Литература 9 класс - Планы-конспекты для 105 уроков - Галина Фефилова 2016
Литература второй половины XIХ века
Николай Васильевич Гоголь
Н. В. Гоголь. Поэма Мертвые души: замысел, история создания, особенности жанра и композиции, смысл названия
Цели: ознакомить обучающихся с замыслом, историей создания, особенностями жанра и композиции, смыслом названия поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души»; формировать умения строить ответ на вопрос о художественном произведении с опорой на теоретико-литературные знания; совершенствовать навыки аналитической работы с прозаическим текстом, аналитические способности; способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся; воспитывать культуру читательского восприятия.
Оборудование: учебник, раздаточный материал, таблица, текст поэмы «Мёртвые души», портреты Гоголя работы Ф. А. Моллера (1840; 1841), А. А. Иванова (1841), иллюстративный материал по теме урока.
Тип урока: урок — анализ художественного произведения.
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают теоретико-литературные определения, жанровые особенности поэмы, о замысле, истории создания, особенностях жанра и композиции, смысле названия поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души»; участвуют в беседе; вырабатывают свою точку зрения на художественное произведение в соответствии с авторской позицией и исторической эпохой.
Ход урока
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
Беседа «Вспоминая изученное...»
1) Что вы можете сказать о творчестве Н. В. Гоголя, исходя из тех произведений, с которыми вы знакомы?
2) Как назывались гимназические литературные журналы, организатором и участником которых был Н. В. Гоголь? («Северная заря», «Звезда», «Метеор литературы»)
3) Какую женскую роль играл Н. В. Гоголь в ученическом спектакле? (Роль Простаковой в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»)
4) Назовите первое опубликованное произведение Гоголя. Каким псевдонимом оно было подписано? (В 1829 г., идиллия «Ганц Кюхельгартен» под псевдонимом В. Алов)
5) Как звали пасечника, от лица которого ведётся рассказ в «Вечерах на хуторе близ Диканьки»? (Рудый Панько)
6) В каком театре впервые была поставлена комедия «Ревизор»? (В Петербурге, 19 апреля 1836 года в Александринском театре)
7) Кому принадлежат слова, сказанные после первого представления «Ревизора»: «Ну и пьеска! Всем досталось, а мне больше всех!»? (Императору Николаю I)
III. Мотивация учебной деятельности
Учитель. Ни одно произведение русской литературы не порождало столь противоречивых толкований, как «Мёртвые души». И в вихре догадок, недоумений, насмешек и откровенных издевательств, который поднялся сразу же после выхода книги в свет (1842) и вылился в серию ожесточённых дискуссий на страницах русской прессы, в светских гостиных и литературных салонах, пожалуй, чаще всего повторялось слово «поэма».
Сообщая Гоголю осенью 1842 г. о впечатлении, которое «Мёртвые души» произвели в московском обществе, К. С. Аксаков писал: «Одни говорят, что “Мёртвые души” — поэма, что они понимают смысл этого названия; другие видят в этом насмешку, совершенно в духе Гоголя: нате вот, грызитесь за это слово».
Слово «поэма», которым начинается её заглавие, отчасти проясняет тот угол зрения, под которым мы будем рассматривать это произведение, но книга писалась, разумеется, не с целью доказать, что «Мёртвые души» именно поэма.
Гоголь сознательно создавал свой труд в расчёте на длительное «вглядывание» в него и постепенное постижение. «...Книга писана долго: нужно, чтоб дали труд всмотреться в неё долго», — заявлял он в 1843 г. Нужно признать, что ясность в этом вопросе не достигнута и по сей день. Давайте попытаемся понять неповторимость творческой индивидуальности Гоголя, попробуем прикоснуться к одному из оригинальнейших памятников русской и мировой литературы.
IV. Работа над темой урока
1. «Под сенью дружных муз...»: практическая работа с портретами Н. В. Гоголя (размещены на доске)
Учитель. Давайте обратим внимание на портреты Н. В. Гоголя. Что особенного заметили вы, о каких свойствах души человека можно сказать, глядя на эти портреты? Сопоставьте ваши впечатления с воспоминаниями современников о внешности Н. В. Гоголя. (Раздаточный материал.)
«Его белокурые волосы... от висков падали прямо. от его покатого, гладкого, белого лба так и веяло умом. В его небольших карих глазах искрилась по временам весёлость — именно весёлость, а не насмешливость; но вообще взгляд их казался усталым. Какое ты умное, и странное, и больное существо! — невольно думалось, глядя на него» (И. С. Тургенев).
«Многим из читателей, не знавшим Гоголя лично, может показаться странным, что этот художник, заставлявший всю Россию смеяться по своему произволу, был человек самого серьёзного характера, самого строгого настроения духа. Как на нравственный подвиг, требующий чистого деятеля, смотрел он на свои литературные труды и неутомимо работал над личным нравственным усовершенствованием» (И. С. Аксаков).
«Среднего роста, плотный и с совершенно здоровым цветом лица, он был одет в тёмно-коричневое длинное пальто. Его длинные каштановые волосы прямыми космами спадали ниже ушей, слегка загибаясь над ними. Тонкие губы, под которыми была крохотная эспаньолка. Небольшие карие глаза глядели ласково, но осторожно и не улыбаясь, даже тогда, когда он говорил что-нибудь смешное. Длинный сухой нос придавал этому лицу и этим сидевшим по его сторонам, осторожным глазам что-то птичье, наблюдавшее и вместе добродушно-горделивое.» (Г. П. Данилевский)
2. Заслушивание сообщений учащихся о замысле, истории создания, особенностях жанра и композиции, смысле названия поэмы «Мёртвые души» (Учащиеся составляют тезисы.)
а) Замысел, история создания поэмы «Мёртвые души»
Писательская биография Гоголя продолжалась 23 года, 17 из них отданы были работе над поэмой «Мёртвые души». Сюжет её подсказан А. С. Пушкиным (как и сюжет «Ревизора»). Над «Мёртвыми душами» Гоголь начал работать осенью 1835 г., несколько раньше, чем над знаменитой комедией. Первые три главы были написаны в России. Чем далее продвигалась работа над поэмой, тем более грандиозным и сложным представлялись Гоголю задачи, стоящие перед ним. Он по многу раз переделывает каждую написанную страницу, тщательно работает над каждой строкой, над каждым словом. В 1837 г. Гоголь уезжает за границу, где с небольшими перерывами проживёт 12 лет, постоянно работая над «Мёртвыми душами».
Осенью 1839 г. Гоголь возвращается в Москву и читает главы из поэмы в доме Аксаковых. Книга встречает всеобщее одобрение. Гоголь вновь отправляется в Италию, чтобы в уединении ускорить работу над рукописью. Через год
она была завершена, и в октябре 1841 г. он снова приезжает в Россию с намерением добиться разрешения цензуры и напечатать своё творение. Под названием «Похождения Чичикова, или Мёртвые души» цензура разрешила печать, но потребовала от автора внести существенные изменения в «Повесть о капитане Копейкине» или вовсе исключить её из текста. В письме к П. А. Плетнёву он сокрушается: «Уничтожение Копейкина меня сильно смутило! Это одно из лучших мест в поэме, и без него — прореха, которой я ничем не в силах залатать и зашить». Чтобы спасти «Повесть...», Гоголь притушил в ней сатирические мотивы. «Я лучше решился переделать его, чем лишиться вовсе...» — сообщает он через несколько дней в письме тому же Плетнёву.
21 мая 1842 года «Мёртвые души» появились в печати. Выход в свет гоголевской поэмы вызвал ожесточённую полемику. Одни принимали её восторженно, другие негодовали. Гоголя обвинили в клевете на Россию и в том, что он показал «какой-то особый мир негодяев, который никогда не существовал и не мог существовать». Высоко оценил поэму В. Г. Белинский и отметил её выдающееся значение не только для литературной жизни, но и для общественной.
б) Особенности жанра и композиции
Основа композиции — путешествие главного героя, посещение им города NN и имений помещиков. Важная композиционная особенность — лирические отступления, в которых звучит голос автора. В набросках к «Учебной книге для русского юношества» Гоголь определяет жанр своего произведения как «малую эпопею». В малой эпопее нет «всемирности содержания», но зато она включает в себя «полный эпический объём замечательных частных явлений». Отличие заключается в характере героя: большая эпопея избирает героем «лицо значительное», в центре малой эпопеи — «частное и невидимое лицо, но, однако же, значительнее во многих отношениях для наблюдателя души человеческой...». «Автор ведёт его в жизнь сквозь цепь приключений и перемен, дабы представить с тем вместе верную картину всего замечательного в чертах и нравах взятого им времени». Очевидно, что эти слова в полной мере относятся и к «Мёртвым душам». Объясняя своеобразие малой эпопеи, Гоголь пишет, что, хотя многие из них написаны в прозе, они могут быть «причислены к созданиям поэтическим». Колебания Гоголя в определении жанра «Мёртвых душ» объясняются тем, что по существу им создавался совершенно новый тип романа, соединивший сатиру на Россию чичиковых, ноздрёвых, плюшкиных и лирическую поэму о Руси — родине великого народа. Назвав своё творение поэмой, Гоголь хотел подчеркнуть особую значимость в нём лирического начала. Мечта о возрождении человеческой души, а вместе с ней и России была самой заветной мечтой писателя.
в) Смысл названия поэмы
Свою поэму писатель задумал по аналогии с поэмой Данте Алигьери «Божественная комедия», состоящей из трёх частей: «Ад», «Чистилище», «Рай». Им должны были соответствовать три тома «Мёртвых душ». В первом томе, следовательно, Гоголь стремился отразить «ад» русской жизни, показать уродливые стороны современной ему России. Мир, в который погружает читателя Гоголь, — это мир перевёрнутых ценностей, духовные ориентиры в нём утрачены, законы существования — аморальны. «Комизм кроется везде. Живя среди него, мы его не видим; но если художник перенесёт его в искусство. то мы же сами над собой будем валяться со смеху», — писал Н. В. Гоголь. Такой принцип художественного творчества писатель вложил в «Мёртвые души». Принцип даёт возможность читателям почувствовать, как страшна и комична их жизнь, и объясняет, отчего люди сами этого не ощущают или ощущают недостаточно остро. Нарисовав картину реальной жизни, создав почти карикатурные портреты героев, в которых свойственные им недостатки, слабости и пороки гиперболизированы, доведены до абсурда — потому они и уродливы, и отвратительны, и смешны, — Гоголь показывает, как безнравствен этот мир. Противоречия эпохи, пронизывающие всю русскую жизнь, доведены им до абсурда. Самое заурядное событие приобретает под его пером зловещую, таинственную окраску. Самый обыкновенный предмет в его художественном мире значим и одушевлён. Все гоголевские герои непроизвольно создают свой вещный мир по собственному образу и подобию.
3. Беседа: выявление первичного восприятия прочитанного произведения
• Какие страницы «Мёртвых душ» вызвали у вас смех, а какие — горечь?
• Что интереснее было читать — «помещичьи» или «городские» главы?
• Интересно ли было читать лирические отступления? Как меняются их тон и смысл от начала к концу поэмы?
• Кто из героев «Мёртвых душ» кажется вам самым безобидным и кто — самым страшным?
• Кому вы сочувствовали, читая поэму? Какие вопросы возникли при чтении?
4. Коллективная работа над составлением таблицы «Композиция поэмы Н. В. “Мёртвые души”» (запись на доске и в тетрадях)
Композиция поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души»
V. Рефлексия. Подведение итогов урока
Обобщающее слово учителя
— Громадный художественный опыт, приобретённый в процессе работы над «Вечерами...», «Миргородом», «Петербургскими повестями» и «Ревизором», дал возможность Н. В. Гоголю создать гениальную поэму. В письме Пушкину из-за границы он говорил о том, что «сюжет растянулся на предлинный роман». Действительно, «Мёртвые души» образовали своеобразную жанровую структуру, неизвестную раньше ни в русской, ни в мировой литературе.
VI. Домашнее задание
1. Прочитать поэму Н. В. Гоголя «Мёртвые души».
2. Подготовить цитатный материал к образам Манилова и Коробочки.