Литература 9 класс - Планы-конспекты для 105 уроков - Галина Фефилова 2016
Литература второй половины XIХ века
Николай Васильевич Гоголь
Н. В. Гоголь Мёртвые души. Система образов поэмы: образы помещиков (Манилов, Коробочка)
Цели: дать обучающимся понятие о системе образов поэмы «Мёртвые души»; ознакомить обучающихся с образами помещиков на примере Манилова и Коробочки; формировать умения и навыки строить ответ на вопрос о художественном произведении с опорой на теоретико-литературные знания; совершенствовать навыки аналитической работы с прозаическим текстом; способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся; воспитывать культуру читательского восприятия.
Оборудование: учебник, раздаточный материал, таблица, текст поэмы «Мёртвые души», иллюстративный материал по теме урока.
Тип урока: урок — анализ художественного произведения.
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают о системе образов поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души»; умеют характеризовать персонажей поэмы, анализировать художественный текст, пересказывать отдельные эпизоды в форме описания; участвуют в беседе; вырабатывают свою точку зрения на художественное произведение в соответствии с авторской позицией и исторической эпохой.
Ход урока
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
Беседа (анализ главы первой)
• Расскажите, что вы узнали из прочитанного о главном герое произведения.
• Какой была цель его приезда в губернский город NN?
• Найдите в тексте и прочитайте портретное описание Чичикова. Как вы думаете, почему писатель наделяет его безликой внешностью? Обоснуйте свой
ответ. Какими словами автор выражает своё отношение к персонажу?
III. Мотивация учебной деятельности
Учитель. Поэма «Мёртвые души» была задумана Н. В. Гоголем как широкое эпическое полотно, где автор берётся правдиво отразить, как в чистом зеркале, живую современность.
Образная система поэмы строится в соответствии с тремя основными сюжетно-композиционными звеньями: помещичья Россия, чиновничья Россия и образ Чичикова. Соотношение частей в «Мёртвых душах» строго продумано и подчинено творческому замыслу. Первую главу поэмы можно определить,как своеобразное вступление. Действие ещё не началось, и автор лишь в общих чертах обрисовывает своих героев. Читатель начинает догадываться, что Чичиков приехал в губернский город с какими-то тайными намерениями, которые выясняются позднее.
IV. Работа над темой урока
1. Вступительное слово учителя
— Создавая образы помещиков, Гоголь не просто показывает нам разные типажи владельцев крепостных душ: мечтательных бездельников (Манилов), абсолютно равнодушных ко вверенным ему крепостным; скупердяев (Собакевич), которые ничего не упустят в жизни; «дубинноголовых» коробочек, увязших в мелком натуральном хозяйстве, где взят на учёт каждый клочок земли, каждый кусочек, каждый ящичек и шкатулочка; бессмысленных задир (Ноздрёв), которые больше бесчинствуют на ярмарках да по соседским поместьям, чем бывают дома; и, наконец, феноменальных во всех смыслах плюшкиных. Автор создаёт целую систему образов, очень реалистичную и в то же время отчётливо сатирическую. Он показывает нам героев со всех сторон, используя при этом три вида описания: портрет, пейзаж имения, интерьер дома помещика.
2. Коллективная работа по составлению опорной схемы-конспекта «Система образов поэмы» (запись на доске и в тетрадях)
Система образов поэмы
3. Аналитическая беседа «Размышляем, обсуждаем»
а) Анализ главы второй
• Кого из помещиков Чичиков навещает первым?
• Когда происходит первая встреча Чичикова с Маниловым?
• Какая деталь в описании героя является ведущей?
Просмотр фрагмента «Чичиков у Манилова» фильма Л. З. Трауберга «Мёртвые души» (1960)
• Расскажите, кто такой Манилов. Какое впечатление он на вас произвёл?
• Как автор характеризует Манилова? Какая чёрта характера является ведущей у этого персонажа? Свой ответ обоснуйте примерами из текста.
• Чем обычно был занят помещик? Как он относится к своему имению?
• Найдите в тексте и прочитайте описание интерьера дома Манилова. Проследите, как детали интерьера помогают раскрыть характер персонажа,
• Выразительно прочитайте, как Манилов отреагировал на предложение Чичикова продать «мёртвых душ». Как характеризует эта сцена Манилова? Аргументируйте свой ответ.
• Объясните термин «маниловщина».
• Прокомментируйте оценку этой главы, данную В. А. Жуковским: «Смешно и больно».
б) Анализ главы третьей
• С помощью каких художественных средств автор раскрывает образ Коробочки? Проиллюстрируйте свой ответ цитатами из текста.
• Найдите в тексте и прочитайте характеристику, которую даёт автор Коробочке. Какая черта помещицы более всего выделяется автором?
• В лицах выразительно прочитайте диалог Коробочки и Чичикова о куплепродаже мёртвых душ. Проследите, как характеризует помещицу её речь.
• Подумайте, можно ли назвать этот образ типичным? Почему? Объясните свой ответ.
• Какой художественный приём усиливает авторское обобщение? Подтвердите свой ответ текстом.
4. Коллективная работа над составлением таблицы «Герои поэмы» (запись на доске и в тетрадях)
Герои поэмы |
||
Образы помещиков |
||
Пять глав (2 — 6) — пять портретных характеристик, построенных по одинаковому плану: • краткая характеристика помещика (описание внешности); • описание усадьбы помещика; • описание совместной трапезы (застолья) — чем и как угощают помещики Чичикова; • как помещики реагируют на предложение Чичикова о продаже мёртвых душ; • последующие действия помещиков. Порядок следования помещиков не случаен, автор выводит некую закономерность, которая приводит к экономическому и моральному упадку помещичий класс |
||
Помещик |
Экономический упадок |
Моральное разложение |
Манилов (глава вторая) |
Бесхозяйственный помещик |
Праздный мечтатель, живущий в мире своих грёз, — «рыцарь пустоты» |
Коробочка (глава третья) |
Мелочная скопидомка |
«Дубинноголовая» |
Ноздрёв (глава четвёртая) |
Безалаберный прожигатель жизни |
Бесшабашный враль, мот и шулер |
Собакевич (глава пятая) |
Прижимистый и упрямый хозяин |
Оскотинившийся кулак |
Плюшкин (глава шестая) |
Скряга, доведший своё имение и крестьян до полного разорения |
«Прореха на человечестве» |
Общие черты всех помещиков Низкий культурный уровень, отсутствие интеллектуальных запросов, стремление к обогащению, жестокость в обращении с крепостными крестьянами, нравственная нечистоплотность и, наконец, отсутствие элементарного понятия о патриотизме. Для создания образов помещиков Н. В. Гоголь использует сатирические приёмы, в том числе гиперболизацию |
5. Сопоставительная работа: анализ образов Манилова и Коробочки (в парах)
Презентация результатов работы
Предполагаемый ответ
В образе Манилова запечатлён тип праздного мечтателя, «романтического» бездельника. Хозяйство помещика находится в полном упадке. «Дом господский стоял на юру, то есть на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть...» Ворует ключница, «глупо и без толку готовится на кухне», «пусто в кладовой», «нечистоплотны и пьяницы слуги». А между тем воздвигнута «беседка с плоским зелёным куполом, деревянными голубыми колоннами и надписью: “Храм уединённого размышления”». Мечты Манилова вздорны и нелепы. «Иногда. говорил он о том, как бы хорошо было, если бы вдруг от дома провести подземный ход или через пруд выстроить каменный мост.» Гоголь показывает, что Манилов пошл и пуст, реальных духовных интересов у него нет. «В его кабинете всегда лежала какая-то книжка, заложенная закладкою на четырнадцатой странице, которую он постоянно читал уже два года». Пошлость семейной жизни (отношения с женой, воспитание Алкида и Фемистоклюса), приторная слащавость речи («майский день», «именины сердца») подтверждают проницательность портретной характеристики персонажа. «В первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: “Какой приятный и добрый человек!” В следующую минуту разговора ничего не скажешь, а в третью скажешь: “Чёрт знает что такое!” — и отойдёшь подальше; если не отойдёшь, почувствуешь скуку смертельную». Гоголь с потрясающей художественной силой показывает мертвенность Манилова, никчёмность его жизни. За внешней привлекательностью скрывается духовная пустота.
Образ накопительницы Коробочки лишён уже тех «привлекательных» чёрт, которые отличают Манилова. И снова перед нами тип — «одна из тех матушек, небольших помещиц, которые. набирают понемногу деньжонок в пестрядёвые мешочки, размещённые по ящикам комодов». Интересы Коробочки всецело сконцентрированы на хозяйстве. «Крепколобая» и «дубинноголовая» Настасья Петровна боится продешевить, продавая Чичикову «мёртвые души». Любопытна «немая сцена», которая возникает в этой главе. Аналогичные сцены находим почти во всех главах, показывающих заключение сделки Чичикова с очередным помещиком. Это особый художественный приём, своеобразная временная остановка действия, позволяющая с особой выпуклостью показать духовную пустоту Павла Ивановича и его собеседников. В финале третьей главы Гоголь говорит о типичности образа Коробочки, о незначительной разнице между ней и иной аристократической дамой.
Различия образов Манилова и Коробочки
Манилов |
Коробочка |
Небрежность |
Аккуратность |
Восторженная наивность |
Упрямая подозрительность |
Беспечность |
Мелочность, жадность |
Манилов — спокойный наблюдатель всего происходящего; взяточники, воры, казнокрады — все для него препочтеннейшие люди. Это человек неопределённый, в нём нет живых человеческих желаний. Это мёртвая душа, человек «так себе, ни то ни сё» |
«Дубинноголовая» Коробочка — воплощение тех традиций, которые сложились у захолустных мелких помещиков, ведущих натуральное хозяйство. Она представитель уходящей, умирающей России, и в ней самой нет жизни, так как она обращена не в будущее, а в прошлое |
V. Рефлексия. Подведение итогов урока
«Под сенью дружных муз...»: сообщение учителя с опорой на иллюстрации П. М. Боклевского к поэме «Мёртвые души»
— Серия иллюстраций к поэме принадлежит П. М. Боклевскому. Художник полностью отказывается от воспроизведения бытовых деталей, обстановки. Его главная задача — передать интеллектуальную скудость, нравственное убожество гоголевских типов. Поэтому художник ограничивается только портретами героев, концентрирует внимание на изображении их лиц. Манилов представлен художником отдыхающим в послеобеденный час. Распустив галстук, расстегнув жилет, с неизменной трубкой с длинным чубуком, он нежится в мягком кресле. Манилов — деликатный, образованный барин. Поэтому пуховики располагают его к мечтательности. Он завёл глаза, запрокинул голову — унёсся фантазией под облака. Однако с подушек он не поднимается, пребывает в полной праздности, и зрителю ясно, что фантазии Манилова так же эфемерны, как дым, выходящий из его трубки.
Акварельный портрет Коробочки представляет добродушную старушку небольшого роста, в чепце и капоте, в башмачках. Круглая, мягкая фигура Настасьи Петровны, с какой-то тряпкой, повязанной на шее, удивительно напоминает плотно набитый куль или мешок — немаловажный атрибут домовитой помещицы. Боклевский часто придаёт гоголевским персонажам наружность, сходную с тем или иным животным. Коробочка Боклевского напоминает небольшого грызуна, заботливого, домовитого зверька, который всё, что ни увидит, тащит в свою норку. В самом деле, у неё круглые, удивлённые глазки, треугольником поднятая верхняя губка, обнажающая резцы, и, наконец, коротенькие ручки, простодушно сложенные поверх выступающего брюшка, совсем как лапки мыши.
VI. Домашнее задание
1. Подготовить цитатный материал к образам Ноздрёва, Собакевича, Плюшкина.
2. Индивидуальное задание (6 учащихся: «судья», прокурор», «адвокат», «Ноздрёв», двое «присяжных»). Подготовиться к ролевой игре «Суд над литературным героем» (образ Ноздрёва).
3. Опережающее задание. Подготовить ответ (устно) на проблемный вопрос: «С какой целью Чичиков на протяжении пяти глав посещает помещиков?».