Литература 9 класс - Планы-конспекты для 105 уроков - Галина Фефилова 2016

Русская литература первой половины ХХ века
Михаил Юрьевич Лермонтов
Приложение

    Развёрнутые (тезисные) планы сочинений

    Проблема взаимоотношений личности и общества в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

    1) Роман «Герой нашего времени» — исследование автора, рассматривающего личность в контексте общества и эпохи и выявляющего их мощное влияние на формирование человека.

    2) Интерес Лермонтова не к личности как таковой, но к «истории души человеческой» отражает задачи и проблематику романа. Душа и характер человека формируются в постоянной борьбе: с одной стороны, согласно устремлениям его воли, с другой — обществом и эпохой. Исследуя психологию героя, автор рассматривает его как социальное явление. Печорин представлен как герой нашего времени. В «Предисловии» к «Журналу Печорина» Лермонтов устами рассказчика отмечает сдвиг, совершившийся в мышлении человека конца 30-х гг. ХIХ в.: история души человека и история народа обнаруживают существенные различия.

    3) Мир героев романа предстаёт как система образов, в центре которой находится Печорин, и его личность во всех своих противоречиях вырисовывается из картины отношений, в которые он вступает с окружающими. Печорин стремится любыми средствами прорваться за внешнюю маску героев, увидеть их истинные лица, понять, на что каждый из них способен. Каждый персонаж романа выступает как представитель «нашего времени».

    4) Грушницкий — типичный «герой времени»: позёр, любит пышные фразы и мечтает стать героем романа. Притязания Грушницкого приводят его к трагедии: он становится предателем, вступает в грязную игру и погибает. Общество уводит людей от самих себя, калечит души.

    5) Драматизм взаимоотношений Печорина и Вернера. Эта история несостоявшейся дружбы людей духовно и интеллектуально близких. Защищаясь от века, Печорин и Вернер скрывают способность любить и сострадать, учатся равнодушию и эгоизму. И Печорин, и Вернер панически боятся нормальных человеческих чувств. Они несут на себе крест своей эпохи, подавляющей в людях всё человеческое. Вернер — свидетель жизни, но не её участник.

    6) История душевных движений, переживаемых персонажами, последовательно проходит несколько стадий: от равнодушия или простой доброжелательности до полного разрыва. Каждый из героев достигает кульминационного момента развития конфликта, и каждый терпит крушение. Судьбы персонажей исковерканы. Внутренняя духовная свобода личности приводит к победе или поражению человека.

    7) «Герой нашего времени» — роман о самореализации личности, её ответственности перед людьми и своим собственным «я». Попытки Печорина приблизиться к людям, найти некое гармоничное равновесие в отношениях с ними бесплодны. Глубина пропасти между героем и людьми. Печорин исполнен бунтарского неприятия устоев существующего общества.

    Печорин и Грушницкий: быть или казаться?

    1) Повесть «Княжна Мери» — исповедь Печорина, высмеивающего притворство, фальшь и пустоту светского общества. Печорин и представители «водяного общества»: интересы, занятия, принципы. Причины враждебности «водяного общества» по отношению к Печорину. «...Мы когда-нибудь с ним столкнёмся на узкой дороге, и одному из нас несдобровать».

    2) Грушницкий глазами Печорина: ироничность изображения. История появления Грушницкого в Пятигорске. «Его цель — сделаться героем романа». Провинциальный романтизм Грушницкого, не способного противостоять уму и неординарности Печорина: «...он никого не убьёт одним словом; он не знает людей и их слабых струн, потому что занимался целую жизнь одним собою». Попытки Грушницкого приблизиться к Лиговским, бывать у них дома, ухаживать за княжной Мери. Чувства, которые Грушницкий испытывает к княжне Мери. Месть Грушницкого княжне и Печорину: слухи, заговор, ложь. Дуэль как финал отношений Печорина и Грушницкого. Грушницкий на дуэли: от предательства до бесчестия, от позёрства до презрения к самому себе. Грушницкий не выдержал нравственного испытания.

    3) Печорин и Грушницкий: «Я его понял, и за это он меня не любит, хотя мы наружно в самых дружеских отношениях...». Печорин строит свои взаимоотношения с Грушницким, пытается найти им объяснение. Наблюдательность героя, его умение давать точные характеристики персонажам и выделять особенности, присущие именно этим людям. Всесокрушающий самоанализ и удивляющее открытиями самопознание. Независимость мышления Печорина как контраст позёрству Грушницкого. Любовь княжны Мери к Печорину развела героев, сделала их врагами. Непозволительное малодушие Грушницкого, осуждение его Печориным. Романтическое восприятие утра перед дуэлью, признание своей ответственности за поединок. Бессонная ночь перед дуэлью открыла герою печальные истины: «...сколько раз уже я играл роль топора в руках судьбы!»; «Моя любовь никому не принесла счастья...». Нравственный эксперимент, проводимый Печориным, состоит в испытании личности Грушницкого: «Откажись от своей клеветы, и я тебе прощу всё...». Желание одиночества после дуэли.

    4) Быть или казаться?.. Отношение Печорина и Грушницкого к любви, дружбе, нравственности, чести, справедливости. Превосходство Печорина над Грушницким: деятельный ум и уверенность в себе Печорина противопоставлены беспомощным стараниям Грушницкого занять место в светском обществе и преодолеть смущение и провинциальное чувство неполноценности. Роль общества в формировании мировоззрения личности и её жизнеспособности. Нравственный выбор, стоящий перед человеком: быть или казаться?

Образцы сочинений

Женские образы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

О женских образах XIX в. принято говорить «пленительные». И это правда. Женщина — источник радости, силы и вдохновения. Лермонтов писал: «И ненавидим мы, и любим мы случайно, // Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви, // И царствует в душе какой-то холод тайный, // Когда огонь кипит в крови». Эти слова как нельзя лучше раскрывают характер главного героя романа Печорина и его отношение к женщинам. Их в произведении три: Бэла, княжна Мери и Вера.

Бэла — юная черкешенка, о которой мы узнаём из рассказа Максима Максимыча. Печорин, увидев её на свадьбе, был пленён её внешностью и какой-то необычайностью. Она показалась ему воплощением непосредственности, естественности, то есть всего того, чего Печорин не встречал в знакомых ему светских дамах. Его очень увлекла борьба за Бэлу, но когда все преграды были уничтожены и Бэла с радостью приняла свою судьбу, Печорин понял, что он обманулся: «...любовь дикарки немногим лучше любви знатной барышни, невежество и простодушие одной так же надоедают, как и кокетство другой». Впрочем, не будем забывать, что это мнение не автора, а Печорина, который, как известно из содержания романа, быстро во всём разочаровывался.

У Бэлы сильный цельный характер, в котором есть и твёрдость, и гордость, и постоянство, ведь воспитывалась она в традициях Кавказа.

Совсем другой выглядит княжна Мери. О ней мы узнаём из дневника Печорина, в котором подробно описано «водяное общество» Пятигорска, где пребывал герой. Уже в первом разговоре с Грушницким о княжне Мери звучит ироничный, несколько насмешливый тон повествования.

Мери Лиговская совсем юна, хороша собой, неопытна, кокетлива.

Она, естественно, не особенно хорошо разбирается в людях, не видит фарса Грушницкого, недопонимает тонко рассчитанной игры Печорина. Ей хочется жить так, как принято в её кругу, с некоторым тщеславием, блеском. Мери становится предметом соперничества между Грушницким и Печориным. Эта недостойная игра одного губит, другого забавляет. У Печорина, впрочем, есть и своя цель: бывая у Лиговских, он имеет возможность видеть там Веру. В такой обстановке, думается, княжне Мери было очень трудно быть самой собой и, возможно, проявить свои лучшие качества.

Почему Печорину так скучно и одиноко? Ответить на этот вопрос — значит раскрыть причину его горестей. Печорин — неординарная личность, следовательно, он по-своему искал это и в женщинах, искал ту, которая могла бы целиком захватить его душу. Но таковой не находилось. И, на мой взгляд, Лермонтов ставил перед собой задачу гораздо шире, чем просто показать молодых, неопытных, несчастных девушек, раздавленных эгоизмом Печорина.

Любовь Печорина дана как будто схематично. Лермонтов не показал, если можно так сказать, целиком этого чувства. Печорин плакал, когда загнал коня, но не догнал Веру. Однако это был всего лишь временный порыв души, и не более того. Утром он вновь стал самим собой. Да, Вера — только болезненное прошлое Печорина. Он не был счастлив с ней, потому что она была чужой женой, что, разумеется, было невыносимо для самолюбия Григория. Нет! Это не для Печорина! Может быть, поэтому, чтобы обрести потерянное равновесие, он так холоден с влюблёнными в него юными женщинами.

Лермонтов отделяет себя от Печорина, заявляя, что портрет героя составлен из пороков всего общества. Впрочем, в отношениях Печорина и Веры мне видится отражение трагической неразделённой любви Лермонтова к Вареньке Бахметьевой. Поэт любил её всю свою короткую жизнь. Он писал о ней: «У ног других не забывал я взор твоих очей, // Любя других, я лишь страдал любовью прежних дней». В этом, думается, автор похож на своего героя. Лермонтов был красив, его любили многие женщины, но он постоянно возвращался в мыслях к образу своей любимой.

Лермонтов не случайно уделил огромное внимание женским образам в своём романе. Ни одна серьёзная проблема, тем более проблема героя и времени, не может быть рассмотрена вне прекрасной и лучшей половины человечества, вне её интересов, переживаний и чувств. Одним из открытий, сделанных здесь писателем, было использование принципа: расскажите мне, кто любит этого человека, и я составлю о нём представление. Женские характеры «Героя нашего времени» помогли автору полнее раскрыть образ Печорина и придали самому роману какую-то неповторимость и совершенно особую прелесть.

Композиция романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и ее роль в раскрытии личности Печорин

Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» — произведение во многом новаторское. Оно впервые в русской литературе глубоко и психологически тонко сумело раскрыть сложный внутренний мир человека, отразило в образе главного героя индивидуальное и типическое, характерное для человека 30-х гг. ХIХ в.

Необычна и своеобразна композиция романа. Лермонтов отошёл от традиционного хронологического расположения глав. Его произведение состоит из относительно самостоятельных повестей, объединённых личностью главного героя — молодого дворянина, офицера Григория Александровича Печорина.

В каждой повести он предстаёт в новом ракурсе, а в целом роман — это сочетание различных аспектов изображения главного героя, дополняющих друг друга. В «Бэле» и «Максиме Максимыче» дан внешний рисунок характера главного героя. «Журнал Печорина», куда входят три повести — «Тамань», «Княжна Мери» и «Фаталист», — яркий психологический автопортрет героя.

В целом изображение характера Печорина, раскрывающегося в его поступках, во взаимоотношениях с людьми и в его записках-«исповедях», делает «Героя нашего времени» не «собранием повестей», а социально-психологическим и философским романом: «История души человеческой, хотя бы и самой мелкой души, едва ли не любопытнее, не полезнее истории целого народа...».

Сюжет каждой повести концентрического типа: Печорин находится в центре всех событий, именно вокруг него сгруппированы второстепенные и эпизодические персонажи. События жизни героя изложены с умышленным нарушением их естественной хронологической последовательности. Повесть «Тамань» (третья по общему счёту), в которой рассказан случай, происшедший с Печориным ещё до приезда на Кавказ, следует за повестью «Максим Максимыч», которая повествует о жизни Печорина на Кавказе. В «Максиме Максимыче» случайная встреча двух бывших сослуживцев происходит через несколько лет после окончания «кавказского» периода жизни Печорина, незадолго до его смерти. Повести-главы, относящиеся ко времени пребывания Печорина на Кавказе («Бэла», «Княжна Мери», «Фаталист»), служат обрамлением этих двух повестей, занимая соответственно первую, четвёртую и пятую позиции в романе.

Композиция «Героя нашего времени» имеет две мотивировки: внешнюю и внутреннюю. Внешняя мотивировка расположения повестей — постепенное приближение читателя к главному герою. Её можно считать основным композиционным принципом романа. От повести к повести между читателем и Печориным постепенно убираются все «посредники»-рассказчики, герой всё больше приближается к читателю.

Так, в «Бэле» между читателем и Печориным — два рассказчика. Основной — Максим Максимыч, сослуживец, участник и свидетель всего, что произошло в крепости: «Раз, осенью пришёл транспорт с провиантом; в транспорте был офицер, молодой человек лет двадцати пяти». Именно его точка зрения на Печорина в этой повести господствует. Вторым рассказчиком является молодой офицер-повествователь, заинтересовавшийся Печориным и передающий рассказ Максима Максимыча.

Первый рассказчик ближе Печорину, второй — читателю. Но оба они не только помогают понять героя, но и в какой-то степени «мешают» читателю. На реально существующий облик Печорина накладываются субъективные мнения, эмоции рассказчиков, уровень их понимания людей. Это приводит к ощущению, что первое знакомство с героем состоялось, но было отрывочным, мимолётным: он мелькнул, заинтриговал и как бы растворился в дали.

В повести «Максим Максимыч» остаётся один рассказчик — молодой офицер-повествователь, наблюдающий встречу Максима Максимыча с Печориным.

В «Журнале Печорина» герой сам рассказывает о событиях своей жизни, а повествователь, неизменно присутствовавший в первых двух повестях романа, становится издателем его записок: «Это известие меня очень обрадовало: оно давало мне право печатать эти записки, и я воспользовался случаем поставить имя над чужим произведением».

Меняется и тип повествования: если в «Бэле» и «Максиме Максимыче» о Печорине говорилось в третьем лице, то в повестях из «Журнала Печорина» рассказ ведётся от первого лица. Записи Печорина не предназначались для постороннего читателя (это отмечено автором в предисловии к «Журналу...»), это искренний самоанализ, приближающийся к исповеди перед самим собой.

Внутренняя мотивировка расположения повестей — постепенное проникновение в духовный мир Печорина. В «Бэле» герой предстаёт холодным, замкнутым человеком, повинующимся своим мимолётным желаниям и страстям. В «Максиме Максимыче» появляется психологический портрет героя, который даёт важную подсказку, в чём искать «тайну» личности Печорина — в его душе. «Журнал Печорина» раскрывает нам эту душу. В центре «Журнала» — личность человека, искренне высказывающего наблюдения «зрелого ума» над самим собой. В нём и даётся самый важный — «внутренний», психологический портрет, составленный, как уверял Лермонтов в предисловии к роману, «из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии».

Таким образом, необычная композиция «Героя нашего времени» помогает автору выполнить основную художественную задачу — раскрыть внутренний мир главного героя романа, дать его социально-психологический и философский портрет.