Литература 9 класс - Планы-конспекты для 105 уроков - Галина Фефилова 2016

Русская литература первой половины ХХ века
Михаил Юрьевич Лермонтов
Уроки развития речи. Контрольное сочинение за I полугодие по лирике М. Ю. Лермонтова, роману Герой нашего времени

    Цели: учить учащихся работать с выбранной темой: собирать материал, продумывать план; вооружить учащихся необходимой информационной базой, опорной лексикой; выявить уровень понимания содержания, идейно-художественных особенностей прочитанного художественного произведения; способствовать воспитанию стремления к самопознанию и самосовершенствованию.

    Оборудование: портрет М. Ю. Лермонтова, иллюстративный материал по теме урока, черновые варианты сочинений, запись на доске, раздаточный материал.

Тип урока: урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков.

Прогнозируемые результаты: учащиеся показывают уровень понимания содержания, идейно-художественных особенностей изученных произведений М. Ю. Лермонтова, уровень читательских умений и творческих способностей, умение сжато и логично излагать собственную точку зрения.

Ход уроков

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

    • Познакомьтесь с высказыванием В. Г. Белинского о лирике М. Ю. Лермонтова и ответьте на вопросы.

Запись на доске или раздаточный материал

«Бросая общий взгляд на стихотворения Лермонтова, мы видим в них все силы, все элементы, из которых слагается жизнь и поэзия. В этой глубокой натуре, в этом мощном духе всё живёт <...> Он всевластный обладатель царства явлений жизни, он воспроизводит их как истинный художник; он поэт русский в душе — в нём живёт прошедшее и настоящее русской жизни; он глубоко знаком и с внутренним миром души <...> По глубине мысли, роскоши поэтических образов, увлекательной, неотразимой силе поэтического обаяния, полноте жизни и типической оригинальности, по избытку силы, бьющей огненным фонтаном, его создания напоминают собою создания великих поэтов <...> и уже недалеко то время, когда имя его в литературе сделается народным именем и гармонические звуки его поэзии будут слышимы в повседневном разговоре толпы, между толками её о житейских заботах.»

(Из статьи «Стихотворения М. Ю. Лермонтова»)

    • Каким материалом можно проиллюстрировать черты поэзии М. Ю. Лермонтова, которые так образно перечисляет В. Г. Белинский?

    • Чем интересна поэзия М. Ю. Лермонтова?

    • Какие стихотворения вы прочитали (кроме программных)? Какие мысли и чувства они пробудили в вас?

    • Какие стихотворения М. Ю. Лермонтова, положенные на музыку, вам известны?

III. Мотивация учебной деятельности

Учитель. Творчество М. Ю. Лермонтова стало предметом глубокого исследования ещё при жизни поэта. Подтверждение тому — две большие статьи В. Г. Белинского (1840 — 1841), посвящённые роману «Герой нашего времени» и лирике Лермонтова. Многие учёные занимались изучением творчества Лермонтова, ему посвящены сотни статей и книг. Интересно, что с тех пор как Белинский отметил, что в «Герое нашего времени» есть «что-то неразгаданное», лермонтоведение, несмотря на всю свою долгую историю, до нашего времени сталкивается с нерешёнными проблемами и даже загадками в судьбе и творчестве поэта.

Михаила Юрьевича Лермонтова называют ночным светилом русской литературы, и это не случайно. Во всех его произведениях ощущается какая-то лунная грусть — тяжёлый отпечаток «эпохи безвременья». Поэтому и герои Лермонтова основной чертой своего характера имеют трагическую отрешённость, отторженность от высшего мира.

В стихотворениях «Из-под таинственной, холодной полумаски...», «Выхожу один я на дорогу...» и других Лермонтов не наделяет своих героев какими-то определёнными чертами, можно сказать, что они безлики и в чём-то автобиографичны. В романе «Герой нашего времени», в отличие от этих стихотворений, главный герой имеет свои привычки, и желания, и капризы. Печорина нельзя назвать и автобиографичным персонажем, ведь, как говорит сам Лермонтов, в нём собраны пороки всего поколения. Но, несмотря на собирательность образа, отражающего трагедию целого общества, Печорин является «лишним» человеком, вставшим в ряд с такими яркими «отторженцами», как Онегин, Раскольников...

IV. Работа над темой урока

1. Подготовительная работа по написанию контрольного сочинения: консультация учителя

Запись на доске

Языковые контрасты (антонимы) в романе «Герой нашего времени»

— Характер Печорина раскрывается в двух планах: с одной стороны, он главный герой, активный участник событий, о которых повествует автор; с другой стороны, он автор «исповеди», в которой с предельной откровенностью выявляются его понимание жизни, результаты наблюдений и раздумий. Чувствуя в душе своей «силы необъятные», он, однако, не использует их для «назначения высокого», а увлекается «приманками страстей пустых и неблагодарных». Это противоречие между «назначением» и действительным образом жизни, поступками — характерный порок не только героя, а всего поколения, болезнь эпохи. Именно поэтому в романе так много внимания уделяется показу различных контрастов.

Один из способов выражения таких контрастов — антонимы.

Русский — нерусский, специалист — неспециалист

Противопоставление как отрицание соответствующего предмета, понятия

Умный — неумный, любит — не любит

Противопоставление как отрицание данного качества или действия

Много — мало, один — все

Противопоставление количественного характера

Прекрасный — безобразный, зной — стужа

Противопоставление наиболее удалённых, полярных качеств

Въехать — выехать, подойти — отойти

Противопоставление приставочных глаголов движения

Гора — долина, дом — домишко

Противопоставление соотносительных понятий

В романе «Герой нашего времени» языковых антонимов сравнительно немного, но они выполняют важную функцию, выражая основные контрасты как в характере Печорина, так и в той среде, которая окружает его. Например, «Одна половина души моей не существовала, она высохла, испарилась, умерла... — тогда как другая шевелилась и жила к услугам каждого»; «К печали я так же легко привыкаю, как к наслаждению»; «Я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе»; «Одни скажут: он был добрый малый, другие — мерзавец!».

Лексические антонимы встречаются в общих рассуждениях героя: «На небесах не более постоянства, чем на земле»; «Радости забываются, а печали никогда». Антонимы этого типа имеются в речи других героев, обращённой к Печорину и определённым образом характеризующей его. Так, княжна Мери говорит: «Или вы меня презираете, или очень любите!», а Вера замечает: «...ты любил меня как собственность, как источник радостей, тревог и печалей».

Есть в романе примеры антонимичных прилагательных: высший — низший; мрачный — радужный; первый — последний; антонимы-глаголы: любить — презирать: выздороветь — умереть; жить — умереть; антонимы-наречия: хуже — лучше; направо — налево; высоко — внизу; и антонимы-местоимения: своё — чужое.

Более сложны и разнообразны в романе речевые антонимы. Большая часть их выражает контрасты, которые ускользают от видения многих; их обнаруживают лишь люди типа Печорина, привыкшие анализировать жизнь во всех проявлениях: «Воспитание ли меня сделало таким, Бог ли так меня создал, не знаю»; «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа».

Способность Печорина всюду видеть контрасты поразительна. Отсутствие у него друзей он объясняет, например, тем, что дружба никогда не основывается на равноправии: «Из двух друзей всегда один раб другого». А так как рабом он быть не способен, то это означает, что и друга у него не может быть. Таким образом, само понятие друга для Печорина внутренне противоречиво.

Приём антитезы используется часто для выражения явных и скрытых контрастов. Вот примеры первой разновидности: «Любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни: невежество и простосердечие одной так же надоедает, как и кокетство другой»; «Как часто мы принимаем за убеждение обман чувств или промах рассудка». Для выражения скрытых контрастов чаще всего используются два определения, связанные противительным союзом но, к одному существительному: «Мне уже пересказали две-три эпиграммы на мой счёт, довольно колкие, но вместе с тем очень лестные»; «Её [княжны Мери] лёгкая, но благородная походка имела в себе что-то девственное...».)

Антитезы получают в романе и другие формы выражения, например, контрастные по смыслу предложения: «Есть минуты, когда я понимаю Вампира. А я ещё слыву добрым малым и добиваюсь этого названия», «Я всегда ненавидел гостей у себя — теперь у меня каждый день полон дом».

Итак, антонимы в романе связаны с попытками Печорина понять самого себя, понять те внутренние противоречия, которые составляют существо его характера и конкретных поступков, а также выражают оценки отдельных лиц и их суждений.

Попробуйте найти и охарактеризовать языковые антонимы в романе «Герой нашего времени», использованные для изображения контрастов в природе.

    2. Ознакомление с предложенными учителем темами сочинений

    Запись на доске

Темы сочинений по творчеству М. Ю. Лермонтова

    1) Композиция романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и её роль в раскрытии личности Печорина.

    2) Проблема взаимоотношений личности и общества в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

    3) Печорин и Грушницкий: быть или казаться?

    4) Женские образы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

    5) Онегин и Печорин (по романам А. С. Пушкина «Евгений Онегин» и М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»).

    6) Каким я вижу М. Ю. Лермонтова в его лирических стихотворениях?

Комментарий для учителя. Темы записываются на доске и обсуждаются. Учитель предлагает учащимся возможные пути раскрытия той или иной темы.

3. Самостоятельное ознакомление с памяткой «Как писать сочинение — сравнительную характеристику персонажей художественного произведения. Сравнение как приём познания» (раздаточный материал)

    Как писать сочинение — сравнительную характеристику персонажей художественного произведения. Сравнение как приём познания

Как известно, Онегин и Печорин принадлежат к тому общественному типу людей 20 — 30-х гг. XIX в., которых называли «лишними» («умные ненужности», «страдающие эгоисты», говорил о них Белинский).

Почему их так называли? Что определило их появление? Что общего и в чём различие между «лишним человеком» 20-х гг. — Онегиным и «умной ненужностью» 30-х гг.— Печориным? Чем обусловлены это сходство и различие?

Для доказательного ответа на эти и другие вопросы задание предлагает использовать приём сравнения — установления сходства или различия между двумя объектами (людьми, предметами, действиями, событиями и т. п.).

Выбрав эту тему для своего сочинения, вы должны будете сравнить условия, в которых формировались Онегин и Печорин, их общественные позиции, взгляды, черты характера, действия... Но что бы ни сравнивалось: идеи или поступки, черты характера или события, — наиболее целесообразной формой выражения для сравнения считается параллельное изложение, то есть последовательное рассмотрение одинаковых оснований обоих объектов. Что это конкретно значит, можно увидеть из прилагаемого плана сравнительной характеристики Чацкого и Печорина:

Чацкий и Печорин

Чацкий несравненно выше и умнее Онегина и лермонтовского Печорина...

И. А. Гончаров

План главной части сочинения

Черты сходства

    1) Глубокий ум и неукротимая энергия.

    2) Неудовлетворённость жизнью.

    3) Оторванность от народа.

Черты различия

    1) Чацкий имеет цель в жизни. У Печорина её нет.

    2) Чацкий — борец. Печорин не способен ни порвать окончательно с дворянским классом, ни бороться с ним.

    3) Чацкому чуждо печоринское разочарование в людях. У него есть друзья-единомышленники, а Печорин одинок.

    4) Возвышенное и благородное чувство любви у Чацкого. Любовь для Печорина — «наука страсти нежной».

    5) Цельность натуры Чацкого. Противоречивость Печорина.

4. Составление планов (самостоятельно), написание черновых вариантов сочинений

    5. Чтение нескольких черновых вариантов сочинений, их обсуждение, редактирование, рецензирование учителем

6. Написание творческих работ (в контрольных тетрадях)

V. Домашнее задание

1. Прочитать поэму Н. В. Гоголя «Мёртвые души».

2. Индивидуальные опережающие задания (2 — 3 учащихся).

а) Подготовить «Литературные визитки» о жизни и творчестве Н. В. Гоголя.

б) Подготовить инсценировку «Разговор читателя и рудого Панька».