём-то, пусть на небольшой шаг, приближалась к его более глубокому прочтению и пониманию.

IV. Работа над темой урока

1. «Практикум начинающего литературоведа»: практическая работа с отрывками из текстов литературно-критических статей (в мини-группах; раздаточный материал)

1) Какой страшный человек этот Печорин! Потому что его беспокойный дух требует движения, деятельность ищет пищи, сердце жаждет интересов жизни, потому должна страдать бедная девушка! «Эгоист, злодей, изверг, безнравственный человек!..» — хором закричат, может быть, строгие моралисты <...> Не подходите слишком близко к этому человеку, не нападайте на него с такою запальчивой храбростию: он на вас взглянет, улыбнётся, и вы будете осуждены, и на смущённых лицах ваших все прочтут суд ваш <...> Но этому человеку нечего бояться: в нём есть тайное сознание, что он не то, чем самому себе кажется и что он есть только в настоящую минуту. Да, в этом человеке есть сила духа и могущество воли, которых в вас нет; в самых пороках его проблёскивает что-то великое, как молния в чёрных тучах, и он прекрасен, полон поэзии даже и в те минуты, когда человеческое чувство восстаёт на него. Ему другое назначение, другой путь, чем вам. Его страсти — бури, очищающие сферу духа; его заблуждения, как ни страшны они, острые болезни в молодом теле, укрепляющие его на долгую и здоровую жизнь <...> Пусть он клевещет на вечные законы разума, поставляя высшее счастье в напыщенной гордости; пусть он клевещет на человеческую природу, видя в ней один эгоизм; пусть клевещет на самого себя, принимая моменты своего духа за его полное развитие и смешивая юность с возмужалостию, — пусть!.. Настанет торжественная минута, и противоречие разрешится, борьба кончится, и разрозненные звуки души сольются в один гармонический аккорд!.. Даже и теперь он проговаривается и противоречит себе, уничтожая одною страницею все предыдущие: так глубока его натура, так врождённа ему разумность, так силён у него инстинкт истины! <...> Душа Печорина не каменистая почва, но засохшая от зноя пламенной жизни земля? пусть взрыхлит её страдание и оросит благодатный дождь, — и она произрастит из себя пышные, роскошные цветы небесной любви.

(В. Г. Белинский «Герой нашего времени»)

2) Жанр «Героя нашего времени» (роман в виде «цепи повестей») был подготовлен распространёнными в русской прозе 1830-х гг. циклами повестей, которые часто приписывались особому рассказчику или сочинителю («Повести Белкина» Пушкина, «Вечера на хуторе.» Гоголя, «Вечера» А. Бестужева-Марлинского и М. Жуковой). Лермонтов обновил этот жанр, перейдя от внешней мотивировки к внутренней и объединив все повести личностью героя. Цикл повестей превратился в психологический роман. Таким образом, «Герой нашего времени» стал новым решением проблемы русского романа и дал начало дальнейшему его развитию у Тургенева, Толстого, Достоевского. Лермонтов соединил такие характерные для 1830-х гг. жанры, как путевой очерк, рассказ на биваке, светская повесть, кавказская новелла. «Герой нашего времени» был выходом за пределы этих малых жанров — по пути к объединяющему их жанру романа. Роману Лермонтова, особенно повести «Княжна Мери», непосредственно предшествовал стихотворный роман Пушкина «Евгений Онегин». Но между этими двумя романами есть существенное различие: у Лермонтова — углублённый психологический анализ, раскрытие современного ему человека изнутри, а Пушкин рассматривает героя времени внешне, как бы со стороны и несколько менее детально.

(В. А. Мануйлов «Роман М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времена”»)

3) Перед вами другой человек, с более страстной душой, с более широким самолюбием. Этот имеет в себе как будто от природы всё то, что для Онегина составляет предмет забот. Он не хлопочет о туалете и наряде: он светский человек и без этого. Ему не нужно подбирать слова и блистать мишурным знанием: и без этого язык у него как бритва <...> Он действительно умеет овладеть сердцем женщины, не на краткое мгновенье, а надолго, нередко навсегда. Всё, что встречается ему на его дороге, он умеет отстранить или уничтожить. Одно только несчастье: он не знает, куда идти. Сердце его пусто и холодно ко всему. Он всё испытал, и ему ещё в юности опротивели все удовольствия, которые можно достать за деньги; любовь светских красавиц тоже опротивела ему, потому что ничего не давала сердцу; науки тоже надоели, потому что он увидел, что от них не зависят ни слава, ни счастье; самые счастливые люди — невежды, а слава — удача; военные опасности тоже ему скоро наскучили, потому что он не видел в них смысла и скоро привык к ним. Наконец, даже простосердечная, чистая любовь дикой девушки, которая ему самому нравится, тоже надоедает ему: он и в ней не находит удовлетворения своих порывов. Но что же это за порывы? куда влекут они? отчего он не отдаётся им всей силой души своей? Оттого, что он сам их не понимает и не даёт себе труда подумать о том, куда девать свою душевную силу; и вот он проводит свою жизнь в том, что острит над глупцами, тревожит сердца неопытных барышень, мешается в чужие сердечные дела, напрашивается на ссоры, выказывает отвагу в пустяках, дерётся без надобности.

(Н. А. Добролюбов «Что такое обломовщина?»)

Задание мини-группам

    • Вы ознакомились с высказываниями В. Г. Белинского и Н. А. Добролюбова о Печорине. Расскажите, как В. Г. Белинский оценивает образ Печорина. С кем он вступает в спор?

    • Объясните, как вы понимаете заключительные слова приведённого отрывка из статьи В. Г. Белинского.

    • Скажите, в чём оценка Н. А. Добролюбова совпадает с оценкой В. Г. Белинского? В чём они расходятся?

    • О каких особенностях жанра «Героя нашего времени» пишет В. А. Мануйлов?

Презентация результатов работы

2. Обобщение учителя

— Осмысливая противоречивость и неоднозначность личности Печорина в более широком, а, по сути — в более глубоком социально-философском плане, современный исследователь Е. Н. Михайлова пишет: «Природное, “естественное”, и общественное <...> слиты в герое в противоречивом единстве <...> “Два человека”, присутствие которых чувствует в себе Печорин, это не только человек мыслящий и человек действующий: вместе с тем один из них — это “естественный”, потенциальный, возможный человек, и другой — человек, реально действующий, детерминированный обществом. Осуждая второго, Лермонтов всецело на стороне первого <...> Лермонтов показывал в герое не только его детерминированность современным обществом, но и противоположные тенденции, способные данную детерминированность преодолеть». Подобной же трактовки придерживался и другой авторитетный исследователь Б. М. Эйхенбаум. Солидаризируясь со своей предшественницей в этом вопросе, он замечал: «…Михайлова видит в поведении Печорина власть объективных общественных условий жизни: “Эгоистическая жестокость также является извращением, которое внесено обществом в натуру Печорина”. По этой концепции, общество с фатальной неизбежностью извращает первозданную природную сущность человека, и он в той только мере остаётся человеком, в какой способен противостоять его воздействию, сохранить в себе «естественного человека».

    3. «Из секретов литературоведения»: сообщение учителя (с элементами беседы) о психологическом, социально-психологическом романах и внутреннем монологе

— Вы уже знаете, что роман — наиболее распространённый эпический жанр в литературе XIX в. По содержанию выделяют различные виды романов — социальный, психологический, семейно-бытовой, исторический, философский, приключенческий, биографический, научно-фантастический и др. Многие учёные утверждают, что «Герой нашего времени» — первый в русской литературе психологический роман и один из совершенных образцов этого жанра.

Вам также известно, что психологическим называют роман, в центре которого — исследование внутреннего мира человека, психологических мотивов его действий. Сюжет и композиция такого произведения всегда подчинены задаче раскрытия психологии человека. Неслучайно значительное место в психологических романах занимает внутренний монолог — разновидность монолога, в котором передаются внутренние переживания персонажа. Это его мысли, обращённые к самому себе и не произнесённые вслух. В произведении внутренний монолог оформляется как прямая речь или пересказ повествователя.

Вспомните внутренний монолог Печорина перед дуэлью (запись от 16 июня). Благодаря внутреннему монологу можно проследить, как персонаж пришёл к тому или иному выводу, решению проблемы.

Некоторые учёные указывают на то, что произведение Лермонтова содержит и черты социально-психологического романа, то есть такого, в центре которого — проблема личности и общества, исследование внутреннего мира человека на фоне социальной среды, в которой он живёт.

    • Почему произведение «Герой нашего времени» называют психологическим романом?

    • Объясните сущность понятия «внутренний монолог».

    • Приведите примеры внутренних монологов Печорина. Какова их роль в раскрытии состояния его души?

    • Согласны ли вы с утверждением, что «Герой нашего времени» имеет черты социально-психологического романа?

    4. «Под сенью дружных муз...»: просмотр фрагментов кинофильма и обсуждение одноимённых частей романа М. Ю. Лермонтова: «Максим Максимыч» и «Тамань» (1966; реж. С. И. Ростоцкий)

V. Подведение итогов урока

Обобщающая беседа

    • Как Лермонтов объясняет выражение «герой нашего времени»?

    • Каковы жанровые особенности романа? В чём своеобразие композиции?

    • Какие черты характера Печорина раскрыты в главе «Тамань»? Какова роль образов моря и паруса в этой главе?

    • Какие признания Печорина в главе «Княжна Мери» помогают понять мотивы его поведения? Что герой говорит о своих нравственных убеждениях? Как он относится к любви, дружбе, счастью?

    • Почему роман завершается главой «Фаталист»? На какой вопрос пытается найти ответ главный герой в этой главе?

    • Каков нравственно-философский итог романа? Выделите в характере главного героя положительные и отрицательные черты. Что вызывает сочувствие в герое?

    • Чем, по вашему мнению, Печорин близок и дорог автору?

VI. Домашнее задание

Подготовиться к контрольному сочинению на одну из предложенных тем:

    • «Композиция романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” и её роль в раскрытии личности Печорина»;

    • «Проблема взаимоотношений личности и общества в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”»;

    • «Печорин и Грушницкий: быть или казаться?»;

    • «Женские образы в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”»;

    • «Онегин и Печорин (по романам А. С. Пушкина “Евгений Онегин” и М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”)»;

    • «Каким я вижу М. Ю. Лермонтова в его лирических стихотворениях?».