Литература 9 класс - Планы-конспекты для 105 уроков - Галина Фефилова 2016

Литература второй половины XIХ века
Николай Васильевич Гоголь
Н. В. Гоголь Мёртвые души. Образы помещиков (Ноздрёв, Собакевич, Плюшкин)

    Цели: ознакомить обучающихся с образами помещиков на примере образов Ноздрёва, Собакевича, Плюшкина; формировать умения и навыки строить ответ на вопрос о художественном произведении с опорой на теоретико-литературные знания; совершенствовать навыки аналитической работы с прозаическим текстом; способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся; воспитывать культуру читательского восприятия.

    Оборудование: таблица, текст поэмы «Мёртвые души», иллюстративный материал по теме урока.

Тип урока: урок — анализ художественного произведения.

Прогнозируемые результаты: учащиеся знают о системе образов поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души»; умеют характеризовать персонажей поэмы, анализировать художественный текст, пересказывать отдельные эпизоды в форме описания; участвуют в беседе; вырабатывают свою точку зрения на художественное произведение в соответствии с авторской позицией и исторической эпохой.

Ход урока

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

1. Беседа

    • Что такое система образов?

    • Кто стоит в центре системы образов в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души»?

    • Что такое деталь? Какова роль детали в произведении?

    • Какие сатирические приёмы использует Н. В. Гоголь при изображении помещиков?

2. Заслушивание ответов нескольких учащихся на проблемный вопрос (см. домашнее задание предыдущего урока)

III. Мотивация учебной деятельности

Учитель. На прошлом уроке мы начали рассматривать галерею образов, которую раскрыл перед нами Н. В. Гоголь в своей поэме «Мёртвые души». Сегодня продолжим работу над характеристикой помещиков — «расточителей» и «накопителей». Каждому из помещиков посвящена отдельная глава, а вместе они представляют лицо помещичьей России. Последовательность появления этих образов также не случайна: от помещика к помещику все глубже оскудение человеческой души, поглощённой жаждой наживы или бессмысленным расточительством, что связывается как с бесконтрольным владением «душами» других, богатством, землей, так и с бесцельностью существования, утратившего свою высшую духовную цель.

IV. Работа над темой урока

1. «Умники и умницы»: выявление особенностей образа Ноздрёва в системе образов поэмы (работа над главой четвёртой)

Презентация результатов работы

Предполагаемый ответ

Галерею мёртвых душ продолжает в поэме Ноздрёв. Как и другие помещики, он внутренне пуст, возраст не касается его: «Ноздрёв в тридцать пять лет был таков же совершенно, каким был в осьмнадцать и двадцать: охотник погулять». Портрет лихого кутилы сатиричен и саркастичен одновременно. «Это был среднего роста, очень недурно сложённый молодец с полными румяными щеками... Здоровье, казалось, так и прыскало с лица его». Впрочем, Чичиков замечает, что один бакенбард был у Ноздрёва меньше и не так густ, как другой (результат очередной драки). Страсть к вранью и карточной игре во многом объясняет то, что ни на одном собрании, где присутствовал Ноздрёв, не обходилось без «истории». Жизнь помещика абсолютно бездуховна. В кабинете «не было заметно следов того, что бывает в кабинетах, то есть книг или бумаги; висели только сабля и два ружья...». Разумеется, хозяйство Ноздрёва развалено. Даже обед состоит из блюд, которые пригорели или, напротив, не сварились. Попытка Чичикова купить мёртвые души у Ноздрёва — роковая ошибка. Именно Ноздрёв разбалтывает на балу у губернатора тайну. Приезд в город Коробочки, пожелавшей узнать, «почем ходят мёртвые души», подтверждает слова лихого «говоруна». Образ Ноздрёва не менее типичен, чем образ Манилова или Коробочки. Гоголь пишет: «Ноздрёв долго ещё не выведётся из мира. Он везде между нами и, может быть, только ходит в другом кафтане; но лёгкомысленно непроницательны люди, и человек в другом кафтане кажется им другим человеком». Учитывая, что Ноздрёв за своё поведение прожигателя жизни должен быть исключён в поэме из русской литературы, давайте «передадим его дело в суд».

2. «Театр на уроке»: ролевая игра «Суд над литературным героем»

Судья. Объявляю судебное разбирательство открытым. Прошу, господин Ноздрёв, расскажите о себе суду.

Ноздрёв. Ну что сказать о себе? Как говорится, славный малый, лихач, охотник погулять, в картишки перекинуться. А ярмарки. люблю, брат, ярмарки! Хоть и продулся в последний раз, зато как покутил! Только за обедом шампанского 17 бутылок выпил.

Судья. Вы женаты? Дети есть?

Ноздрёв. Был когда-то, да жена умерла, царство ей небесное. Дети? А как же! Хотя... не до них, брат. Вот пускай нянька за ними смотрит. Эх, смазливая, чёрт!.. А вот псарня, господа, это, я вам скажу, такое дело. Там я — отец родной. Я тебе, ваше превосходительство, могу щенка подарить.

    Судья. Благодарю покорно. За что вас называют историческим человеком? Ноздрёв. А это оттого, что я все время попадаю в истории.

Судья. Приняв к сведению услышанное, предоставим слово прокурору.

Прокурор. Почему мы считаем Ноздрёва «мёртвой душой»? Да потому что за ним числится ряд смертных грехов, а именно:

    а) подсудимый своей беспутной жизнью довёл до смерти жену, оставив сиротами детей, которых подкинул на воспитание смазливой няньке;

    б) в образе Ноздрёва Гоголь наглядно показывает все противоречия между интересами крестьян и помещиков. Всё вырученное от выгодной продажи произведённого крестьянами товара он проигрывает в карты и пропивает;

    в) Ноздрёв оскорбительно ведёт себя с Чичиковым, грозя повесить его на первом дереве. Это прямая угроза жизни главного героя;

    г) он неуважительно отзывается о помещиках-соседях и городских чиновниках;

    д) он постоянно дерётся. Недаром Гоголь зовёт его «историческим человеком», «разбитным малым». Считаю, что Ноздрёв заслуживает высшей меры наказания — изгнания его из русской литературы.

Судья. Слово защите.

Адвокат. Господин судья, господа присяжные заседатели. Мы выслушали прокурора, но я прошу глубже разобраться в причинах, побудивших моего подзащитного к подобным поступкам. Ноздрёв стал Ноздрёвым из-за губительного воздействия крепостного права в России. Жизнь за счёт крепостных, их труда, бездействие, вседозволенность родовых помещиков, достаток и много свободного времени, которое некуда деть, кроме посещёния балов, пирушек, званых обедов, — всё это и привело Ноздрёва на скамью подсудимых. Прошу быть к нему снисходительными.

Судья. Что скажут присяжные?

1-й присяжный. Мы достаточно хорошо разобрались в раскрывшейся перед нами ситуации. От имени присяжных заседателей хочу обратить внимание на подсудимого. (Обращение к портрету Ноздрёва работы П. М. Боклевского.)

2-й присяжный. Перед нами красавец, изображённый художником Боклевским. Человек приятной наружности, высокий, с пышной шевелюрой и длинными, с завитушками, усами. Жизнерадостный, полный энергии, пышущий здоровьем, обожающий животных. Разве можно такого «героя» выбросить из литературы? По его виду можно предположить, что этот герой выдержит критику ещё не одного поколения учащихся. Мы решили оставить Ноздрёва в литературе для дальнейшего изучения.

Судья. Приговор вынесен. На этом судебное заседание объявляю закрытым.

3. «Умники и умницы»: выявление особенностей образов Собакевича, Плюшкина в системе образов поэмы с опорой на текст поэмы (в группах; работа над пятой, шестой главами)

    • Опираясь на текст поэмы и план, расскажите, в чём особенности образов Собакевича и Плюшкина.

План

    а) Портрет;

    б) характеристика;

    в) усадьба;

    г) характеристика;

д) ведение хозяйства; ж) образ жизни.

Презентация результатов работы

Предполагаемый ответ

Особенность

Собакевич

Плюшкин

Портрет

«Человек здоровый и крепкий», которого природа «рубила со всего плеча»; весьма похож «на средней величины медведя»; «...казалось, в этом теле совсем не было души, или она у него была, но совсем не там, где следует, а, как у бессмертного кощея, где-то за горами, и закрыта такою толстою скорлупою, что всё, что ни ворочалось на дне её, не производило решительно никакого потрясения на поверхности»

«Долго он [Чичиков] не мог распознать, какого пола была фигура: баба или мужик. Платье на ней было совершенно неопределённое, похожее очень на женский капот, на голове колпак, какой носят деревенские дворовые бабы, только один голос показался ему несколько сиплым для женщины...» «...Маленькие глазки ещё не потухли и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши, когда, высунувши из тёмных нор остренькие морды, насторожа уши и моргая усом, они высматривают, не затаился ли где кот или шалун мальчишка, и нюхают подозрительно самый воздух.»

Характеристика

«Чертов кулак», по выражению Чичикова, — это воплощение прочной силы; нельзя не отметить резвость его нападок на всех, кто кажется ему врагом, неотступность в осуществлении своих желаний

В Плюшкине нет никаких человеческих чувств, даже отцовских. Вещи для него дороже людей, в которых он видит только мошенников и воров. Бессмысленная скупость, царящая в душе Плюшкина, порождает в нём недоверие и враждебность ко всему окружающему, жестокость и несправедливость по отношению к крепостным

Усадьба

«Чичиков ещё раз окинул комнату и всё, что в ней ни было, — все было прочно, неуклюже в высочайшей степени и имело какое-то странное сходство с самим хозяином дома... Стол, кресла, стулья — все было самого тяжелого и беспокойного свойства, — словом, каждый предмет, каждый стул, казалось, говорил: “И я тоже Собакевич!”»

Всюду в доме царил беспорядок: «казалось, как будто в доме происходило мытьё полов и сюда на время нагромоздили всю мебель...». Выразительно описание села Плюшкина, с его пришедшей в полную негодность бревенчатой мостовой, с «особенной ветхостью» деревенских изб, с огромными кладями сгнившего хлеба, с господским домом, который выглядел каким-то «дряхлым инвалидом»

Ведение хозяйства

У Собакевича тяготение к старым, крепостническим формам ведения хозяйства, вражда к городу и просвещению сочетаются со страстью к наживе, хищническому накоплению

Всё пришло в полный упадок, крестьяне «мрут, как мухи», десятки числятся в бегах

Образ жизни

Страсть к обогащению толкает его на плутовство, заставляет изыскивать разные средства наживы. Даже своих умерших крестьян он пытается продать как можно дороже, всячески расхваливая Чичикову лучшие качества уже не существующих людей

Следя за переменами в жизни Плюшкина, нельзя не заметить, что «омертвение» души начинается с бедности чувств. Кажется, что человечность недоступна Плюшкину. Рассказанная история жизни Плюшкина делает этот образ скорее трагическим, нежели комическим. Пользуясь приёмом контраста, Гоголь заставляет читателя сопоставить человеческое и уродливо-безобразное в пределах одной жизни

4. «Под сенью дружных муз...»: сообщение учителя с опорой на иллюстрации П. М. Боклевского к поэме «Мёртвые души»

— Плюшкин изображён у П. М. Боклевского высохшим, беззубым стариком с запавшим ртом, провалившимися щеками, одетым в лохмотья. Вместе с тем художник сумел придать фигуре скупца нечто грозное и зловещее. Это воплощение бесчеловечной, мертвящей алчности. На всех рисунках Боклевского он повёрнут спиной к зрителю, смотрит искоса, через плечо, брови настороженно подняты, мышиные глазки сверлят собеседника. Лучше всяких слов эта поза и этот взгляд рассказывают об отчуждённости от людей «заплатанного». Линии крючковатого носа и выступающего подбородка у Плюшкина почти сливаются. Это придаёт его физиономии нечто колдовское, страшное.

Собакевич — помещик-кулак. В соответствии с фамилией художник придал его физиономии угрюмую свирепость цепного пса. Из-под нависших бровей на нас подозрительно глядят маленькие звериные глазки. Губы сложены в брюзгливую гримасу. Таков Собакевич в ряде погрудных изображений. Акварельный же портрет Собакевича в коричневом костюме, с ногами, повёрнутыми носками внутрь, заставляет вспомнить о сходстве нашего героя с «медведем средней величины».

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Обобщающее слово учителя

— Таким образом, помещиков в «Мёртвых душах» объединяют пошлость и духовная пустота. Однако Гоголь не был бы великим писателем, если бы ограничился лишь социальным объяснением причин духовной несостоятельности персонажей. Он действительно создаёт «типические характеры в типических обстоятельствах», но обстоятельства могут заключаться и в условиях внутренней, психической жизни человека. Повторяю, что падение Плюшкина не связано прямо с его положением помещика. Разве потеря семьи не может сломить даже самого сильного человека, представителя любого класса или сословия?! Словом, реализм Гоголя включает в себя и глубочайший психологизм. Этим-то поэма интересна и современному читателю.

VI. Домашнее задание

    1. Перечитать главы поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души», посвящённые чиновникам города NN.

    2. Опережающее задание. Подготовить ответ (устно) на проблемный вопрос: «Зачем Гоголю нужен герой, путешествующий по усадьбам? Почему Гоголь каждому помещику посвящает отдельную главу?».