Литература 9 класс - Планы-конспекты для 105 уроков - Галина Фефилова 2016

Литература второй половины XIХ века
Николай Васильевич Гоголь
Н. В. Гоголь Мёртвые души. Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой

    Цели: продолжить знакомство учащихся с содержанием поэмы «Мёртвые души»; охарактеризовать главного героя поэмы Чичикова; формировать у обучающихся умение составлять характеристику персонажей, определять роль и значение образов чиновников в раскрытии авторского замысла; совершенствовать навыки аналитической работы с прозаическим текстом; способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся; воспитывать культуру читательского восприятия.

    Оборудование: таблицы, текст поэмы «Мёртвые души», иллюстративный материал по теме урока, эпизоды фильма «Мёртвые души» (1984, реж. М. А. Швейцер).

Тип урока: урок — анализ художественного произведения.

Прогнозируемые результаты: учащиеся знают о системе образов поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души»; характеризуют главного героя поэмы Чичикова; выполняют аналитический разбор отдельных эпизодов поэмы; участвуют в беседе; вырабатывают свою точку зрения на художественное произведение в соответствии с авторской позицией и исторической эпохой.

Ход урока

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Заслушивание нескольких учащихся (см. домашнее задание предыдущего урока)

III. Мотивация учебной деятельности

Учитель. В главе одиннадцатой поэмы «Мёртвые души» Н. В. Гоголь пишет, что русская литература много внимания уделяла «добродетельному» герою: «Нет писателя, который бы не ездил на нём верхом, понукая и кнутом, и всем, чем попало». Но в реальной действительности в крепостническом обществе не последнюю роль играют люди-подлецы. Почему они не выставляются на «всенародные очи»? «Нет, пора, наконец, припрячь и подлеца. Итак, припряжём подлеца!» Кажется, отношение Гоголя к своему герою предельно ясно. Но так ли это? Есть ли будущее у Чичикова? Кто же, наконец, находится в бричке, запряжённой тройкой, которая несётся вдаль? Обратимся ещё раз к этому образу. Это главный герой произведения, связующее звено между главами. Что же мы знаем о нём?

IV. Работа над темой урока

1. «Под сенью дружных муз...»

а) Просмотр эпизода «Чичиков в трактире» фильма «Мёртвые души»

• Каким вы увидели в этом кинофрагменте Павла Ивановича Чичикова?

б) Просмотр эпизода «Встреча Манилова и Чичикова» из фильма «Мёртвые души»

    • Каким вы видите в этом эпизоде Чичикова? Проанализируйте этот эпизод.

Предполагаемый ответ

Знакомство Чичикова с крепостниками начинается с Манилова, достаточно приятного внешне человека. Чичиков ищет «Заманиловку», но «деревня Маниловка немногих могла заманить своим местоположением...». Павлу Ивановичу Чичикову и читателям открывается довольно претенциозная и одновременно жалкая картина. Сам Манилов при встрече с Чичиковым ведёт себя излишне любезно, до приторности навязчиво. О нём автор говорит, что Манилова можно охарактеризовать так: «Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан...». В кабинете хозяина «всегда лежала какая-то книжка, заложенная закладкой на четырнадцатой странице, которую он постоянно читал уже два года». Великолепная деталь, показывающая умственный уровень помещика. Его эстетические запросы ограничиваются тем, что он выколачивает на подоконник пепел из трубки, не то воздвигая беспорядочные кучи, не то строя что-то фантастическое. Манилов совершенно не занимается хозяйством, передоверив крестьян приказчику-вору. Ни он сам не знает, сколько умерло крепостных, ни вызванный на доклад приказчик.

Чичиков, подстраиваясь под «изящный стиль» хозяина, выражает свои мысли витиевато, называя умерших — «которые в некотором роде окончили своё существование». Чичиков озадачивает Манилова на миг, но потом всё проходит: помещик не привык задумываться, ему достаточно слова мошенника, и Манилов готов дальше восхищаться Павлом Ивановичем, он ради «нового приятеля» собственноручно перепишет список всех умерших крестьян, украсит его шёлковой лентой. Чичиков — прекрасный психолог, понимающий «природу Манилова». Павел Иванович, говоря с помещиком, начинает так же елейно улыбаться, лебезить перед хозяином, копируя его манеру поведения.

2. Аналитическая беседа

    • В чём сходство и различие в характерах и поведении Чичикова с одной стороны и каждого из помещиков с другой? В каких ситуациях герой ведёт себя как Манилов, Коробочка и т. п.? Чем Чичиков принципиально от помещиков отличается?

    • Благодаря каким качествам Чичикову удаётся завоевать симпатии помещиков? В чём секрет его обаяния?

    • Слуги Чичикова играют немаловажную роль в раскрытии его характера. Как их звали? Чем они отличались друг от друга?

    • Во время посещения помещиков Собакевича и Манилова Чичиков заводил с хозяевами разговор о городских чиновниках. Составьте сравнительные характеристики чиновников со слов этих помещиков.

    • Проанализируйте, что общего и в чём различие в описании чиновников уездного города в «Ревизоре» и губернского города из «Мёртвых душ».

    • Кто такой капитан Копейкин? Пересекаются ли чичиковский идеал и понятие о капитале капитана Копейкина?

    3. «Практикум начинающего литературоведа»: анализ эпизодов поэмы (работа в группах)

    • 1-я группа. Размышления Чичикова над списком купленных крестьян (глава седьмая).

    • 2-я группа. Чичиков на балу у губернатора (глава восьмая).

    • 3-я группа. Разговор двух дам (глава девятая).

    • 4-я группа. Чиновники расспрашивают Ноздрёва (глава десятая).

Презентация результатов работы

4. Продолжение аналитической беседы

    • «Что он не герой, исполненный совершенств и добродетели, это видно. Кто же он?» — спрашивает автор в своей поэме. Ответьте на этот вопрос, используя материалы одиннадцатой главы.

    • Показывает ли автор своё отношение к герою? Почему он сообщает подробности о его жизни только в последней главе первого тома?

    • Как связаны с названием произведения образы помещиков и Чичикова? Есть ли в поэме «живые души»? Кто они?

    • Какова роль в поэме «Повести о капитане Копейкине»?

    5. Коллективная работа над составлением таблиц: «Павел Иванович Чичиков», «Сходство Павла Ивановича Чичикова с другими помещиками» (запись на доске и в тетрадях)


Павел Иванович Чичиков

Этапы жизни

События

Детство

Не имел знатного происхождения, в семье не было материального достатка, всё было серо, уныло, болезненно — «вот бедная картина первоначального его детства, о котором едва сохранил он бледную память»

Образование:

а) наказ отца;

б) обретение собственного опыта

Получил образование в классах городского училища, куда отец его отвёз и дал следующее наставление: «Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальникам. Коли будешь угождать начальнику, то, хоть и в науке не успеешь и таланту Бог не дал, все пойдёшь в ход, всех опередишь. С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными. Не угощай и не потчевай никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали, а больше всего береги и копи копейку: эта вещь надёжнее всего на свете. Товарищ или приятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был. Всё сделаешь, всё прошибёшь на свете копейкой».

Сумел построить отношения с товарищами по классу таким образом, что они его угощали; сумел собрать денег, прирастив их к оставленной отцом полтине. Для накопления денег использовал любые возможности

Служба:

а) начало службы;

б) продолжение карьеры

«Местечко досталось ему ничтожное, жалованья тридцать или сорок рублей в год...» Благодаря железной воле, умению себе во всём отказать, сохраняя при этом аккуратность и приятность внешности, сумел выделиться среди таких же невзрачных служащих: «…Чичиков представлял во всём совершенную противоположность и взрачностью лица, и приветливостью голоса, и совершенным неупотреблением никаких крепких напитков». Для продвижения по службе воспользовался уже испробованным способом — угождение начальнику, найдя его слабое место — дочь, которую влюбил в себя. С этого момента он стал «человеком заметным».

Служба в комиссии «для построения какого-то казенного капитального строения». Стал позволять себе «некоторые излишества»: хороший повар, хорошие рубашки, дорогая ткань для костюмов, приобретение пары лошадей.

Вскоре вновь потерял тёплое местечко. Пришлось поменять два-три места. «Добрался до таможни». Провернул рискованную операцию, на которой сначала обогатился, а потом погорел и потерял почти всё

Приобретение «мёртвых душ». Как появилась идея приобретения

После того как Чичикова выгнали со службы в таможне, он пробует найти новую службу. «И в ожидании лучшего принуждён был даже заняться званием поверенного»

Появление Чичикова в губернском городе

Применяя практическую сметку, обходительность и изворотливость, Чичиков сумел очаровать и губернский город, и усадьбы. Быстро разгадав человека, он умеет найти подход к каждому. Остаётся только поражаться неистощимому разнообразию всех «оттенков и тонкостей его обращения»


«Неодолимую силу характера», «расторопность, проницательность и прозорливость», всё своё умение обворожить человека пускает Чичиков в ход, чтобы достичь желаемого обогащения

Сходство Павла Ивановича Чичикова с другими помещиками

Отличительная черта помещика

Как это черта проявляется в характере Чичикова

Манилов — «слащавость», приторность, неопределенность

Все жители губернского города признали Чичикова мужчиной приятным во всех отношениях. «Словом, куда ни повороти, был очень порядочный человек. Все чиновники были довольны приездом нового лица. Губернатор об нём изъяснился, что он благонамеренный человек; прокурор — что он дельный человек; жандармский полковник говорил, что он учёный человек; председатель палаты — что он знающий и почтенный человек; полицеймейстер — что он почтенный и любезный человек; жена полицеймейстера — что он любезнейший и обходительнейший человек. Даже сам Собакевич, который редко отзывался о ком-нибудь с хорошей стороны. сказал ей [жене]: “Я, душенька, был у губернатора на вечере, и у полицеймейстера обедал, и познакомился с коллежским советником Павлом Ивановичем Чичиковым: преприятный человек!”»

Коробочка — мелочная скаредность

Знаменитая шкатулка Чичикова, в которой всё разложено с такой же старательной педантичностью, как в комоде Настасьи Петровны Коробочки

Ноздрёв — самовлюбленность

Желание и умение всем нравиться; испытывать расположение к себе со стороны всех — вот потребность и необходимость для Чичикова: «Герой наш отвечал всем и каждому и чувствовал какую-то ловкость необыкновенную: раскланивался направо и налево, по обыкновению своему несколько набок; но совершенно свободно, так что очаровал всех...»

Собакевич — грубая прижимистость и цинизм

Даже Ноздрёв замечает, что в Чичикове нет «...никакого прямодушия, ни искренности! Совершенный Собакевич»

Плюшкин — собирание ненужных вещей и тщательное их хранение

Во время осмотра города NN «...оторвал прибитую к столбу афишу с тем, чтобы, пришедши домой, прочитать её хорошенько», а затем герой «свернул опрятно и положил в свой ларчик, куда имел обыкновение складывать всё, что ни попадалось»

Вывод. Характер Чичикова многогранен, герой оказывается зеркалом того помещика, с которым встречается, потому что в нём есть те же качества, которые составляют основу характеров помещиков.

6. «Учимся грамотно дискутировать»: мини-дискуссия

    • Можно ли назвать Чичикова героем его времени?

    • Почему деятельность Чичикова не может быть созидательной?

    • При каких условиях могла появиться такая личность?

    • Насколько герой интересен современному читателю?

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Обобщающее слово учителя

— Таким образом, Чичиков — герой великого, классического произведения, созданного гением, герой, воплотивший результат авторских наблюдений и размышлений над жизнью, людьми, их поступками. Образ, вобравший типические черты и потому давно уже вышедший за рамки самого произведения. Имя его стало нарицательным для людей — пронырливых карьеристов, подхалимов, стяжателей, внешне «преприятных», «порядочных и достойных». Постижение этого образа возможно лишь при кропотливом, внимательном анализе не только самого произведения, но и огромной массы критической литературы.

VI. Домашнее задание

Творческое задание. В глубокой и оригинальной статье советского писателя С. П. Залыгина «Читая Гоголя» высказана мысль: «И ещё одна причина... препятствовала вступлению Гоголя в область романа: Гоголь миновал женский характер во всей его глубине». Согласны ли вы с этим утверждением? Напишите своё рассуждение (миниатюру) по этому поводу.